Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся по программе 8 вида
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся по программе 8 вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismo_i_razvitie_rechi_8_kl._8_vid.docx | 65.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса письма и развития речи в 8 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В.В. Воронковой и., федерального перечня учебников, допущенных Министерством образования РФ для общеобразовательных классов; русский язык для 8 класса 8 вида автора – составителя Н.Г. Галунчиковой,Э.В. Якубовской и базисного учебного плана на 2012-2013 учебный год.
Цели обучения коррекционной школы VIII вида – это намечаемые результаты обучения, воспитания и развития, направленные на формирование личности.
В достижении намечаемых результатов обучения большое значение имеет преподавание в школе такого предмета как русский язык. Подготовка подрастающего поколения к практической деятельности немыслима без овладения русским литературным языком. Для каждого человека, на каком бы участке ему не пришлось работать после окончания школы, знание русского языка, умение свободно выражать свои мысли просто необходимо.
Русский язык в специальной (коррекционной) школе изучается на протяжении всех лет обучения.
Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
ЦЕЛЬ:
Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.
ЗАДАЧИ:
- Овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
- Формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
- Обогащать словарный запас, умение пользоваться словарями разных типов;
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 8 класса. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (45 мин). В 8 классах отведено 136 часов в год (4 часа в неделю). На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися . Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
Распределение учебных часов и контрольных работ по четвертям осуществляется следующим образом:
8 класс
Четверть | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | КОЛИЧЕСТВО КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ |
I | 33 | 2 |
II | 30 | 2 |
III | 40 | 2 |
IV | 33 | 2 |
Год | 136 | 9 |
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
ФОРМЫ РАБОТЫ.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные,
творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).
Основные виды контрольных работ в 8 классах – диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
МЕТОДЫ УРОКА.
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр
-практические – упражнения, карточки, тесты
Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются разнообразные ТИПЫ УРОКОВ:
-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;
-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
-комбинированный урок;
-нестандартные уроки (литературная гостиная,урок-викторина, урок-игра и др.)
Используются ТСО: видеофрагменты фильмов
(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон)
Тематическое планирование русского языка в 8 классе
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Краткое содержание темы | Обязательный минимум ЗУН | Примечание |
1. | Предложение. Текст | 8 | Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а. но и без союзов. | УДУ: • списывать текст целыми словами и словосочетаниями; • писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55—60 слов); • делить текст на предложения; • выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли; • писать небольшое по объёму изложение и сочинение творческого характера;
УДЗ :
| |
2. | Состав слова | 13 | Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу. Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. | УДУ:
УДЗ:
|
|
3. | Имя существительное. | 16 | Грамматические категории. Склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные. Правописание существительных единственного и множественного числа с шипящей на конце. Составление рассказа с последовательным развитием действия или события. | УДЗ:
УДУ • доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц; | |
4. | Имя прилагательное. | 13 | Значение в речи. Дифференциация существительных и прилагательных. Составление словосочетаний с прилагательными, употребленными в переносном значении. Сопоставление прямого и переносного значения прилагательных. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний. Имена прилагательные на - ий, -ья, -ье, их склонение и правописание. | УДЗ:
УДУ • доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц | |
5. | Местоимение | 14 | Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. | УДЗ:
УДУ • доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос, с помощью опорных таблиц | |
6. | Глагол. Текст | 40 | Значение в речи. Дифференциация глаголов, существительных и прилагательных. Времена глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). Число глаголов. Составление словосочетаний глаголов с именами существительными Значение глагола. Неопределенная форма глагола на –ть, -чь, -ти. Изменение глаголов по временам, по лицам. Различение окончаний глаголов I и II спряжения. | УДЗ:
УДУ: • доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос ,с помощью опорных таблиц | |
Предложение. Текст | 27 | Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены в качестве однородных. Распространенные однородные члены. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Обращение. Знаки препинания при обращении. | УДУ:
бумаг
УДЗ
| ||
6. | Повторение. | 5 | Работа с деформированным текстом. Изложения. Деловое письмо: объявление (выбор профессии по объявлению), заявление (о приёме на работу), телеграмма, заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги. | УДУ:
УДЗ
|
Календарно - тематическое планирование по русскому языку в 8 классе.
136 часов – 4 часа в неделю
№ п/п | № п/п | Тема урока | Содержание деятельности | Кол-во часов | Цель | Обязательный минимум ЗУН | Тип урока | Дата по плану | Дата факт. |
I | Предложение. Текст | 8 ч. |
| ||||||
1 | 1 | Введение. Предложение Текст | Знакомство с учебником; наблюдение за текстом и предложением как единицами речи Использование простых и сложных предложений в структуре текста. | 1 | Формировать знания о предложении. Учить составлять предложения из слов, текст из предложений | Умение различать предложение слово | Вводный | ||
2 | 2 | Простое и сложное предложение. Составление рассказа -описания | Повторение вопросов подлежащего и сказуемого Работа по карточкам - Практикум по определению главных и второстепенных членов предложения Деление текста на части Работа по плану- наличие вступления, главной части, заключения | 1 | Формировать знания о предложении. Учить расставлять запятые в сложном предложении, составлять предложения из слов, текст из предложений | Умение составлять предложения умение находить главные и второстепенные члены предложения | Комбинированный | ||
3-4 | 3-4 | Сложные предложения с союзами и без них. | Уточнить представления о речи как средстве общения людей | 2 | Формировать знания о предложении. Учить расставлять запятые в сложном предложении, составлять предложения из слов, текст из предложений | Комбинированный | |||
5-7 | 5-7 | Однородные члены предложения. Текст | Практикум по определению однородных членов предложения Отражение в тексте темы и идеи | 3 | Учить определять дородные члены предложения интонацией перечисления Учить составлять текст из предложений, понимая смысл | Умение находить однородные члены предложения Умение определять тему текста | Сообщение новых знаний Комбинированный | ||
8 | 8 | Объяснительная записка. | Написание объяснительной записки по образцу | 1 | Учить составлять деловые документы | Умение оформлять деловые бумаги | Закрепление | ||
II | Состав слова | 13 ч. | |||||||
9 | 1 | Состав слова. | Разбор слов по составу Памятки, схемы, рабочая тетрадь «Состав слова». | 1 | Формировать понятия «приставка», корень», «суффикс», «окончание». Учить разбирать слово по составу | Уметь выделять части слова Знать понятие«состав слова», «приставка», «корень», «суффикс», «окончание». | Вводный | ||
10-11 | 2-3 | Однокоренные слова. Тема текста. Деление на предложения. | Подбор однокоренных слов Схемы, памятки по разбору слова по составу. Работа с картинками – подбор слов-существительных | 2 | Учить подбирать однокоренные слова Учить соотносить понятия ТЕМА и ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ текста | Уметь выделять части слова Знать понятие«состав слова», «приставка», «корень», «суффикс», «окончание». Умение называть предметы | Комбинированный | ||
12 | 4 | Орфограммы в корне слова. | Схема «Орфограммы в корне и способы их проверки»; Памятки по проверке орфограмм. словарь: демократия, демонстрация. | 1 | Учить проверять безударную гласную ударением в однокоренном слове | Уметь выделять части слова | Комбинированный | ||
13 | 5 | Орфографические задачи. Описание предмета. | Примеры написания ударных и безударных гласные Работа над текстом- определение основной мысли | 1 | Учить находить орфограммы в словах, пользуясь памяткой | Умение применять на практике правила правописания безударных гласных. | Комбинированный | ||
14 | 6 | Гласные и согласные в приставках. | Рабочая тетрадь «Состав слова», памятки. | 1 | Учить написанию гласных и согласных в приставках | Умения распознавать в словах написание гласных и согласных. | Комбинированный | ||
15-16 | 7-8 | Приставка и предлог. Составление коротких рассказов. | Задания на выделение приставки и предлога Работа с иллюстрацией. Рабочая тетрадь «Состав слова», памятки, таблицы | 2 | Учить пользоваться правилами , чтобы различить ПРИСТАВКА-ПРЕДЛОГ | 1)уметь различать приставку и предлог 2) уметь образовывать при помощи приставок новые слова. | Комбинированный | ||
17 | 9 | Сложные слова. | Памятки, схемы, тетради «Состав слова», словарь:аэродром, типография, телеграф, электростанция. | 1 | Формировать понятие Сложные слова | Уметь находить корни в сложных словом путём подбора однокоренных слов | Сообщение новых знаний Комбинированный | ||
18 | 10 | Закрепление. Составление рассказа по картине. | Работа с иллюстрацией Репродукция картины И. Шевандроновой «В сельской библиотеке». | 1 | Учить подбирать слова к заданной теме Учить составлять предложения, рассказ | Уметь работать с иллюстрацией Уметь составлять рассказ | Закрепление | ||
19 | 11 | Автобиография. | Правила оформления деловых бумаг, образец, план автобиографии. | 1 | Учить составлять деловые документы | Умение составлять деловые бумаги | Закрепление | ||
20 | 12 | Контрольная работа по теме «Состав слова». | Тетради для контрольных работ. | 1 | Учить применять на практике изученное | Умение применять изученное на практике | Контрольный | ||
21 | 13 | Работа над ошибками. | Карточки для индивидуальной работы, памятки | 1 | Учить проверять слова, в которых допущена ошибка | Обобщение | |||
III | Части речи. Имя существительное | 16 ч. |
| ||||||
22-23 | 1-2 | Части речи. Коллективное описание предмета | Дифференциация частей речи Названия предметов, действий, признаков - существительные Коррекция и развитие логических операций мышления (анализ, синтез, выделение существенных признаков, классификация, обобщение) | 2 | Учить делить слова по признаку ЧАСТЬ РЕЧИ- предмет, признак, действие | 1)Знать части речи 2) уметь распознавать существительные, отвечающие на вопросы Кто? Что? Таблица, словарь: образование, квалификация. Памятки. | Вводный | ||
24-25 | 3-4 | Имя существительное. Текст – повествование. | Знакомство с понятием «повествование» Называние названий предметов, действий, признаков Таблица, памятки. | 2 | Учить применять разные по значению существительные в соответствующем определённой теме тексте | Умение различать вопросы существительного от других частей речи Умение правильно задать вопрос к слову | Сообщение новых знаний | ||
26 | 5 | Имя собственное. | Таблица. Памятки. Географическая карта. | 1 | Учить писать все названия, имена с большой буквы | Знать значение понятия ИМЯ СОБСТВЕННОЕ Знать о написании имён собственных | Комбинированный | ||
27 | 6 | Правописание шипящей на конце существительных. | Памятки.Упражнения на закрепление правописания сущ-х Упражнение на выбо буквы | 1 | Учить различать род существительного | Умение определять род и число существительного | Комбинированный | ||
28 | 7 | Склонение имён существительных в единственном числе. | Таблица склонения, памятки, словарь: национальность, территория Понятие «Склонение» Заучивание падежных вопросов | 1 | Учить правилам склонения существительных | знать падежи имён существительных., уметь изменять существительные по падежам.; умение различать падежи по вопросам. | Комбинированный | ||
29-30 | 8-9 | Безударные падежные окончания существительных в единственном числе. Текст – рассуждение. | Работа с таблицей «окончания сущ-х» Репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица» | 2 | Учить определять падеж существительного для правильного написания окончания | умение различать падежи по вопросам знать правило выбора окончания существительного | Комбинированный | ||
31 | 10 | Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе. | Памятки. Упражнение на изменение слов по падежам во множественном числе | 1 | Учить изменять существительные множественного числа по падежам | Умение склонять существительные во мн.ч. | Комбинированный | ||
32 | 11 | Существительные с шипящей на конце. | Упражнения на закрепление правописания сущ-х Упражнение на выбор буквы | 1 | Учить различать род существительного | Словарь: экскаватор, эскалатор, элеватор. | Комбинированный | ||
33 | 12 | Сочинение по данному плану и опорным словам. | Работа с текстом- Названия , имена в тексте | 1 | Учить использовать слова-предметы в сочинении Учить использовать план при написании сочинения | Умение составлять рассказ по данному плану | Контрольный | ||
34 | 13 | Несклоняемые имена существительные. Составление рассказа | Работа по карточкам- изменение слов Словарные слова, использование словарных слов в составлении рассказа с последовательным развитием действия или события | 1 | Формировать понятие НЕСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ Учить запоминать слова, которые не склоняются | Умение определять род и число существительного Словарь: фойе, кафе, пианино. Уметь составлять рассказ по опорным словам | Сообщение новых знаний | ||
35 | 14 | Закрепление пройденного. | Памятки | 1 | Формировать понятие ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО | Знать грамматические признаки существительного | Закрепление | ||
36 | 15 | Контрольная работа за I четверть. | Тетради для контрольных работ. | 1 | Учить писать под диктовку | Уметь применять на практике изученное | Контрольный | ||
37 | 16 | Работа над ошибками. | 1 | Учить работать по памяткам | Уметь подбирать однокоренные слова для проверки слов | Повторительно-обобщающий | |||
IV | Имя прилагательное | 13ч. | |||||||
38 | 1 | Имя прилагательное как часть речи. | Дифференциация частей речи Слова-признаки – прилагательное Упражнения на определение частей речи Таблица, памятки, рабочая тетрадь «Имя прилагательное». | 1 | Учить делить слова по признаку ЧАСТЬ РЕЧИ- предмет, признак, действие | Знать признаки прилагательного Галантерея, кулинария. | Вводный | ||
39 | 2 | Согласование прилагательных с существительными. | 1 | Учить задавать вопрос от существительного к прилагательному | Схемы, памятки | Комбинированный | |||
40 | 3 | Родовые окончания прилагательных. | Памятки безударных окончаний имён прилагательных.Работа с текстом – определение рода прилагательного по существительному Составление рассказа | 1 | Учить определять род прилагательных по существительному, (окончание при этом определяется по вопросу) Учить использовать прилагательные в речи | Умение определить род прилагательного | Комбинированный | ||
41 | 4 | Безударные окончания прилагательных. | Географическая карта Упражнение на согласование существительного и прилагательного | 1 | Учить определять род прилагательных по существительному, (окончание при этом определяется по вопросу) Учить использовать прилагательные в речи | Словарь: экспедиция, континент. | Комбинированный | ||
42 | 5 | Прилагательные на -ий, -ье. | Памятки, иллюстрации животных Упражнения на запоминание отличительных признаков написания окончаний -ий, -ье. | 1 | Учить определять род прилагательных по существительному, (окончание при этом определяется по вопросу прилагательного и падежа) | Уметь правильно выбирать окончание прилагательного | Сообщение новых знаний | ||
43 | 6 | Склонение прилагательных на -ья, -ьи. | Памятки, иллюстрации животных Упражнения на запоминание отличительных признаков написания окончаний -ья, -ьи. | 1 | Учить определять род прилагательных по существительному, (окончание при этом определяется по вопросу прилагательного и падежа) | Уметь правильно выбирать окончание прилагательного | Комбинированный | ||
44-45 | 7-8 | Закрепление пройденного. Составление текста. | Заучивание признаков прилагательного Упражнения в самостоятельном подборе прилагательных для описания картины или рассказа по ней | 2 | Формировать понятие ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО Учить использовать прилагательные в речи | умение изменять прилагательные по родам и числам умение подбирать прилагательные к картине | Закрепление | ||
46 | 9 | Коллективное сочинение на тему «Поход князя Игоря». | Репродукция с картины Н. Рериха «Поход князя Игоря».Работа с текстом- Названия , имена в тексте | 1 | Коррекция и развитие связной письменной речи через написание сочинения | Умение подбирать прилагательные в тексте | Контрольный | ||
47 | 10 | Работа над ошибками. | Памятки «Виды орфограмм», «Работа над ошибками» | 1 | Учить работать по памяткам | Уметь применять на практике изученное | Повторительно-обобщающий | ||
48 | 11 | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | Тетради для контрольных работ. | 1 | Учить писать под диктовку | Уметь подбирать однокоренные слова для проверки слов | Контрольный | ||
49-50 | 12-13 | Работа над ошибками Повторение пройденного по имени прилагательному. Виды текстов. | Памятки, таблицы, рабочая тетрадь «Имя прилагательное»Работа с текстом Определение вида текста | 2 | Формировать понятие ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО | Умение изменять прилагательные по родам и падежам | Закрепление | ||
V | Местоимение | 14ч. | |||||||
51 | 1 | Личные местоимения как часть речи. | Таблица, памятки Заучивание 3-х лиц местоимений | 1 | Формировать понятие МЕСТОИМЕНИЕ Учить заменять существительные, имена местоимениями | Знать личные местоимения Знать значение личных местоимений в речи | Вводный | ||
52-53 | 2-3 | Лицо и число местоимений. | Таблица, памятки Упражнения по изменению местоимений по числам | 2 | Учить изменять местоимения по лицам и числам | Знать личные местоимения | Комбинированный | ||
54 | 4 | Местоимения 3 лица единственного числа. | карточки для дифференцированной работы | 1 | Учить правильно изменять местоимения 3 лица по падежам | Знать личные местоимения | Комбинированный | ||
55 | 5 | Склонение местоимений 1 лица. | Упражнения в правильном употреблении местоимений в тексте Памятки, таблица «Склонение местоимений», карточки для дифференцированной работы | 1 | Учить правильно изменять местоимения 1 лица по падежам | Знать личные местоимения Уметь изменять личные местоимения | Комбинированный | ||
56 | 6 | Склонение местоимений 2 лица. | Упражнения в правильном употреблении местоимений в тексте Памятки, таблица «Склонение местоимений», карточки для дифференцированной работы | 1 | Учить правильно изменять местоимения 2 лица по падежам | Знать личные местоимения Уметь изменять личные местоимения | Комбинированный | ||
57 | 7 | Склонение местоимений 3 лица. | Рассказ от 3 лица – устное рассказывания Запись под диктовку | 1 | Учить правильно изменять местоимения 3 лица по падежам | Знать личные местоимения Уметь изменять личные местоимения | Комбинированный | ||
58 | 8 | Написание местоимений с предлогами. Составление текстов-рассуждений о событиях в классе | Памятки Составление рассказа | 1 | Учить раздельному написанию предлогов с местоимениями Учить использовать местоимения в тексте, заменяя ими существительные | Знать личные местоимения Уметь изменять личные местоимения | Комбинированный | ||
59 | 9 | Изложение по данному плану и опорным словам. | Тетради для контрольных работ. | 1 | Учить самостоятельно воспроизводить текст | Умение воспроизводить текст на слух умение выделять предложение в устной речи и правильно оформить его на письме. умение передавать содержание текста с опорой на вопросы. | Комбинированный | ||
60 | 10 | Закрепление пройденного во II четверти. | Упражнения в правильном употреблении местоимений в тексте. Словарь: регистратура, пациент, бюллетень | 1 | Учить определять местоимения по вопросам, по значению предметности | Умение применить на практике изученное | Закрепление | ||
61 | 11 | Контрольная работа за I полугодие. | Тетради для контрольных работ. | 1 | Учить писать под диктовку | Умение применить на практике изученное | Контрольный | ||
62 | 12 | Работа над ошибками. | Памятки работы над ошибками. | 1 | Учить работать по памяткам | Умение применить на практике изученное | Повторительно-обобщающий | ||
63 | 13 | Заявление. | Образец, тетради по деловому письму | 1 | Учить составлять деловые документы | Умение составлять деловые бумаги | Закрепление | ||
64 | 14 | Обобщение | Карточки для дифференцированной работы | 1 | Учить работать индивидуально | Умение применить на практике изученное | Обобщающий | ||
VI | Глагол | 40 ч. | |||||||
65 | 1 | Глагол как часть речи. Виды текстов. | Рабочая тетрадь «Глагол» Дифференциация частей речи Слова-признаки – прилагательное Упражнения на определение частей речи | 1 | Учить делить слова по признаку ЧАСТЬ РЕЧИ- предмет, признак, действие | Знать части речи Умение отличать вопросы глагола от других частей речи Умение конструировать предложения. | Вводный | ||
66-67 | 2-3 | Глагол. Значение глагола в речи. Глаголы движения в тексте | Опорные слова, памятки. Дифференциация частей речи Слова-признаки – прилагательное Упражнения на определение частей речи ,упр. 272 (с.190) | 2 | Учить делить слова по признаку ЧАСТЬ РЕЧИ- предмет, признак, действие | Знать части речи Умение отличать вопросы глагола от других частей речи | Комбинированный | ||
68 | 4 | Неопределённая форма глагола. | Упражнения на изменение глаголов в неопределённую форму. Таблица, схема, физическая карта. словарь: рентген, операция, санаторий | 1 | Формировать понятие НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА Учить ставить глаголы в неопределённую форму | Знать вопросы неопределённой формы глагол | Сообщение новых знаний | ||
69 | 5 | Правописание шипящих на конце слов | Работа по карточкам Иллюстрации, памятка. | 1 | Учить определять часть речи слова | Умение распознавать глаголы по вопросу и значению | Комбинированный | ||
70 | 6 | Изменение глаголов по временам. Составление рассказа по вопросам | Таблица, памятка. Упражнения на изменение глаголов по времени Упр 261 с.184 | 1 | Формировать знания о времени глагола Учить изменять глаголы по временам , задавая нужные вопросы | Умение различать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времён Умение конструировать предложения, текст по опорным словам | Комбинированный | ||
71-72 | 7-8 | Прошедшее время глагола. Род и число. | Схема Упражнения на изменение глаголов по числам и родам Работа по карточкам | 2 | Формировать знания о времени глагола Учить изменять глаголы по временам , | словарь: секретарь, швея. Умение различать глаголы ед.ч., мн.ч. Умение конструировать предложения, текст по опорным словам | Комбинированный | ||
73-74 | 9-10 | Не с глаголами. | Знаки охраны природы, здоровья, сюжетные карточки | 2 | Учит написанию НЕ с глаголами | Знать правило НЕ с глаголом | Сообщение новых знаний Комбинированный | ||
75-76 | 11-12 | Изменение глагола по лицам и числам. | Таблица, памятки, Упражнения на изменение глаголов по лицам числам Работа по карточкам | 2 | Формировать знания о числе глагола Учить определять лицо глагола, используя местоимения | Умение различать глаголы ед.ч., мн.ч. Умение конструировать предложения, текст по опорным словам | Комбинированный | ||
77-78 | 13-14 | Правописание глаголов 2 лица единственного числа. Составление рассказа | Памятки, папка пословиц. Работа в рабочей тетради Работа по карточкам Составление рассказа-обращения | 2 | Учить написанию глаголов 2 лица с мягким знаком на конце слова Учить использовать глаголы в речи, при составлении рассказа | Уметь изменять глаголы по лицам Знать написание глаголов 2л. Ед.ч. | Сообщение новых знаний Комбинированный | ||
79 | 15 | Изложение по данному плану. | Памятка по написанию изложения Работа над текстом – пересказ, письменное изложение | 1 | Учить воспроизводить текст | Умение оформлять предложения в письменной речи. Умение передавать содержание текста с опорой на вопросы. | Контрольный | ||
80 | 16 | Глаголы 3 лица. | Схема, карточки. Памятки, папка пословиц. Работа в рабочей тетради Работа по карточкам | 1 | Учить написанию –тся, -ться в глаголах 3 лица, правильно задавая вопрос | Уметь изменять глаголы по лицам Знать написание глаголов 3л. Ед.ч. | Комбинированный | ||
81-82 | 17-18 | Различай глаголы на - тся и -ться. | Опорная схема, пословицы. Работа на дифференциацию вопросов ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЕТ? | 2 | Учить написанию –тся, -ться в глаголах 3 лица, правильно задавая вопрос | Уметь задать вопросу к слову-глаголу Уметь правильно написать –тся, -ться | Сообщение новых знаний Комбинированный | ||
83 | 19 | Закрепление пройденного. | Работа в рабочей тетради | 1 | Учить обобщать изученное | Словарь: парашют | Закрепление | ||
84 | 20 | Контрольная работа по теме «Глагол». | Тетради для контрольных работ. | 1 | Учить писать под диктовку | Умение применять изученное на практике | Контрольный | ||
85 | 21 | Работа над ошибками. Нахождение в тексте речевых недочётов. | Тетради для контрольных работ. | 1 | Учить находить и объяснять исправления в речевых недочётах | Умение подбирать проверочные слова | Комбинированный | ||
86 | 22 | Изменения глагола по лицам и числам. | Таблица, памятки, Упражнения на изменение глаголов по лицам числам Работа по карточкам Таблица, памятки, карточки. | 1 | Формировать знания о числе глагола Учить определять лицо глагола, используя местоимения | Умение различать глаголы ед.ч., мн.ч. | Вводный Комбинированный | ||
87-88 | 23-24 | Проверка безударных личных окончаний глаголов. | Работа по карточкам Таблица, памятки, карточки. Словарь: промышленность. | 2 | Учить проверять личные окончания по неопределённой форме глагола | Умение применять изученное на практике | Сообщение новых знаний Комбинированный | ||
89-90 | 25-26 | II спряжение глагола. | Памятка, таблица Упражнения на дифференциацию глаголов | 2 | Учить, какие глаголы относить к глаголам 2 спряжения | Знать признаки глаголов II спряжения | Комбинированный | ||
91 | 27 | I спряжение глагола. | Памятка, таблица Упражнения на дифференциацию глаголов | 1 | Учить, какие глаголы относить к глаголам 1 спряжения | Знать признаки глаголов I спряжения | Комбинированный | ||
92 | 28 | Упражнения на различение I и II спряжения глаголов. | Словарь: коловорот. Работа по карточкам | 1 | Учить различать глаголы 1и 2 спряжения по окончанию в неопределённой форме | Уметь различать глаголы 1 и 2 спряжения | Закрепление | ||
93 | 29 | Изложение по плану и опорным словам. | Работа над текстом – пересказ, письменное изложение | 1 | Учить воспроизводить текст, пользуясь планом, опорными словами, вопросами. | Умение оформлять предложения в письменной речи. умение передавать содержание текста с опорой на вопросы. | Контрольный | ||
94-95 | 30-31 | Определение спряжения глаголов. | Практикум по определению спряжения глаголов | 2 | Учить различать глаголы 1и 2 спряжения по окончанию в неопределённой форме | Словарь: капитализм. Уметь различать глаголы 1 и 2 спряжения | Комбинированный | ||
96 | 32 | Ответ на открытое письмо в стенгазету. | Папка «Деловое письмо» | 1 | Учить составлять деловые документы | Умение составлять деловые документы | Комбинированный | ||
97 | 33 | Способы проверки безударных окончаний. | Таблица, памятки, рабочие тетради «Глагол». | 1 | Учить различать глаголы 1и 2 спряжения по окончанию в неопределённой форме | Уметь проверять безударные окончания | Комбинированный Закрепление | ||
98 | 34 | Закрепление пройденного. | Разрезные пословицы, карточки | 1 | Учить обобщать и применять изученное | Умение применить на практике изученное | Закрепление | ||
99 | 35 | Сочинение по плану и опорным словам. | Иллюстрация на с. 200, план - с. 199. | 1 | Учить составлять предложения, текст по данному плану | Умение оформлять предложения в письменной речи. Умение передавать содержание текста с опорой на вопросы. | Комбинированный | ||
100 | 36 | Деловое письмо. Анкета. | Тетради по деловому письму, папка «Деловое письмо» | 1 | Учить составлять деловые документы | Уметь составлять деловые документы | Комбинированный | ||
101 | 37 | Повторение пройденного Изложение небольшого отрывка из литературного текста | Карточки, рабочие тетради по теме «Глагол». Пересказ отрывка из учебника Чтение | 1 | Учить передавать текст, выделяя главное | Умение применить на практике изученное Уметь пересказывать | Комбинированный | ||
102 | 38 | Контрольная работа за III четверть. | Тетради для контрольных работ. | 1 | Учить писать под диктовку | Умение применить на практике изученное | Контрольный | ||
103 | 39 | Работа над ошибками. Повторение пройденного. | Памятки, рабочие тетради по теме «Глагол». | 1 | Учить работать по памяткам | Умение подбирать проверочные слова | Повторительно-обобщающий | ||
104 | 40 | Обобщение пройденного в III четверти. | Индивидуальные карточки - картинки | 1 | Учить работать с картинкой- подобрать слова, составить текст | Умение составлять рассказ, используя разные части речи | Обобщающий | ||
VIII | Предложение | 27ч. | |||||||
105-106 | 1-2 | Главные и второстепенные члены предложения. Структура текста. | Схемы предложений различных конструкций | 2 | Учить находить главные члены предложения Учить составлять текст по структуре (начало, основная часть, заключение) | Умение в распознавании главных членов предложения. | Вводный | ||
107-108 | 3-4 | Распространённые и нераспространённые предложения. Части текста. | Практикум по распространению предложений. Составление распространённых и нераспространённых предложений Деление текста на части | 2 | Учить распространять предложения словами разных частей речи | Уметь распространять предложения разными словами Умение распознавать распространённые и нераспространённые предложения | Комбинированный | ||
109-110 | 5-6 | Предложения с однородными членами. | Практикум по определению однородных членов предложения | 2 | Учить распространять предложения однородными членами | Умение в распознавании однородных членов предложения. | Сообщение новых знаний Комбинированный | ||
111-112 | 7-8 | Знаки препинания в предложении с однородными членами. | Уточнить представления о речи как средстве общения людей Карточки, схемы, словарь: гарнитур. | 2 | Учить отделять однородные члены запятыми, если не стоит союз И | Умение определять однородные члены предложения Умение находить и различать однородные подлежащие,сказуемые,второстепенные члены предложения | Комбинированный | ||
113 | 9 | Изложение | Тетради для контрольных работ | 1 | Учить воспроизводить текст на слух | умение конструировать предложения. | Контрольный | ||
114 | 10 | Работа над ошибками. | Памятки «Виды орфограмм» | 1 | Учить исправлять орфограммы, используя памятки | Умение применить на практике изученное | Комбинированный | ||
115 | 11 | Обращение. Место обращения в предложении. Составление диалога с обращением | Схемы предложений с обращением | 1 | Учить расставлять запятые в предложениях при обращении Учить вести диалог – общаться | Уметь выделять обращения интонацией | Комбинированный | ||
116-117 | 12-13 | Знаки препинания в предложении с обращением. Текст | Работа по карточкам Идея текста | 2 | Формировать умение ставить запятую до и после обращения | Умение соблюдать интонацию при обращении | Комбинированный | ||
118 | 14 | Интонационная окраска предложения. | Карточки, диалоги, слова для справок, словарь: бандероль, квитанция. | 1 | Формировать понятие ИНТОНАЦИОННАЯ ОКРАСКА | Уметь различать на слух предложения по интонации | Комбинированный | ||
119-120 | 15-16 | Сложные предложения. | Схемы предложений Работа над деформированным текстом - расстановка знаков препинания Выделение главных членов предложения | 2 | Учить находить подлежащее и сказуемое Учить составлять сложное предложение по схеме из простых | Умение опознавать сложное предложение Умение находить грамматическую основу | Комбинированный | ||
121-122 | 17-18 | Знаки препинания в сложном предложении. Составление текста на основе заглавия-темы и плана | Схемы предложений, карточки. Работа над деформированным текстом - расстановка знаков препинания Выделение главных членов предложения | 2 | Формировать умение ставить запятую, если предложен6ие сложное | Умение опознавать сложное предложение Умение находить грамматическую основу | Комбинированный | ||
123-124 | 19-20 | Сложные предложения с союзами и без союзов. | Отличительные особенности сложного предложения Работа над деформированным текстом - расстановка знаков препинания Выделение главных членов предложения Схемы сложных предложений с союзами, союзными словами и без них. Карточки для индивидуальной работы, словарь: клиент, почтамт. | 2 | Формировать знания о предложении. Учить расставлять запятые в сложном предложении, составлять предложения из слов, текст из предложений | Умение опознавать сложное предложение | Сообщение новых знаний Комбинированный | ||
125-126 | 21-22 | Закрепление пройденного. | Сюжетные иллюстрации | 2 | Учить индивидуальной работе по карточкам | Умение применить на практике изученное | Закрепление | ||
127 | 23 | Изложение | Тетради для контрольных работ, репродукция картины «А. Невский» - П.Д. Корина. | 1 | Учить воспроизводить текст по плану | Умение воспроизводить текст на слух Умение выделять предложение в устной речи и правильно оформить его на письме. Умение передавать содержание текста с опорой на вопросы. | Контрольный | ||
128 | 24 | Работа над ошибками. | Памятки «Виды орфограмм» | 1 | Учить исправлять орфограммы, используя памятки | Умение применить на практике изученное | Комбинированный | ||
129 | 25 | Повторение пройденного по теме «Предложение». | Карточки для индивидуальной работы. | 1 | Учить обобщать изученное | Умение применить на практике изученное | Повторительно-обобщающий | ||
130 | 26 | Контрольная работа по теме «Предложение» | Тетради для контрольных работ | 1 | Учить писать под диктовку | Умение применить на практике изученное | Контрольный | ||
131 | 27 | Работа над ошибками. | Карточки для индивидуальной работы | 1 | Учить применять памятки при определении орфограммы | Умение применить на практике изученное | Комбинированный | ||
IX | Повторение | 5 ч. | |||||||
132 | 1 | Деловое письмо: Объявление. | Образцы объявлений, правила оформления деловых бумаг | 1 | Учить составлять деловые документы | Умение составлять простые предложения Умение выделять главную мысль, составлять план | Комбинированный | ||
133 | 2 | Орфографические задачи. Текст-рассуждение | Памятки, схемы Составление рассказа по иллюстрации | 1 | Учить вставлять орфограммы, подбирать однокоренные слова | Умение применить на практике изученное Умение рассуждать | Закрепление | ||
134 | 3 | Контрольная работа за год. | Листочки для контрольных работ | 1 | Учить писать под диктовку | Умение применить на практике изученное предложения | Контрольный | ||
135 | 4 | Работа над ошибками. | Памятки «Виды орфограмм» | 1 | Учить применять памятки при определении орфограммы | Умение применить на практике изученное | Комбинированный | ||
136 | 5 | Весёлая грамматика. Итоги за год. | Ребусы, кроссворды, грамматические загадки. | 1 | Умение распознавать орфограммы | Обобщение |
Учебно-методический комплекс.
Учебная программа | Учебники | Методический материал | Дидактический материал | Дополнительная литература |
Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида В.В. Воронкова, М.Н. Перова, В.В. Экк, допущенной Министерством образования Российской Федерации | Учебник «Русский язык» 6,8, 9-го класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Н. Г. Галунчиковой, Э. В. Якубовской- изд. «Просвещение», 2004-2009г.г. | Е.П.Плешакова Русский язык. Коррекционно-развивающие задания и упражнения, Волгоград, 2009 г.; Т.И.Томарова .Русский язык конспекты уроков, Волгоград, 2009 г.; И.ВВеркеенко. Упражнения и проверочные задания по русскому языку, Москва, 2005 г.;. Л.Жидкова, Л.Каменецкая. Сборник статей для изложений во вспомогательной школе, М.Е.Прокопенко. Русский язык. Чтение. Речевые разминки. Зрительные диктанты. Игровые упражнения. Волгогрвд, 2009 г.; | Коррекционные упражнения: Работа по карточкам. Упражнение на развитие мелкой моторики рук: зарисовки силуэтов в разном направлении, штрихованными линиями» Физ.минутки Речевые разминки Игровые упражнения Упражнения для обучения детей приёмам саморасслабления. – «штанга», «игра с песком», «Кулачки», «Кораблик» и др. Упражнения для успокоения детей «Найди и промолчи», «Холодно –Горячо ;Право-лево» -ориентировка в пространстве, «Найди рифму» и др. Психологические тренинги Наглядные пособия. рисунки, игрушки, плакаты,. | О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаева. Чего на свете не бывает? Москва, 1991 г.; И.С.Гринченко. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе, Москва, 2002 г.; О.Н.Крылова, Л.Ю.Самсонова. Поурочные разработки по русскому языку 4 класс, Москва, 2008 г. Т.А.Ладыженская. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках Наглядное пособие «Лето в картинках» Наглядное пособие «Осень в картинках» Грамматика в картинка «Антонимы», «Говори правильно» Демонстрационныц материал «Наши эмоции и чувства», «Подбери слова к рассказу» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по письму и развитию речи 4 класс школа VIII вида
Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник авторов Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательн...
рабочая программа по письму и развитию речи 1 класс
разработана для учащихся 1 класса коррекционных школ...
рабочая программа по письму и развитию речи (5 класс)
Факультет коррекционной педагогики ОП «Мой университет» www.moi-sat.ruРабочая программа по «Письму и развитию речи» для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII в...
Рабочая программа по письму и развитию речи (7 класс)
Рабочая программа по письму и развитию речи для 7 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных)...
Рабочая программа по письму и развитию речи. 5 класс коррекционной школы VIII вида
Представлена рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 5 класса коррекционной школы VIII вида....
Рабочая программа по письму и развитию речи 1 класс коррекционных ( специальных) классов
Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой В.В. Воронковой «Русский (родной) язык 1 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». М.: Просвещение...
Рабочие программы по письму и развитию речи. 5 класса 8 вида
Адаптированные рабочие программы по письму и развитию речи для учащихся с гораниченными возможностями здоровья....