Рабочая программа по развитию речи в 7 классе для коррекционной школы
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Общеобразовательная (коррекционная) школа для детей с тяжелыми нарушениями речи V вида – тип специального школьного учреждения, предназначенный для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, что препятствует их обучению в общеобразовательной школе.
Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у данного контингента детей эффективно лишь в школе специального назначения, где используется особая система коррекционного воздействия.
Наряду с задачами общеобразовательной школы в данном учреждении выдвигаются и специфические задачи:
- Преодоление различных видов нарушений устной и письменной речи;
- Устранение связанных с ними особенностей психического развития в процессе коррекционно-воспитательной работы в учебное и внеучебное время.
Образовательный процесс осуществляется в соответствии с основным общим образованием с нормативным сроком усвоения – 6 лет.
Коррекция нарушений речи и письма проводится систематически в течение всего учебно-воспитательного процесса, но в наибольшей степени на уроках русского языка, развития речи и литературы. В связи с этим выделены специальные учебные предметы:
- русский язык;
- развитие речи;
- литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по развитию речи для 8 класса в коррекционной школе | 29.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат V вида № 28
Рассмотрено Утверждено
на заседании МО учителей решением МС учреждения
естественно-математического цикла Протокол № ___ от______
Протокол №_____ от_______ Приказ № ___ от_______
Руководитель МО______________ И.О. директора __________
Рабочая программа
по развитию речи
8 класс
Разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования
Разработала: Терешина Т.В.,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СКОШИ V вида № 28,
вторая квалификационная категория
Москва, 2012
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного заведения.
Общеобразовательная (коррекционная) школа для детей с тяжелыми нарушениями речи V вида – тип специального школьного учреждения, предназначенный для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, что препятствует их обучению в общеобразовательной школе.
Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у данного контингента детей эффективно лишь в школе специального назначения, где используется особая система коррекционного воздействия.
Наряду с задачами общеобразовательной школы в данном учреждении выдвигаются в специфические задачи:
- Преодоление различных видов нарушений устной и письменной речи;
- Устранение связанных с ними особенностей психического развития в процессе коррекционно-воспитательной работы в учебное и внеучебное время.
Образовательный процесс осуществляется в соответствии с основным общим образованием с нормативным сроком усвоения – 6 лет.
Коррекция нарушений речи и письма проводится систематически в течение всего учебно-воспитательного процесса, но в наибольшей степени на уроках русского языка, развития речи и литературы. В связи с этим выделены специальные учебные предметы:
- русский язык;
- развитие речи;
- литература.
Развитие речи
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
- Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Развитие речи» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в коррекционной школе 5 вида для детей с тяжелыми нарушениями речи.
- Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей таких учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности для детей с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. Родной язык является средством приобщения таких детей к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками, так как от других детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения детей с тяжелыми нарушениями речи практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения таких детей в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Результаты изучения учебного предмета в 8 классе
Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Рассказ по данному сюжету.
Адекватное восприятие и создание текстов публицистического стиля на доступные темы. Подробное и сжатое изложение повествовательных текстов с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описание человека, процессов труда. Написание рассказов на предложенные сюжеты, сочинения-рассуждения. Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Основные содержательные линии
Направленность курса развития речи на формирование языковой компетенции нашла отражении е в структуре данной программы. В ней выделяется сквозная содержательная линия, обеспечивающая формирование:
- Коммуникативной компетенции;
- Языковой и лингвистической компетенции.
Содержательная линия представлена в программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка», «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской федерации V вида предусматривает изучение предмета «Развитие речи» на этапе основного общего образования с растяжкой в один год в объеме 350 часов. В том числе: 8 класс – 70 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Речь и речевое общение
- Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
- Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Речевая деятельность
- Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
- Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определенную тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлеченной из различных источников.
Текст
- Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План и тезисы как виды информационной переработки текста.
- Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Функциональные разновидности языка.
- Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад, публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
- Установление принадлежности текста к определенной функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Общие сведения о языке
- Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
- Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимании е роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Орфоэпия
- Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
- Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.
Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Лексикология и фразеология
- Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
- Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения ее активного и пассивного запаса, происхождение сферы употребления экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование ее в различных видах деятельности.
Язык и культура
- Взаимосвязь языка и культуры народа. Русский речевой этикет.
- Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества. В художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
8 класс
Русский язык | Развитие речи | ||||
Учебник | Параграф | Разделы | Параграф | Разделы | |
7 класс | Повторение | Текст. Стили речи | |||
26-31 | Деепричастие | ||||
32-44 | Наречие | 39 | Описание действий | ||
45-46 | Категория состояния | ||||
47 | Служебные части речи | ||||
48-53 | Предлог | ||||
54-61 | Союз | ||||
62-69 | Частица | ||||
70-71 | Междометие | ||||
72-80 | Повторение и систематизация |
Литература:
- Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., дороб. – М.: Просвещение, 2011
- Русский язык: 7 кл. общеобразоват. учреждений /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская Л.А.Тростенцова и др.; научн. ред. Н. М. Шанский/.- 31-е изд.- М. : Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009.
- Русская речь: Развитие речи 8 класс.: Учеб.для общеробразоват. Учреждений. – 10-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2001.
- Школьная риторика : 8 класс : Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. / Под ред. Т.А.Ладыженской.- Изд.2-е, перераб.- М.: Баласс, Ювента, 2005.
- Обучение общению: методика школьной риторики. Учебное пособие для педагогов, студентов педвузов, преподавателей и слушателей системы повышения квалификации/ Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская, З.И.Курцева и др.; под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Балласс, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков развития речи 2 класс специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида класс специальной (коррекционной) школы 8 видао
Этот материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку....
Рабочая программа по развитию речи 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса специальной коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа по природоведению для 5 класса специальной коррекционной школыVIII вида....
урок письма и развития речи 4 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Правописание безударной гласной в слове"
Урок - закрепление учебного материала. Урок предполагает использование коррекционо-развивающей технологии и коррекционно-развивающих методов....
Рабочая программа по развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида
Рабочая программа по развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида...
Рабочая программа по развитию речи 6 класс( для коррекционных общеобразовательных школ V вида.)
Рабочая программа разработана в соответствии с примерной программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образов...