Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_9_klass.docx | 30.48 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 260.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Русский язык |
Класс | 9 |
ФИО учителя | Меньшикова Марина Леонидовна |
Тема | «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку» |
Цель | учить писать сжатое изложение, используя различные приёмы компрессии текста. |
Задачи | Образовательные: обучать различным приёмам сжатия исходного текста, закрепить умение определять тему, идею текста, микротемы; |
Развивающие: содействовать развитию внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся; развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную информацию; | |
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом. | |
Тип урока | урок развития речи |
Дидактическое обеспечение урока | компьютерная презентация, тексты изложения, план работы с текстом на каждого ученика. |
Необходимое оборудование и материал | Компьютер, телевизор. |
Организационная структура урока | |||
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Методы обучения, формы организации деятельности учащихся |
Организационный момент Актуализация ранее полученных знаний о сжатом изложении и приёмах сжатия Практическая работа. Отработка приёмов сжатия текста. Физминутка Анализ текста Сжатие текста. Домашнее задание Рефлексия | Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей. Создание положительного настроя учащихся на урок. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настроение у нас отличное, улыбки – дело привычное. Пожелаем друг другу добра, Ведь урок нам начинать пора. Запишем в тетрадях число 14 декабря классная работа. Тема урока: Подготовка к сжатому изложению. (слайд № 1,2) Вступительное слово учителя, сообщение темы и задач урока Сегодняшний урок мы начнем с эпиграфа Грызя гранит науки неустанно, Давая пищу здравую уму, Опять очередное испытанье Нам выдержать бы вопреки всему. (слайд № 4) Вы знаете, что одной из частей экзаменационной работы по русскому языку является написание сжатого изложения. Такой вид работы с текстом требует умения понять текст, запомнить его и грамотно изложить. Сегодня на уроке мы вновь обратимся к анализу текста. Итак, какова цель нашего урока? (слайд № 3) Давайте вспомним, что такое сжатое изложение? Сжатое изложение текста – это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности. Необходимо сохранить только самое главное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом. (слайд №5) Давайте вспомним, какие приемы сжатия текста мы знаем? (слайд № 6) Повторим, что характерно для каждого приема? (презентация) ПРИЁМ ПЕРВЫЙ - ИСКЛЮЧЕНИЕ - слов, - словосочетаний, - повторов, - цитат, - одного или нескольких синонимов, - уточняющих и поясняющих конструкций, - фрагментов предложений, целых предложений. (слайд № 7) ПРИЁМ ВТОРОЙ – ОБОБЩЕНИЕ. - замена однородных членов обобщающим наименованием; - замена слов с менее широким значением словом с более широким значением; - замена простых предложений сложными. (слайд № 8) ПРИЁМ ТРЕТИЙ – УПРОЩЕНИЕ: - слияние нескольких предложений в одно; - замена предложения или его части указательным местоимением, - замена СПП простым, - замена прямой речи косвенной -замена фрагмента предложения синонимичным выражением Ознакомление с критериями оценивания сжатого изложения На экзамене сжатое изложение оценивается по трём критериям. (слайд № 9) Критерии оценивания изложения ГИА ИК1 – точная передача основного содержания прослушанного текста, отражение всех важных микротем исходного текста; ИК2 – использование приемов сжатия текста; ИК3 – смысловая цельность, речевая связность, логичность и последовательность изложения, наличие абзацного членения. (слайд №10) Сегодня я хочу обратить ваше внимание на второй критерий: сжатие исходного текста ИК2. Какое максимальное количество баллов можно получить за этот критерий? (слайд № 11) Поупражняемся использовать различные приёмы сжатия на отдельных предложениях. Прочитайте задание №1 практической работы, подумайте какой приём сжатия здесь можно использовать. Запишите полученное предложение в тетради. Исключение повторов. Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства – это неотъемлемая часть нашей личности. (слайд № 12) Исключение синонимов. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (слайд № 13) Исключение уточняющих, вводных конструкций. Такие люди, разумеется, ничему не удивляются, а, следовательно, и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. (слайд № 14) Замена однородных членов предложения обобщающим словом. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (слайд № 15) Замена простых предложений сложным. Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник (слайд № 16) Поработали мы дружно, Отдохнуть немного нужно. Дружно встанем, тихо сядем И закроем все глаза (шёпотом.) Наступает, наступает, Наступает тишина. Теперь непосредственно перейдем к анализу текста. У каждого из вас на парте есть текст изложения, который мы сегодня будем сжимать (у детей текст не разделён на микротемы). (слайд № 17, 18) План работы с текстом. 1. Внимательно прочитайте текст. 2. К какому типу речи относится текст? 3. Определите тему текста. 4. Сформулируйте основную мысль текста 5. Выделите микротемы 6. Озаглавьте каждый абзац. 7. Составьте план. (слайд №19) Перечитайте первый абзац ещё раз. Подумайте, какие приёмы компрессии можно использовать, запишите полученную микротему. Наш урок подходит к концу. Запишите домашнее задание: допишите сжатое изложение до конца, используя все приёмы сжатия. Не забывайте, что объём изложения должен быть не менее 70 слов. (слайд №20) И в заключение урока я предлагаю вам выбрать одну из понравившихся фраз и закончить её.
(слайд №21) | Проверяют готовность к уроку, положительно настраиваются на урок. Слушают Работают в тетрадях Мы будем учиться писать сжатое изложение, используя приёмы сжатия текста. Краткое изложение исходного текста, где передается только основная информация, подробности исключаются. 1. Исключение подробностей и деталей. 2. Обобщение конкретных, единичных явлений. 3. Упрощение синтаксических структур. Повторяют с помощью презентации приёмы сжатия текста Три балла. Для этого мы должны использовать один или несколько приёмов сжатия текста, применяя их на протяжении всего текста. Выполняют практическую работу Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами Такие люди ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает. Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками Выполняют физминутку Ученик читает текст вслух рассуждение Материнская любовь Формулируют основную мысль Выделяют микротемы Придумывают название абзацам Составляют план 1. «Мама» - особое слово. 2. Материнская любовь нужна в сложных жизненных ситуациях. 3. Благодарные дети – лучший подарок. Перечитывают первый абзац и сжимают его. Записывают полученную микротему. Записывают домашнее задание в дневники Выбирают понравившуюся фразу | Слово учителя фронтальная фронтальная фронтальная фронтальная групповая фронтальная |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: « Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки ОГЭ по русскому языку»
Цель урока: учиться писать сжатое изложение, используя различные приёмы компрессии текста.
Грызя гранит науки неустанно, Давая пищу здравую уму, Опять очередное испытанье Нам выдержать бы вопреки всему.
Сжатое изложение - краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности.
ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА : 1 . Исключение подробностей и деталей . 2 . Обобщение конкретных, единичных явлений. 3 . Упрощение синтаксических структур.
ИСКЛЮЧЕНИЕ: - слов; - словосочетаний; - повторов; - цитат; - одного или нескольких синонимов; - уточняющих и поясняющих конструкций; - фрагментов предложений, целых предложений.
ОБОБЩЕНИЕ: - замена однородных членов обобщающим наименованием ; - замена слов с менее широким значением словом с более широким значением ; - замена простых предложений сложными.
УПРОЩЕНИЕ : - слияние нескольких предложений в одно; - замена предложения или его части указательным местоимением; - замена СПП простым; - замена прямой речи косвенной; - замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
Критерии оценивания изложения ИК1 – точная передача основного содержания прослушанного текста, отражение всех важных микротем исходного текста; ИК2 – использование приёмов сжатия текста ; ИК3 – смысловая цельность, речевая связность , логичность и последовательность изложения, наличие абзацного членения.
ИК2. Сжатие исходного текста Баллы Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. 3 Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста. 2 Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста. 1 Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста. 0
Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства – это неотъемлемая часть нашей личности . Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности.
И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами . И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.
Такие люди, разумеется, ничему не удивляются, а, следовательно, и не способны совершить открытие, даже самое маленькое . Такие люди ничему не удивляются и не способны совершить открытие.
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами . Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.
Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник . Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.
Слово «мама» — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково. Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несём ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придаёт силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовёт мать и верит, что она, где бы ни была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь». Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о маме! «Берегите матерей!» - провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них.
План работы с текстом 1 . Внимательно прочитайте текст. 2 . К какому типу речи относится текст ? 3 . Определите тему текста. 4 . Сформулируйте основную мысль текста. 5 . Выделите микротемы . 6 . Озаглавьте каждый абзац . 7. Напишите план.
План: 1. «Мама» - особое слово. 2. Материнская любовь нужна в сложных жизненных ситуациях. 3. Благодарные дети – лучший подарок.
Домашнее задание Продолжите сжатие текста, используя приёмы компрессии. Объём изложения не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно и разборчивым подчерком.
Рефлексия сегодня я узнал… было интересно… я понял, что… теперь я могу… я приобрёл… я научился… у меня получилось … я смог… мне захотелось…
Спасибо за урок !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА» разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса ...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме"Подготовка к написанию сжатого изложения"
Урок ставит целью подготовить учащихся к написанию сжатого изложения в рамках ГИА.Повторение алгоритма работы с текстом,способы сжатия текста....
Конспект урока русского языка в 9-м классе при подготовке к написанию сжатого изложения.
Урок строится с применением педтехнологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" в 9 классе при подготовке учащихся к выпускному экзамену, часть С....
Урок «Подготовка к написанию сжатого изложения «Географические названия» по УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс
Урок подготовки учащихся к написанию сжатого изложения текста....
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Методическая разработка урока по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения с использованием элементов технологии критического мышления"....
Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку
Учить писать сжатое изложение, используя различные приёмы компрессии текста....