Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Склонение имен существительных"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Матрухова Татьяна Васильевна

Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока650.27 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Учитель: Кибалко Т. В.

ОУ: ГБОУ гимназия №271

Тема урока:  Склонение имен существительных

Тип урока: комбинированный

Цель урока: углубить и расширить представление о типах  склонения имен существительных, развивать умение определять тип склонения  для  правильного употребления форм имен существительных в речи

Технология (-и) урока: проблемно-диалогическая, педагогика сотрудничества

Формы организации деятельности: фронтальная, в парах постоянного состава, групповая, индивидуальная работа

Опорные понятия: постоянные и непостоянные морфологические признаки имен существительных.

Основное понятие: склонение

Межпредметные связи: французский язык, история

Образовательные ресурсы: учебник « Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын»

Задачи:

  • уметь образовывать падежные формы и согласовывать их;
  • определять тип склонения;
  • применять данные знания и умения в речи письменной и устной;
  • развивать умение самоконтроля  и самооценки.
  • Результаты:

предметные

  • понимать, что такое склонение
  • знать морфологические признаки, от которых зависит тип склонения;
  • уметь определять тип склонения
  • составлять предложения со словами в соответствии с заданной речевой ситуацией

метопредметные:

регулятивные

  • осуществлять целеполагание, анализ, синтез, сравнение.
  • осуществлять  самопроверку и взаимопроверку;

познавательные

  • анализировать языковые явления, классифицировать и делать выводы, строить рассуждение по образцу;

коммуникативные

  • продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем;

личностные

  • осуществлять целеполагание;
  • стремиться к личностному самоопределению;
  • стремиться к обогащению собственной речи, совершенствованию норм.

Этап урока

Деятельность учителя

(применяемые технологии, приёмы)

Деятельность учащихся

(формы организации деятельности)

Формируемые УУД

1.

Организационный момент

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

 

Подготовка к работе.

Самоопределение к деятельности.

Личностные: действие смыслообразования

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений

Обращение Пьера,

Письмо Пьера.

Здравствуйте, друзья. Я очень хочу  побывать на вашей Родина,  посетить один из красивейших город мира - Санкт – Петербург. Окунуться в атмосферу  белой ночь и  увидеть развод мост, посетить экспозиция Эрмитажа, услышать звон  колокол Исаакиевского собора, пройтись по невскому проспект,  найти новых друг  в России  моё заветное желание. До встречи. Пьер.

- Что удивило  вас в письме?

- Слова какой части речи здесь употреблены неверно?

- Какой непостоянный морфологический признак имени существительного не учел Пьер при составлении письма?

-  Какой постоянный морфологический признак тесно связан с падежом?

-Какую тему еще не усвоил Пьер? 

- Слова в предложениях не согласованы.

- Существительные.

- Падеж.

- Склонение

Что такое  склонение?

3.

Постановка учебной задачи.

Мотивация познавательной деятельности.

Предлагает ученикам сформулировать цели урока

Ставят цел.

- Расширить представление и  уметь определять тип склонения имен существительных для  правильного употребления форм имен существительных в речи.

Формулируют задачи:

- уметь образовывать падежные формы и согласовывать их;

- определять тип склонения;

- применять данные знания и умения в речи письменной и устной;

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание 

Коммуникативные: постановка вопросов 

Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

4.

Выявление места и причины   затруднения, понимание необходимости расширения и углубления знаний

Пьер говорил о том, что он хочет найти друзей по переписке, но это должен быть не только друг, но и помощник в изучении русского языка. У вас есть «карточки Пьера», после каждого этапа изучения темы, мы будем их заполнять и увидим, кто же сможет стать другом и учителем для Пьера.

- Как же помочь Пьеру и привести его письмо в порядок?

- Сколько падежей в русском языке?

- Измените по падежам первые неправильно употребленные существительные в письме и найдите в каком же падеже они должны быть употреблены?

КАРТОЧКА ПЬЕРА

Моё мнение внесло значительный вклад в продвижении к цели -  3 балла.

Мои дополнения имели вес в обсуждении - 2 балла.

Я самостоятельно принимал решение, в обсуждении не участвовал -1 балл.

Этап

Я – иссле-

дователь

Я -  член пары

Я – член группы

ИТОГО

Записывают число, классная работа.

- Поставить им.сущ. в необходимую падежную форму.

- Шесть.

- Вспоминают название падежей и падежные вопросы.

Склоняют слова: Родина, город, ночь.

Совершают взаимопроверку.

Выставляют баллы в карточке.

Личностные: самоопределение

 Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение структурировать знания

Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

5.

Построение и реализация проекта выхода из затруднения

- Выпишите остальные несогласованные им. сущ., определите их род, число и поставьте в нужный падеж.

Как же выглядит исправленное письмо Пьера?

- На какие группы можно разделить эти существительные, если основанием будет служить постоянный морфологический признак?

- Какие морфологические признаки помогают в определении склонения?

РАБОТА В ПАРАХ

Определяют морфологические признаки, выделяют окончания.

Читают восстановленный текст.

Здравствуйте, друзья! Я очень хочу  побывать на вашей Родине,  посетить один из красивейших городов мира - Санкт – Петербург. Окунуться в атмосферу  белой ночи и  увидеть развод мостов, посетить экспозицию Эрмитажа, услышать звон  колоколов Исаакиевского собора, пройтись по Невскому проспекту,  найти новых друзей  в России - мое заветное желание. До встречи. Пьер.

Выставляют баллы в карточке.

Распределяют сущ. на группы в зависимости от склонения.

Род, число, им. п. имени сущ. ( окончание в им. п.)

Личностные: самоконтроль

Регулятивные: анализ, синтез

 логические: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство 

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

6.

Первичное закрепление

Восстановите таблицу

 http://festival.1september.ru/articles/528686/img2.gif

От чего зависит тип склонения имен сущ.?

РАБОТА В ПАРАХ

Восстанавливают таблицу

Осуществляют проверку по тексту учебника.

Формулируют устный ответ.

Выставляют баллы в карточке.

Познавательные: умение структурировать знания

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

7.

Этап продуктивного использования знаний

- Для чего необходимо знать и уметь определять тип склонения?

- Пьер мечтает побывать в Санкт – Петербурге. Он определил места, в которых хотел бы побывать.

Прочитайте текст.

Определите тему, идею, тип и стиль текста.

- Какой же стиль у ваших текстов?

- Прочитайте текст, выберете самую важную информацию и передайте ее в двух – трех предложениях, используя разговорный стиль речи.

Тема                                                                                     .      

Идея                                                                                    .

Тип                                                                                       .

 Стиль                                                                                  .

Екатери́нинский дворе́ц (также известный как Большо́й Царскосе́льский дворец, Большо́й Екатери́нинский дворец, Большо́й дворе́ц, Старый дворец — бывший императорский дворец, официальная летняя резиденция трёх российских монархов — Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II; дворец расположен в 26 км на юг от Санкт-Петербурга в бывшем Царском Селе (ныне город Пушкин). Входит в список Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I, в честь которой и называется; в течение XVIII века неоднократно перестраивалось и в современном виде представляет образец позднего барокко. В советское время во дворце открылся музей. В период Великой Отечественной войны дворец был сильно повреждён. Его восстановление заняло долгие годы и ещё не закончено. Восстановление проводится Ленинградской школой реставраторов на строго научной основе.

* Используйте выделенные слова. Определите их особенности.

Формулируют устный ответ.

РАБОТА В ГРУППАХ

- Научный.

Работа с информацией.

Отбирая необходимую информацию, переводят текст из научного стиля в разговорный.

Определяют особенности выделенных слов (несклоняемые существительные)

Читая получившиеся тексты,  определяют маршрут Пьера:

- Екатерининский дворец,

- Собо́р Воскресе́ния Христо́ва на Крови́,

- Госуда́рственный Эрмита́ж,

- Петропавловская крепость,

- Исаа́киевский собо́р,

- Ростральные колонны,

- Большо́й дворец.

Выставляют баллы в карточке.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

8.

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организует рефлексию:

Что такое склонение?

Какие морфологические

Признаки необходимо учитывать

 при определении типа склонения?

Как помогают данные

 знания в речевых ситуациях?

Организует работу с сигнальными цветовыми карточками.

Подсчитывают итоги. Переводят их в отметку.

Поднимают сигнальную карточку.

Личностные: смыслообразования, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка

Познавательные: рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

9.

Домашнее задание

Инструктирует учащихся:

Написать письмо Пьеру о своем любимом месте в нашем городе.

Анализируют и выявляют степень готовности

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности

Познавательные: умение осознанно   строить речевое высказывание  в письменной форме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Безударные окончания -Е и -И имен существительных"

Материал содержит технологическую карту урока русского языка в 5 классе "Безударные окончания -Е и -И имен существительных" и презентацию к уроку в формате PDF...

Технологическая карта урока по теме "Множественное число имен существительных" 5 класс

Технологическая карта урока "Множественное число имен существительных" 5 класс, учебник Spotlight...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Морфологический разбор имени существительного"

Урок объяснения нового материала с использованием приёмов смыслового чтения....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Употребление существительных в речи"

Технологическая карта урока с указанием типа урока, цели, этапов  урока, деятельности учителя и учащихся, формируемых УУД и результатом - один из материалов к уроку....