Программа по предмету "Развитие речи и письмо", 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Рабочая программа "Развитие речи и письмо", 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.r.r._i_p._5_klass_programma.docx | 312.2 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по образовательной области «Развитие речи и письмо» для 5 класса разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (вариант 1) государственного общеобразовательного казенного учреждения Иркутской области «Специальной (коррекционной) школы №4 г. Иркутска».
Цель: развитие устной и письменной грамотной речи.
Задачи:
- Формирование навыков связной письменной и устной речи.
- Развитие фонематического слуха и правильного произношения.
- Воспитание интереса к родному языку.
2. Общая характеристика учебного предмета
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни, общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2—4 классах. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5—9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Класс | Кол-во часов в неделю | Кол-во учебных недель | Итого часов в год |
5 | 1 | 34 | 33 |
Четверть | Кол-во часов |
I четверть | 8 |
II четверть | 8 |
III четверть | 9 |
IV четверть | 8 |
Итого: | 33 |
№п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Текст | 8 |
2 | Деловые бумаги | 8 |
3 | Культура речи | 9 |
4 | Графика и орфография | 8 |
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Обучающиеся должны уметь:
Строить простое распространенное предложение с однородными членами по серии сюжетных картин (4-5 частей)
Связно высказываться устно, письменно( по плану);Пользоваться словарем.
Обучающиеся должны знать:
Правила написания деловых писем (адрес на открытке, письмо, поздравительная открытка)
5. Содержание учебного предмета
Текст
Работа с деформированным текстом. Составление предложений по теме «Осень». Составление рассказа по сюжетным картинкам «Рыбалка», «Завтрак».
Деловые бумаги
Деловое письмо: Адрес на конверте. Деловое письмо: Адрес на открытке. Деловое письмо: Поздравительная открытка. Деловое письмо: Письмо родителям.
Культура речи
Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари. Создание текста на основе исходного, членение его на части. Изложение.
Графика и орфография
Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
I четверть ( 8 часов) | ||||
Текст (8 часов) | ||||
1 | Предложение. Текст. | 1 | 07.09 | Составление предложений из набора слов. |
2 3 | Работа с деформированным текстом. | 2 | 14.09 21.09 | Работа с текстом, составление предложений из набора слов в неправильном порядке. |
4 | Составление предложений по теме «Осень» | 1 | 28.09 | Составление предложений из набора слов по определенной теме. |
5 | Составление рассказа по сюжетным картинкам «Рыбалка» | 1 | 05.10 | Составление рассказа по серии сюжетных картин. |
6 7 | Составление рассказа по серии сюжетных картин: «Завтрак» | 2 | 12.10 19.10 | Составление рассказа по серии сюжетных картин. |
8 | Закрепление пройденного материала | 1 | 26.10 | Составление рассказа по серии сюжетных картин. |
II четверть (8 часов) | ||||
Деловые бумаги (8 часов) | ||||
1 2 | Деловое письмо: Адрес на конверте | 2 | 09.11 16.11 | Написание адреса на конверте. |
3 | Деловое письмо: Адрес на открытке | 1 | 23.11 | Написание адреса на открытке. |
4 5 | Деловое письмо: Поздравительная открытка | 2 | 30.11 07.12 | Написание поздравительной открытки. |
6 7 | Деловое письмо: Письмо Деду Морозу | 2 | 14.12 21.12 | Написание письма Деду Морозу. |
8 | Закрепление пройденного материала | 1 | 28.12 | Обобщение полученных знаний. |
III четверть (9 часов) | ||||
Культура речи (9 часов) | ||||
1 | Слово как единица языка. | 1 | 11.01 | Разбор состава слова. |
2 | Слово и его лексическое значение. | 1 | 18.01 | Значение слов. |
3 | Многозначные и однозначные слова. | 1 | 25.01 | Значение слов. |
4 | Прямое и переносное значения слов. | 1 | 01.02 | Значение слов. |
5 | Омонимы. Синонимы. Антонимы. | 1 | 08.02 | Различение омонимов, синонимов, антонимов |
6 | Толковые словари. | 1 | 15.02 | Работа по словарю. |
7 | Создание текста на основе исходного, членение его на части. | 1 | 22.02 | Составление текста. |
8 | Изложение | 1 | 01.03 | Написание изложения коллективно. |
9 | Закрепление пройденного материала | 1 | 15.03 | Обобщение полученных знаний. |
IV четверть (8 часов) | ||||
Графика и орфография (8 часов) | ||||
1 | Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. | 1 | 05.04 | Различение гласных и согласных звуков. |
2 | Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. | 1 | 12.04 | Умение ставить в слове ударение. |
3 | Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. | 1 | 19.04 | Различение твёрдых и мягких согласных. |
4 | Звонкие и глухие согласные. | 1 | 26.04 | Различение звонких и глухих согласных. |
5 | Контрольное списывание с выполнением грамматического задания. | 1 | 03.05 | Списывание текста с бумажного носителя. |
6 | Работа над ошибками. | 1 | 10.05 | Устранение ошибок. |
7 | Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. | 1 | 17.05 | Каллиграфия. |
8 | Закрепление и обобщение пройденного за год. | 1 | 24.05 | Обобщение материала |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» - М., 2016
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская «Русский язык» 5-го класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва: «Просвещение», 2017;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию речи в 7 классе для коррекционной школы
Общеобразовательная (коррекционная) школа для детей с тяжелыми нарушениями речи V вида – тип специального школьного учреждения, предназначенный для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, диза...
Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся по программе 8 вида
Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся по программе 8 вида...
Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе для обучающихся по программе 8 вида
Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе для обучающихся по программе 8 вида...
рабочая программа по развитию речи в 6 классе для детей со сложным дефектом
данная программа предназначена для работы с глубоко умственно отсталыми детьми....
Рабочая программа по развитию речи в 5 классе для детей со сложной структурой дефекта для ученика находящегося на надомном обучении.
Рабочая программа по развитию речи в 5 классе ....
Рабочая программа по развитию речи в 4 классе
Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыс...
Адаптированная рабочая программа по развитию речи для 5 класса. Автор Никитина Е.И.
Адаптированная рабочая программа по развитию речи для обучающихся 5 класса с ТНР....