Программа по предмету "Развитие речи и письмо", 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Белова Елена Игоревна

Рабочая программа "Развитие речи и письмо", 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.r.r._i_p._5_klass_programma.docx312.2 КБ

Предварительный просмотр:

F:\2022-2023 уч.год\ПРОГРАММЫ ДЛЯ САЙТА\сканы титулов\р р п 5 001.jpg

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по образовательной области «Развитие речи и письмо» для 5 класса разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (вариант 1) государственного общеобразовательного казенного учреждения Иркутской области «Специальной (коррекционной) школы №4 г. Иркутска».

Цель: развитие устной и письменной грамотной речи.

Задачи:

- Формирование навыков связной письменной и устной речи.

- Развитие фонематического слуха и правильного произношения.

- Воспитание интереса к родному языку.

2. Общая характеристика учебного предмета

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни, общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2—4 классах. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5—9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Класс

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Итого часов в год

5

1

34

33

Четверть

Кол-во часов

I четверть

8

II четверть

8

III четверть

9

IV четверть

8

Итого:

33

№п/п

           Название раздела

Кол-во часов

1

Текст

8

2

Деловые бумаги

8

3

Культура речи

9

4

Графика и орфография

8

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Обучающиеся должны уметь:

Строить простое распространенное предложение с однородными членами по серии сюжетных картин (4-5 частей)

Связно высказываться устно, письменно( по плану);Пользоваться словарем.

Обучающиеся должны знать:

Правила написания деловых писем (адрес на открытке, письмо, поздравительная открытка)

5. Содержание учебного предмета

Текст

Работа с деформированным текстом. Составление предложений по теме «Осень». Составление рассказа по сюжетным картинкам «Рыбалка», «Завтрак».

Деловые бумаги

Деловое письмо: Адрес на конверте. Деловое письмо: Адрес на открытке. Деловое письмо: Поздравительная открытка. Деловое письмо: Письмо родителям.

Культура речи

Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари. Создание текста на основе исходного, членение его на части. Изложение.

Графика и орфография

Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

I четверть ( 8 часов)

Текст (8 часов)

1

Предложение. Текст.

1

07.09

Составление предложений из набора слов.

2

3

Работа с деформированным текстом.

2

14.09

21.09

Работа с текстом, составление предложений из набора слов в неправильном порядке.

4

Составление предложений по теме «Осень»

1

28.09

Составление предложений из набора слов по определенной теме.

5

Составление рассказа по сюжетным картинкам «Рыбалка»

1

05.10

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

6

7

Составление рассказа по серии сюжетных картин: «Завтрак»

2

12.10

19.10

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

8

Закрепление пройденного материала

1

26.10

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

II четверть (8 часов)

Деловые бумаги (8 часов)

1

2

Деловое письмо: Адрес на конверте

2

09.11

16.11

Написание адреса на конверте.

3

Деловое письмо: Адрес на открытке

1

23.11

Написание адреса на открытке.

4

5

Деловое письмо: Поздравительная открытка

2

30.11

07.12

Написание поздравительной открытки.

6

7

Деловое письмо: Письмо Деду Морозу

2

14.12

21.12

Написание письма Деду Морозу.

8

Закрепление пройденного материала

1

28.12

Обобщение полученных знаний.

III четверть (9 часов)

Культура речи (9 часов)

1

Слово как единица языка.

1

11.01

Разбор состава слова.

2

Слово и его лексическое значение.

1

18.01

Значение слов.

3

Многозначные и однозначные слова.

1

25.01

Значение слов.

4

Прямое и переносное значения слов.

1

01.02

Значение слов.

5

Омонимы. Синонимы. Антонимы.

1

08.02

Различение омонимов, синонимов, антонимов

6

Толковые словари.

1

15.02

Работа по словарю.

7

Создание текста на основе исходного, членение его на части.

1

22.02

Составление текста.

8

Изложение

1

01.03

Написание изложения коллективно.

9

Закрепление пройденного материала

1

15.03

Обобщение полученных знаний.

IV четверть (8 часов)

Графика и орфография (8 часов)

1

Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки.

1

05.04

Различение гласных и согласных звуков.

2

Ударение в слове. Гласные ударные и безударные.

1

12.04

Умение ставить в слове ударение.

3

Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков.

1

19.04

Различение твёрдых и мягких согласных.

4

Звонкие и глухие согласные.

1

26.04

Различение звонких и глухих согласных.

5

Контрольное списывание с выполнением грамматического задания.

1

03.05

Списывание текста с бумажного носителя.

6

Работа над ошибками.

1

10.05

Устранение ошибок.

7

 Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

1

17.05

Каллиграфия.

8

Закрепление и обобщение пройденного за год.

1

24.05

Обобщение материала

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» - М., 2016

Н.Г. Галунчикова,  Э.В. Якубовская «Русский язык» 5-го класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва: «Просвещение», 2017;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи в 7 классе для коррекционной школы

Общеобразовательная (коррекционная) школа для детей с тяжелыми нарушениями речи V вида – тип специального школьного учреждения, предназначенный для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, диза...

Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся по программе 8 вида

Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся по программе 8 вида...

Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе для обучающихся по программе 8 вида

Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе для обучающихся по программе 8 вида...

рабочая программа по развитию речи в 6 классе для детей со сложным дефектом

данная программа предназначена для работы с глубоко умственно отсталыми детьми....

Рабочая программа по развитию речи в 4 классе

      Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие  у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыс...

Адаптированная рабочая программа по развитию речи для 5 класса. Автор Никитина Е.И.

Адаптированная рабочая программа по развитию речи для обучающихся 5 класса с ТНР....