рабочая программа по развитию речи в 6 классе для детей со сложным дефектом
план-конспект урока (6 класс) на тему

Трефилова Елена Владимировна

данная программа предназначена для работы с глубоко умственно отсталыми детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа197.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена на заседании МО

учителей-предметников

МКСКОУ «Ярская школа-интернат»8 вида

п. Яр № ____ от «___»________20__г.

Принята на педагогическом совете МКСКОУ  «Ярская школа-интернат»

____ от «___»_________20__г.

Утверждена приказом №______

От «___»_________ 20___г.

Директор школы – интерната/Ившин Р.И./

Рабочая  программа

по предмету

«развитие речи,  предметные уроки и экскурсии »

в 6 классе для детей со сложным дефектом.

Составил:  учитель начальных классов (стаж работы 20 лет,1 категория) Трефилова Е.В.

                                   2015-2016уч. год

Пояснительная записка

                     Рабочая  программа  по предмету «развитие речи,  предметные уроки и экскурсии» составлена на основе:

-Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. №29/2065-п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

-Программы обучения глубоко умственно отсталых детей . Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР , Москва – 1983г.

-Годового календарного учебного графика на 2015-2016 уч.г.

Для изучения данного курса предполагаются следующие учебники:

1.Худенко Е.Д, Терехова И.А. «Знакомство с окружающим миром» 3 класс. Москва, Аркти, 2011г.

2. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. «Живой мир» 3 класс, 2013г.

       В соответствии с учебным планом количество часов рабочей программы – 68 часов, при 2 часовой нагрузке в неделю, при проведении 45-минутного урока (часы по данной дисциплине входят в федеральный компонент учебного плана, образовательная область-язык и речевые коммуникации)

Основной целью данного курса обучения  является :

-подготовка детей к самостоятельной жизни, умению ориентироваться в окружающей жизни, общаться с людьми, приобрести простейшие навыки общения.

Представления об окружающем мире у детей со сложным дефектом исключительно скудны и дефектны и их собственные высказывания отличаются крайней бедностью.

  Обучение организуется на практической наглядной основе. Уроки необходимо обеспечить соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся.

         Учащиеся  должны уметь назвать то, что они видят в классе, в игровой комнате, в спальне и т.д. Чтобы ускорить развитие речи плохо говорящих детей, необходимо заставлять их повторять слова учителя. Занятия  хорошо проводить в форме игр, требующих вопросов и ответов.

          Каждый урок посвящён одной какой-нибудь теме, взятой из окружающей действительности, при этом количество новых слов, сообщаемых на одном уроке ограничено.

Занятия  способствуют осмыслению практического опыта, приобретенного детьми на предметных уроках и экскурсиях.

          На предметных уроках и экскурсиях дети знакомятся с жизнью растений и животных, изменениями в природе и труде людей. Также  знакомятся с объектами на основе непосредственных чувственных восприятий, учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения.

          Экскурсии представляют собой учебные занятия, во время которых учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке.

  Наблюдения во время экскурсий завершаются сбором материала для оформления в виде коллекций, гербариев и рисунков в тетрадях. Этот природный материал может быть использован на уроках ручного труда, арифметики, рисования и на других уроках.

          Практические работы помогают закреплению определённых умений и навыков. Для развития различных органов чувств полезно лепкой из глины или пластилина  изображать предметы в виде рисунков и аппликаций.

  Экскурсии, наблюдения, практические работы развивают речь, память, внимание, наблюдательность, логическое мышление детей. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, возбуждают у детей интерес, стимулируют к деятельности. Эти уроки способствуют развитию коррекции личности школьника и необходимы в жизни.

В программу включены следующие разделы:

1. Сезонные изменения в природе – 37ч. Учащиеся пополняют знания о сезонных изменениях в жизни животных и растений, о труде в разное время года.

3. Ягоды -3ч. Знакомятся с рябиной, клюквой. Принимают участие в уборке урожая, уходе за рассадой.

4. Деревья - 3ч. Знакомятся с липой.

5. Кустарники -6ч. Знакомятся с малиной, крыжовником, смородиной.

5. Комнатные растения -8ч. Учатся ухаживать за комнатными растениями.

7. Домашние животные – 3ч. Знакомятся с овцой.

8. Дикие животные – 2ч. Пополняют знания о жизни диких животных в зимнее время года.

9. Птицы – 4ч. Знакомятся с дятлом, снегирем.

 10. Рыбы – 2ч. Знакомятся с щукой.

         

В ходе обучения учитываются не только особенности, но и возможности развития каждого ребенка, что указано в индивидуальных картах развития.

        К концу 6 класса учащиеся могут научиться:

- участвовать в беседе: (Когда? В какое время? Откуда? Куда? К кому? К чему? Кто? Что? О ком? О чем? С кем? С чем?

    Где? (на, под, перед, за, выше, ниже).    Что делают? Делаешь? Что делал? Делали? Что сделают?

Какой? Какая? Какое? Какие? )

-словесно обозначать признаки предметов;

 -употреблять  возвратную форму глаголов, обозначающих элементарные действия: «Я умываюсь», «Я причесываюсь» и т д

-повторять и выполнять действия  по словесной инструкции;

-полностью называть свое имя и фамилию, своих одноклассников, имя и отчество учителя;

- внятно выражать свои просьбы и желания;

- осуществлять классификацию предметов  по наглядному образцу;

-составлять простой последовательный  рассказ  с опорой на  мнемотаблицы.

-отмечать погоду в дневнике ежедневно. (солнечно, пасмурно, переменная облачность, дождь, сне, ветер)

-с помощью вопросов учителя группировать предметы по определенным признакам: по цвету, по величине, по форме, по материалу;

-описывать предметы, явления природы, используя вновь усвоенные слова

-ухаживать за комнатными растениями

-убирать овощи в осеннее время года

         Могут усвоить и понять:

-изученные термины

- называть и применять «вежливые» слова

- обобщающие слова;

- сезонный труд взрослых с опорой на наглядность;

-какую одежду одевать по сезонам;

-2-3 признака каждого времени года;

-отличие домашних животных от диких;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-Использовать в общении со всеми окружающими людьми вежливые слова и выражения;

- Знать правила культурного поведения и соблюдать их;

-Одеваться по сезону;

-Убирать урожай в осеннее время года

            Показатели самостоятельности учащегося.

- действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);                                                                                  

- действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;                                                                                                        

- действие выполняется  ребенком с частичной помощью взрослого;                                                                                                                

- действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);                                                            

- действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;                                                                                                                

- действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.

Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями:

  -  действие (операция сформировано) – «ДА»;                                                                                                                                          

  - действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»;                                                                                                    

  - действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»;                                                                                      

  - действие (операция) пока не доступно для выполнения – «НЕТ».

Нормы оценок :

При устном ответе обучающиеся должны использовать,  правильно применять и произносить изученные  термины.

Отметка «5» ставится, если ученик:

  •  полностью усвоил учебный материал;
  •  умеет изложить его по опорным схемам;
  •  по наводящим вопросам учителя  подтверждает ответ конкретными примерами;
  •  правильно отвечает на   вопросы учителя.

Отметка «4» ставится, если ученик:

  •  в основном усвоил учебный материал;
  •  допускает незначительные ошибки при его изложении по опорным схемам;
  •  с помощью учителя  подтверждает ответ конкретными примерами;
  •  правильно отвечает на  вопросы учителя.

Отметка «3» ставится, если ученик:

  •  не усвоил существенную часть учебного материала;
  •  допускает значительные ошибки при его изложении по опорным схемам;
  •  совместно с учителем находит ответ конкретными примерами;
  •  не всегда отвечает на  вопросы учителя.

Отметка «2» не ставится, так как она означает, что неправильно определен уровень программных требований.

Учебно-методический комплекс:

3.        Певзнер М. С. Дети - олигофрены М., 1959.

4.        Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. М., 1983.

   5.       Цикото Г. В.Об интеллектуальном развитии детей - инвалидов У/Дефектология. 1979. № 1. С. 14 — 19.

   6.        Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Знакомим малышей с окружающим миром» М. 1997 г.

   7.        Узорова О.В., Нефедова Л.Н. «Практическое пособие по развитию речи» М. 2002 г.

   8.        Аксенова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры» М., 1991г.

Материалы и оборудование:

  1. Мнемотаблицы
  2. Схемы-опоры
  3. Разрезные картинки по темама
  4. Предметные и сюжетные картинки по темам
  5. Муляжи овощей и фруктов
  6. Комнатные растения
  7. Инструменты по уходу за комнатными растениями
  8. Календарь природы
  9. Настенное развивающее панно

                                                                                             Учебный план.

Раздел

Кол-во часов в разделе на четверть

Контрольно-измерительный материал

Кол-во теоретических, практических и лабораторных уроков

Экскурсии

Практич.

Комбин.

1 четверть

Сезонные изменения в природе. Осень.

16

9

5

2

Ягоды.   

2

2

2 четверть

Ягоды.   

1

1

Деревья.

3

3

Сезонные изменения в природе. Зима.

6

5

1

Кустарники.

4

4

3 четверть

Кустарники.

2

2

Комнатные растения.

8

4

4

Домашние животные.

3

3

Дикие  животные.

2

2

Сезонные изменения в природе. Весна.

5

4

1

4 четверть

Сезонные изменения в природе. Весна.

3

2

1

Птицы.

4

4

Рыбы.

2

2

Сезонные изменения в природе. Лето.

7

3

3

1

Календарно-тематический план .

Раздел

№ урока в год

Тема урока

Дата

Основные предметные знания (базовые понятия по теме)

Деятельность учащихся на уроке

Коррекционная работа

1 четверть-18 часов

Сезонные изменения в природе. Осень.

1

Просмотр слайдов о растениях в осеннее время года.

Осень, отцвели, повяли, листопад, разноцветье

Смотрят презентацию

Коррекция мыслительной деятельности  на основе упражнений в классификации в установлении логических связей;

временных представлений, зрительного, слухового, тактильного  восприятия;

вербальной памяти на основе упражнений в запоминании;

речи на основе составления простых фраз-предложений по сюжетной картинке;

эмоционально-волевой сферы, развитие специальных и общих умений и навыков

2

Просмотр видеофильма «На ферме».

Ферма

Смотрят видеофильм

3

Экскурсия на ферму.

Ферма

Экскурсия на ферму

4

Труд взрослых осенью.

Труд

Повторяют ранее изученный материал

5

Пр. р.: Участие в уборке овощей на огороде.

Овощ- морковь

Убирают овощи на пришкольном участке

6

Пр. р.: Участие в уборке овощей на огороде.

Овощ- морковь

7

П. р.: Участие в уборке овощей на огороде.

Овощ- морковь

8

Пр. р.: Участие в уборке овощей на огороде.

Овощ - свекла

9

Пр. р.: Участие в уборке овощей на огороде.

Овощ-свекла

10

Пр. р.: Участие в уборке овощей на огороде.

Овощ - капуста

11

Пр.р.: Подготовка огорода к зиме.

Перекопка

Перекапывают грядки

12

Пр.р.: Подготовка огорода к зиме.

Перекопка

13

Пр.р.: Подготовка огорода к зиме.

Перекопка

14

Экскурсия в природу.

Признаки осени

Экскурсия в лес

15

Просмотр видеофильма «Животные осенью»

Подготовка к спячке

Смотрят видеофильм

16

Составление рассказа по серии   сюжетных картинок.

Приметы осени

Составляют простой рассказ

Ягоды.   

17

 Ягоды (рябина) . Обобщающее слово «ягоды».

Ягода - рябина

Знакомятся с рябиной

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании; зрительного, тактильного восприятия, речи на основе составления простого рассказа по мнемосхеме

18

  Ягоды (клюква). Обобщающее слово «ягоды».

Ягода-клюква

Знакомятся с клюквой

2 четверть  - 14 часов

19

Сравнение по окраске, форме и вкусу.

Цвет, форма, вкус

Сравнивают по мнемосхеме

Деревья.

20

Деревья- липа. Название. Распознавание.

Дерево - липа

Знакомятся с липой

Коррекция мыслительной деятельности  на основе упражнений в классификации, обобщении, вербальной памяти на основе упражнений в запоминании; зрительного, тактильного восприятия, речи на основе составления простого рассказа по мнемотаблице

21

Умение назвать и показать корень, ствол, ветви, листья.

Корень, ствол, ветви, листья

Показывают и называют части дерева, составляют дерево по его частям

22

Выделение липы из группы изученных деревьев по форме листа.

Липа

Рассматривают картинки, выделяют по форме листьев

Сезонные изменения в природе. Зима.

23

Просмотр слайдов о зиме.

Приметы зимы

Смотрят презентацию

24

Просмотр видеофильма «Жизнь животных зимой»

Спячка, охота

Смотрят видеофильм

25

Труд взрослых зимой.

Труд

Составляют рассказ по мнемотаблице

26

Забавы детей зимой.

Забава, развлечение, отдых

Составляют рассказ по мнемотаблице

27

Экскурсия в природу.

Приметы зимы

Экскурсия в лес

28

Составление рассказа по серии   сюжетных картинок.

Приметы зимы

Приметы зимы

Кустар

ники

29

Кустарники – крыжовник.

Кустарники – крыжовник.

Знакомятся с  крыжовником

Коррекция мыслительной деятельности  на основе упражнений в группировке  классификации, памяти на основе игр, упражнений, речи на основе составления простого предложения по мнемотаблице

30

Кустарники -  смородина.

Кустарники -  смородина.

Знакомятся со смородиной

31

Кустарники - малина.

Кустарники - малина.

Знакомятся с малиной

32

Умение узнавать, показывать, различать.

Кустарники

Узнают кустарники по их отличительным признакам

3 четверть (20 часов)

33

Отличие деревьев от кустарников.

Дерево, кустарник

Выделяют отличительные признаки

34

Отличие деревьев от кустарников.

Дерево, кустарник

Выделяют отличительные признаки

Комнатные растения.

35

Комнатные растения.

Комнатные растения

Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, цветы в классе, школе

Коррекция эмоционально-волевой сферы, пространственных и временных представлений, внимания на основе игр и спец.упражнений; зрительных, слуховых, тактильных ощущений, общей моторики

36

Комнатные растения (герань душистая). Название, распознавание, различие.

Герань душистая

Знакомятся с геранью

37

Уход за комнатными растениями и рыбами.

Аквариум

Слушают, рассматривают иллюстрации, обводят шаблоны, отвечают на вопросы

38

Уход за комнатными растениями и рыбами.

Аквариум

Называют правила ухода

39

П.работа: Уход за комнатными растениями и рыбами.

Комнатные растения, аквариум

Ухаживают с соблюдением общих правил

40

П.работа: Уход за комнатными растениями и рыбами.

Комнатные растения, аквариум

41

П.работа: Уход за комнатными растениями и рыбами.

Комнатные растения, аквариум

42

П.работа: Уход за комнатными растениями и рыбами.

Комнатные растения, аквариум

Домашние животные.

43

Домашние животные (овца). Внешний вид.

Домашнее животное - овца

Знакомятся с овцой

Коррекция мыслительной деятельности  на основе упражнений в группировке  классификации, сравнении;

44

Чем питается, какую пользу приносит человеку.

Польза

45

Чем питается, какую пользу приносит человеку.

Пища

Дикие животные.

46

Дикие животные в зимнее время года.

Дикие животные

Слушают учителя, составляют предложения по сюжетной картинке

Зрительного, слухового восприятия, пространственного восприятия, речи на основе составления простого рассказа по мнемотаблице

47

Сравнение с домашними животными.

Животные дикие, домашние

Закрепляют изученный материал

Сезонные изменения в природе. Весна.

48

Просмотр слайдов о весне.

Приметы весны

Смотрят презентацию

Коррекция мыслительной деятельности  на основе упражнений в классификации в установлении логических связей;

временных представлений, зрительного, слухового, тактильного  восприятия;

49

Просмотр видеофильма «Жизнь животных весной»

Пробуждение, выводок

Смотрят видеофильм

50

Труд взрослых весной.

Труд, трудолюбие

Определяют труд взрослых по иллюстрации

51

Труд взрослых весной.

Труд, трудолюбие

Отвечают на вопросы по сюжетной картинке

52

Экскурсия в природу.

Приметы весны

Экскурсия в парк

4 четверть - 16 часов

53

Пр. р.: подготовка и посадка зелени.

Лук, укроп, петрушка

Сажают укроп, лук, петрушку

вербальной памяти на основе упражнений в запоминании;

речи на основе составления простых фраз-предложений по сюжетной картинке

54

Пр. р.: подготовка и посадка зелени.

Лук, укроп, петрушка

55

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Приметы весны

Составляют простой рассказ

Птицы.

56

Просмотр видеофильма «Птицы весной».

Прилет птиц

Смотрят видеофильм

Коррекция целостности восприятия, мыслительной деятельности на основе обобщения, речи га основе составления простого рассказа по мнемосхеме

57

Птицы - снегирь. Описание с помощью вопросов учителя. Внешний вид.

Птицы - снегирь

Составляют описательный рассказ по вопросам учителя

58

Птицы - дятел. Описание с помощью вопросов учителя. Внешний вид.

Птицы - дятел

59

Сравнение птиц. Польза, приносимая человеку.

Вредители, польза

Сравнивают птиц

Рыбы.

60

Рыбы (щука). Чем покрыто тело рыбы.

Рыбы, щука, плавники, чешуя, жабры

Изучают новую тему

Коррекция мыслительной деятельности  на основе установления логических связей; речи на основе составления простого рассказа по мнемосхеме

61

Как передвигаются, чем и как питаются рыбы.

Водоросли, плавники, хвост

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. Лето.

62

Просмотр слайдов о лете.

Приметы лета

Смотрят презентацию

Коррекция мыслительной деятельности  на основе упражнений в классификации в установлении логических связей;

временных представлений, зрительного, слухового восприятия;

речи на основе составления простых фраз-предложений по сюжетным картинкам

63

Экскурсия в природу.

Приметы лета

Экскурсия в парк

64

Труд взрослых летом.

Труд, трудолюбие

Определяют труд взрослых по иллюстрации

65

Сезонные работы на огороде.

Огород

Отвечают на вопросы по сюжетной картинке

66

Пр.р. Прополка грядок.

Труд, трудолюбие

Пропалывают грядки на пришкольном участке

67

Пр.р. Прополка грядок.

68

Пр.р. Прополка грядок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи 4 класс 8 вида

Программа предназначена для использование педагогами специальных (коррекционных) школ 8 вида в 4 лассе...

Рабочая программа по развитию речи 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа для специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Рабочая программа курса «Развитие речи» 9 класс на 2013-2014 учебный год

Пояснительная записка               Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что ...

Рабочая программа по развитию речи 2 класс со сложной структурой дефекта.

Данная программа разработана для обучения детей со множественным нарушениями....

Рабочая программа по ЧТЕНИЮ в 5 классе для детей со сложной структурой дефекта находящегося на надомном обучении.

Рабочая программа по чтению в 5 классе для детей со сложной структурой дефекта находящегося на надомном обучении....

Рабочая программа по математике в 5 классе для детей со сложной структурой дефекта ученика находящегося на надомном обучении.

Рабочая программа по математике в 5 классе для детей со сложной структурой дефекта для ученика находящегося на надомном обучении....