Тема: Три склонения имен существительных | Тип: повторение изученного материала |
Цель: закрепить навыки определения типов склонения, изменений существительных по падежам Задачи: - уметь образовывать падежные формы и согласовывать их;
- определять тип склонения;
- применять данные знания и умения в речи письменной и устной;
- развивать умение самоконтроля и самооценки.
|
Планируемые результаты |
Предметные: - понимать, что такое склонение
- знать морфологические признаки, от которых зависит тип склонения;
- уметь определять тип склонения
| Метапредметные: познавательные: - анализировать языковые явления, классифицировать и делать выводы, строить рассуждение по образцу;
регулятивные - осуществлять целеполагание, анализ, синтез, сравнение.
- осуществлять самопроверку и взаимопроверку;
коммуникативные: - продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем;
| Личностные: - стремиться к личностному самоопределению
- стремиться к обогащению собственной речи, совершенствованию норм.
- воспитание устойчивого интереса к родному языку
|
Межпредметные связи: все предметы — умение работать с текстом, строить рассуждение, приводить аргументы |
Ресурсы урока: учебник, ч. 2 с. 62—63, презентация, ноутбук, проектор, алгоритм, карточки с заданиями для работы |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Актуализация необходимых знаний |
Предлагает внимательно рассмотреть карточки, лежащие на партах. Читает выразительно текст.
((1)Однажды во время сильной грозы в пассажирское судно, находящееся в Атлантическом океане, попала молния. (2)На корабле начался пожар. (3)Пассажиров охватила паника. (4)Все бросились на палубу, каждому хотелось первому сесть в спасательную шлюпку. (5)Выскочившая из каюты маленькая дочь капитана в недоумении смотрела на обезумевшую толпу. (6)Она никак не могла понять, почему эти люди так неистовствуют. (7)Она громко и спокойно сказала: «Да успокойтесь же! Папа уже туда отправился и начал тушить огонь!» (8)Огонь ведь можно потушить. (9)О такой возможности никто даже и не подумал. (10)Все готовились бежать с корабля. (11)Только слова ребёнка заставили взрослых опомниться и бежать тушить пожар, с которым экипажу вряд ли удалось бы справиться. (12)Но помощь сотни добровольных рук значительно облегчила это трудное дело. (13)Спокойная уверенность маленькой девочки совершила настоящее чудо.) Задает вопросы по тексту:
- О чем говорится в тексте?
- Какое название мы можем подобрать?
- Какова основная мысль текста?
- А теперь подумайте, в каком предложении выражена основная мысль текста? (13)
| Внимательно следят по тексту, отвечают на вопросы, делятся мыслями и впечатлениями, комментируют. |
Мотивация познавательной деятельности |
Предлагает записать в тетради число и классную работу. Предлагает записать предложение с главной мыслью в тетради и на доске. Предлагает выполнить задание 1 (по морфологическим признакам найти слова: 1)слово в единственном числе, среднего рода, неодушевленное, нарицательное, В.П.(ЧУДО) 2)слово в единственном числе, женского рода, неодушевленное, нарицательное, И.П. (УВЕРЕННОСТЬ) 3) слово в единственном числе, женского рода, одушевленное, нарицательное, Р.П.(ДЕВОЧКИ)) Задает вопросы: - Что объединяет все эти слова? (Это имена существительные)
- А какого морфологического признака имени существительного тут нет? (склонение)
Предлагает назвать тему урока, сформулировать цель и учебные задачи. | Записывают число и классную работу, записывают предложение с основной мыслью в тетради.
Выполняют задание. Отвечают на вопросы. Приходят к выводу, что все слова имена существительные, что тут нет морфологического признака - склонение.
Называют тему урока, высказывают предположения о том, что будут изучать сегодня, формулируют цель и учебные задачи. |
Организация познавательной деятельности |
Предлагает вспомнить что такое склонение, сколько типов склонения в русском языке, сколько падежей в русском языке по какому падежу определяют тип склонения и какую роль играют имена существительные в И.П. в предложении.
Предлагает найти существительное из текста, склонение которого легко определить с первого взгляда.
Предлагает перевернуть карточку с текстом и выполнить задание 2 (соотнести названия падежей с падежными вопросами)
Задание 2. Соедините название падежей с падежными вопросами Именительный | О ком? О чем? | Родительный | Кому? Чему? | Дательный | Кто? Что? | Винительный | Кем? Чем? | Творительный | Кого? Чего? | Предложный | Кого? Что? |
Предлагает обменяться карточками с соседом по парте и проверить правильность выполнения задания.
Предлагает просклонять слова по падежам УВЕРЕННОСТЬ, ЧУДО, ДЕВОЧКА, выделить окончание, определить род (на доске и в тетрадях) Предлагает определить склонение этих существительных.
Предлагает прочесть теоретический материал о склонении имен существительных в учебнике на стр.62-62 | Вспоминают что такое склонение, типы склонения, падежи, по какому падежу определяют тип склонения и какую роль играют имена существительные в И.П.
Называют существительное УВЕРЕННОСТЬ из текста, объясняют, что оно ед. ч. в И.П.
Выполняют на карточках задание 2.
Обмениваются карточками с соседом по парте, проверяют правильность выполнения задания.
Склоняют по падежам слова, выделяют окончания и определяют род.
Определяют склонение.
Читают теоретический материал о склонении имен существительных в учебнике на стр.62-62 |
Закрепление изученного материала |
Предлагает самостоятельно вывести алгоритм определения склонения имен существительных. Записывает его на доске.
1. Поставь существительное в И.п. /пурга, снег, метель/ 2. Определи род /пурга – ж.р., снег – м.р., метель – ж.р./ 3. Найди окончание /пург– ж.р., снег – м.р., метель – ж.р./ 4. По роду и окончанию сделайте вывод к какому склонению относится слово / пурга – ж.р., 1скл., снег – м.р., 2 скл., метель – ж.р., 3 скл./
Предлагает выполнить задание 3 из карточки в тетрадях и на доске (запишите имена существительные в 3 столбика по типам склонения) От улыбки, дом, молодёжь, деревней, в окно, дичь, берёза, о Родине, в школу, в марте, цветок, товарищ, ключ, ночью, в тетради, дочь, радость, на кормушке, у снегиря, с крольчихой, за березу, под червяком, у беглеца, на цепи, на цепочке, на поле, перед окном. Предлагает выполнить упражнение 521 из учебника на доске и в тетрадях (Составьте таблицу «Три склонения имен существительных») Предлагает рассмотреть домашнее задание упр. 520 и дополнить его дома 5-6 примерами. (К какому склонению относятся следующие существительные? Как вы их определили?) | Выводят алгоритм определения склонений имен существительных. Записывают его в тетрадь.
Выполняют задание 3. Распределяют слова на 3 столбика, пользуются алгоритмом.
Выполняют упражнение. Приходят к выводу, что мягкий знак после шипящих пишется только в словах 3 склонения
Знакомятся с домашним заданием, задают уточняющие вопросы. |
Подведение итогов |
Предлагает соотнести цель и учебные задачи с результатами урока, выявить возникшие затруднения. |
Анализируют, оценивают свою деятельность на уроке.
|
Дополнительный материал: текст был взят с сайта «Решу ВПР по русскому языку 5 класс», задания 1,2, составлены самостоятельно, задание 3 было взято с сайта Инфоурок. |
Комментарии
спасибо
спасибо