Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила в виде технологической карты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_5_klass_imya_sushchestvitelnoe.docx | 36.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе «Имя существительное” (урок актуализации знаний и умений, урок повторения).
Цели:
- обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);
- совершенствовать навыки морфологического разбора;
- повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;
- способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся;
- способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;
- содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.
Вид урока: урок актуализации знаний и умений.
Оборудование: кроссворд «Спрятанное слово», фотографии с видами городка, карточки с заданиями, толковый, орфографический словари, словарь синонимов.
Технологическая карта урока:
Этап урока, время | Учитель | Ученики | Универсальные учебные действия ученика |
I. Организационная часть | - Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста. | Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности. | |
II. Беседа с классом. | - С давних времен существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое название. Что это за части? - А кто правит этой страной? - Почему ей дано такое право? Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. по необходимости корректирует план работы на урока. | Отвечают на вопросы вслух, дополняют друг друга. Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа. | Л:мотивация, смыслообразование; П:моделирование, построение логической цепи рассуждений; Р:коррекция, волевая саморегуляция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
III. Объявление темы и целей урока | - В самой древней части этой страны живут имена существительные. В гости к существительным мы и отправимся. Запишите тему нашего урока: «Имя существительное – часть речи удивительная». - Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? (Вспомнить все, что знаем об имени существительном, чтобы доказать, что это удивительная часть речи). - Все задания, которые вы выполните, помогут вам сделать домашнюю работу: написать сочинение-миниатюру на тему: «Чем меня удивило имя существительное?» или выполнить задание по карточке, показав знания по данной теме. У каждого есть выбор | Записывают тему урока в тетрадях.Ученики пытаются вспомнить все, что знают об имени существимтельном как части речи. Формулируют тему урока. Фиксируют возникшее затруднение (забыли склонение имени существительного). Повторяют и проговаривают по опорной схеме. | П: формулирование проблемы; Р: целеполагание; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор |
IV. Игра «Спрятанное слово» | Для чего необходимы имена существительные ? Первое задание: узнайте слово-существительное по его значению и объясните, к какой группе названий предметов его можно отнести 1) Синий цвет, синеватая окраска (есть у неба, у воды, может быть под глазами), объясните орфограммы. 2) Рыба, название которой в славянском языке переводится как «пугать», «страх» (и зубы у нее страшные и острые – есть даже на языке и небе) 3) Синоним слова бескорыстие 4) Это слово имеет значение«соединение заметок, группа записей» 5) в переводе с индоевропейского слово означает «жизненная сила рода» 6) войсковое подразделение ,состоящее первоначально из ста человек. 7) Синоним слов «работа, занятие» 8) Часть суток от захода до восхода солнца - Какие словари помогли мне подготовить данное задание? Какое «спрятанное» слово получилось? - Какое оно имеет отношение к существительному? | Пытаются формулировать ответ (Дают названия различным предметам) Называют различные варианты ответов, неправильные исправляют, работая со словарями. Объясняют правописание безударных гласных в корне. Ответы записывают на доске, решают кроссворд. Называют словари. определяют слово «сущность» Пытаются ответить (Сущность – это главное, объективное. Существительное называет все то, что существует в мире, что окружает человека, что он видит, слышит, чувствует). | |
П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р: контроль, коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника | |||
V. Проверка домашнего задания: защита рисунков (мини-проектов) | - Того, к кому мы идем в гости,нужно обязательно знать в лицо. В качестве домашнего задания вам было предложено представить себе имя существительное и нарисовать его портрет. У кого получилось? Предъявляет образец, на основании которого необходимо зашитить свой проект. - Значит, можно сказать о существительном словами Анатолия Шибаева: Всему название дано: Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку | На основе образца защищают свои проекты-рисунки. Выявляют лучшие работы, аргументируют ответы. | П: анализ, синтез, подведение под понятие, выведение следствий, моделирование, использование знаково−символических средств, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Р: планирование, прогнозирование; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
VI Определение роли существительных в речи | Организует работу по выявлению роли существительных в речи. Дается стихотворение: Море. Солнце. Песок. Ветерок. Чайка летает. Волна играет. Купанье. Веселье. Смех. Умиротворенье. Выпишите имена существительные. Для чего они необходимы в данном стихотворении? - В художественной литературе часто встречается олицетворение. В нашем стихотворении оно встретилось? Для чего, какова его роль? Какое из записанных вами существительных можно исключить и по какому признаку? - А что еще помогает разграничить одушевленные и неодушевленные существительные? | Выбирают способ, на котором будет основано решение учебной задачи. Формулируют все «за» и «против», проговаривают правило вслух. Выписывают имена существительные в тетрадях. Дают ответы, пытаются исключить и существительные по разным признакам. Правильный ответ: чайка – одушевленное | П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания,освоение способа проверки: Р: коррекция; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
VII. Прием «Докажи»: как различить одушевленные и неодушевленные существительные? | Организует работу на доске и в тетрадях. Четыре ученика (работают у доски, определяют, какими являются существительные снеговик, кукла, мертвец, труп – одушевленными или неодушевленными. Скажите, по системе окончаний снеговик и кукла – существительные одушевленные, но ведь это игрушки, вроде бы как и не живые предметы? (Вспоминаем, что ребенок воспринимает куклу и снеговика именно как живых существ. С куклой играют, ее одевают, кормят, учат говорить. - А вспомните страшные истории, которые вы любите рассказывать друг другу (собиратели фольклора называют их страшилками). Кто в них вылезает из могил и пугает прохожих? (Мертвецы, они-то и воспринимаются как одушевленные существа, но никогда вы не скажете – трупы.). | Остальные учащиеся – в тетрадях. (Проверяют окончания в именительном, родительном и винительном падежах, выясняем, что все существительные одушевленные, кроме слова «труп».) Выбирают способ, на котором будет основано решение учебной задачи. Формулируют все «за» и «против», проговаривают вслух | Р: Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта). Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
IX. Творческая работа: составление коллективного сочинения. Определение синтаксической роли существительных | Групповая работа. - Существительные помогают найти нужные учреждения, магазины, выбрать книгу, правильно написать адрес. Какие это существительные А какие еще есть существительные? А в чем между ними разница? - Перед вами несколько фотографий с видами нашего поселка. Сделаем под ними подписи. Составляя предложения, не забывайте употреблять имена собственные. (Каждая группа работает со своими фот графиями.) - Какие имена собственные употребили? Для чего? - В нашем коллективном сочинении есть вступление, основная часть, но нет заключения. Давайте вместе придумает концовку. Существительные подчеркнем как члены предложения. - Сделаем вывод: каким членом предложения может быть имя существительное? | Выбирают задания, самостоятельно выполняют задания по выбору. Через 10 минут работа проверяется по эталонам. Ученики сами оценивают результат работы Сочинение записывается в тетрадях, существительные подчеркиваются как члены предложения. Делаются выводы. | П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки: Р: коррекция; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
X. Игра «Четвертый лишний» | Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках. - Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить? а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... . Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа. Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы. б) Умница, работяга, молодчина, зараза. Общее: существительные общего рода. Исключить: слово «зараза»характеризует отрицательное качество человека. (НО: 200 лет назад это слово имело значение «прелесть, очарование»). Какой словарь помог мне об этом узнать? (Этимологический) в) Осло, кофе, кенгуру, пони. Общее: неизменяемые существительные мужского рода. Исключить: кофе – современный словарь допускает употребление слова кофе и как существительное среднего рода. г) Песни, ножницы, кони, бури. Общее: все во множественном числе. Исключить: ножницы –употребляется только во множественном числе; кони – одушевленное существительное. д) Грач..., печ..., ноч...,доч... . Общее: существительные с шипящей на конце. Исключить: грач – существительное 2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глаголом. - С какой целью мы выполняли данное задание? | Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. Приводят примеры, исправляют ошибки. | П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р: контроль, коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника |
XI. Обобщение знаний ( морфологический разбор) | - У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними обращаться. Существительные являются жителями страны Речь, а у каждого жителя этой страны есть свой документ – морфологический разбор. - Разбор слова «Поселок» (Предложение взято из коллективного сочинения). | Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта. Я, ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________. 1. Моя начальная форма: ____________________. 2. Мои морфологические признаки: а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное-неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения); б) непостоянные: стою в форме______________ (числа), ______________ (падежа). 3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе. Сегодня я играю роль_____________________ | П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания,освоение способа проверки: Р: коррекция; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
XII.Рефлексия | Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках. - У кого в гостях мы сегодня побывали? - Удалось ли нам доказать, что существительное – удивительная часть речи? - Что нового вы узнали для себя на уроке? - Довольны ли своей работой? | Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. | П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Р: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Систематизация и обобщение знаний по теме "Правописание наречий ".
Данный урок разработан по программе Бабайцевой . Тип урока – систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков....
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...
Комментарии
Спасибо , Эльвира Касимовна!
Спасибо , Эльвира Касимовна!