Технологическая карта урока русского языка «Три склонения имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Собко Дарья Александровна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_tehno_karta_r_ya.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

«Три склонения имен существительных»

Тема:  Три склонения имен существительных

Тип: повторение изученного материала

Цель:
закрепить навыки определения типов склонения, изменений существительных по падежам

Задачи:

  1. уметь образовывать падежные формы и согласовывать их;
  2. определять тип склонения;
  3. применять данные знания и умения в речи письменной и устной;
  4. развивать умение самоконтроля  и самооценки.

Планируемые результаты

Предметные:

  • понимать, что такое склонение
  • знать морфологические признаки, от которых зависит тип склонения;
  • уметь определять тип склонения

Метапредметные:

познавательные:

  • анализировать языковые явления, классифицировать и делать выводы, строить рассуждение по образцу;

регулятивные

  • осуществлять целеполагание, анализ, синтез, сравнение.
  • осуществлять  самопроверку и взаимопроверку;

коммуникативные:

  • продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем;

Личностные:

  • стремиться к личностному самоопределению
  • стремиться к обогащению собственной речи, совершенствованию норм.
  • воспитание устойчивого интереса к родному языку

Межпредметные связи: все предметы — умение работать с текстом, строить рассуждение, приводить аргументы

Ресурсы урока: учебник, ч. 2 с. 62—63, презентация, ноутбук, проектор, алгоритм, карточки с заданиями для работы

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

Предлагает внимательно рассмотреть карточки, лежащие на партах. Читает выразительно текст.

((1)Однажды во время сильной грозы в пассажирское судно, находящееся в Атлантическом океане, попала молния. (2)На корабле начался пожар. (3)Пассажиров охватила паника. (4)Все бросились на палубу, каждому хотелось первому сесть в спасательную шлюпку.

(5)Выскочившая из каюты маленькая дочь капитана в недоумении смотрела на обезумевшую толпу. (6)Она никак не могла понять, почему эти люди так неистовствуют. (7)Она громко и спокойно сказала: «Да успокойтесь же! Папа уже туда отправился и начал тушить огонь!»

(8)Огонь ведь можно потушить. (9)О такой возможности никто даже и не подумал. (10)Все готовились бежать с корабля. (11)Только слова ребёнка заставили взрослых опомниться и бежать тушить пожар, с которым экипажу вряд ли удалось бы справиться. (12)Но помощь сотни добровольных рук значительно облегчила это трудное дело. (13)Спокойная уверенность маленькой девочки совершила настоящее чудо.)

Задает вопросы по тексту:

  1. О чем говорится в тексте?
  2. Какое название мы можем подобрать?
  3. Какова основная мысль текста?
  4. А теперь подумайте, в каком предложении выражена основная мысль текста? (13)

Внимательно следят по тексту, отвечают на вопросы, делятся мыслями и впечатлениями, комментируют.

Мотивация познавательной деятельности

Предлагает записать в тетради число и классную работу.

Предлагает записать предложение с главной мыслью в тетради и на доске.

Предлагает выполнить задание 1 (по морфологическим признакам найти слова:

1)слово в единственном числе, среднего рода, неодушевленное, нарицательное, В.П.(ЧУДО)

2)слово в единственном числе, женского рода, неодушевленное, нарицательное, И.П. (УВЕРЕННОСТЬ)

3) слово в единственном числе, женского рода, одушевленное, нарицательное, Р.П.(ДЕВОЧКИ))

Задает вопросы:

  1. Что объединяет все эти слова? (Это имена существительные)
  2. А какого морфологического признака имени существительного тут нет? (склонение)

Предлагает назвать тему урока, сформулировать цель и учебные задачи.

Записывают число и классную работу, записывают предложение с основной мыслью в тетради.

Выполняют задание. Отвечают на вопросы. Приходят к выводу, что все слова имена существительные, что тут нет морфологического признака - склонение.

Называют тему урока, высказывают предположения о том, что будут изучать сегодня, формулируют цель и учебные задачи.

Организация познавательной деятельности

Предлагает вспомнить что такое склонение, сколько типов склонения в русском языке, сколько падежей в русском языке по какому падежу определяют тип склонения и какую роль играют имена существительные в И.П. в предложении.

Предлагает найти существительное из текста, склонение которого легко определить с первого взгляда.

Предлагает перевернуть карточку с текстом и выполнить задание 2 (соотнести названия падежей с падежными вопросами)

Задание 2. Соедините название падежей с падежными вопросами

 Именительный

О ком? О чем?

Родительный

 Кому? Чему?

Дательный

Кто? Что?

Винительный

Кем? Чем?

Творительный

Кого? Чего?

Предложный

Кого? Что?

Предлагает обменяться карточками с соседом по парте и проверить правильность выполнения задания.

Предлагает просклонять слова по падежам УВЕРЕННОСТЬ, ЧУДО, ДЕВОЧКА, выделить окончание, определить род (на доске и в тетрадях)

Предлагает определить склонение этих существительных.

Предлагает прочесть теоретический материал о склонении имен существительных в учебнике на стр.62-62

Вспоминают что такое склонение, типы склонения, падежи, по какому падежу определяют тип склонения и какую роль играют имена существительные в И.П.

Называют существительное УВЕРЕННОСТЬ из текста, объясняют, что оно ед. ч. в И.П.

Выполняют на карточках задание 2.

Обмениваются карточками с соседом по парте, проверяют правильность выполнения задания.

Склоняют по падежам слова, выделяют окончания и определяют род.

Определяют склонение.

Читают теоретический материал о склонении имен существительных в учебнике на стр.62-62

Закрепление изученного материала

Предлагает самостоятельно вывести алгоритм определения склонения имен существительных. Записывает его на доске.

         1.  Поставь существительное в И.п.

                                         /пурга, снег, метель/

         2.  Определи род

                       /пурга – ж.р., снег – м.р., метель – ж.р./

         3.  Найди окончание

                     /пург– ж.р., снег     – м.р.,  метель     – ж.р./

        4.  По роду и окончанию сделайте вывод к какому склонению относится слово

                   / пурга – ж.р.,  1скл., снег – м.р., 2 скл., метель – ж.р., 3 скл./

Предлагает выполнить задание 3 из карточки в тетрадях и на доске (запишите имена существительные в 3 столбика по типам склонения)

От улыбки, дом, молодёжь, деревней,  в окно,  дичь, берёза,  о Родине,  в школу,  в марте,  цветок,  товарищ, ключ,   ночью,   в тетради,   дочь,   радость,  на кормушке, у снегиря, с крольчихой, за березу, под червяком, у беглеца, на цепи, на цепочке, на поле, перед окном.

Предлагает выполнить упражнение 521 из учебника на доске и в тетрадях (Составьте таблицу «Три склонения имен существительных»)

Предлагает рассмотреть домашнее задание упр. 520 и дополнить его дома 5-6 примерами. (К какому склонению относятся следующие существительные? Как вы их определили?)

Выводят алгоритм определения склонений имен существительных. Записывают его в тетрадь.

Выполняют задание 3. Распределяют слова на 3 столбика, пользуются алгоритмом.

Выполняют упражнение. Приходят к  выводу, что мягкий знак после шипящих пишется только в словах 3 склонения

Знакомятся с домашним заданием, задают уточняющие вопросы.

Подведение итогов

Предлагает соотнести цель и учебные задачи с результатами урока, выявить возникшие затруднения.

Анализируют, оценивают свою деятельность на уроке.

Дополнительный материал: текст был взят с сайта «Решу ВПР по русскому языку 5 класс», задания 1,2, составлены самостоятельно, задание 3 было взято с сайта Инфоурок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Склонение имен существительных"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Безударные окончания -Е и -И имен существительных"

Материал содержит технологическую карту урока русского языка в 5 классе "Безударные окончания -Е и -И имен существительных" и презентацию к уроку в формате PDF...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе"Склонение имён существительных.Падеж"

На данномуроке  реализуются важные для современного урока русского языка подходы:1.            Текстоориентированный (работа с текстом, моно...

Урок русского языка "Три склонения имен существительных"

Урок русского языка по теме "Три склонения имен существительных" для 5 класса разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Употребление существительных в речи"

Технологическая карта урока с указанием типа урока, цели, этапов  урока, деятельности учителя и учащихся, формируемых УУД и результатом - один из материалов к уроку....


 

Комментарии