Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Тип урока: Урок объяснения нового материала
Цель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, определить границы знания и «незнания» у пятиклассников, приступающих к изучению предмета; начать знакомство с понятиями «речь», «формы речи», «речевая ситуация»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_yazyka_v_zhizni_obshchestva.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ЯЗЫКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.
ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. ЯЗЫК И РЕЧЬ. ЯЗЫК И ЕГО ЕДИНИЦЫ
Цель деятельности учителя | Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, определить границы знания и «незнания» у пятиклассников, приступающих к изучению предмета; начать знакомство с понятиями «речь», «формы речи», «речевая ситуация» | ||
Тип урока | Урок объяснения нового материала | ||
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать роль языка в жизни человека, общества, функции русского языка, отличия письменного общения от устного; уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме, различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение, определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.). Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию | ||
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная | ||
Образовательные ресурсы |
| ||
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор | ||
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся | ||
Основные понятия | Речь, речевая ситуация, языковые единицы |
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а ( с ц е н а р и й ) у р о к а
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществля-емая деятельность учащихся | Формы органи- зации взаимо-действия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежу-точный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Мотива-ция (само-определе-ние) к учебной деятель-ности | Эмоциональная, психологиче-ская и мотива-ционная подго-товка учащихся к усвоению изу-чаемого мате-риала. Слово учителя о значе-нии языка, речи | – Приходят ли к вам мысли о том, что такое язык? Много раз наблюдая за людьми, вы отмечали: один человек говорит, другой – слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем написанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. Это может происходить устно и письменно. И всё это благодаря языку. Писатель Лев Успенский в книге «Слово о словах» пишет: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый, подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом» | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фрон-тальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенство-вать имеющиеся. Познавательные: осознают учебно- познавательную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия | Листы обратной связи |
2. Актуа-лизация знаний и пробное учебное действие | Воспроизведе-ние ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Работа в группах. Игра-соревнование. Дидактическое задание. | – Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы и поговорки. Какие пословицы и поговорки вы знаете? (Например: От доброго слова язык не усохнет. Языком кружева плетёт. Каков разум, таковы и речи. Человеческое слово стрелы острее. Пулей попадёшь в одного, а метким словом – в тысячу. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.) Р а б о т а в г р у п п а х над пословицами о языке, собранными В.В. Далем. Д и д а к т и ч е с к о е з а д а н и е. Пословицы запишите, поясните смысл, вспомните другие пословицы о языке.
| Вспоминают пословицы о языке, речи, слове, одну записывают в тетрадь. Задают вопросы, отвечают на вопросы других | Группо-вая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникатив-ные: высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы |
3. Выявле-ние места и причины затрудне-ния | Обсуждение результатов предыдущего этапа | – Какая группа быстрее всего справилась с заданием? Как вы думаете, почему? Что явилось причиной затруднения в других группах? | Обдумывают ответы на просы | Группо-вая | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникатив-ные: Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. | |
Просмотр мультимедийной презентации «Роль языка в жизни общества» | – Язык – универсальное средство общения во всех сферах жизни человека; чем совершеннее владеет человек родным языком, тем легче ему устанавливать добрые отношения с другими людьми. Однако не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно упорно и терпеливо учиться. – Умеете ли вы пользоваться родным языком – этим мощным оружием? Можете ли вы отличить определение от эпитета? Метафору от сравнения? Нет? Что мы должны сделать для того, чтобы получить эти знания? А нужны ли нам помощники в этом трудном деле? Давайте познакомимся с ними | Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистичес-кие термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов | Фрон-тальная | Устные ответы | ||
Знакомство с учебными пособиями по предмету. Просмотр оглавления | – Что в оглавлении показалось знакомым, а что совсем новым? Обращает внимание на теоретические сведения, опорные материалы, правила для заучивания задачи, упражнения по развитию речи и коммуникативных умений, материал для самостоятельных наблюдений и др., на Приложение к учебнику (словарики, памятки, репродукции картин, образцы разбора). Показывает учебник, объясняет, как им пользоваться. Организует работу с параграфом 3 «Читаем учебник» | Слушают учителя, рассматривают учебник – обложку, титульный лист, другие составляющие. Знакомятся с условными знаками, дифференцирующими материал в учебнике | Группо-вая | Листы обратной связи. Уточ-няющие вопросы | ||
Физкультминут-ка | Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть | Выполняют элементарные физические упражнения | Фрон-тальная | Личностные: сознают необходимость заботы о здоровье | ||
4. Целепо-лагание и постро-ение проекта выхода из затруд-нения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя. Упр. 3 позволит осмыслить ключевое значение слов темы (общение, общаться). Последующие задания дают возможность показать ученикам особенности устного и письменного общения (упр. 4, 5), подчеркнуть универсальность, силу обобщения языка (упр. 6), обнаружить, что язык – средство передачи знаний, опыта, мудрости от одного поколения к другому (упр. 1). Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы | Индиви-дуальная, группо-вая | Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникатив-ные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность | |
5. Твор-ческая практи-ческая деятель-ность по реали-зации построен-ного проекта | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения, обсуждение результатов | – К каким выводам о роли языка в жизни людей привели вас выполненные упражнения? – О какой стороне языка мы ещё не говорили? Объясняет важность орфографически грамотного письма. Проводит беседу «Что мы будем делать, чтобы хорошо знать русский язык?». – Письменная форма речи занимает значительное место в жизнедеятельности человека, а решающий показатель уровня культуры письма – степень грамотности. Важность орфографической грамотности для эффективного письменного общения людей, для обеспечения желаемого взаимопонимания всегда сознавалась обществом | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассни-ками делают вывод, что существуют как устные, так и письменные формы речи | Фрон-тальная | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникатив-ные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах | Устные ответы |
6. Первич-ное закрепле-ние с коммен-тировани-ем во внешней речи | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирую-щих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах | Чтение и обсуждение высказываний о языке известных писателей. «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупился бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянчского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». (М.В. Ломоносов.) «Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат». (А.П. Сумароков.) «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самом родном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, которые заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса». (Н.М. Карамзин.) | Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. | Индиви-дуальная, группо-вая | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникатив-ные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы |
7. Само-стоятель-ная работа с само- проверкой по эталону | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения | «…Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается в нем». (А.И. Герцен.) «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий». (В.Г. Белинский.) «Перед вами громада – русский язык». (Н.В. Гоголь.) «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен…». (А.И. Куприн) | Самостоятель-но выполняют упражнения разного уровня сложности | Индиви-дуальная | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти) | Письмен-ная работа |
8. Вклю-чение в систему знаний и повторе-ние | Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | – Для чего людям нужен язык? Речь? Подведем итог наблюдениям: язык и речь нужны во всех областях жизни человека – чтобы обмениваться мыслями и чувствами, учиться, обогащать свои знания и опыт, организовывать совместную работу, домашние дела, отдых, находить взаимопонимание дома, в школе, транспорте, магазине, кругу сверстников, среди старших и младших… Познакомимся с советами учебника о том, как учиться читать и слушать (с. 8-9) | Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы | Фрон-тальная | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследователь-ских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. Коммуникатив-ные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Оцени-вание работы учащихся на уроке |
9. Рефлек-сия учеб-ной деятель-ности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? – Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? – Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. ☺ ☹ Писатель А.Н. Толстой говорил: «Общаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений | Индиви- дуальная | Листы обратной связи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».
Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....
Технологическая карта урока русского языка и ОДНКР. Тема: В труде - красота человека.
Конспект интегрированного урока русского языка и ОДНКР в 5 классе по теме "В труде - красота человека....
Технологическая карта урока родного языка (русского) в 9 классе "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"
Технологическая карта к уроку № 1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Роль имён существительных в речи"
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Роль имён существительных в речи"...
технологическая карта урока русского языка в 5 кл на тему "Язык и человек. Общение устное и письменное"
laquo;Язык и человек. Общение устное и письменное»Урок: русский языкТема урока: «Язык и человек. Общение устное и письменное»Класс: 5Цель урока: формирование представления об изучае...
Технологическая карта урока немецкого языка в 8 классе по теме "Роль иностранных языков в нашей жизни"
Цель занятия: - создать условия общения и практического применения языкового и речевого материала.- формирование функциональной грамотности на уроке немецкого языка на примере темы «Роль ин...