Конспект урока по русскому языку "Второе склонение имён существительных" 4 класс
учебно-методическое пособие по русскому языку

Данный материал является конспектом урока по русскому языку по УМК "Школа России" и содержит в себе информацию, необходимую для проведения данного урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Сосновская СОШ № 2

Урок русского языка в 4 «Б» классе по теме:

                       «Второе склонение имен существительных».

УМК «Школа России»

                                                                                        Автор:

учитель начальных классов

Щербинина В.М.

2019 г.

Тема: Второе склонение имен существительных.

Цель: познакомиться с признаками имен существительных 2-го склонения, научиться их распознавать;

будем учиться правильно писать ударные и безударные окончания имен существительных 2-го склонения.

Планируемые результаты:

Предметные: овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

Метапредметные: определение общей цели и путей ее достижения, готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

Личностные: формирование эстетических чувств, доброжелательности эмоциональной отзывчивости, любви и бережного отношения к природе.

Этапы урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу,

Обернитесь, поздоровайтесь с гостями, садитесь.

«Когда я слышу – я забываю,

Когда я вижу – я запоминаю,

Когда я делаю – я понимаю, я учусь», - гласит китайская пословица.

- К чему же призывает нас эта мудрость? (Как можно больше выполнять работы на уроке, трудиться, действовать) Приступим.

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

На доске записаны слова.

Ваня, Иван, дедушка, папа, Вова, Владимир, отец.

- Какие части речи здесь записаны?

-Что общего у этих слов? (Существительные мужского рода в именительном падеже.)

-Чем отличаются? (Окончания разные.)

-На какие две группы можно разделить существительные мужского рода?

(Собственные и нарицательные, существительные 1-го склонения и 2-го склонения).

- Как определить существительное 1-го склонения, 2-го склонения?

- Запишите слова, сверху обозначьте склонение (проверка в парах)

- В каком слове количество букв и звуков не совпадает? (нет)

- В каком слове все согласные звуки мягкие? (нет)

- Почему, по вашему мнению, я предложила вам именно этот набор слов? На прошлых уроках мы упражнялись в определении имен существительных первого склонения. Как можно определить тему сегодняшнего урока?

«Второе склонение имён существительных».

- Значит, чем будем заниматься? (Какова цель сегодняшнего урока, чему мы с вами должны научиться?)

(Познакомимся с признаками имен существительных 2-го склонения, научимся их распознавать, будем учиться правильно писать ударные и безударные окончания имен существительных 2-го склонения.

3. Выявление места и причин затруднения. (работа в группах)

Каждая группа получает карточку с текстом. 

Прочитайте рассуждения ученика 4 класса. Согласны ли вы с его рассуждением?

По земле и озеру стелются клочья тумана.

В предложении три имени существительных: по земле, клочья, тумана. Выделяю окончания. В слове земле окончание – е. Значит это существительное 2 склонения. В слове клочья окончание – я. Значит это существительное 1 склонения. В слове тумана окончание – а. Значит это существительное 1 склонения.

- В чём заключается ошибка ученика? Какая у него возникла проблема?

Ребята, у нас могут возникнуть такие проблемы? Чтобы этого не произошло, нам нужно составить алгоритм.

4. Построение проекта выхода из затруднений.

Я предлагаю вам поработать с алгоритмами. Прочитайте и выскажите своё мнение по поводу алгоритмов.

Алгоритм определения склонения имени существительного

Алгоритм №1

1. Просклонять существительное.

2. По роду и окончанию в начальной форме определить склонение.

3. Определить род, выделить окончание.

4. Определить начальную форму имени существительного (именительный падеж ед. ч.).

Алгоритм №2

1. Определить начальную форму имени существительного (именительный падеж ед. ч.).

2. Определить род, выделить окончание.

3. По роду и окончанию в начальной форме определить склонение.

- Прочитав тексты, как вы думаете, каким алгоритмом мы будем пользоваться и почему? К какому выводу пришли?

- Вернитесь к карточкам. Опираясь на алгоритм, определите склонение имен существительных (самопроверка).

- Какая группа не допустила ошибок?

5. Реализация проекта.

- Итак, мы с вами определили, что 

1 склонение

2 склонение

существительные

женского рода и мужского рода с окончанием

-а, -я

существительные

мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием

-о, -е

Распределите слова в два столбика (по какому признаку?)

1 столбик – им. сущ. 1-го склонения

2 столбик – им. сущ. 2-го склонения (2 человека у доски)

Упакованные в дорогу вещи (багаж).

То же, что и разговор (беседа).

Обилие материальных ценностей (богатство).

Сооружение в виде ряда ступеней (лестница)

Ласковое название папа твоего папы (дедушка).

Профессия человека, который знает законы земледелия (агроном).

Кто знает? Ответить на этот вопрос вам поможет упражнение № 165 с. 95.

Чтение стихотворения самостоятельно.

Итак, сформулируйте лексическое значение слова агроном? Где еще мы можем получить информацию о лексическом значении слова? (В толковом словаре). Найдите значение слова в словаре.

Запишите слово агроном (поставить ударение, подчеркнуть непроверяемые безударные гласные).

Проверка работы (коллективно).

6. Физкультминутка.

Игра «Доскажите словечко»

Если существительное 1-го склонения – встают девочки.

 Если существительное 2-го склонения – встают мальчики.

Если существительное 3-го склонения – действия не совершаются.

а) Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверюшка?

Щёлкает орехи мелко. Ну, конечно, это …. . (Белка.)

б) Шубка – иголки, свернётся он – колкий, рукой не возьмёшь. Кто это (Еж.)

в) По ночам во мне Ванятка до того задремлет сладко,

Что не хочется вставать. Что за шутка я? … . (Кровать.)

г) Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно, …. . (Карандаш.)

д) И от ветра, и от зноя, от дождя тебя укроет.

А как спать в ней сладко! Что это? …. . (Палатка.)

е) То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка! Можешь нарисовать… Что такое я? (Тетрадь.)

ж) Гладишь – ласкается.

Дразнишь – кусается. (Собака.)

з) В воде купался, но сух остался. (Гусь.)

и) Ты беседуй чаще с ней

Будешь вчетверо умней. (Книга.)

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

а) Каждое слово соедини с нужным склонением:

воробей, осина, солнце, Дима, Дмитрий, ремень, сирень

1 – е склонение                                          2 – е склонение

б) В каждом столбике зачеркни слова, которые не относятся к данному склонению:

1-е склонение                    2-е склонение

турист                                 тело

обезьяна                             этаж

стенка                                 родник

книга                                  работа

дядя                                    яблоко

ремень                                снегирь

рыба дочь

в) Укажите существительное мужского рода 1 склонения.

Юре                                        миру                        дедом                    тополя

Володей                                  Мише                       дедушка               дяде

г) Укажите существительное среднего рода 2 склонения.

Кресла понедельнику                  утром

поселок селепожелание

8. Включение знаний в систему упражнений.

- Вставьте подходящие существительные указанного склонения, запишите полученные предложения (проверка консультантами)

Чудесно прогуляться зимой по ( сущ. 2 скл.). ( сущ. 2 скл.) стоят в серебристом инее. На ( сущ. 1 скл.) шапками лежит пушистый( сущ. 2 скл.). Прелестна ( сущ. 3 скл.) в зимнем уборе.

- Скажите, что у нас получилось? (текст) Почему вы так решили? (предложения связаны по смыслу) Как можно озаглавить этот текст? Какой это текст (повествовательный).

9. Рефлексия.

Итак, поделитесь своими впечатлениями от урока, для этого я предлагаю вам пользоваться рефлексивным экраном.

Сегодня я узнал …

Было интересно …

Было трудно …

Я понял, что …

Я научился …

У меня получилось …

Я смог …

10. Домашнее задание: стр. 94 № 164.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма по теме "Склонение имён существительных" 8 класс.

Урок письма для  обучающихся коррекционной школы VIII вида"....

конспект урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные"

    Тема: Несклоняемые имена существительные    Тип урока- изучение нового материала.  Цели: Образовательная: познакомить с несклоняемыми именами существительным...

Конспект урока по русскому языку в 6-ом классе Имя существительное. Постоянные признаки имён существительных».

Урок повторения и систематизации полученных знаний с применением сингапурской методики....

Конспект урока по русскому языку для учащихся 6 классов коррекционной школы VIII вида "Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже"

Цель урока: закрепление знаний учащихся о согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.Задачи:Коррекционно-образовательная: закрепить знания  учащихся о...

Конспект урока по русскому языку "Склонение числительных"

Конспект урока по теме "Склонение числительных"...

Конспект урока на тему: "Три Склонения имен существительных".

Конспект урока "Три склонения имен существительных" предназначен для обучающихся 5 класса....