Урок русского языка "Три склонения имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка по теме "Три склонения имен существительных" для 5 класса разработан в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 29.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Три склонения имён существительных.
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока:
- Предметные: совершенствовать умение определять падеж, род и склонение имен существительных.
- Метапредметные:
- Развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);
- Умение грамотно и связно излагать свои мысли;
- Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова), владеть разными видами чтения (ознакомительным, детальным).
- Личностные:
- Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
- Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
- Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, карточка с текстом.
Планируемые результаты: учащиеся научаться определять склонение существительных; применять правило постановки Ь в существительных 3-го склонения.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Организационный момент | - Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста. – Ребята, сегодня нам на уроке понадобятся: ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Залог хорошего настроения – это доброжелательная улыбка. - Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу и пожелайте успеха. Готовы! Тогда начинаем наш урок. ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ РАБОЧИЙ ЛИСТ | Психологический настрой учащихся на урок. | Личностные УУД:
|
2.Актуализация знаний (на основе изученной темы) | - Вот уже несколько занятий мы работаем над темой «Имена существительные». - Давайте по опорным словам вспомним, что мы уже знаем об имени существительном? Один учащийся у доски составляет кластер по теме «Имя существительное» и комментирует его. Остальные работают с карточкой № 1. Задание: восстанови текст, заполнив пропуски слов. СМОТРИ ПРИЛОЖЕНИЕ |
Отвечают на вопросы Самооценка | Коммуникативные УУД: 1.Владеть монологической и диалогической речью. 2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач. Личностные УУД: 1.Самоконтроль Познавательные УУД: 1.Проверка изученного |
3. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности. | - Ребята, мы с вами продолжаем работу по изучению Имени существительного. - А теперь посмотрите на доску. Какой частью речи являются данные слова? По какому признаку эти слова распределили в три группы? (много) туч товарищ рожь (решение) задач врач помощь (капает с) крыш луч молодежь - Итак, как вы уже догадались тема сегодняшнего урока это? Да, вы правы, запишите тему урока Определение цели урока - Посмотрев на тему урока, сформулируйте цели нашего урока? | - Имена существительные. Определение темы урока. Записывают дату и тему урока «Три склонения имён существительных». Цели: 1)Вспомнить, как определяются склонения существительных. 2) научиться определять склонение существительных. | Регулятивные УУД: 1.Высказывать предположения на основе наблюдений; 2. Формулировать тему урока, проблему; 3. Самостоятельно планировать деятельность. Познавательные УУД: 1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать. Коммуникативные УУД: 1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. |
4.Открытие нового знания | Работа в парах - Ребята, вы смогли правильно определить склонение существительных, но не объяснили, как вы это сделали. Я предлагаю вам рассмотреть таблицу «Три типа склонения имен существительных», дополнить ее содержание, привести по два примера. Расскажите о склонении существительных. | Работают с таблицей: дополняют содержание, приводят примеры существительных каждого склонения. Рассказ о склонении существительных. | Познавательные УУД: 1.Выделять главное, извлекать информацию; 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности; 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: 1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле; 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Регулятивные УУД: 1.Искать пути решения проблемы. |
Первичное закрепление изученного с проговариванием во внешней речи, с самопроверкой по эталону. | Задание: Выпишите существительные, распределяя их в 3 столбика по типам склонений. - Но чтобы выполнить данное задание, мы должны с вами составить алгоритм. Составление алгоритма Карточка № 2. Пять тетрадей, разгрузить машину с цементом, накормить супом, любоваться новогодней елью, построить шалаш(?), покормить доч(?), много груш(?). Проверка, проговаривая слова согласно алгоритму. Наблюдение и сравнение - Изучение склонений имен существительных играют важную роль. В данном заданий вы увидели орфограммы. От чего зависит выбор ставится Ь или не ставится? Сформулируйте правило и приведите примеры из выполненного задания. | Выполняют задание. Составление алгоритма:
Самооценка «Ь после шипящих на конце слова» Пишется Ь:
Не пишется Ь:
| Познавательные УУД: 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную; 2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: 1.Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; 2.Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; 3.Оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль. |
Самостоятельная работа. | Самостоятельная работа. Карточка № 3. Определите склонение, вставьте, где это необходимо, мягкий знак. Карандаш_, ноч_, малыш_, много задач_, возле дач_, плащ_, мяч_, реч_, камыш_, печ_. Карточка № 4. Работа с текстом. Очень хорош и красив чистый с..сновый бор. Идёш.. , и, точно огромные свечи, возвышают..ся над г..ловой ств..лы старых дерев..ев, чуть не касаются неба своими в..ршинами. Седым мя..ким мхом пор..сли невысокие коч..ки. Зеленеют блестящие лист..я брусники. Через высокие вершины дерев..ев пробиваются лучи солнца. Светлые з..лотистые зайчики загораются на ств..лах. Задания:
| Каждый самостоятельно работает. Самооценка Определение темы, основной мысли текста, его типа и стиля, подбор заголовка текста. Вставляют пропущенные буквы, определяют склонение имен существительных. Самооценка. | Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; 2. Проверка знаний и умений. Коммуникативные УУД: 1.Осуществлять контроль. |
Итог урока. Рефлексия | - А теперь подведем итог нашей работы. - Какую цель ставили на урок? - Добились мы поставленной цели? На слайде:
Рефлексия «Мое состояние» Ребенок помещает изображение человека на соответствующую ступеньку лесенки. КОМФОРТНО УВЕРЕН В СВОИХ СИЛАХ ХОРОШ ПЛОХО КРАЙНЕ ПЛОХО Положите ваши листы достижений в тетрадь, я их просмотрю, и выставлю вам оценки. Надеюсь, что они совпадут с вашими самооценками! Возьмите вторые тетради. В них лежат карточки с домашним заданием. Прочитайте, что вам нужно сделать? | - Повторить склонения имен существительных. Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу в «Оценочных листах» и сдают на проверку учителю. | Регулятивные УУД: 1.Соотносить цели и результаты своей деятельности; 2. Определяют степень успешности работы согласно критериям. Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; 2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; 3. Строить связанное монологическое высказывание Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; |
Домашнее задание | Карточки. 1) Запишите данные слова в три столбика, распределив их по типам склонения (1 скл., 2 скл., 3 скл.) 2) Просклоняйте подчеркнутые слова. Выделите в них окончания. Молодёжь, змея, дождь, варенье, пыль, дед, дедушка, журавль, джем, лисица, древность, салфетка, обувь, фонарь, морковь, морковка, радость, Пётр, Петя, скрипач, сабля, степь, солнце, герань, селёдка, сельдь, вьюга, лето, осень, зима. | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка в 10 классе на тему: "Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных"
План-конспект и презентация к уроку русского языка в 10 классе (по учебнику В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко "Русский язык" 10-11 классы)...
Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»
Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...
Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»
Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...
Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»
Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...
Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»
Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...
Урок русского языка «Падеж имен существительных»
ТИП УРОКА: урок открытие новых знанийФОРМА УРОКА:МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: слово учителя, наглядный метод, метод эвристической беседы, метод самостоятельной работыЦЕЛИ: отрабатывать умение определять пад...
Методическая разработка урока русского языка"Число имени существительного.", 5 класс
Методическая разработка урока русского языка"Число имени существительного.", 5 класс Учебник Л.М.Рыбченкова,О.М.Александрова...