рабочая программа по развитию речи в 6 классе для детей со сложным дефектом
план-конспект урока (6 класс) на тему
данная программа предназначена для работы с глубоко умственно отсталыми детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 197.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена на заседании МО учителей-предметников МКСКОУ «Ярская школа-интернат»8 вида п. Яр № ____ от «___»________20__г. Принята на педагогическом совете МКСКОУ «Ярская школа-интернат» № ____ от «___»_________20__г. | ||
Утверждена приказом №______ От «___»_________ 20___г. | ||
Директор школы – интерната/Ившин Р.И./ | ||
Рабочая программа по предмету «развитие речи, предметные уроки и экскурсии » в 6 классе для детей со сложным дефектом. | ||
Составил: учитель начальных классов (стаж работы 20 лет,1 категория) Трефилова Е.В. | ||
2015-2016уч. год | ||
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «развитие речи, предметные уроки и экскурсии» составлена на основе:
-Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. №29/2065-п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
-Программы обучения глубоко умственно отсталых детей . Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР , Москва – 1983г.
-Годового календарного учебного графика на 2015-2016 уч.г.
Для изучения данного курса предполагаются следующие учебники:
1.Худенко Е.Д, Терехова И.А. «Знакомство с окружающим миром» 3 класс. Москва, Аркти, 2011г.
2. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. «Живой мир» 3 класс, 2013г.
В соответствии с учебным планом количество часов рабочей программы – 68 часов, при 2 часовой нагрузке в неделю, при проведении 45-минутного урока (часы по данной дисциплине входят в федеральный компонент учебного плана, образовательная область-язык и речевые коммуникации)
Основной целью данного курса обучения является :
-подготовка детей к самостоятельной жизни, умению ориентироваться в окружающей жизни, общаться с людьми, приобрести простейшие навыки общения.
Представления об окружающем мире у детей со сложным дефектом исключительно скудны и дефектны и их собственные высказывания отличаются крайней бедностью.
Обучение организуется на практической наглядной основе. Уроки необходимо обеспечить соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся.
Учащиеся должны уметь назвать то, что они видят в классе, в игровой комнате, в спальне и т.д. Чтобы ускорить развитие речи плохо говорящих детей, необходимо заставлять их повторять слова учителя. Занятия хорошо проводить в форме игр, требующих вопросов и ответов.
Каждый урок посвящён одной какой-нибудь теме, взятой из окружающей действительности, при этом количество новых слов, сообщаемых на одном уроке ограничено.
Занятия способствуют осмыслению практического опыта, приобретенного детьми на предметных уроках и экскурсиях.
На предметных уроках и экскурсиях дети знакомятся с жизнью растений и животных, изменениями в природе и труде людей. Также знакомятся с объектами на основе непосредственных чувственных восприятий, учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения.
Экскурсии представляют собой учебные занятия, во время которых учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке.
Наблюдения во время экскурсий завершаются сбором материала для оформления в виде коллекций, гербариев и рисунков в тетрадях. Этот природный материал может быть использован на уроках ручного труда, арифметики, рисования и на других уроках.
Практические работы помогают закреплению определённых умений и навыков. Для развития различных органов чувств полезно лепкой из глины или пластилина изображать предметы в виде рисунков и аппликаций.
Экскурсии, наблюдения, практические работы развивают речь, память, внимание, наблюдательность, логическое мышление детей. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, возбуждают у детей интерес, стимулируют к деятельности. Эти уроки способствуют развитию коррекции личности школьника и необходимы в жизни.
В программу включены следующие разделы:
1. Сезонные изменения в природе – 37ч. Учащиеся пополняют знания о сезонных изменениях в жизни животных и растений, о труде в разное время года.
3. Ягоды -3ч. Знакомятся с рябиной, клюквой. Принимают участие в уборке урожая, уходе за рассадой.
4. Деревья - 3ч. Знакомятся с липой.
5. Кустарники -6ч. Знакомятся с малиной, крыжовником, смородиной.
5. Комнатные растения -8ч. Учатся ухаживать за комнатными растениями.
7. Домашние животные – 3ч. Знакомятся с овцой.
8. Дикие животные – 2ч. Пополняют знания о жизни диких животных в зимнее время года.
9. Птицы – 4ч. Знакомятся с дятлом, снегирем.
10. Рыбы – 2ч. Знакомятся с щукой.
В ходе обучения учитываются не только особенности, но и возможности развития каждого ребенка, что указано в индивидуальных картах развития.
К концу 6 класса учащиеся могут научиться:
- участвовать в беседе: (Когда? В какое время? Откуда? Куда? К кому? К чему? Кто? Что? О ком? О чем? С кем? С чем?
Где? (на, под, перед, за, выше, ниже). Что делают? Делаешь? Что делал? Делали? Что сделают?
Какой? Какая? Какое? Какие? )
-словесно обозначать признаки предметов;
-употреблять возвратную форму глаголов, обозначающих элементарные действия: «Я умываюсь», «Я причесываюсь» и т д
-повторять и выполнять действия по словесной инструкции;
-полностью называть свое имя и фамилию, своих одноклассников, имя и отчество учителя;
- внятно выражать свои просьбы и желания;
- осуществлять классификацию предметов по наглядному образцу;
-составлять простой последовательный рассказ с опорой на мнемотаблицы.
-отмечать погоду в дневнике ежедневно. (солнечно, пасмурно, переменная облачность, дождь, сне, ветер)
-с помощью вопросов учителя группировать предметы по определенным признакам: по цвету, по величине, по форме, по материалу;
-описывать предметы, явления природы, используя вновь усвоенные слова
-ухаживать за комнатными растениями
-убирать овощи в осеннее время года
Могут усвоить и понять:
-изученные термины
- называть и применять «вежливые» слова
- обобщающие слова;
- сезонный труд взрослых с опорой на наглядность;
-какую одежду одевать по сезонам;
-2-3 признака каждого времени года;
-отличие домашних животных от диких;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-Использовать в общении со всеми окружающими людьми вежливые слова и выражения;
- Знать правила культурного поведения и соблюдать их;
-Одеваться по сезону;
-Убирать урожай в осеннее время года
Показатели самостоятельности учащегося.
- действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);
- действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;
- действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;
- действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);
- действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;
- действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.
Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями:
- действие (операция сформировано) – «ДА»;
- действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»;
- действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»;
- действие (операция) пока не доступно для выполнения – «НЕТ».
Нормы оценок :
При устном ответе обучающиеся должны использовать, правильно применять и произносить изученные термины.
Отметка «5» ставится, если ученик:
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить его по опорным схемам;
- по наводящим вопросам учителя подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на вопросы учителя.
Отметка «4» ставится, если ученик:
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при его изложении по опорным схемам;
- с помощью учителя подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на вопросы учителя.
Отметка «3» ставится, если ученик:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении по опорным схемам;
- совместно с учителем находит ответ конкретными примерами;
- не всегда отвечает на вопросы учителя.
Отметка «2» не ставится, так как она означает, что неправильно определен уровень программных требований.
Учебно-методический комплекс:
3. Певзнер М. С. Дети - олигофрены М., 1959.
4. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. М., 1983.
5. Цикото Г. В.Об интеллектуальном развитии детей - инвалидов У/Дефектология. 1979. № 1. С. 14 — 19.
6. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Знакомим малышей с окружающим миром» М. 1997 г.
7. Узорова О.В., Нефедова Л.Н. «Практическое пособие по развитию речи» М. 2002 г.
8. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры» М., 1991г.
Материалы и оборудование:
- Мнемотаблицы
- Схемы-опоры
- Разрезные картинки по темама
- Предметные и сюжетные картинки по темам
- Муляжи овощей и фруктов
- Комнатные растения
- Инструменты по уходу за комнатными растениями
- Календарь природы
- Настенное развивающее панно
Учебный план.
Раздел | Кол-во часов в разделе на четверть | Контрольно-измерительный материал | Кол-во теоретических, практических и лабораторных уроков | Экскурсии | |
Практич. | Комбин. | ||||
1 четверть | |||||
Сезонные изменения в природе. Осень. | 16 | 9 | 5 | 2 | |
Ягоды. | 2 | 2 | |||
2 четверть | |||||
Ягоды. | 1 | 1 | |||
Деревья. | 3 | 3 | |||
Сезонные изменения в природе. Зима. | 6 | 5 | 1 | ||
Кустарники. | 4 | 4 | |||
3 четверть | |||||
Кустарники. | 2 | 2 | |||
Комнатные растения. | 8 | 4 | 4 | ||
Домашние животные. | 3 | 3 | |||
Дикие животные. | 2 | 2 | |||
Сезонные изменения в природе. Весна. | 5 | 4 | 1 | ||
4 четверть | |||||
Сезонные изменения в природе. Весна. | 3 | 2 | 1 | ||
Птицы. | 4 | 4 | |||
Рыбы. | 2 | 2 | |||
Сезонные изменения в природе. Лето. | 7 | 3 | 3 | 1 |
Календарно-тематический план .
Раздел | № урока в год | Тема урока | Дата | Основные предметные знания (базовые понятия по теме) | Деятельность учащихся на уроке | Коррекционная работа |
1 четверть-18 часов | ||||||
Сезонные изменения в природе. Осень. | 1 | Просмотр слайдов о растениях в осеннее время года. | Осень, отцвели, повяли, листопад, разноцветье | Смотрят презентацию | Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в классификации в установлении логических связей; временных представлений, зрительного, слухового, тактильного восприятия; вербальной памяти на основе упражнений в запоминании; речи на основе составления простых фраз-предложений по сюжетной картинке; эмоционально-волевой сферы, развитие специальных и общих умений и навыков | |
2 | Просмотр видеофильма «На ферме». | Ферма | Смотрят видеофильм | |||
3 | Экскурсия на ферму. | Ферма | Экскурсия на ферму | |||
4 | Труд взрослых осенью. | Труд | Повторяют ранее изученный материал | |||
5 | Пр. р.: Участие в уборке овощей на огороде. | Овощ- морковь | Убирают овощи на пришкольном участке | |||
6 | Пр. р.: Участие в уборке овощей на огороде. | Овощ- морковь | ||||
7 | П. р.: Участие в уборке овощей на огороде. | Овощ- морковь | ||||
8 | Пр. р.: Участие в уборке овощей на огороде. | Овощ - свекла | ||||
9 | Пр. р.: Участие в уборке овощей на огороде. | Овощ-свекла | ||||
10 | Пр. р.: Участие в уборке овощей на огороде. | Овощ - капуста | ||||
11 | Пр.р.: Подготовка огорода к зиме. | Перекопка | Перекапывают грядки | |||
12 | Пр.р.: Подготовка огорода к зиме. | Перекопка | ||||
13 | Пр.р.: Подготовка огорода к зиме. | Перекопка | ||||
14 | Экскурсия в природу. | Признаки осени | Экскурсия в лес | |||
15 | Просмотр видеофильма «Животные осенью» | Подготовка к спячке | Смотрят видеофильм | |||
16 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | Приметы осени | Составляют простой рассказ | |||
Ягоды. | 17 | Ягоды (рябина) . Обобщающее слово «ягоды». | Ягода - рябина | Знакомятся с рябиной | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании; зрительного, тактильного восприятия, речи на основе составления простого рассказа по мнемосхеме | |
18 | Ягоды (клюква). Обобщающее слово «ягоды». | Ягода-клюква | Знакомятся с клюквой | |||
2 четверть - 14 часов | ||||||
19 | Сравнение по окраске, форме и вкусу. | Цвет, форма, вкус | Сравнивают по мнемосхеме | |||
Деревья. | 20 | Деревья- липа. Название. Распознавание. | Дерево - липа | Знакомятся с липой | Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в классификации, обобщении, вербальной памяти на основе упражнений в запоминании; зрительного, тактильного восприятия, речи на основе составления простого рассказа по мнемотаблице | |
21 | Умение назвать и показать корень, ствол, ветви, листья. | Корень, ствол, ветви, листья | Показывают и называют части дерева, составляют дерево по его частям | |||
22 | Выделение липы из группы изученных деревьев по форме листа. | Липа | Рассматривают картинки, выделяют по форме листьев | |||
Сезонные изменения в природе. Зима. | 23 | Просмотр слайдов о зиме. | Приметы зимы | Смотрят презентацию | ||
24 | Просмотр видеофильма «Жизнь животных зимой» | Спячка, охота | Смотрят видеофильм | |||
25 | Труд взрослых зимой. | Труд | Составляют рассказ по мнемотаблице | |||
26 | Забавы детей зимой. | Забава, развлечение, отдых | Составляют рассказ по мнемотаблице | |||
27 | Экскурсия в природу. | Приметы зимы | Экскурсия в лес | |||
28 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | Приметы зимы | Приметы зимы | |||
Кустар ники | 29 | Кустарники – крыжовник. | Кустарники – крыжовник. | Знакомятся с крыжовником | Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в группировке классификации, памяти на основе игр, упражнений, речи на основе составления простого предложения по мнемотаблице | |
30 | Кустарники - смородина. | Кустарники - смородина. | Знакомятся со смородиной | |||
31 | Кустарники - малина. | Кустарники - малина. | Знакомятся с малиной | |||
32 | Умение узнавать, показывать, различать. | Кустарники | Узнают кустарники по их отличительным признакам | |||
3 четверть (20 часов) | ||||||
33 | Отличие деревьев от кустарников. | Дерево, кустарник | Выделяют отличительные признаки | |||
34 | Отличие деревьев от кустарников. | Дерево, кустарник | Выделяют отличительные признаки | |||
Комнатные растения. | 35 | Комнатные растения. | Комнатные растения | Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, цветы в классе, школе | Коррекция эмоционально-волевой сферы, пространственных и временных представлений, внимания на основе игр и спец.упражнений; зрительных, слуховых, тактильных ощущений, общей моторики | |
36 | Комнатные растения (герань душистая). Название, распознавание, различие. | Герань душистая | Знакомятся с геранью | |||
37 | Уход за комнатными растениями и рыбами. | Аквариум | Слушают, рассматривают иллюстрации, обводят шаблоны, отвечают на вопросы | |||
38 | Уход за комнатными растениями и рыбами. | Аквариум | Называют правила ухода | |||
39 | П.работа: Уход за комнатными растениями и рыбами. | Комнатные растения, аквариум | Ухаживают с соблюдением общих правил | |||
40 | П.работа: Уход за комнатными растениями и рыбами. | Комнатные растения, аквариум | ||||
41 | П.работа: Уход за комнатными растениями и рыбами. | Комнатные растения, аквариум | ||||
42 | П.работа: Уход за комнатными растениями и рыбами. | Комнатные растения, аквариум | ||||
Домашние животные. | 43 | Домашние животные (овца). Внешний вид. | Домашнее животное - овца | Знакомятся с овцой | Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в группировке классификации, сравнении; | |
44 | Чем питается, какую пользу приносит человеку. | Польза | ||||
45 | Чем питается, какую пользу приносит человеку. | Пища | ||||
Дикие животные. | 46 | Дикие животные в зимнее время года. | Дикие животные | Слушают учителя, составляют предложения по сюжетной картинке | Зрительного, слухового восприятия, пространственного восприятия, речи на основе составления простого рассказа по мнемотаблице | |
47 | Сравнение с домашними животными. | Животные дикие, домашние | Закрепляют изученный материал | |||
Сезонные изменения в природе. Весна. | 48 | Просмотр слайдов о весне. | Приметы весны | Смотрят презентацию | Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в классификации в установлении логических связей; временных представлений, зрительного, слухового, тактильного восприятия; | |
49 | Просмотр видеофильма «Жизнь животных весной» | Пробуждение, выводок | Смотрят видеофильм | |||
50 | Труд взрослых весной. | Труд, трудолюбие | Определяют труд взрослых по иллюстрации | |||
51 | Труд взрослых весной. | Труд, трудолюбие | Отвечают на вопросы по сюжетной картинке | |||
52 | Экскурсия в природу. | Приметы весны | Экскурсия в парк | |||
4 четверть - 16 часов | ||||||
53 | Пр. р.: подготовка и посадка зелени. | Лук, укроп, петрушка | Сажают укроп, лук, петрушку | вербальной памяти на основе упражнений в запоминании; речи на основе составления простых фраз-предложений по сюжетной картинке | ||
54 | Пр. р.: подготовка и посадка зелени. | Лук, укроп, петрушка | ||||
55 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | Приметы весны | Составляют простой рассказ | |||
Птицы. | 56 | Просмотр видеофильма «Птицы весной». | Прилет птиц | Смотрят видеофильм | Коррекция целостности восприятия, мыслительной деятельности на основе обобщения, речи га основе составления простого рассказа по мнемосхеме | |
57 | Птицы - снегирь. Описание с помощью вопросов учителя. Внешний вид. | Птицы - снегирь | Составляют описательный рассказ по вопросам учителя | |||
58 | Птицы - дятел. Описание с помощью вопросов учителя. Внешний вид. | Птицы - дятел | ||||
59 | Сравнение птиц. Польза, приносимая человеку. | Вредители, польза | Сравнивают птиц | |||
Рыбы. | 60 | Рыбы (щука). Чем покрыто тело рыбы. | Рыбы, щука, плавники, чешуя, жабры | Изучают новую тему | Коррекция мыслительной деятельности на основе установления логических связей; речи на основе составления простого рассказа по мнемосхеме | |
61 | Как передвигаются, чем и как питаются рыбы. | Водоросли, плавники, хвост | ||||
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. Лето. | 62 | Просмотр слайдов о лете. | Приметы лета | Смотрят презентацию | Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в классификации в установлении логических связей; временных представлений, зрительного, слухового восприятия; речи на основе составления простых фраз-предложений по сюжетным картинкам | |
63 | Экскурсия в природу. | Приметы лета | Экскурсия в парк | |||
64 | Труд взрослых летом. | Труд, трудолюбие | Определяют труд взрослых по иллюстрации | |||
65 | Сезонные работы на огороде. | Огород | Отвечают на вопросы по сюжетной картинке | |||
66 | Пр.р. Прополка грядок. | Труд, трудолюбие | Пропалывают грядки на пришкольном участке | |||
67 | Пр.р. Прополка грядок. | |||||
68 | Пр.р. Прополка грядок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию речи 4 класс 8 вида
Программа предназначена для использование педагогами специальных (коррекционных) школ 8 вида в 4 лассе...
Рабочая программа по развитию речи 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...
Рабочая программа курса «Развитие речи» 9 класс на 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что ...
Рабочая программа по развитию речи 2 класс со сложной структурой дефекта.
Данная программа разработана для обучения детей со множественным нарушениями....
Рабочая программа по письму в 5 классе для детей со сложной структурой дефекта находящегося на надомном обучении.
Рабочая программа по письму в 5 классе со сложной структурой дефекта....
Рабочая программа по ЧТЕНИЮ в 5 классе для детей со сложной структурой дефекта находящегося на надомном обучении.
Рабочая программа по чтению в 5 классе для детей со сложной структурой дефекта находящегося на надомном обучении....
Рабочая программа по математике в 5 классе для детей со сложной структурой дефекта ученика находящегося на надомном обучении.
Рабочая программа по математике в 5 классе для детей со сложной структурой дефекта для ученика находящегося на надомном обучении....