Технологическая карта урока русского языка по теме "Употребление существительных в речи"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока с указанием типа урока, цели, этапов урока, деятельности учителя и учащихся, формируемых УУД и результатом - один из материалов к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 21.72 КБ |
Презентация к уроку "Употребление существительных в речи" | 1.42 МБ |
оценочный лист к уроку "Употребление существительных в речи" | 16.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет русский язык
Класс 6
Автор УМК: М.М. Разумовская и др.
Тема урока: Употребление имени существительного в речи
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока: иметь представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи.
Технология проведения урока: деятельностный метод
Этап урока (обязательные этапы урока) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Результат | Коррекция | |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Настрой на доброжелательное отношение. (1слайд) попробуйте прочитать стихотворение, опуская имена существительные Что получилось? Сделайте вывод. Попробуйте сформулировать тему урока, что получилось? А вот моя формулировка темы, похоже? | Настраивается на доброжелательное отношение. Читают стихотворение, опуская имена существительные. Делают вывод, формулируют тему урока, сопоставляют с учительской. | Развивать представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи. | Иметь представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи. | ||
2. Целеполагание | Прочитаем теоретический материал на стр.55-56 . Что мы должны понять, уяснить на уроке? | Читают материал, прогнозируют цель урока. | ||||
3. Планирование | Как будем этого добиваться? | Ставят задачи урока с помощью учителя. | ||||
4.Практическая деятельность учащихся | 1. Упр. 138, задания 1 – все; 2 – самостоятельно с последующей взаимопроверкой, подготовить защиту своей оценки, выставить оценку себе за данный этап работы. 2. Следующим этапом освоения темы будет, по определению, нахождение синонимов и антонимов. Запишите заголовок - слово доброта, от него две стрелки – заголовки столбцов: синонимы и антонимы, приведите как можно больше слов за 1 мин. Кто больше? Загляните в словарик синонимов и антонимов, допишите недостающие слова, оцените свою работу на этом этапе. 3. Подумайте, в каких изученных вами средствах выразительности могут быть существительные? Как отличить сравнение от метафоры? Разбейтесь на 3 группы и выполните предложенные задания. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, найдите метафоры и сравнения, докажите. Оцените свою работу на этом этапе и работы соседних групп. 4. Прослушайте текст и расскажите, какие существительные могут быть символами? Подумайте, какие ещё деревья и другие растения или явления природы могут быть символами? Каждая группа выберет себе символ и пишет миниатюру про него. Например, ива – печаль, слёзы; дуб – сила, могущество; река – время; гроза – гнев и т.п. Чтение миниатюр, взаимо- и самооценка. | 1. Отвечают на вопрос, письменно; объясняют значение слова джентльмен, проверяют по толковому словарику, устанавливают по орфоэпическому словарику произношение слова, тренируются в правильном произношении; оценивают работу товарищей и свою. 2. Находят синонимы и антонимы, записывают их в столбики, стараются придумать как можно больше, Сверяют свою запись со словарной статьёй, дописывают недостающее, оценивают работу. 3. Находят средства выразительности, вспоминают отличие сравнения от метафоры. Разбиваются на 3 группы. Списывают предложения, вставляют пропущенные буквы, находят метафоры и сравнения, доказывают свою точку зрения, оценивают работу свою и другой группы. 4. Слушают текст, отбирают материал для ответа на вопрос. Думают над вопросом, отвечают на него, выбирают тему для сочинения-миниатюры. Составляют сочинение-миниатюру, читают свои работы в группе, выбирают лучшую ля отчёта. Оценивают соседние группы. | Совершенствовать умение работать с разными типами лингвистических словарей (толковым, синонимов, антонимов). толковать лексическое значение слова разными способами (описательным путем, с помощью подбора однокоренного слова, синонима или антонима) Наблюдать за использованием имён существительных в создании метафор, сравнений в художественных текстах. Овладевать особенностями, в том числе изобразительными, употребления существительных в речи. | Пользоваться лексическими словарями разного типа (толковым, словарем синонимов, антонимов, Находить в художественном тексте лексические средства выразительности Создание тропов, основанных на употреблении слова в переносном значении; уместное и выразительное использование синонимов, антонимов и других групп слов). | ||
5. Самоконтроль, взаимоконтроль | Заполните оценочные листы, найдите среднюю оценку. | Заполняют оценочные листы, находят свою оценку за урок. | ||||
6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Было ли что-то новым для вас на уроке? Было ли интересно? Остались ли невыясненные моменты? Настроение? Нарисуйте соответствующий смайлик на оценочном листе и сдайте листы. (Образец смайлика на доске его значение растолковать.) | Отвечают на вопросы. Рисуют смайлик. Сдают листы. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВЕСЁЛАЯ ОСЕНЬ Щебетанье воробьёв, Тонкий свист синиц. За громадой облаков Больше нет зарниц. Громы умерли на дне Голубых небес, Весь в пурпуровом огне Золотистый лес. Ветер быстрый пробежал, Колыхнул парчу. Цвет рябины алым стал, Песнь поёт лучу. (К. Бальмонт)
Некоторые существительные в художественном тексте выполняют роль поэтических символов. Например, слово берёза («лиственное дерево с белой корой») в поэтических текстах нередко получает символическое значение — Россия. Берёза родная, со стволом серебристым, О тебе я в тропических чащах скучал. (К. Бальмонт )
Из поколения в поколение поэтические символы передавались в песнях, былинах, позднее они стали появляться в произведениях литературного творчества. Так, существительное дождь в народных произведениях — символ печали, слёз. Этот символ находим и в произведениях русских поэтов: Не осенний частый дождичек Брызжет, брызжет сквозь туман: Слёзы горькие льёт молодец На свой бархатный кафтан. (А. Дельвиг )
Многие слова-символы пришли в поэзию из христианской литературы. Например, существительное радуга, помимо своего прямого значения, имело и символическое — надежда, вера в благополучие. Это связано с библейской легендой о том, что после Всемирного потопа Бог послал на небо радугу как знак договора с Землёй о том, что больше не будет потопа.
Предварительный просмотр:
Для 1 группы
1.Прочитайте отрывки из произведений русских поэтов. Докажите, что в предложении
есть художественное сравнение или метафора.
2. Запишите, какие предметы и явления сравниваются. Следите за тем, чтобы в записи были показаны имена существительные, на основе которых создано сравнение.
Образец записи. Родина = ласковая мать.
3. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
- Сегодня томн.. луна, как пле(н;нн)ая царевна, грус(?)на, задумч…ва, бледна...(А. Вертинский)
- Грязное бельё тумана заволакивало серые силуэты крыш, брезжил рассвет.(А.Грин)
_______________________________________________________________________________________
Для 2 группы
1.Прочитайте отрывки из произведений русских поэтов. Докажите, что в предложении
есть художественное сравнение или метафора.
2. Запишите, какие предметы и явления сравниваются. Следите за тем, чтобы в записи были показаны имена существительные, на основе которых создано сравнение.
Образец записи. Родина = ласковая мать.
3. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
1) И всю пр..роду, как туман, др..мота жаркая об(?)емлет. (Ф. Тютчев)
2) Лишь у Васьки син.. черт..полохом цв..ла радост(?). (М. Шолохов)
_______________________________________________________________________________________
Для 3 группы
1.Прочитайте отрывки из произведений русских поэтов. Докажите, что в предложении
есть художественное сравнение или метафора.
2. Запишите, какие предметы и явления сравниваются. Следите за тем, чтобы в записи были показаны имена существительные, на основе которых создано сравнение.
Образец записи. Родина = ласковая мать
3. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы..
1) В полд..нь дождь п..рестал, и, что белый пушок, на осе(нн;н)юю грязь нач..л падать сн..жок. (И. Никитин)
2) В саду г..рит к..стёр р..бины красной… (С. Есенин)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное - как часть речи"
Подробное описание урока в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное как часть речи"
В архиве технологическая карта урока и презентация. Урок разработан по учебнику под ред. А. Д. Шмелёва...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"
Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи"
Урок русского языка с элементами проблемного обучения...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Роль имён существительных в речи"
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Роль имён существительных в речи"...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное как часть речи"
Интересна разработка урока в игровой форме...
Технологическая карта урока русского языка "Имя числительное как часть речи" (6 класс)
quot;Имя числительное как часть речи"...