Рабочая программа по развитию речи в 5 классе для детей со сложной структурой дефекта для ученика находящегося на надомном обучении.
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа по развитию речи в 5 классе .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programmarazv.rechi_.docx | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
(по развитию речи )
УЧЕНИКА 5 «Г» КЛАССА
Альдикевича Евгения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный учебный предмет является специфическим для обучения умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых детей в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащегося формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащегося: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самого учащегося. Учитель руководит речевой деятельностью, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащегося закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащийся знакомится с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, учащийся учится анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащегося.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение» 2006. Под редакцией В.В. Воронковой.
Количество часов по программе С(К)ОУ VIII вида соответствует количеству часов в учебном плане.
Учебник: Е.Д.Худенко, Г.А.Фёдорова. Развитие речи. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 2 класс. Москва: АРКТИ, 2003. Допущено Министерством образования Российской Федерации.
Основные требования к знаниям и умениям учащегося по развитию устной речи
(ознакомление с окружающим миром)
К концу года учащийся должен уметь:
называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленные вопросы;
составлять простые распространённые предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.
Учащийся должен знать:
названия и свойства изученных предметов и их частей;
обобщающие названия групп предметов.
I четверть
Основные цели и задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания учащегося о летних и осенних явлениях в природе.
2. Учить наблюдать признаки осени: изменение окраски листьев, созревание плодов и т.п.
3. Расширить представления детей об овощах и фруктах, их значении для человека.
4. Развивать речь на примере составления описательного рассказа.
5. Формировать приёмы таких умственных действий, как сравнение и обобщение.
6. Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память.
7. Воспитывать мотивацию к учению.
II четверть
Основные цели и задачи:
1. Развивать умение наблюдать за изменениями в природе.
2. Уточнить и расширить представления учащийся об одежде и обуви. Формировать умение выбирать одежду и обувь по сезону и роду
деятельности.
3. Познакомить с царством растений, их видовым разнообразием на примере деревьев и кустарников.
3. Обогащать словарный запас. Развивать навыки связной речи с опорой на речевой опыт учащихся.
4. Развивать умения выделять основные и существенные признаки для сравнения.
5. Воспитывать бережное отношение к вещам.
III четверть
Основные цели и задачи:
1. Развивать умение наблюдать за погодными явлениями в разные времена года.
2. Уточнить и систематизировать знания об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях животных, птиц, насекомых.
3. Учить сравнивать, анализировать, делать обобщения на примере сравнения отдельных животных.
3. Обогащать словарный запас. Развивать навыки связной речи с опорой на речевой опыт учащихся.
4. Развивать наблюдательность и связную речь.
5. Воспитывать бережное отношение к животному миру, желание проявлять заботу о нём.
IV четверть
Основные цели и задачи:
1. Развивать умение наблюдать за погодными явлениями весной.
2. Расширить представления об основных органах растений. Познакомить с группами «комнатные растения», «раннецветущие
растения».
3. Закрепить знания о гигиенических нормах и культуре поведения, связанных с охраной здоровья человека.
3. Обогащать словарный запас. Развивать связанную речь учащегося на основе составления рассказов на заданную тему.
4. Развивать память на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.
5. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к себе.
Тематическое планирование на 1 четверть 2015– 2016 учебного года
Развитие речи
№ | Тема уроков | Кол-во часов |
1 | Сезонные изменения в природе. Лето – осень. Приметы осени. | 1 |
2 | Осень. Сбор урожая. | 1 |
3 | Овощи. Редис. | 1 |
4 | Ягоды. Клубника. Малина. | 1 |
5 | Сравнение: клубника – малина. | 1 |
6 | Октябрь – середина осени. Сезонные изменения в природе. Золотая осень. | 1 |
7 | Грибы. Строение гриба. Съедобные и несъедобные грибы. | 1 |
8 | Сезонная одежда. | 2 |
Итого за 1 четверть | 9 |
Тематическое планирование на 2 четверть 2015 – 2016 учебного года
Развитие речи
№ | Тема уроков | Кол-во часов |
10 | Сезонная одежда. | 1 |
11 | Дикие животные. | 1 |
12 | Подготовка диких животных к зиме. | 1 |
13 | Деревья. Сравнение лиственных и хвойных деревьев в разное время года. | 1 |
14 | Ель – сосна. Сравнение. | 1 |
15 | Сезонные изменения в природе. Осень – зима. Декабрь – начало зимы. | 1 |
16 | Зимующие птицы. | 1 |
Итого за 2 четверть | 7 |
Тематическое планирование на 3 четверть 2015 – 2016 учебного года
Развитие речи
№ | Тема уроков | Кол-во часов |
17 | Жизнь и быт школьника: квартира. Комната. | 1 |
18 | Мебель. Мебель. Как обставить квартиру. | 1 |
19 | Посуда. Посуда и уход за ней. | 1 |
20 | Февраль – последний месяц зимы. Февраль – месяц метелей. | 1 |
21 | Птицы. Сорока и синица. | 1 |
22 | Кормушка для птиц. | 1 |
23 | Комнатные растения. Герань душистая. | 1 |
24 | Уход за комнатными растениями. Практическое занятие. | 1 |
25 | Сезонные изменения в природе. Март. | 1 |
Итого за 3 четверть | 9 |
Тематическое планирование на 4 четверть 2015 – 2016 учебного года
Развитие речи
№ | Тема уроков | Кол-во часов |
26 | Разнообразие животного мира. Охрана животных: местные заповедники и зоопарки. | 1 |
27 | Раннецветущие растения: подснежник, крокус. Красная книга. | 1 |
28 | Насекомые: муравей, муха. | 1 |
29 | Человек. Охрана здоровья. | 1 |
30 | Глаза – органы зрения. | 1 |
31 | Органы слуха – уши. Уход за ними. | 1 |
32 | Органы обоняния и осязания: язык, нос.Зубы и уход за ними. | 1 |
Итого за 4 четверть | 7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по развитию речи во 2 классе со сложной структурой дефекта
Конспект урока "Мамин день" во 2 классе со сложной структурой дефекта в школе для детей с нарушениями слуха...
Адаптированная программа курса "Хозяйственно - бытовой труд" для детей со сложной структурой дефекта
В задачу занятий по хозяйственному труду входит сообщение учащимся необходимых знаний и формирование практических умений и навыков по бытовому труду. Выработать у ребёнка определённые трудовые навыки ...
«Развитие слухового восприятия у детей со сложной структурой дефекта».
Виды работ с детьми со сложной структурой дефекта....
Рабочая программа по предметно-практической деятельности 2 класс со сложной структурой дефекта.
Данная программа составленна для обучения детей со сложной структурой дефекта....
Выступление на методическом объединении. Тема: " Игровые технологии в развитии познавательной функции у детей со сложной структурой дефекта"
Развивающие игры с песком в жизни детей с особыми образовательными потребностями....
Доклад на тему: «Дидактические игры как средство развития речи на уроке детей со сложной структурой дефекта».
В докладе раскрываются особенности познавательных психических процессов детей со сложной структурой дефекта (ССД). Также рассматриваются особенности развития внимания и умственной деятельности. Раскры...
Рабочая программа по математике в 5 классе для детей со сложной структурой дефекта ученика находящегося на надомном обучении.
Рабочая программа по математике в 5 классе для детей со сложной структурой дефекта для ученика находящегося на надомном обучении....