Рабочая программа по развитию речи в 4 классе
методическая разработка

        Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие  у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Поэтому развитие речи является важным звеном в общей системе обучения детей, обеспечивающим успехи в учебной работе и по другим предметам. Обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся - главная задача данного  курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_razvitie_rechi.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи. 4 класс

Пояснительная записка.

 Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

   Учебная коррекционно-развивающая программа разработана  на основе учебной программы Г. С. Щеголевой «Уроки развития связной речи  в начальной школе».

Целью предметного курса «Развитие речи» в 4А классе является предупреждение и устранение неуспеваемости, обусловленной общим недоразвитием речи обучающихся; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ. Развитие связной речи.

Задачи: Основной практической задачей является помощь учащимся в овладении программным материалом по русскому языку и чтению.

  1. Уточнение и развитие пространственно-временных представлений.
  2. Развитие функции фонематического анализа и синтеза.
  3. Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи.
  4. Уточнение, расширение и активизация словарного запаса.
  5. Развитие связной речи.
  6. Формирование  речевой мотивации и коммуникативно-речевой активности школьников.
  7. Развитие умения и навыков наблюдать, анализировать и обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие коммуникативно-речевые задачи;

Адресность:

        Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие  у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Поэтому развитие речи является важным звеном в общей системе обучения детей, обеспечивающим успехи в учебной работе и по другим предметам. Обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся - главная задача данного  курса.

Наибольшие затруднения у учащихся  4 А  класса вызывает  составление самостоятельного рассказа, а также рассказа по картинке или серии картин. При попытке рассказать по картинке ребенок непоследовательно переходит с описания одной детали на другую, затем возвращается на предыдущую. Другой вид связной речи — пересказ текста -дается  лучше, особенно если у ребёнка достаточно хорошо развита механическая память. Но в большинстве случаев пересказ получается неполным, с пропуском многих, в том числе существенных, деталей, с перестановкой частей, что говорит о недостаточном понимании смысла услышанного. Многие дети не приступают к самостоятельному пересказу и ждут наводящих вопросов. Причем, им понадобятся не проблемные, а подробные, воспроизводящие сюжет текста вопросы.        

Основной контингент детей 4 А класса, обучающихся по данной программе, составляют дети с ОНР  III – IV уровня.

Системное нарушение всех компонентов языковой системы у школьников с ОНР характеризуется следующими проявлениями:

- нарушением звуко-слоговой структуры речи с преобладанием звуковых ошибок фонематического типа;

- ограниченным словарным запасом;

- наличием многочисленных словесных замен;

-бедностью и стереотипностью синтаксического оформления речи; использованием преимущественно простых распространенных предложений

 - связная речь значительно отстает от возрастной нормы по уровню развития.

У  учащихся 4 А  класса недостаточно сформированы языковые средства, задерживающие формирование коммуникативной и обобщающей функции речи, как правило, недостаточно сформированы психические процессы (как вторичное проявления речевого дефекта) - память, мышление, внимание. Их коррекция возможна только в процессе устранения ОНР (как первичного дефекта).

 Оптимизация коррекционного обучения детей с речевой патологией требует соблюдения одновременности работы над всеми компонентами языковой системы:

 – звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения. Поэтому, корригируя звуковой языковой системы, мы создаем основу для усвоения детьми разнообразных грамматических конструкций и грамматики в целом.

 В разработанной программе предусмотрена работа по развитию речи, которая проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь).            

 Программа способствует формированию стремления к получению новых знаний, приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

 Большое значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка. ( Фомичева  А., Коновалов В., Истамов В., Давиденко А.)

Программа направлена на коррекцию развития связной речи у учащихся 4А  класса.

С учащимися проводятся занятия по развитию речи 1 раз в неделю по 40-45 минут.  Программа рассчитана на 1 год (34 часа).

Формы организации учебного процесса: комбинированный урок.

Технологии обучения: деятельностный  подход, игровые и информационно-коммуникационные технологии обучения.

Виды и формы контроля: текущий, фронтальный и индивидуальный опрос.

Планируемые результаты.

-Осознанное и адекватное использование средств выразительной связной речи;                                                                                                                                         -Умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса;                                                                                                                          -Умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности;                                                               -Умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;                                                                                                                                                  -Практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи; сформированность лексической системности;                                                         -Умение правильно употреблять грамматические формы; овладение синтаксическими конструкциями;                                                                                                                                -Владение связной речью; сформированность языковых операций необходимых для овладения чтением и письмом;                                                                                                         -Позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка; понимание роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого общения.

Содержание работы тесно связано с программой по русскому языку и чтению. Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации.

Содержание программы обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации.

 Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Конкретное решение той задачи осуществляется путѐм формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и  создавать своѐ собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление, формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

 Соответственно в комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владения данными сторонами текста:

1.Информационно-содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении.

2.Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал. Умение формулировать вводную и заключительную части текста и др.

3.Умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю.

4.Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.

 Все речевые умения тесно между собой связаны. Особенность предлагаемой системы обучения состоит в том, что она строится с учѐтом связей между формируемыми умениями. Усвоение этих связей учащимися рассматривается как одно из важнейших условий осознанного овладения ими и, следовательно, овладение текстом и речью в целом.

 Важное место в системе работы по развитию связной речи отводится урокам редактирования текста. Обучение совершенствованию текста предусматривается, начиная с первого класса, и предполагает обучение редактированию всех сторон текста: содержания, структуры и речевого оформления. Уроки редактирования являются логическим продолжением уроков обучения изложениям и сочинениям и ставят задачу совершенствования на них умений.

 Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

                                Тематическое планирование.

Работа по развитию речи проводится поэтапно:

1 этап. Повторение знаний о признаках текста. (2 часа)

2 этап. Отработка умений, связаных со структурой текста. (9 часов)

3 этап. Работа с деловым стилем речи. (2 часа)

4 этап. Отработка ведущих умений.( 6 часов)

5 этап. Работа с ьекстом типа описания (8 часов)

6 этап. Работа с текстом типа рассуждения. (7 часов)

              Календарно- тематическое планирование по развитию речи
                                                     4 класс

                          Тема урока

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

1

Подробное изложение

1.09-7.09

2

Редактирование текста

8.09-14.09

3

Свободный диктант

15.09-21.09

4

Подробное изложение с творческими     дополнениями

22.09-28.09

5

Сочинение на основе личного опыта «Лучший день лета»

29.09-5.10

6

Анализ сочинений и редактирование текста

6.10-12.10

7

Сочинение по наблюдениям «Прогулка по осеннему парку»

13.10-19.10

8

Анализ и редактирование сочинения

20.10-26.10

9

Подробное изложение

27.10-9.11

10

Подробное изложение по измененному плану

10.11-16.11

11

Подробное изложение деформированного текста

17.11-23.11

12

Сочинение на основе личного опыта

24.11-30.11

13

Сочинение на основе личного опыта

1.12-7.12

14

Выборочное изложение

8.12-14.12

15

Сжатое изложение

15.12-21.12

16

Редактирование текста изложения

22.12-28.12

17

Сочинение на основе личного опыта

12.01-18.01

18

Сжатое изложение текста, воспринятого на слух

19.01-25.01

19

Редактирование текста изложения

26.01-1.02

20

Свободный диктант

2.02-8.02

21

Подробное изложение деформированного текста

9.02-15.02

22

Сочинение по наблюдениям

16.02-22.02

23

Редактирование текста сочинения

23.02-1.03

24

Сочинение по наблюдениям и другим источникам. Описание растения в деловом стиле

2.03-8.03

25

Сочинение по личному опыту и наблюдениям о своей маме

9.03-15.03

26

Редактирование текста сочинения

16.03-22.03

27

Сочинение по картине

23.03-5.04

28

Подробное изложение по тексту типа рассуждения

6.04-12.04

29

Сочинение по литературному источнику

13.04-19.04

30

Редактирование текста сочинения

20.04-26.04

31

Сочинение по наблюдениям «Вот и весна пришла!»

27.04-3.05

32

Редактирование текста сочинения

4.05-10.05

33

Итоговое изложение

11.05-17.05

34

Итоговое сочинение «Самый радостный день в моей жизни!»

18.05-25.05

Средства обучения:

Доска, мел, наглядный материал, картинки, плакаты, фотографии, рисунки, индивидуальные карточки, слоговые таблицы, серии сюжетных картинок, сюжетные картинки.                                                                                                                                                                                                            Использование компьютера и презентаций.

Литература:

1.Коррекция нарушений письменной речи. Под редакцией Яковлевой Н.Н.  СПб Каро 2007 год.

2.Преодоление нарушений письменной речи. Под редакцией Яковлевой Н.Н 2011.

3. О.В Елецкая, Н.Ю. Горбачевская Организация логопедической работы в школе.2007 год

4.  Н.Г. Андреева.  Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Письменная связная речь. Владос. 2014 год

5. В.К. Воробьёва. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи». Москва 2006год.

6.Мазанова Е.В. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов»
ГНОМ и Д 2006

7.Мазанова Е.В. « Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов». ГНОМ и Д 2007

8.Е.В.Мазанова «Коррекция оптической дисграфии» (конспекты занятий для логопедов) М., 2008.

9. Парамонова Л.Г «Предупреждение и устранение дисграфии у детей».2004.

10.Щеголева Г.С. «Уроки развития связной речи в начальной школе», СПб, Специальная литература, 1996

11. Грабчикова Е.С. «Сборник упражнений и тестов по развитию речи», Минск, ООО «Юнипресс»,2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи 4 класс 8 вида

Программа предназначена для использование педагогами специальных (коррекционных) школ 8 вида в 4 лассе...

Рабочая программа по развитию речи 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа для специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Рабочая программа курса «Развитие речи» 9 класс на 2013-2014 учебный год

Пояснительная записка               Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что ...