Конспект урока по русскому языку "Второе склонение имён существительных" 4 класс
учебно-методическое пособие по русскому языку
Данный материал является конспектом урока по русскому языку по УМК "Школа России" и содержит в себе информацию, необходимую для проведения данного урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по русскому языку Второе склонение имён существительных | 758 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Сосновская СОШ № 2
Урок русского языка в 4 «Б» классе по теме:
«Второе склонение имен существительных».
УМК «Школа России»
Автор:
учитель начальных классов
Щербинина В.М.
2019 г.
Тема: Второе склонение имен существительных.
Цель: познакомиться с признаками имен существительных 2-го склонения, научиться их распознавать;
будем учиться правильно писать ударные и безударные окончания имен существительных 2-го склонения.
Планируемые результаты:
Предметные: овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
Метапредметные: определение общей цели и путей ее достижения, готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
Личностные: формирование эстетических чувств, доброжелательности эмоциональной отзывчивости, любви и бережного отношения к природе.
Этапы урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу,
Обернитесь, поздоровайтесь с гостями, садитесь.
«Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу – я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю, я учусь», - гласит китайская пословица.
- К чему же призывает нас эта мудрость? (Как можно больше выполнять работы на уроке, трудиться, действовать) Приступим.
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
На доске записаны слова.
Ваня, Иван, дедушка, папа, Вова, Владимир, отец.
- Какие части речи здесь записаны?
-Что общего у этих слов? (Существительные мужского рода в именительном падеже.)
-Чем отличаются? (Окончания разные.)
-На какие две группы можно разделить существительные мужского рода?
(Собственные и нарицательные, существительные 1-го склонения и 2-го склонения).
- Как определить существительное 1-го склонения, 2-го склонения?
- Запишите слова, сверху обозначьте склонение (проверка в парах)
- В каком слове количество букв и звуков не совпадает? (нет)
- В каком слове все согласные звуки мягкие? (нет)
- Почему, по вашему мнению, я предложила вам именно этот набор слов? На прошлых уроках мы упражнялись в определении имен существительных первого склонения. Как можно определить тему сегодняшнего урока?
«Второе склонение имён существительных».
- Значит, чем будем заниматься? (Какова цель сегодняшнего урока, чему мы с вами должны научиться?)
(Познакомимся с признаками имен существительных 2-го склонения, научимся их распознавать, будем учиться правильно писать ударные и безударные окончания имен существительных 2-го склонения.
3. Выявление места и причин затруднения. (работа в группах)
Каждая группа получает карточку с текстом.
Прочитайте рассуждения ученика 4 класса. Согласны ли вы с его рассуждением? По земле и озеру стелются клочья тумана. В предложении три имени существительных: по земле, клочья, тумана. Выделяю окончания. В слове земле окончание – е. Значит это существительное 2 склонения. В слове клочья окончание – я. Значит это существительное 1 склонения. В слове тумана окончание – а. Значит это существительное 1 склонения. |
- В чём заключается ошибка ученика? Какая у него возникла проблема?
Ребята, у нас могут возникнуть такие проблемы? Чтобы этого не произошло, нам нужно составить алгоритм.
4. Построение проекта выхода из затруднений.
Я предлагаю вам поработать с алгоритмами. Прочитайте и выскажите своё мнение по поводу алгоритмов.
Алгоритм определения склонения имени существительного
Алгоритм №1 1. Просклонять существительное. 2. По роду и окончанию в начальной форме определить склонение. 3. Определить род, выделить окончание. 4. Определить начальную форму имени существительного (именительный падеж ед. ч.). | Алгоритм №2 1. Определить начальную форму имени существительного (именительный падеж ед. ч.). 2. Определить род, выделить окончание. 3. По роду и окончанию в начальной форме определить склонение. |
- Прочитав тексты, как вы думаете, каким алгоритмом мы будем пользоваться и почему? К какому выводу пришли?
- Вернитесь к карточкам. Опираясь на алгоритм, определите склонение имен существительных (самопроверка).
- Какая группа не допустила ошибок?
5. Реализация проекта.
- Итак, мы с вами определили, что
1 склонение | 2 склонение |
существительные женского рода и мужского рода с окончанием -а, -я | существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е |
Распределите слова в два столбика (по какому признаку?)
1 столбик – им. сущ. 1-го склонения
2 столбик – им. сущ. 2-го склонения (2 человека у доски)
Упакованные в дорогу вещи (багаж).
То же, что и разговор (беседа).
Обилие материальных ценностей (богатство).
Сооружение в виде ряда ступеней (лестница)
Ласковое название папа твоего папы (дедушка).
Профессия человека, который знает законы земледелия (агроном).
Кто знает? Ответить на этот вопрос вам поможет упражнение № 165 с. 95.
Чтение стихотворения самостоятельно.
Итак, сформулируйте лексическое значение слова агроном? Где еще мы можем получить информацию о лексическом значении слова? (В толковом словаре). Найдите значение слова в словаре.
Запишите слово агроном (поставить ударение, подчеркнуть непроверяемые безударные гласные).
Проверка работы (коллективно).
6. Физкультминутка.
Игра «Доскажите словечко»
Если существительное 1-го склонения – встают девочки.
Если существительное 2-го склонения – встают мальчики.
Если существительное 3-го склонения – действия не совершаются.
а) Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверюшка?
Щёлкает орехи мелко. Ну, конечно, это …. . (Белка.)
б) Шубка – иголки, свернётся он – колкий, рукой не возьмёшь. Кто это (Еж.)
в) По ночам во мне Ванятка до того задремлет сладко,
Что не хочется вставать. Что за шутка я? … . (Кровать.)
г) Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно, …. . (Карандаш.)
д) И от ветра, и от зноя, от дождя тебя укроет.
А как спать в ней сладко! Что это? …. . (Палатка.)
е) То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка! Можешь нарисовать… Что такое я? (Тетрадь.)
ж) Гладишь – ласкается.
Дразнишь – кусается. (Собака.)
з) В воде купался, но сух остался. (Гусь.)
и) Ты беседуй чаще с ней
Будешь вчетверо умней. (Книга.)
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
а) Каждое слово соедини с нужным склонением:
воробей, осина, солнце, Дима, Дмитрий, ремень, сирень
1 – е склонение 2 – е склонение
б) В каждом столбике зачеркни слова, которые не относятся к данному склонению:
1-е склонение 2-е склонение
турист тело
обезьяна этаж
стенка родник
книга работа
дядя яблоко
ремень снегирь
рыба дочь
в) Укажите существительное мужского рода 1 склонения.
Юре миру дедом тополя
Володей Мише дедушка дяде
г) Укажите существительное среднего рода 2 склонения.
Кресла понедельнику утром
поселок селепожелание
8. Включение знаний в систему упражнений.
- Вставьте подходящие существительные указанного склонения, запишите полученные предложения (проверка консультантами)
Чудесно прогуляться зимой по ( сущ. 2 скл.). ( сущ. 2 скл.) стоят в серебристом инее. На ( сущ. 1 скл.) шапками лежит пушистый( сущ. 2 скл.). Прелестна ( сущ. 3 скл.) в зимнем уборе.
- Скажите, что у нас получилось? (текст) Почему вы так решили? (предложения связаны по смыслу) Как можно озаглавить этот текст? Какой это текст (повествовательный).
9. Рефлексия.
Итак, поделитесь своими впечатлениями от урока, для этого я предлагаю вам пользоваться рефлексивным экраном.
Сегодня я узнал …
Было интересно …
Было трудно …
Я понял, что …
Я научился …
У меня получилось …
Я смог …
10. Домашнее задание: стр. 94 № 164.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок письма по теме "Склонение имён существительных" 8 класс.
Урок письма для обучающихся коррекционной школы VIII вида"....
конспект урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные"
Тема: Несклоняемые имена существительные Тип урока- изучение нового материала. Цели: Образовательная: познакомить с несклоняемыми именами существительным...
Конспект урока по русскому языку в 6-ом классе Имя существительное. Постоянные признаки имён существительных».
Урок повторения и систематизации полученных знаний с применением сингапурской методики....
Конспект урока по русскому языку для учащихся 6 классов коррекционной школы VIII вида "Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже"
Цель урока: закрепление знаний учащихся о согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.Задачи:Коррекционно-образовательная: закрепить знания учащихся о...
Конспект урока по русскому языку "Склонение числительных"
Конспект урока по теме "Склонение числительных"...
Конспект урока на тему: "Три Склонения имен существительных".
Конспект урока "Три склонения имен существительных" предназначен для обучающихся 5 класса....