Конспект урока по русскому языку «Творительный падеж имени существительного»
план-конспект урока по русскому языку

Власова Ольга Васильевна

Конспект урока по русскому языку «Творительный падеж имени существительного» (коррекционная школа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название предмета: Русский язык

Тема урока: «Творительный падеж – кем? чем?»

Цель урока: формировать умение определять творительный падеж имени существительного.

Задачи урока:

  • Образовательные: формирование умений правильно ставить вопрос к существительному, установлению зависимости между словами, грамотному написанию существительных в творительном падеже;
  • Коррекционно–развивающие: коррекция мышления, развитие памяти и внимания на основе упражнений в распознавании творительного падежа существительного по вопросу и предлогу;
  • Воспитательные: воспитание интереса к урокам русского языка, трудолюбия и аккуратности на письме.

План урока

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

2.1. Актуализация знаний.  

2.2. Сообщение темы и целей урока.

2.3. Работа над темой урока.

Физминутка.

2.4 Закрепление.

3.  Подведение итогов.

4. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте. Перед началом урока посмотрите друг на друга, улыбнитесь и начнём работать. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

(Дети записывают в тетрадях число, классная работа. Проверка правильной посадки).

2. Основная часть.

2.1. Актуализация знаний.

Словарно-орфографическая работа
- Выберите словарные слова, исключив лишнее слово. Вставьте пропущенные буквы:

К..нфета, г..ризонт, б..гатство, пр..красный, ок..ан

(Один ученик работает у доски, остальные выполняют задание на местах).
Работа с классом.

- Почему эти слова называются словарные? 
(В них есть непроверяемые орфограммы, проверяем по словарю)
- Слова какой части речи вы оставили?
- Какая часть речи называется именем существительным?
- Как изменяются имена существительные? (по падежам и числам)
- Сколько падежей в русском языке?

Работа у доски.

- Соотнесите название падежей с вопросами.

2.2. Сообщение темы и целей урока.

Синтаксический разбор предложения:

Стрекозой закружил над полем вертолет.

- Спишите предложение, найдите существительные, которые стоят в творительном падеже, подчеркните их.
- Каким правилом пользуемся, чтобы определить падеж имени существительного.
Правило:
1. Найди слово, от которого зависит существительное
2. Поставь от этого слова вопрос к существительному
3. Определи падеж: существительного по вопросу.

(Один ученик работает у доски, остальные выполняют задание в тетрадях).

- Сформулируйте тему урока.

  • Творительный падеж имён существительных
  • Цель нашего урока - уметь определять творительный падеж имени существительного.

2.3. Работа над темой урока.

Работа с учебником.

- Откройте учебник на странице 130.

  • Работа с упражнением № 175.

- Какой вопрос нужно поставить к именам существительным в творительном падеже?

- Какой вопрос ставится к одушевленным существительным, а какой – к неодушевленным существительным?

(Дети записывают предложения в тетради, три ученика работают у доски. Слабые ученики выполняют 2 предложения).

- Прочитаем на странице 130 правило.

Физминутка.

Чтоб глаза твои зорче были
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти легкие движения
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведем глазами дружно,
Ну а дальше – будь здоров.

  • Работа с упражнением № 176 (чтение и разбор задания).

- Найдите в предложениях слова, от которых ставится вопрос к выделенным существительным. На какие вопросы отвечают существительные? В каком падеже они стоят? С какими предлогами употребляются существительные в творительном падеже?

- Выпишите в тетради слова, от которых ставится вопрос к выделенным существительным, ставьте вопросы. Работайте по образцу.

                                                      Т.п.

Образец. Садился (под чем?) под окном.

(Дети выполняют задание в тетради, один ученик работает у доски. Слабые ученики списывают текст, подчеркивают выделенные существительные с предлогами).

2.4 Закрепление.

Работа в группах. Игра «Найди пару».

Учащиеся класса разделены на группы, каждой группе выдаются одинаковые карточки с незаконченными предложениями и подходящими словами. Нужно быть внимательным и составить полное предложение определив пару.  

В булочной пахнет

Пахнет маляр

Блуза рабочего пахнет

Куртка шофера пахнет

Только бездельник не пахнет

тестом и сдобой.

скипидаром и краской.

маслом машинным.

бензином.

никак.

- В каком падеже стоят существительные? Докажите.

(Дети в процессе игры находят пару, ставят вопрос к существительным. Учитель объясняет смысл непонятных слов).

3.  Подведение итогов.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Что же мы узнали о творительном падеже? 
Существительные в творительном падеже отвечают на вопросы кем? чем? Они употребляются с предлогами: с, под, за, над, перед 
4. Домашнее задание: стр. 131 упр. 177.

Индивидуальное задание (творческое): записать пословицу. Подчеркнуть слово в творительном падеже.

У работающего олед мёнго горит. (У работающего дело огнём горит).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Винительный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа

Данный материал позволит раскрыть понятие "падежи имен существительных 1 склонения"...

урок русского языка "Предложный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа"

данный урок поможет довести до сознания детей особенности предложного падежа....

урок русского языка "Творительный падеж имен существительных"

Данный конспект урока познакомит с особенностями существительных 1 склонения в  творительном падеже....

урок русского языка "Дательный падеж имен существительных 1-го склонения

Данный конспект урока познакомит с особенностями имен существительных 1- го склонения в Дательном падеже....

Конспект урока по русскому языку «Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода»

Конспект урока по русскому языку «Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода» (коррекционная школа, 6 класс)...

Конспект урока по русскому языку «Три склонения имен существительных».

Конспект урока по русскому языку «Три склонения имен существительных» для обучающихся 5 класса....

Конспект урока по русскому языку Множественное число имен существительных

Конспект урока по русскому языку Множественное число имен существительных...