Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: Синтаксис и пунктуация.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис. Пунктуация» в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Тема урока: Синтаксис и пунктуация.
Тип урока: урок повторения и обобщения.
Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис. Пунктуация» в начальной школе.
Задачи урока:
Обучающие:
- повторить и обобщить знания лингвистических понятий данной темы;
- проверить умения находить и выделять грамматическую основу и второстепенные члены предложения, строить схемы предложений разных видов, отличать простые и сложные предложения;
- закреплять умение правильно оформлять на письме предложения разных видов.
Развивающие:
- продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности;
- создать ситуацию успеха, направленную на развитие творческих способностей учащихся;
- продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения.
Воспитательные:
- формировать эстетический вкус к слову;
- содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации;
- направить деятельность учащихся на создание творческого продукта.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать понятия синтаксис и пунктуация, словосочетание, предложение, знаки препинания общее определение второстепенных членов предложения; уметь анализировать текст с точки зрения роли в них знаков препинания.
Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Личностные: понимание определяющей роли родного языка родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения знаний.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, раздаточный материал, индивидуальные карточки с заданиями, интерактивные таблицы.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация и учебная деятельность. | Вступительное слово. - Добрый день ребята! Я рада видеть вас на уроке. Надеюсь, сегодня вы узнаете много нового и интересного. | Учащиеся приветствуют учителя. | Познавательные: осознают учебно-воспитательную задачу. Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера. |
2. Актуализация и пробное учебное действие. | Лингвистическая сказка. - Представьте себе, что вы смотрите мультфильм. На экране появляются слова: с, ты, учишься, если, работать, умело, и, сделать, увлечение, же, она, интересный, строить. - Что вы видите на экране? - Как вы думаете, зачем на слайде появились эти слова, и что вы должны с ними сделать? - Что произойдет с этими словами, если мы соединим их друг с другом, изменим, если нужно, их форму и расположим в определенной последовательности? - Что же у вас получилось из этих слов в итоге? |
- На экране мы видим слова. Учащиеся пытаются распределить слова по частям речи, по группам, но зачем они появились на экране так и осталось непонятным. - Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же ее интересной и полезной. - У нас получилось предложение. | Личностные: имеют мотивацию к познавательной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач анализ, синтез, сравнение, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: понимают учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
3. Выявление места и причины затруднения. | - У нас получилось одно предложение или несколько? | Мнение учащихся может разделиться: - У нас получилось одно предложение. - У нас получились два предложения.- | Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
4. Построение выхода из проблемной ситуации. | - Что затрудняет чтение этого и осмысление предложения? Что нам поможет разрешить наше затруднение? - Верно. Давайте расставим их. - А сейчас давайте проверим, все ли знаки мы верно проставили. На слайде появляется правильный вариант предложения, с расставленными знаками препинания. - У нас получилось два предложения, которые мы можем назвать… - Давайте вспомним, что мы называем текстом. - Какие единицы мы вспомнили? - С помощью чего мы можем понять смысл предложения? - Какие разделы русского языка изучают слова, предложения, текст и знаки препинания в них? Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. | - Нам помогут знаки препинания, которые здесь не проставлены. Один ученик работает у доски, объясняя постановку знаков препинания. Остальные работают в тетрадях. Учащиеся исправляют ошибки (если они есть), объясняя свою точку зрения. Учащиеся проверяют знаки препинания. Самооценка. - Текстом. - Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. - Мы вспомнили слово, предложение и текст. - Мы можем понять смысл предложения при помощи знаков препинания. - Синтаксис и пунктуация. Записывают тему урока. | Регулятивные: контролируют учебные действия, исправляют допущенные ошибки. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
5. Реализация построенного проекта. | Словарная работа. Синтаксис (от греч. syntaxis – «построение, порядок») (& 24). Пунктуация (от греч. punctum – «точка») (&24). Работа с интерактивными таблицами «Предложение» и «Словосочетание». - Составьте и запишите предложение в соответствии с правилами синтаксиса и пунктуации. Мы, проводить, счастливый, минута, за, письменный, стола. - Выпишите из предложения все возможные словосочетания. Укажите главное и зависимое слово, задайте вопрос. | Учащиеся читают статью в учебнике. Учащиеся рассматривают интерактивные таблицы, объясняя их. - Мы проводим счастливые минуты за письменным столом. - проводим (за чем?) за столом; - за столом (каким?) письменным; - проводим (что?) минуты; - минуты (какие?) счастливые | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно -следственные связи, делают обобщения, выводы. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | - Поэт М. Цветаева написала гимн письменному столу: Мой письменный вьючный мул! Спасибо, что ног не гнул Под ношей, поклажу грез – Спасибо, что нес и нес… К себе пригвоздив чуть свет – Спасибо за то – что вслед Срывался! На всех путях Меня настигал, как шах – Беглянку. - Назад, на стул! Словарная работа. Запись на доске: стол – мул – шах. - Как вы понимание в каком значении автор употребила слова мул и шах? - Как вы поняли основную мысль этого поэтического отрывка? |
- Стол, заваленный рукописями, книгами, - «навьюченный тяжелой поклажей мул» (домашнее животное). - Стол, приказывающий поэту сесть за работу, - грозный шах, повелитель. - Письменный стол разделяет с поэтом тяжесть труда, не дает поблажки, отдыха, призывает больше работать, дисциплинирует. | Регулятивные: учатся корректировать выполнение задания в дальнейшем. Познавательные: развивают умение анализировать, сравнивать объекты. Коммуникативные: создают условия для успешного сотрудничества с учителем, одноклассниками. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Работа с текстом. - Запишите текст, обозначая орфограммы и подчеркивая грамматические основы. Марина Цв..таева ож..вила пис(?)менный стол, сравнил.. с деревом весной – с его живой корой, со слезами см..лы, с игрой л..ствы. Ж..вое дерево – сама ж..знь, но и стихи о чу(?)ствах и мыслях поэта тоже жизнь. - Обратите внимание на знаки препинания. Сколько предложений в тексте? - Какое из предложений соответствует схеме? - [ ], но [ ]. [ - O,O,O]. - Какой знак препинания помогает нам понять, что предложение закончено? - Какие еще знаки конца предложения вы знаете? | - Марина Цветаева оживила письменный стол, сравнила с деревом весной – с его живой корой, со слезами смолы, с игрой листвы. Живое дерево – сама жизнь, но и стихи чувствах и мыслях поэта тоже жизнь. - В тексте два предложения. - Живое дерево - сама жизнь, но и стихи чувствах и мыслях поэта тоже жизнь. - Марина Цветаева оживила письменный стол, сравнила с деревом весной – с его живой корой, со слезами смолы, с игрой листвы. Учащиеся проводят самопроверку в паре по эталону. - Точка. - Восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие. | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). |
8. Включение в систему знаний и повторения. | 1. В каких предложениях правильно определена грамматическая основа? А. Дети украсили класс гирляндами. Б. Надо к уроку подготовить доклад. В. Отвели они девицу вверх во светлую светлицу. Г. Присутствующие с увлечением слушали рассказ старого охотника. Д. Это стихотворение прекрасно. Е. Лена прочитала его прекрасно. 2.Найдите предложение (-я) без пунктуационных ошибок: А. Мать включила лампочки на ёлке и вся изба засветилась. Б. Все любят цирк и дети, и взрослые. Г. Заря в волну бросается с разбега, и сразу разгорается волна. Д. Мир кажется красочной книгой. Е. Кажется, дедушка был абсолютно прав! | - А, Г, Д, Е. - Б, Д, Е | Регулятивные: учатся корректировать выполнение задания в дальнейшем. Познавательные: развивают умение анализировать, сравнивать объекты. Коммуникативные: создают условия для успешного сотрудничества с учителем, одноклассниками. |
9. Рефлексия. | - Запишите предложения, вставляя недостающие слова: 1. В синтаксисе изучаются …. 2. Правильно употреблять знаки препинания учит… 3. Мы начали изучать … и … Учитель организует и сопровождает деятельность детей. Выставление оценок за работу на уроке. -Домашнее задание (дифференцированное):
Написать доклад на тему «История знаков препинания».
Найдите в рассказе И.А. Бунина «Косцы» предложения, в состав которых входят все второстепенные члены предложения. Выпишите 5 таких предложений, разберите их по членам предложения.
Составьте 3 карточки с деформирован ными текстами, в которых будут пропущены знаки препинания. 4. Для умников и умниц: Составьте таблицу "Предложение", которая бы содержала все главные и второстепенные члены, части речи, которыми они выражаются. Таблица должна содержать обозначение второстепенных членов и примеры. - Спасибо вам за урок. Урок окончен. |
| Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические выступления. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"
Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...
Технологическая карта урока русского языка, 5 класс, тема "Синтаксис и пунктуация "
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Синтаксис и пунктуация".Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Приложение для урока презентация "Синтаксис и пунктуация"...
Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...
Дистанционный урок русского языка. 7 класс. Повторение пройденного. Синтаксис и пунктуация.
Предложен материал для повторения и систематизации пройденного материала, обращено внимание на сложные моменты....
Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...