Конспект урока по русскому языку «Три склонения имен существительных».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Хромина Татьяна Владимировна

Конспект урока по русскому языку «Три склонения имен существительных» для обучающихся 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tri_skloneniya_imen_sushchestvitelnyh.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа – интернат №1»

Конспект урока

по русскому языку

«Три склонения имен существительных».

5 а класс

Подготовила и провела:

Хромина Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Хабаровск, 2020

Цель урока: создать условия для формирования у неслышащих обучающихся умения определять склонение имен существительных.

Задачи урока:

1. Обобщить знания обучающихся о грамматических признаках существительного.

2. Совершенствовать умение определять род и падеж имен существительных.

3.Формировать умение распознавать имена существительные 1,2,3-го склонения на основе определенных признаков и склонять имена существительные.

4. Развивать коммуникативные навыки, познавательный интерес, содействовать повышению мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, воспитанию чувства любви и интереса к русскому языку; обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся.

Формируемые УУД: 

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

-синтез;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные:

- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

Регулятивные:

- постановка учебной задачи;

- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

- оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные:

- нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: учебник «Русский язык», интерактивная доска, карточки, презентация.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающая технология, технология проблемного обучения, игровая технология, технология смыслового чтения.

Методы: словесный, частично-поисковый, работа в паре, взаимопроверка и самопроверка.

Методические приёмы: беседа, слово учителя, работа с книгой.

Ход урока.

1.Организационный момент. Приветствие

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем 

И урок наш начинаем.

– Ребята, начинаем урок русского языка

2.Словарная работа

-Сегодня на уроке нам будет нужен словарь

-Давайте прочитаем его

Имя существительное

Женский мужской средний род

Падеж имен существительных

Окончание

Нулевое окончание

Первое второе третье склонение имен существительных

-Какие из данных понятий мы уже выучили и знаем? (имя существительное, род, окончание, падеж)

-А что не знаем? (1,2,3 склонение)

3.Формулирование темы и цели урока

-Какая будет тема нашего урока? Сформулируйте ее.

-Подумайте, какая будет цель нашего урока?

-Чему мы сегодня научимся на уроке?

Мы научимся…….. определять склонение имен существительных

4.Постановка учебных задач

Для этого мы (читаем план урока)

1.Вспомним, что такое имя существительное (Задание «Вставь пропуски»)

2.Вспомним падеж имен существительных (Задание «Узнай падеж»)

3. Вспомним род имен существительных (Игра «Узнай падеж»)

4.Будем работать с правилом в учебнике (стр.62 )

5. Будем работать с таблицей и алгоритмом «Склонение имен существительных»

6.Будем выполнять упражнение

7.Будем подводить итоги урока

5.Актуализация знаний.

1.Задание «Вставь пропуски»

Имя существительное - это…., которая обозначает…..,  отвечает на вопросы…., относится к……, …, … роду, изменяется……., …, …

В предложении является…….,….,…..

2.Игра «Узнай падеж».

-Давайте вспомним падежи имен существительных

Форма какого падежа является начальной? И.п.

Какой падеж употребляется всегда с предлогом? П.п.

Какой падеж отвечает на вопрос кому? чему? Д.п.

С каким падежом употребляются предлоги над, под, перед? Т.п.

К какому предлогу можно поставить слово нет? Р.п..

Какие падежи имеют одинаковый вопрос что? И.п. В.п.

3.Составление таблицы «Род имен существительных»

-Давайте вспомним, какие существительные относятся к мужскому, женскому, среднему роду

Составление таблицы

4. Игра «Определи род»

Физкультминутка

Я буду называть слова. Если оно относится к женскому роду, вы поднимаете руки вверх, если к мужскому роду- приседаете, к среднему роду – хлопаете.

Сон, мышь, парта, ведро, дождь, семья, сравнение, Илья, дверь, кран. 

6.Объяснение новой темы

1)Работа с правилом

-Откройте учебник, прочитайте правило на стр.62-63

-Скажите, что такое склонение?

- По какому падежу определяется склонение? (По Им.п. ед.ч. или Н.ф.)

2)Работа с таблицей «Три склонения имен существительных»

-Давайте посмотрим на таблицу и узнаем, какие существительные относятся к 1,2,3 склонению, потом вместе сформулируем правило

3)Работа с алгоритмом

-Прочитайте алгоритм «Как определить склонение имени существительного»

  1. Поставить существительное в начальную форму (Им.п., ед.ч.)
  2. Определить род.
  3. Выделить окончание.            
  4. Определить склонение.

Образец рассуждения: коробка  - Им.п., ж.р., а, -1 скл, тетрадь, Им.п., ж.р., ь – 3 скл.

  У стола – Р.п. – стол – Им.п., м.р., н.о. – 2 скл.

7.Первичное закрепление.

Упражнение в определении склонения имен существительных (устно)                         

Задание. С опорой на алгоритм определить склонение имен существительных.

яблоко, ягода, корабль, Ваня, лошадь, товарищ, печенье.   (по цепочке)

8. Тренировочные упражнения

1)Работа по учебнику. Выполнение упражнения 520.

Задание. Определить склонение сущ-х в Н.ф. с опорой на таблицу и алгоритм.

(Коллективное выполнение. Учащиеся по цепочке выходят к доске, произносят и записывают слова.)


2)Выполнение задания. Определить склонение существительных, которые стоят в косвенных падежах.

из посуды (посуда)

 по магазину (магазин)

для Сережи (Сережа)

перед дверью (дверь)

у медведя (медведь)

из железа (железо)

9. Поведение итогов. Рефлексия.

-Итак, ребята. Над какой темой мы сегодня работали?

- Чему вы научились?

- Оцените свою работу на уроке.

(«Дерево успеха».) (Слайд 13)

- «Все понял и могу помочь другим»

- «Я выполнил задания, но мне еще нужна помощь»

- «Я не уверен, что все понял».

10.Оценивание. Домашнее задание. Выполнить упр.521 (с.63) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Склонение имен существительных"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока по русскому языку "Второе склонение имён существительных" 4 класс

Данный материал является конспектом урока по русскому языку по УМК "Школа России" и содержит в себе информацию, необходимую для проведения данного урока....

Конспект урока по русскому языку «Творительный падеж имени существительного»

Конспект урока по русскому языку «Творительный падеж имени существительного» (коррекционная школа)...

Урок русского языка "Три склонения имен существительных"

Урок русского языка по теме "Три склонения имен существительных" для 5 класса разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока по русскому языку Множественное число имен существительных

Конспект урока по русскому языку Множественное число имен существительных...