Технологическая карта урока русского языка по теме "Употребление существительных в речи"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Скоробогатова Ольга Дмитриевна

Технологическая карта урока с указанием типа урока, цели, этапов  урока, деятельности учителя и учащихся, формируемых УУД и результатом - один из материалов к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет русский язык

Класс 6

Автор УМК: М.М. Разумовская и др.

Тема урока: Употребление имени существительного в речи

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: иметь представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи.

Технология проведения урока:  деятельностный метод

Этап урока (обязательные этапы урока)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Результат

Коррекция

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Настрой на доброжелательное отношение.

(1слайд) попробуйте прочитать стихотворение, опуская имена существительные

Что получилось? Сделайте вывод.

Попробуйте сформулировать тему урока, что получилось? А вот моя формулировка темы, похоже?

Настраивается на доброжелательное отношение.

Читают стихотворение, опуская имена существительные.

Делают вывод, формулируют тему урока, сопоставляют с учительской.

Развивать представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи.

Иметь представление

о роли существительных в достижении

точности, информативности и выразительности речи.

2. Целеполагание

Прочитаем теоретический материал на стр.55-56 . Что мы должны понять, уяснить на уроке?  

Читают материал, прогнозируют цель урока.

3. Планирование

Как будем этого добиваться?

Ставят задачи урока с помощью учителя.

4.Практическая деятельность учащихся

1. Упр. 138, задания 1 – все; 2 – самостоятельно с последующей взаимопроверкой, подготовить защиту своей оценки, выставить оценку себе за данный этап работы.

2. Следующим этапом освоения темы будет, по определению, нахождение синонимов и антонимов. Запишите заголовок  - слово доброта, от него две стрелки – заголовки столбцов: синонимы и антонимы, приведите как можно больше слов за 1 мин.

Кто больше? Загляните в словарик синонимов и антонимов, допишите недостающие слова, оцените свою работу на этом этапе.

3. Подумайте, в каких изученных вами средствах выразительности могут быть существительные?

Как отличить сравнение от метафоры? Разбейтесь на 3 группы и выполните предложенные задания.

Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, найдите метафоры и сравнения, докажите.

Оцените свою работу на этом этапе и работы соседних групп.

4. Прослушайте текст и расскажите, какие существительные могут быть символами? Подумайте, какие ещё деревья и другие растения или явления природы могут быть символами? Каждая группа выберет себе символ  и пишет миниатюру про него. Например, ива – печаль, слёзы; дуб – сила, могущество; река – время; гроза – гнев и т.п.  Чтение миниатюр, взаимо- и самооценка.

1. Отвечают на вопрос, письменно; объясняют значение слова джентльмен, проверяют по толковому словарику, устанавливают по орфоэпическому словарику произношение слова, тренируются в правильном произношении; оценивают работу товарищей и свою.

2. Находят синонимы и антонимы, записывают их в столбики, стараются придумать как можно больше,

Сверяют свою запись со словарной статьёй, дописывают недостающее, оценивают работу.

3. Находят средства выразительности, вспоминают отличие сравнения от метафоры.

Разбиваются на 3 группы.

Списывают предложения, вставляют пропущенные буквы, находят метафоры и сравнения, доказывают свою точку зрения, оценивают работу свою и другой группы.

4. Слушают текст, отбирают материал для ответа на вопрос.

 Думают над вопросом, отвечают на него, выбирают тему для сочинения-миниатюры.

Составляют сочинение-миниатюру, читают свои работы в группе, выбирают лучшую ля отчёта.

Оценивают соседние группы.

Совершенствовать умение работать с разными типами лингвистических словарей

(толковым, синонимов, антонимов).

толковать лексическое значение слова разными способами (описательным путем, с помощью подбора однокоренного слова, синонима или антонима)

Наблюдать за использованием имён существительных в создании метафор, сравнений в художественных текстах.

Овладевать особенностями, в том числе изобразительными, употребления существительных в речи.

Пользоваться лексическими словарями разного

типа (толковым, словарем синонимов, антонимов,

Находить в художественном тексте лексические средства выразительности

Создание тропов,

основанных на употреблении слова в переносном

значении; уместное и выразительное использование

синонимов, антонимов и других групп слов).

5. Самоконтроль, взаимоконтроль

Заполните оценочные листы, найдите среднюю оценку.

Заполняют оценочные листы, находят свою оценку за урок.

6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Было ли что-то новым для вас на уроке?

Было ли интересно?

Остались ли невыясненные моменты?

Настроение? Нарисуйте соответствующий смайлик на оценочном листе и сдайте листы. (Образец смайлика на доске  его значение растолковать.)

Отвечают на вопросы.

Рисуют смайлик.

Сдают листы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Употребление имени существительного в речи Скоробогатова Ольга Дмитриевна, учитель МБОУ «СОШ №15», г. Ангарск, Иркутской области

Слайд 2

ВЕСЁЛАЯ ОСЕНЬ Щебетанье воробьёв, Тонкий свист синиц. За громадой облаков Больше нет зарниц. Громы умерли на дне Голубых небес, Весь в пурпуровом огне Золотистый лес. Ветер быстрый пробежал, Колыхнул парчу. Цвет рябины алым стал, Песнь поёт лучу. (К. Бальмонт)

Слайд 3

Некоторые существительные в художественном тексте выполняют роль поэтических символов. Например, слово берёза («лиственное дерево с белой корой») в поэтических текстах нередко получает символическое значение — Россия. Берёза родная, со стволом серебристым, О тебе я в тропических чащах скучал. (К. Бальмонт )

Слайд 4

Из поколения в поколение поэтические символы передавались в песнях, былинах, позднее они стали появляться в произведениях литературного творчества. Так, существительное дождь в народных произведениях — символ печали, слёз. Этот символ находим и в произведениях русских поэтов: Не осенний частый дождичек Брызжет, брызжет сквозь туман: Слёзы горькие льёт молодец На свой бархатный кафтан. (А. Дельвиг )

Слайд 5

Многие слова-символы пришли в поэзию из христианской литературы. Например, существительное радуга, помимо своего прямого значения, имело и символическое — надежда, вера в благополучие. Это связано с библейской легендой о том, что после Всемирного потопа Бог послал на небо радугу как знак договора с Землёй о том, что больше не будет потопа.



Предварительный просмотр:

Для 1 группы

1.Прочитайте отрывки из произведений русских поэтов. Докажите, что в предложении

есть художественное сравнение или метафора.

2. Запишите, какие предметы и явления сравниваются. Следите за тем, чтобы в записи были показаны имена существительные, на основе которых создано сравнение.

Образец записи. Родина = ласковая мать.

3. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

  1. Сегодня томн.. луна, как пле(н;нн)ая царевна, грус(?)на, задумч…ва, бледна...(А. Вертинский)
  2. Грязное бельё тумана заволакивало серые силуэты крыш, брезжил рассвет.(А.Грин)

_______________________________________________________________________________________

Для 2 группы

1.Прочитайте отрывки из произведений русских поэтов. Докажите, что в предложении

есть художественное сравнение или метафора.

2. Запишите, какие предметы и явления сравниваются. Следите за тем, чтобы в записи были показаны имена существительные, на основе которых создано сравнение.

Образец записи. Родина = ласковая мать.

3. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

1) И всю пр..роду, как туман, др..мота жаркая об(?)емлет. (Ф. Тютчев)

2) Лишь у Васьки син.. черт..полохом цв..ла радост(?). (М. Шолохов)

_______________________________________________________________________________________

Для 3 группы

1.Прочитайте отрывки из произведений русских поэтов. Докажите, что в предложении

есть художественное сравнение или метафора.

2. Запишите, какие предметы и явления сравниваются. Следите за тем, чтобы в записи были показаны имена существительные, на основе которых создано сравнение.

Образец записи. Родина = ласковая мать

3. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы..

1) В полд..нь дождь п..рестал, и, что белый пушок, на осе(нн;н)юю грязь нач..л падать сн..жок. (И. Никитин)

2) В саду г..рит к..стёр р..бины красной… (С. Есенин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное - как часть речи"

Подробное описание урока в соответствии с  требованиями  ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное как часть речи"

В архиве технологическая карта урока и презентация. Урок разработан по учебнику под ред. А. Д. Шмелёва...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"

Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Роль имён существительных в речи"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Роль имён существительных в речи"...