Технологическая карта урока русского языка "Как устроен словесный знак?"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Моисеева Нина Михайловна

методика развивающего обучения. Тип урока: постановка учебной задачи

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 Технологическая карта урока русского языка

Класс: 5

Учитель высшей категории: Моисеева Нина Михайловна

ГАНОУ МАШ  г. Якутск

Тема урока

Как устроен словесный знак?

Цель деятельности учителя

Сформировать УУД по распознаванию и определению различных значений слова: лексическое, словообразовательное, грамматические.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): понятие о различных значениях слова;

Знать определение: лексическое, словообразовательное, грамматические значения слова.

 Моделировать или схематизировать.

 Метапредметные (компоненты культурного опыта): * владение всеми видами речевой деятельности; * применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; * коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Личностные: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; 2) осознание эстетической ценности русского языка; 3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств.

Методы и формы обучения

Технология развивающего обучения по системе Эльконина и Давыдова

совместное решение учебных задач

Тип урока

Постановка учебной задачи

 

 

 

 

                Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные действия

  1. Самоопределение к деятельности.

Орг. момент

Включение в деловой ритм урока.

приветствие

Подготовка класса к работе: разделение на группы

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

  1. Актуализация знаний (ситуация успеха) и фиксация затруднений в деятельности

Что такое знак?

Ответы обучающихся

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Логические:

анализ объекта с целью выделения признаков.

  1. Постановка учебной задачи

Создаю проблемную ситуацию: слово - знак?

Решите “математическое выражение”:

(“крестьянский дом” + “плохонький , неважный”) + (“один” + “женский род” + “именительный падеж”) = ???

 

 Аргументы обучающихся.

Работают в группах: составляют план достижения цели и определяют средства; ищут выход из затруднения; выдвигают версии, варианты, гипотезу.

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные: постановка вопросов;

Общеучебные: самостоятельное выделение (формулирование) познавательной цели;

Логические: формулирование проблемы.

 

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Совместное решение учебной задачи

 Организую учащихся по исследованию проблемной ситуации:

 - докажите ваше утверждение

- попробуйте объяснить употребление скобок в записанном выражении

- Выходит, что у каждой части слова есть свое значение? Но в таком ая из них является особым знаком. А что же такое в таком случае представляет собой слово?

Решение выражения: избёнка, избушка... 

 

 1. корень - лексич знач

2. суффикс - словообраз знач

3. окончание - грамматические значения

Да, слово - это не просто знак, а система знаков!

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: моделирование;

Логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

 

  1. Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия;

Показать это можно с помощью схемы. Какой?

Объясните схему:

 

 

Решают и составляют  типовые задания

 

 

Сверяемся с эталоном на экране.

Разбираем и анализируем

 Обсуждают в группах преобразовывают материал и предлагают модель, схему

 

 Например: избёнка

Работают в группах:

- обсуждают

- выбирают

- аргументируют

 

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные : управление поведением партнера ( контроль, коррекция, оценка действий).

 

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организую деятельность по применению новых знаний: 1. Составьте подобное выражение

Или выполните

2. упражнение из учебника

Самостоятельная работа;

Осуществляет самопроверку: пошаговое сравнение с эталоном.

Возможна взаимопроверка.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

 

  1. Рефлексия деятельности  (итог урок )

 

 

 

 

 

Организую рефлексию

 

 

 

 

 

 

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

 

 

 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование.

  1. Домашнее задание на выбор

 

  1. Упражнение из учебника или
  2. Составить кроссворд по значениям слова

Выбирают домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: создавать творческий продукт;

- предъявлять информацию в различных языковых формах (письменно, устно и т.д.).

Личностные: проявлять интерес к учебной теме;

-проявлять творчество, выполняя задания;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: Синтаксис и пунктуация.

Повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис. Пунктуация» в начальной школе....

Технологическая карта урока русского родного языка “Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения”, 5 класс.

Технологическая карта урока “Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения”, 5 класс....

Технологическая карта урока русского языка  в 7 классе Тема: «Признаки прилагательного и глагола у причастия».  1.Предмет:  русский язык

                 Технологическая карта урока русского языка  в 7 классе                Тема: &laqu...