Рабочая программа по развитию речи в 4 классе
методическая разработка
Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Поэтому развитие речи является важным звеном в общей системе обучения детей, обеспечивающим успехи в учебной работе и по другим предметам. Обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся - главная задача данного курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_razvitie_rechi.docx | 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи. 4 класс
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Учебная коррекционно-развивающая программа разработана на основе учебной программы Г. С. Щеголевой «Уроки развития связной речи в начальной школе».
Целью предметного курса «Развитие речи» в 4А классе является предупреждение и устранение неуспеваемости, обусловленной общим недоразвитием речи обучающихся; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ. Развитие связной речи.
Задачи: Основной практической задачей является помощь учащимся в овладении программным материалом по русскому языку и чтению.
- Уточнение и развитие пространственно-временных представлений.
- Развитие функции фонематического анализа и синтеза.
- Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи.
- Уточнение, расширение и активизация словарного запаса.
- Развитие связной речи.
- Формирование речевой мотивации и коммуникативно-речевой активности школьников.
- Развитие умения и навыков наблюдать, анализировать и обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие коммуникативно-речевые задачи;
Адресность:
Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Поэтому развитие речи является важным звеном в общей системе обучения детей, обеспечивающим успехи в учебной работе и по другим предметам. Обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся - главная задача данного курса.
Наибольшие затруднения у учащихся 4 А класса вызывает составление самостоятельного рассказа, а также рассказа по картинке или серии картин. При попытке рассказать по картинке ребенок непоследовательно переходит с описания одной детали на другую, затем возвращается на предыдущую. Другой вид связной речи — пересказ текста -дается лучше, особенно если у ребёнка достаточно хорошо развита механическая память. Но в большинстве случаев пересказ получается неполным, с пропуском многих, в том числе существенных, деталей, с перестановкой частей, что говорит о недостаточном понимании смысла услышанного. Многие дети не приступают к самостоятельному пересказу и ждут наводящих вопросов. Причем, им понадобятся не проблемные, а подробные, воспроизводящие сюжет текста вопросы.
Основной контингент детей 4 А класса, обучающихся по данной программе, составляют дети с ОНР III – IV уровня.
Системное нарушение всех компонентов языковой системы у школьников с ОНР характеризуется следующими проявлениями:
- нарушением звуко-слоговой структуры речи с преобладанием звуковых ошибок фонематического типа;
- ограниченным словарным запасом;
- наличием многочисленных словесных замен;
-бедностью и стереотипностью синтаксического оформления речи; использованием преимущественно простых распространенных предложений
- связная речь значительно отстает от возрастной нормы по уровню развития.
У учащихся 4 А класса недостаточно сформированы языковые средства, задерживающие формирование коммуникативной и обобщающей функции речи, как правило, недостаточно сформированы психические процессы (как вторичное проявления речевого дефекта) - память, мышление, внимание. Их коррекция возможна только в процессе устранения ОНР (как первичного дефекта).
Оптимизация коррекционного обучения детей с речевой патологией требует соблюдения одновременности работы над всеми компонентами языковой системы:
– звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения. Поэтому, корригируя звуковой языковой системы, мы создаем основу для усвоения детьми разнообразных грамматических конструкций и грамматики в целом.
В разработанной программе предусмотрена работа по развитию речи, которая проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь).
Программа способствует формированию стремления к получению новых знаний, приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Большое значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка. ( Фомичева А., Коновалов В., Истамов В., Давиденко А.)
Программа направлена на коррекцию развития связной речи у учащихся 4А класса.
С учащимися проводятся занятия по развитию речи 1 раз в неделю по 40-45 минут. Программа рассчитана на 1 год (34 часа).
Формы организации учебного процесса: комбинированный урок.
Технологии обучения: деятельностный подход, игровые и информационно-коммуникационные технологии обучения.
Виды и формы контроля: текущий, фронтальный и индивидуальный опрос.
Планируемые результаты.
-Осознанное и адекватное использование средств выразительной связной речи; -Умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса; -Умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности; -Умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова; -Практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи; сформированность лексической системности; -Умение правильно употреблять грамматические формы; овладение синтаксическими конструкциями; -Владение связной речью; сформированность языковых операций необходимых для овладения чтением и письмом; -Позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка; понимание роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого общения.
Содержание работы тесно связано с программой по русскому языку и чтению. Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации.
Содержание программы обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации.
Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Конкретное решение той задачи осуществляется путѐм формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать своѐ собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление, формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Соответственно в комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владения данными сторонами текста:
1.Информационно-содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении.
2.Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал. Умение формулировать вводную и заключительную части текста и др.
3.Умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю.
4.Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.
Все речевые умения тесно между собой связаны. Особенность предлагаемой системы обучения состоит в том, что она строится с учѐтом связей между формируемыми умениями. Усвоение этих связей учащимися рассматривается как одно из важнейших условий осознанного овладения ими и, следовательно, овладение текстом и речью в целом.
Важное место в системе работы по развитию связной речи отводится урокам редактирования текста. Обучение совершенствованию текста предусматривается, начиная с первого класса, и предполагает обучение редактированию всех сторон текста: содержания, структуры и речевого оформления. Уроки редактирования являются логическим продолжением уроков обучения изложениям и сочинениям и ставят задачу совершенствования на них умений.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Тематическое планирование.
Работа по развитию речи проводится поэтапно:
1 этап. Повторение знаний о признаках текста. (2 часа)
2 этап. Отработка умений, связаных со структурой текста. (9 часов)
3 этап. Работа с деловым стилем речи. (2 часа)
4 этап. Отработка ведущих умений.( 6 часов)
5 этап. Работа с ьекстом типа описания (8 часов)
6 этап. Работа с текстом типа рассуждения. (7 часов)
Календарно- тематическое планирование по развитию речи
4 класс
№ | Тема урока | Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока |
1 | Подробное изложение | 1.09-7.09 | |
2 | Редактирование текста | 8.09-14.09 | |
3 | Свободный диктант | 15.09-21.09 | |
4 | Подробное изложение с творческими дополнениями | 22.09-28.09 | |
5 | Сочинение на основе личного опыта «Лучший день лета» | 29.09-5.10 | |
6 | Анализ сочинений и редактирование текста | 6.10-12.10 | |
7 | Сочинение по наблюдениям «Прогулка по осеннему парку» | 13.10-19.10 | |
8 | Анализ и редактирование сочинения | 20.10-26.10 | |
9 | Подробное изложение | 27.10-9.11 | |
10 | Подробное изложение по измененному плану | 10.11-16.11 | |
11 | Подробное изложение деформированного текста | 17.11-23.11 | |
12 | Сочинение на основе личного опыта | 24.11-30.11 | |
13 | Сочинение на основе личного опыта | 1.12-7.12 | |
14 | Выборочное изложение | 8.12-14.12 | |
15 | Сжатое изложение | 15.12-21.12 | |
16 | Редактирование текста изложения | 22.12-28.12 | |
17 | Сочинение на основе личного опыта | 12.01-18.01 | |
18 | Сжатое изложение текста, воспринятого на слух | 19.01-25.01 | |
19 | Редактирование текста изложения | 26.01-1.02 | |
20 | Свободный диктант | 2.02-8.02 | |
21 | Подробное изложение деформированного текста | 9.02-15.02 | |
22 | Сочинение по наблюдениям | 16.02-22.02 | |
23 | Редактирование текста сочинения | 23.02-1.03 | |
24 | Сочинение по наблюдениям и другим источникам. Описание растения в деловом стиле | 2.03-8.03 | |
25 | Сочинение по личному опыту и наблюдениям о своей маме | 9.03-15.03 | |
26 | Редактирование текста сочинения | 16.03-22.03 | |
27 | Сочинение по картине | 23.03-5.04 | |
28 | Подробное изложение по тексту типа рассуждения | 6.04-12.04 | |
29 | Сочинение по литературному источнику | 13.04-19.04 | |
30 | Редактирование текста сочинения | 20.04-26.04 | |
31 | Сочинение по наблюдениям «Вот и весна пришла!» | 27.04-3.05 | |
32 | Редактирование текста сочинения | 4.05-10.05 | |
33 | Итоговое изложение | 11.05-17.05 | |
34 | Итоговое сочинение «Самый радостный день в моей жизни!» | 18.05-25.05 |
Средства обучения:
Доска, мел, наглядный материал, картинки, плакаты, фотографии, рисунки, индивидуальные карточки, слоговые таблицы, серии сюжетных картинок, сюжетные картинки. Использование компьютера и презентаций.
Литература:
1.Коррекция нарушений письменной речи. Под редакцией Яковлевой Н.Н. СПб Каро 2007 год.
2.Преодоление нарушений письменной речи. Под редакцией Яковлевой Н.Н 2011.
3. О.В Елецкая, Н.Ю. Горбачевская Организация логопедической работы в школе.2007 год
4. Н.Г. Андреева. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Письменная связная речь. Владос. 2014 год
5. В.К. Воробьёва. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи». Москва 2006год.
6.Мазанова Е.В. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов»
ГНОМ и Д 2006
7.Мазанова Е.В. « Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов». ГНОМ и Д 2007
8.Е.В.Мазанова «Коррекция оптической дисграфии» (конспекты занятий для логопедов) М., 2008.
9. Парамонова Л.Г «Предупреждение и устранение дисграфии у детей».2004.
10.Щеголева Г.С. «Уроки развития связной речи в начальной школе», СПб, Специальная литература, 1996
11. Грабчикова Е.С. «Сборник упражнений и тестов по развитию речи», Минск, ООО «Юнипресс»,2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию речи 4 класс 8 вида
Программа предназначена для использование педагогами специальных (коррекционных) школ 8 вида в 4 лассе...
Рабочая программа по развитию речи 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...
Рабочая программа курса «Развитие речи» 9 класс на 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что ...
Рабочая программа курса «Развитие речи» 5 класс
ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ...
рабочая программа по развитию речи 10 класс (для учащихся V вида)
рабочая программа по развитию речи...
рабочая программа по развитию речи 10 класс (для учащихся V вида)
рабочая программа по развитию речи...
Рабочая программа по развитию речи 8 класс
Рабочая программа...