Технологическая карта урока русского языка в 5 классе (ФГОС 2022)
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Соколова Людмила Александровна

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog._karta.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: Русский язык

Класс: 5

Учитель: Соколова Людмила Александровна

Автор УМК: Предметная линия учебников под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы. Русский язык .5 класс.2019г

Тема урока: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Тип урока: Урок систематизации ЗУН

Цель урока: Актуализировать знания о правописании  непроизносимых согласных в корне слова; отработать умения подбирать проверочные слова; правильно писать проверяемые, непроверяемые, непроизносимые согласные в корне слова .

Планируемые результаты:

  1. Личностные: научить детей вырабатывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; одновременно  осозная себя как индивидуальность и  как члена группы.
  2. Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать способы проверки правильности написания согласных букв в корне слова, непроизносимых согласных в корне слова; уметь правильно писать слова с проверяемыми, непроизносимыми согласными в корне слова, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться способами проверки согласных в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов, разграничивать проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова.
  3. Метапредметные: применение приобретенных знаний; умений и навыков, анализ языковых явлений на межпредметном уровне, в повседневной жизни; способность использовать русский  язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Формы организации учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная

Методы и технологии: наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций

Необходимое оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор

(На всех этапах урока использую здоровьесберегающие технологии)

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цели и задачи урока учащимся, чему должны научиться

  1. Приветствие.
  2.  Тема нашего урока: «Правописание непроизносимых согласных в корне  слова».

Слушают учителя,,формулируют сами учащиеся,определив границы знания и незнания, участвуют в диалоге с учителем

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию автора)

II. Актуализация знаний.

Учебное действие

-Наша задача состоит в том, чтобы уметь не только находить эти слова, но и правильно подбирать проверочные слова.  Как не ошибиться в написании слов с непроизносимой согласной?

- Расскажите, что вы знаете об этой орфограмме из начальной школы.

Отвечают на вопросы.

Строят понятные высказывания.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные  действия в  материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других

Внимание на экран.

- На экран вынесены слова. Что вы заметили? Запишите слова, доказывая написание непроизносимой согласной, подчеркните орфограмму:

чес?ный,извес?ный,мес?ный, счас?ливый, прелес?ный

втрой столбик:

вкус(?)ный,ужас(?)ный,опас(?)ный

Организует и сопровождает деятельность учащихся.

Выполнение упражнения 48,с 28

Подчеркните непроизносимые согласные,подберите проверочное слово.

Контролирует правильность выполнения заданий

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины.

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов.

В русском языке есть слова со стечением согласных. Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся, их называют непроизносимыми согласными. Написание таких слов надо проверять. Чтобы проверить непроизносимые согласные «в», «д», «л», «т» в корнях, надо подобрать проверочные слова, в которых эти звуки четко произносятся

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные:

Осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные:

Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

III. Выявление затруднений

- Проверка слов: подбор проверочных.

- Что обозначает слова «ненастный»?

Найдите толкование слова «доблесть» в словаре (несколько учащихся работают с толковым словарем).

-  написание слов, которые нельзя проверить мы определяем по орфографическому  словарю.

Слушают, рассматривают словари

Познавательные:

устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные:

Осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные:

Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- А сейчас работа с тренажером.

ЭОР( тренажер) http://kid-mama.ru/neproiznosimye-soglasnye-v-korne-slova-onlajn-trenazher-po-russkomu-yazyku/

Формулируют цель учебной деятельности. Знакомятся с заданием, слушают учителя. Под руководством педагога составляют план работы над заданием. Задают вопросы для уточнения информации.

Познавательные:

извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказывания одноклассников,  систематизируют собственные знания.

Регулятивные:

Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)  необходимые действия, операции, действуют по плану.

V. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Выполнение упражнений 49,с. 28.

Учитель сопровождает деятельность учащихся

Выполняют упражнение. Учащиеся осуществляют контроль(самоконтроль, взаимоконтроль)  Комментируют написание непроизносимых согласных.

Познавательные:

Самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные:

Самостоятельно планируют необходимые действия, операции

VI. Включение в систему знаний и повторение.

- Подведем итоги.

- Как не ошибиться в написании слов с непроизносимой согласной?

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, делают вывод

Познавательные:

Приобретают умения использовать знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные:

Исправляют, дополняют ответы одноклассников.

Коммуникативные:

Формулируют собственные мысли.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Домашнее задание:

Параграф10,упр.50,с 28

(подобрать заголовок к тексту, выполнить задания к упражнению)

-Что нового вы узнали на уроке?

- Какой этап урока вам понравился больше всего, а какой вызвал затруднения?

- Дайте оценку своей работе  

Познавательные:

Устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий.

Регулятивные:

Оценивают свою работу.

Коммуникативные:

Строят небольшие монологические высказывания.

ЭОР( тренажер) http://kid-mama.ru/neproiznosimye-soglasnye-v-korne-slova-onlajn-trenazher-po-russkomu-yazyku/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологические карты по русскому языку 5 класс ФГОС.

Технологические карты по русскому языку  5 класс ФГОС....

Технологическая карта по русскому языку 7 класс ФГОС. Развитие речи. Описание человека

Технологическая карта по русскому языку 7 класс ФГОС.Развитие речи. Описание человека...

Технологическая карта по русскому языку 7 класс ФГОС. Частица как часть речи.

ФГОС.Технологическая карта урока в 7 классе по русскому языку. Частица как часть речи....

Технологическая карта по русскому языку 7 класс ФГОС. Действительные и страдательные причастия

ФГОС технологическая карта урока за 7 класс "Действительные и страдательные причастия"...