Методическая разработка урока русского языка "Три склонения имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Агафонова Екатерина Викторовна

-

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

Составитель: Агафонова Екатерина Викторовна

Класс: 5, МКОУ Михайловская СОШ

УМК: Учебник «Русский язык. 5 класс», под редакцией Ладыженской Т.А., Москва «Просвещение» 2015 год.

Тема урока: Три склонения имён существительных.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока:

  1. Предметные:совершенствовать умение определять падеж, род и склонение имен существительных.
  2. Метапредметные:
  • Развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);
  • Умение грамотно и связно излагать свои мысли;
  • Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова), владеть разными видами чтения (ознакомительным, детальным).
  1. Личностные:
  • Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
  • Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
  1. Регулятивные:овладевать способностями, понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, карточка с текстом.

    Формы организации познавательной деятельности: коллективная работа  под руководством учителя, работа в парах и группах, фронтальная    работа,  индивидуальная работа.

Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь определять склонение имен существительных, объяснять языковые явления.

Этапы урока, задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации этапа

I. Оргмомент. Проверка домашнего задания. (5 мин.) 

Цель: включить учеников в урок, нацелить на работу.

1.Здравствуйте, ребята!!!

Слайд №1

2.Урок начинаю  со слов: “Улыбнёмся друг другу». Ребята, сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты. Под тихой  музыкой тихо повторите за мной (про себя):

- Я в школе на уроке,

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик, всё замечу.

            - Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Я работаю!        (Слайд №2)

Спасибо. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте

открыть новые знания друзьям и гостям. Садитесь правильно. Мы начинаем работу.

Ученики настроились на работу, проверили на столах наличие школьных принадлежностей. Поприветствовали друг друга.

Коллективная.

2. Изучение нового

(15 мин.)

Цель: дать понятие о новом языковом явлении.

Стадии данного этапа:

1.Предъявление – восприятие (учитель предлагает обратиться к язык.материалу на доске, к параграфу учебника и т.д.

- Давайте вспомним, о чем с вами говорили на предыдущих уроках, в форме блиц-опроса:(слайд 3)

1. Имя существительное – это …(часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что?)

2. Имена сущ. бывают …(одушевленные ИС отвечают на вопрос кто?;неодушевленные ИС отвечают на вопрос что?)

3. А помните ли вы из курса 4 класса, что такое склонение? (изменение существительных по падежам называется склонением)

Отвечают на вопросы

Вывод. Подытожим

Фронтальная.

2.Разъяснение – осознание (учитель/ученик – школьники)

3.Организация запоминания – запоминание (таблица, схема, рисунок) – соотнесение с учебником

- Ребята, мы с вами продолжаем работу по изучению Имени существительного.

 - А теперь посмотрите на ( слайд №4)

Какой частью речи являются данные слова? На какие 3 группы можно их распределить?

Мышь, луна, дядя, лимон, день, море, дедушка, земля, облако, печь.(Слайд№5)

Iсклонение мужской род

IIсклонение средний род

IIIсклонение женский род

дядя

море

луна

лимон

облако

земля

день

печь

дедушка

мышь

- Итак, как вы уже догадались тема сегодняшнего урока это?

Да, вы правы, запишите тему урока(Слайд №6)

Определение цели урока

- Посмотрев на тему урока, сформулируйте цели нашего урока?(Слайд №7)

-Имена существительные.

Распределяют слова в паре.

Записывают дату и тему урока

Пятнадцатое марта.

Классная работа.

Три склонения имён существительных.

Цели:

1)Вспомнить, как определяется склонение существительных.

2) научиться определять склонение существительных.

Вывод

Фронтальная

4.Организация воспроизведения – воспроизведение. (предложить воспроизвести своими словами, а классу установка: слушать внимательно и понять, что правильно, а что нет, согласитесь вы или нет)

1.Работа с учебником.

1.Откроем учебник на стр.62.Прочитайте параграф. Прочитали. Пользуясь учебником, скажите: Какую информацию по теме вы узнали в параграфе №95

2.Что такое склонение? /Изменение существительных по падежам называется склонением/

3.Сколько склонений мы знаем?/три склонений/

4.По какой форме мы определяем склонение? /склонение существительного определяется по именительному падежу единственного числа. Это и есть начальная форма/

2.Работа в группах.

1группа

1)Выделите окончания, определите род  у следующих существительных: распутица, струя, юноша.  

2)Сделайте вывод: какие существительные относятся к 1-ому склонению. (Имена существительные женского рода  и мужского рода с окончаниями - а, - я)

3)Выделите среди указанных слов существительные1 склонения: верба, соловей, травка, лужа, мощь, грач, облако, капель, бабочка, росток, сирень, черёмуха,  трель, тишь.

4)Какие признаки вам помогли правильно определить склонение?

2группа.

1)Выделите окончания, определите род у следующих существительных: облако, грач.

2)Сделайте вывод: какие существительные относятся ко 2-ому склонению.(Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями - о, - е)

3)Выделите среди указанных слов существительные 2 склонения:верба, соловей, травка, лужа, мощь, грач, облако, капель, бабочка, росток,сирень, черёмуха, трель, тишь.

4)Какие признаки вам помогли правильно определить склонение?

3группа.

1)Выделите окончания, определите род у  следующих существительных: трель, сирень.

2)Сделайте вывод: какие существительные относятся ко 3-ему склонению. (Имена существительные женского рода с мягким знаком на конце)

3)Выделите среди указанных слов существительные3 склонения:верба, соловей, травка, лужа, мощь, грач, облако, капель, бабочка, росток, сирень,черёмуха,трель,тишь..

4)Какие признаки вам помогли правильно определить склонение?

3.Вывод.

-Какие действия нужно для этого сделать?

-Вернёмся к существительным, встретившимся в словарно-орфографической работе. Определим, к какому склонению относится каждое из них.

-Не забудьте оценить свою познавательную деятельность при открытии новых знаний.

Работают с учебником, выделяют ключевые понятия.

Работают в группах, распределяют данные в карточках.

(на доске выходит ученик)

Делают вывод, оценивают познавательную деятельность.

Фронтальная

Проверяем

Групповая, каждый выполняет работу в тетради, взаимопроверка, 1 от группы выступает, доказывает

Физминутка.

Релаксация и смена видов деятельности.

- Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть и заодно проверить, как вы усвоили материал.

Лингвистическая разминка.

- Я называю существительное, если

1склонение – поднимаем руки вверх (река, дедушка, деревня)

2 склонение – в сторону (дом, облако, море)

3 склонение-  отпускаем (ночь, степь, мышь)

Спасибо. Продолжаем работать.

Выполняют гимнастику.

Коллективная

3. Первичное закрепление знаний.

(20 мин.)

Цель: начать формировать умения или совершенствовать умения по нахождению языкового материала, аргументированности своего выбора, отграничение языкового материала от похожих, употребление языкового явления в собственных высказываниях.

Стадии данного этапа:

1.Анализ яз.яв. в недеформированном тексте. (текст без пропусков. Н-р: касательная, коснулся, прикосновение)

2.Анализ яз.яв. в тексте с одной деформацией. (Буква пропущена, нужно вставить или объяснить)

3. Анализ яз.яв. в тексте с несколькими несмешиваемыми деформациями (совершенствуем умение с данной орфограммой и добавляем новую, которая не похожа на изучаемую)

4. Анализ яз.яв. в тексте с несколькими смешиваемыми деформациями (эту стадию можно пропустить, если нет похожего материала) (косой, коса, касаться)

5.  Свободное письмо (составьте с этими словами с/с, предложение, текст)

-Ребята! Прошедший год был Годом тувинских обычаев и традиций, а 2016 год объявлен в республике  Годом тувинского гостеприимства

1.Пословицы и поговорки о гостеприимстве. Выпишите существительные, определите склонение,род:  (Слайд№8)

Где слова привета, там улыбка для ответа.

  • Хороший гость всегда вовремя.
  • Хочешь быть хорошим гостем - хвали хозяйку.

В гостях хорошо, а дома лучше.

1.Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Цель. Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний.

-Проверь свои знания, определи склонение существительных. (Поставь плюс в нужную колонку)

1 вариант

1 склонение

II склонение

1II

склонение

солнце

+

соловей

+

весна

+

проталина

+

трель

+

капель

+

луч

+

журчание

+

2 вариант

1 склонение

II склонение

1II

склонение

пение

+

звон

+

теплынь

+

гомон

+

жаворонок

+

ландыш

+

ледоход

+

солнцепёк

+

-Кто допустил ошибки?

(Если есть кто допустил, объясняю)

-Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.

- С любыми двумя словами составьте 2 предложения.

-Все написали, давайте по цепочке каждый зачитает свои предложения,  начинаем с первой парты.

Выписывают существительные, определяют склонения, оценивают познавательную деятельность

Слово (ср.р. II скл.)

Привет (м.р. II скл.)

Улыбка (ж.р.I скл.)

Ответ (м.р. II скл.)

Гость (м.р. II скл.)

Хозяйка (ж.р. I скл.)

Дом(м.р. II скл.)

Вывод, оценивание.

Самостоятельная работа с карточками по вариантам; оценивание познавательной деятельности;

самопроверка

Если всё правильно-5;

Если 2 ошибки-4;

Если 3 ошибки-3

Вывод, оценивание

Записывают и зачитывают  получившиеся предложения по цепочке

Парная, индивидуальная

Индивидуальная,

фронтальная

4.Итоги урока

(2мин.)

-А теперь подведем итог нашей работы.

-Какую цель ставили на урок?

-Добилисьмы поставленной цели?

На слайде №9:

  • Сегодня на уроке я научился…
  • Какие трудности встретились?
  • Своей работой на уроке я …

-Оцените свою работу на уроке.

-Чью работу вы можете сегодня оценить? Прокомментируйте.

Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученика на основе их самооценки.

-Сдайте, пожалуйста, оценочные листы.

-Повторить склонения имен существительных.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу в «Оценочных листах» и сдают на проверку учителю

Коллективная индивидуальная фронтальная

5.Задавание на дом

(3 мин.)

-Домашнее задание дается на выбор двух уровней – базовый и повышенный.

Тексты распечатаны. 1.(базовый уровень)

Выписать имена существительные из текста, определить склонение и выделить окончание.

В жаркий полдень мальчики шли по дороге. Вдруг увидели над полем дым. Это горела спелая рожь. Коля и Сережка кинулись тушить пожар. Павел помчался в село. Вскоре подоспела помощь. Все стали заваливать рожь землей.

2 (повышенный уровень)

Спишите, определите склонение и падеж, выделите окончание.

Образец:

Идти по алле          (аллея – 1 скл., Д.п.)

Вдоль дорог…, запах полын…, быть на лекци…, по тропинк… к станци…, из поездк… по Америк…, книга по истори…, спустился на парашют…, в огромном здани… .

Записывают задание.

 Далее  ребята подают дневники для выставления оценок

Коллективная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока русского языка на тему "Разряды имен прилагательных"

Урок разработан с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо...

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...

Методическая разработка урока русского языка, формирующего элементы мыслительных операций "анализ" и "синтез", по теме: «Правописание не с именами прилагательными» (5 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания (в основе системно-деятельностный подход)Цель урока: формирование у обучающихся навыков правописания не с именами прилагательными.Задачи: 1. Вспомнить п...

Методическая разработка урока русского языка"Число имени существительного.", 5 класс

Методическая разработка урока русского языка"Число имени существительного.", 5 класс Учебник Л.М.Рыбченкова,О.М.Александрова...

Методическая разработка урока русского языка"Склонение имени существительного", 5 класс

Методическая разработка урока русского языка"Склонение имени существительного", 5 класс Учебник Л.М.Рыбченкова,О.М.Александрова...

Методическая разработка урока русского языка "Три склонения имён существительных"

Технологическая карта урокаПредмет: русский языкКласс: 5 классТип урока:  закрепление ЗУНФорма урока:  урок с применением ИКТ. Учебник  «Русский язык» Ладыжен...


 

Комментарии