Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Тип урока: Открытие нового знания.
Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»;
формировать умение использовать синонимы и антонимы для объяснения лексического значения слова;
познакомить учащихся со словарем синонимов и антонимов;
средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы;
воспитывать внимательное отношение к слову, любовь к родному языку , чувство взаимоуважения.
Приемы и методы: подводящий диалог, практикум.
УУД: Личностные: интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Регулятивные: участвовать в диалоге по теме, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Коммуникативные: строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.
Познавательные: извлекать информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках
Основные понятия: лексикология, лексическое значение, лексикон, синонимы, антонимы.
Межпредметные связи: литература, история.
Ресурсы: Наглядный материал, учебник, презентация, словари.
Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок в 5 классе | 25.9 КБ |
презентация | 475.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Лошкова Т.Н., учитель русского языка
и литературы
МОУ «Заклинская средняя школа»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс.
Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антонимов.
Тип урока: Открытие нового знания.
Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»;
формировать умение использовать синонимы и антонимы для объяснения лексического значения слова;
познакомить учащихся со словарем синонимов и антонимов;
средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы;
воспитывать внимательное отношение к слову, любовь к родному языку , чувство взаимоуважения.
Приемы и методы: подводящий диалог, практикум.
УУД: Личностные: интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Регулятивные: участвовать в диалоге по теме, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Коммуникативные: строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.
Познавательные: извлекать информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках
Основные понятия: лексикология, лексическое значение, лексикон, синонимы, антонимы.
Межпредметные связи: литература, история.
Ресурсы: Наглядный материал, учебник, презентация, словари.
Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Правила посадки. - Открываем тетради, записываем число, классная работа. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антонимов. Сформулируйте цель урока. Наводящие вопросы: какие понятия повторим? Чему будем учиться? (повторить понятия «синонимы», «антонимы», научиться использовать их для объяснения лексического значения слов) Прочитайте эпиграф к уроку: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. А.Н.Толстой -Какие особенности русского языка отмечает А.Н.Толстой? Прочитайте еще одно высказывание: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом» К. Паустовский. О словах русского языка и о чудесах, которые с ним можно творить пойдет у нас речь. Продолжаем работать с разделом «Лексикология». Термин на доске! - Что изучает лексикология? | Записывают в тетрадь: Первое октября. Классная работа. Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антонимов. Целеполагание. (повторить понятия «синонимы», «антонимы», научиться использовать их для объяснения лексического значения слов) А.Н. Толстой отмечает, что русский язык «яркий», «меткий», « певучий и богатый». Лексикология изучает лексику или словарный состав языка. | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учениками. |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: повторение изученного, готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | Опрос фронтальный: - Каждое слово имеет лексическое значение. Что такое «лексическое значение слова»? ( то, что оно обозначает) - Перечислите способы толкования лексического значения слова. Сколько их? (5: краткое толкование слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов, по картинке) М. Горький сказал: « Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму». - Что такое лексикон? Запишите определение в тетрадь. - А зачем надо расширять свой лексикон? (Если у человека богатый лексикон, то с ним интересно общаться, ведь он знает много слов.) Но часто бывает и так, как в стихотворении А. Барто. Прочитайте выразительно стихотворение.(подготовленные ученики по ролям) Заранее, заранее все было решено: У школьников собрание, потом у них кино. Домой придет мой старший брат, он мне расскажет все подряд, Он объяснит мне, что к чему, А я большая, я пойму. И вот он начал свой рассказ: - Они ползут, а я им – раз! А тут как раз она ползла. А он как даст ему со зла! Они ей – раз! Она им – раз! Но тут как раз ее он спас, Он был с ней заодно… Ух, сильное кино! Нет, видно, я еще мала: Я ничего не поняла! -Вы поняли, что хотел сказать мальчик? Я- нет. Что можно сказать о лексиконе мальчика? (бедный). Т.е. у героя очень маленький словарный запас. - А сколько слов в русском языке? Где об этом можно узнать? (в словарях) - Какие словари помогут нам объяснить значение слова? - На уроках истории вы пользуетесь терминами «археология», «хронология», астрономия». Объясните лексическое значение слов. Слова на доске! (подготовленный ученик) Почему эти термины используются в курсе истории Древнего мира? | Учащиеся отвечают на вопросы. Лексическое значение слова –это.. то, что оно обозначает. Записывают: Лексикон – словарный запас человека. Почему ставится тире? Ответы учащихся. Индивидуальное задание: чтение стихотворения по ролям. В «Толковом словаре Ожегова» более 70 тыс. слов, а в «Словаре современного русского литературного языка» - 120 тыс. слов. Подготовленный ученик. | Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. |
3. Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов. Цель: восприятие и осмысление новой темы. | - Прочитайте выразительно стихотворение А. С. Пушкина - Из какой сказки Пушкина взят этот отрывок? Ветер весело шумит, Судно весело бежит. Мимо острова буяна… И знакомая страна Вот уж с пристани видна… Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. - Почему бежало судно, а пристать велят кораблю? - Для чего Пушкин использует синонимы? Прочитайте ещё один отрывок из стихотворения А.С.Пушкина. Осень Унылая пора! Очей оч…рованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы ув…данье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой в…лнистою покрыты н…беса, И ре…кий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой з…мы угрозы. Запишите, вставляя пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. -Как вы понимаете слово багрец? - Поясните с помощью синонимов лексическое значение прилагательных (письменно). Унылая (пора) – (грустная, тоскливая); пышное (увяданье) – (красивое); редкий (луч) – (не частый). -В чем выразительность этих слов? (слова-эпитеты) - Вспомните, что такое эпитеты? ( яркие, образные прилагательные) -Проведите маленький эксперимент: подставьте устно вместо пушкинских определений синонимы. Каков, по-вашему, результат эксперимента? Что изменилось? Стало лучше или хуже? Смотрим упр. 105. Выполняем устно. | Отрывок взят из ... («Сказка о царе Салтане») (Судно и корабль – это слова, близкие по смыслу, т.е. синонимы). (Синонимы используются для того, чтобы избежать повторов и добиться большей выразительности) (Багровый цвет – красный густого, темного оттенка) Учащиеся выполняют упражнение. Работают со словарем синонимов. | Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую. Регулятивные: коррекция, контроль. Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов. |
4. Динамическая пауза (этап физической разрядки). Цель: сменить вид деятельности. | Учащиеся выполняют упражнение. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. | |
5.Стилистическая окраска синонимов. Цель: применение нового знания в типовых заданиях. 6. Объяснение лексического значения слов путем подбора антонимов. | -Ребята, обратите внимание: в словаре синонимов к слову бедный подобран синоним убогий и стоит пометка – устар. Зачем нужна такая пометка? Так ли мы ответили на вопрос? Поможет учебник. Открываем его на странице 50. Работаем с теорией. Прочитайте самостоятельно и ответьте на вопросы: - На что указывают пометы? (Пометы указывают на стилистическую окраску) _Что означает помета «Книжное»? «Разговорное»? - О чем говорит отсутствие помет? Упр. 108. (частично письменно) Прочитайте текст. Найдите в тексте синонимы. Выпишите их. Употребление каких их них уместно только в разговорной речи? - А теперь время игры. Закончите строчки. И нам с тобой пришел черед Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово ВЫСОКО, А ты ответишь … .(низко) Скажу я слово ДАЛЕКО, А ты ответишь … . (близко) Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, И скажешь ты … . (найду) Скажу тебе я слово ТРУС, Ответишь ты … . (храбрец) Теперь НАЧАЛО я скажу, Ну, отвечай … . (конец) - Какое явление наблюдается в этом стихотворении? (антонимия) -Что такое антонимы? Упр.111 Найдите антонимы в пословицах. | Дети отвечают. Облапошил-обманывает -надуть | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. | Самостоятельная работа ученика………………….
Твердый Большой добрый
Далёкий Длинный веселый
Украсть, похитить, стибрить Глаза, очи | Учащиеся выполняют задание.
| Познавательные: умение находить нужную информацию. Регулятивные: умение решать проблемы. Личностные: способность самооценки своих действий. |
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | - Вот и подошел к концу урок. - С какой темой мы сегодня познакомились? - Для чего надо использовать в речи синонимы, антонимы? (чтобы сделать нашу речь красивой, образной, выразительной) Оценки за активную работу на уроке…. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. | |
Домашнее задание: Упр. учебника…. Теория параграф 11, упр.109 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Перв ое о кт я бря. Кла сс ная работа. Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антонимов.
«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. А.Н.Толстой -Какие особенности русского языка отмечает А.Н.Толстой?
«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом» К.Г.Паустовский.
Лексикология изучает…. Лексическое значение слова – это…..
М. Горький сказал: « Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму». - Что такое лексикон?
Лексикон – словарный запас человека. - А зачем надо расширять свой лексикон?
Заранее, заранее все было решено: У школьников собрание, потом у них кино. Домой придет мой старший брат, он мне расскажет все подряд, Он объяснит мне, что к чему, А я большая, я пойму. И вот он начал свой рассказ: - Они ползут, а я им – раз! А тут как раз она ползла. А он как даст ему со зла! Они ей – раз! Она им – раз! Но тут как раз ее он спас, Он был с ней заодно… Ух, сильное кино! Нет, видно, я еще мала: Я ничего не поняла! А. Барто - Вы поняли, что хотел сказать мальчик? Что можно сказать о лексиконе мальчика?
На уроках истории вы пользуетесь терминами «археология», «хронология», астрономия». Объясните лексическое значение слов. Почему эти термины используются в курсе истории Древнего мира? Язык и история.
Прочитайте выразительно стихотворение А. С. Пушкина. Из какой сказки Пушкина взят этот отрывок? Ветер весело шумит, Судно весело бежит. Мимо острова буяна… И знакомая страна Вот уж с пристани видна… Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. - Почему бежало судно, а пристать велят кораблю? - Для чего Пушкин их использует? Язык и литература.
Осень Унылая пора! Очей оч … рованье ! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы ув … данье , В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой в… лнистою покрыты н…беса, И ре…кий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой з …мы угрозы. Как вы понимаете слово багрец ? Запишите, вставляя пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Прочитайте ещё один отрывок из стихотворения А.С.Пушкина.
- Поясните с помощью синонимов лексическое значение прилагательных: Унылая (пора) – пышное (увяданье) – редкий (луч) – -В чем выразительность этих слов?
Физкультминутка.
Скажу я слово ВЫСОКО, А ты ответишь … Скажу я слово ДАЛЕКО, А ты ответишь … . Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, И скажешь ты … . Скажу тебе я слово ТРУС, Ответишь ты … . Теперь НАЧАЛО я скажу, Ну, отвечай … . - Какое явление наблюдается в этом стихотворении? Игра «Наоборот»
Напиши синонимы к словам: Твердый - Большой - Добрый - Напиши антонимы к словам: Далёкий - Длинный - Веселый - Поставь словам пометы ( нейтр ., книжн., разгов .) Украсть, похитить, стибрить Глаза, очи Самостоятельная работа
- С какой темой мы сегодня познакомились? - Чему мы с вами научились? - Для чего надо использовать в речи синонимы, антонимы? Итоги урока:
Мир знаний необъятен, и человек не должен оставаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное. Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"
Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Соединительные гласные О,Е в сложных словах» (ФГОС) 6 класс
В материале представлена технологическая карта открытого урока в 6 классе по теме "«Соединительные гласные О,Е в сложных словах» (ФГОС)Авторы учебника : Баранов М.Т., Ладыженская Т. А. Тростенцо...
Технологическая карта урока русского языка, 5 класс, тема "Синтаксис и пунктуация "
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Синтаксис и пунктуация".Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Приложение для урока презентация "Синтаксис и пунктуация"...
Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»
Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....