Конспект урока по русскому языку «Творительный падеж имени существительного»
план-конспект урока по русскому языку

Власова Ольга Васильевна

Конспект урока по русскому языку «Творительный падеж имени существительного» (коррекционная школа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название предмета: Русский язык

Тема урока: «Творительный падеж – кем? чем?»

Цель урока: формировать умение определять творительный падеж имени существительного.

Задачи урока:

  • Образовательные: формирование умений правильно ставить вопрос к существительному, установлению зависимости между словами, грамотному написанию существительных в творительном падеже;
  • Коррекционно–развивающие: коррекция мышления, развитие памяти и внимания на основе упражнений в распознавании творительного падежа существительного по вопросу и предлогу;
  • Воспитательные: воспитание интереса к урокам русского языка, трудолюбия и аккуратности на письме.

План урока

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

2.1. Актуализация знаний.  

2.2. Сообщение темы и целей урока.

2.3. Работа над темой урока.

Физминутка.

2.4 Закрепление.

3.  Подведение итогов.

4. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте. Перед началом урока посмотрите друг на друга, улыбнитесь и начнём работать. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

(Дети записывают в тетрадях число, классная работа. Проверка правильной посадки).

2. Основная часть.

2.1. Актуализация знаний.

Словарно-орфографическая работа
- Выберите словарные слова, исключив лишнее слово. Вставьте пропущенные буквы:

К..нфета, г..ризонт, б..гатство, пр..красный, ок..ан

(Один ученик работает у доски, остальные выполняют задание на местах).
Работа с классом.

- Почему эти слова называются словарные? 
(В них есть непроверяемые орфограммы, проверяем по словарю)
- Слова какой части речи вы оставили?
- Какая часть речи называется именем существительным?
- Как изменяются имена существительные? (по падежам и числам)
- Сколько падежей в русском языке?

Работа у доски.

- Соотнесите название падежей с вопросами.

2.2. Сообщение темы и целей урока.

Синтаксический разбор предложения:

Стрекозой закружил над полем вертолет.

- Спишите предложение, найдите существительные, которые стоят в творительном падеже, подчеркните их.
- Каким правилом пользуемся, чтобы определить падеж имени существительного.
Правило:
1. Найди слово, от которого зависит существительное
2. Поставь от этого слова вопрос к существительному
3. Определи падеж: существительного по вопросу.

(Один ученик работает у доски, остальные выполняют задание в тетрадях).

- Сформулируйте тему урока.

  • Творительный падеж имён существительных
  • Цель нашего урока - уметь определять творительный падеж имени существительного.

2.3. Работа над темой урока.

Работа с учебником.

- Откройте учебник на странице 130.

  • Работа с упражнением № 175.

- Какой вопрос нужно поставить к именам существительным в творительном падеже?

- Какой вопрос ставится к одушевленным существительным, а какой – к неодушевленным существительным?

(Дети записывают предложения в тетради, три ученика работают у доски. Слабые ученики выполняют 2 предложения).

- Прочитаем на странице 130 правило.

Физминутка.

Чтоб глаза твои зорче были
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти легкие движения
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведем глазами дружно,
Ну а дальше – будь здоров.

  • Работа с упражнением № 176 (чтение и разбор задания).

- Найдите в предложениях слова, от которых ставится вопрос к выделенным существительным. На какие вопросы отвечают существительные? В каком падеже они стоят? С какими предлогами употребляются существительные в творительном падеже?

- Выпишите в тетради слова, от которых ставится вопрос к выделенным существительным, ставьте вопросы. Работайте по образцу.

                                                      Т.п.

Образец. Садился (под чем?) под окном.

(Дети выполняют задание в тетради, один ученик работает у доски. Слабые ученики списывают текст, подчеркивают выделенные существительные с предлогами).

2.4 Закрепление.

Работа в группах. Игра «Найди пару».

Учащиеся класса разделены на группы, каждой группе выдаются одинаковые карточки с незаконченными предложениями и подходящими словами. Нужно быть внимательным и составить полное предложение определив пару.  

В булочной пахнет

Пахнет маляр

Блуза рабочего пахнет

Куртка шофера пахнет

Только бездельник не пахнет

тестом и сдобой.

скипидаром и краской.

маслом машинным.

бензином.

никак.

- В каком падеже стоят существительные? Докажите.

(Дети в процессе игры находят пару, ставят вопрос к существительным. Учитель объясняет смысл непонятных слов).

3.  Подведение итогов.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Что же мы узнали о творительном падеже? 
Существительные в творительном падеже отвечают на вопросы кем? чем? Они употребляются с предлогами: с, под, за, над, перед 
4. Домашнее задание: стр. 131 упр. 177.

Индивидуальное задание (творческое): записать пословицу. Подчеркнуть слово в творительном падеже.

У работающего олед мёнго горит. (У работающего дело огнём горит).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Винительный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа

Данный материал позволит раскрыть понятие "падежи имен существительных 1 склонения"...

урок русского языка "Предложный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа"

данный урок поможет довести до сознания детей особенности предложного падежа....

урок русского языка "Творительный падеж имен существительных"

Данный конспект урока познакомит с особенностями существительных 1 склонения в  творительном падеже....

урок русского языка "Дательный падеж имен существительных 1-го склонения

Данный конспект урока познакомит с особенностями имен существительных 1- го склонения в Дательном падеже....

Конспект урока по русскому языку «Три склонения имен существительных».

Конспект урока по русскому языку «Три склонения имен существительных» для обучающихся 5 класса....

Конспект урока по русскому языку Множественное число имен существительных

Конспект урока по русскому языку Множественное число имен существительных...

Интерактивный тест по русскому языку "Определение падежа имен существительных"

Интерактивный тест по русскому языку "Определение падежа имен существительных" направлен на закрепление мения обучающихся опреелять падежи имен существительных....