Урок русского языка в 5 классе "Правописание падежных окончаний имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок с использованием различных видов деятельности учащихся: фронтальной работы, работы в парах, самостоятельной работы. Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока, анализируют данные; работают с лингвистическим рисунком, таблицей, отдельными словами, предложениями и текстом - серьезным и шуточным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse_.docx | 26.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-практикум. Правописание гласных Е – И в падежных окончаниях существительных
Учитель: Иванова С.Л.
Цели урока: образовательная: закрепить навык написания гласных Е–И в падежных окончаниях существительных в единственном числе, продолжить совершенствовать навык определять окончания существительных на -ий, -ия, -ие в единственном числе;
развивающая: развивать познавательные интересы учащихся; продолжить развивать навык анализа языкового материала, обобщать, делать выводы;
воспитательная: продолжить формирование коммуникативных навыков и навыков словесного оценивания.
Методы работы: словесный, наглядный, практический, метод самостоятельной работы, метод контроля, взаимоконтроля и самоконтроля (обратная связь).
Тип урока: урок-практикум.
Формы организации учебной деятельности учащихся: общеклассная, фронтальная, дифференцированная, парная, дистанционная (элементы - Д/З к уроку)
Время реализации урока: 40 минут
Необходимое оборудование и материалы для урока - мультимедийный проектор и экран, карточки, учебник
План проведения урока (занятия):
Этапы урока | Временная реализация |
Организационный момент. Актуализация знаний. | 3 мин. мин. |
Проверка д/з через интернет (показ карточек с ошибками на платформе Яндекс учебник) Формулировка темы через проблемную ситуацию, постановка целей урока. | 5 мин |
Выборочный диктант. | 3 мин. |
Комплексный анализ текста | 10 мин. |
Задание-шутка (работа в парах) | 3 мин. |
Работа с карточками.(самопроверка с доски) | 5 мин. |
Самостоятельная работа | 5 мин. |
Рефлексия. Заключительное слово учителя. Домашнее задание. | 2 мин. |
Ход урока
I. Организационный момент
1. Приветствие класса
- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Сегодня мы с вами приветствуем не только друг друга, но и наших гостей.
2. Актуализация знаний.
На партах листы с лингвистическим рисунком. Какие образы (изображенные предметы) помогают вспомнить изученное по теме? Какая тема? (имя существительное, склонение, падеж, формы только единственного или множественного числа). Составьте два-три словосочетания по теме Д/З. Какой была тема Д/З? (правописание падежных окончаний имен существительных).
Примерные с/с: бежать по тропинке, на верхушке ели, на ветке яблони, прочитать в журнале, сказать бабушке, сидеть на печи и т.п.
3. Проверим домашнее задание.
Внимание на экран! Вы выполняли задание на платформе Яндекс учебник. Какова тема д/з? (правописание падежных окончаний имен существительных)
В карточках 5, 7, 12 были допущены ошибки, связанные с определением падежа, склонения и поэтому неправильного выбора буквы в окончании. (учащиеся разбирают ошибки, называют правильный вариант ответа)
II. Формулировка темы, определение целей урока
- Создание проблемной ситуации
На доске записаны слова: ЛЕКЦИЯ, ЗДАНИЕ, САНАТОРИЙ
- При выполнении Д/З у вас, ребята, не было слов такого строения. Просклоняйте записанные на доске слова: 1 ряд - ЛЕКЦИЯ, 2 ряд - ЗДАНИЕ, 3 ряд - САНАТОРИЙ (поставьте в Р., Д., П. падежах)
- Прокомментируйте выбор гласной в окончании.
- Если вы все сделали верно, то должны были задуматься о том, что окончания этих слов не соответствуют окончаниям Р., Д., П. падежей существительных 1,2,3 склонений. Заметили?
- На доске (на экране) две таблицы:
1скл. | 2 скл. | 3 скл. | |
Р.п. | -и | ||
Д.п. | -е | ||
П.п. | -е | -е | -е |
-ия | -ий | -ие | |
Р.п. | -и | ||
Д..п | -и | ||
П.п. | -и | -и | -и |
-Проанализируйте и прокомментируйте, в чем разница? (учащиеся делают выводы)
- Давайте вместе сформулируем тему урока (приходим к выводу, что изучать будем существительные, оканчивающиеся на -ия, -ий, -ие).
Формулировка темы и целей урока:
Тема сегодняшнего урока «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных на -ия, -ий, -ие» (записывают тему в тетрадь).
- КАКОВА ЦЕЛЬ нашего урока? Чему вы сегодня должны научиться? (Продолжить тренироваться в правописании безударных падежных окончаний имён существительных и существительных на -ия, -ий, -ие).
- А как вы думаете, а для чего нам необходимо продолжить работу над этой орфограммой?
- Что мы должны уметь. (На практике применять свои знания).
Учитель. Нам действительно сегодня нам предстоит обобщить и закрепить знания о склонении существительных и закрепить навык выбора гласных Е – И в окончаниях имён существительных в единственном числе.
III. Этап обобщения и систематизации знаний.
Переходим к основному этапу работы. Фронтальная работа - отвечаем на вопросы:
- Что нужно знать, чтобы определить, какая буква пишется в окончании имени существительного? (Склонение и падеж существительного).
- Для чего нужно уметь определять склонение и падеж? (Чтобы правильно писать безударные окончания существительных.)
- Какие особые группы существительных мы узнали? (Существительные на -ия, -ие, -ий).
- В чём их особенность? (Окончание - И в предложном и дательном падежах).
- Нам необходимо повторить правила выбора орфограммы в падежных окончаниях существительных единственного числа.
Вспомните алгоритм, т.е. последовательность действий для правильного выбора гласных Е или И в падежных окончаниях существительных.
Алгоритм рассуждения по выбору гласной в окончании
А) поставить существительное в именительный падеж
Б) определить склонение существительного
В) поставить вопрос к существительному и определить падеж
Г) вспомнить падежное окончание существительного
- Хорошо ли вы помните, какие гласные пишутся в падежных окончаниях существительных разных склонений?
IV. Грамматическая задача
Выборочный диктант: выбрать только существительные на -ия, -ий, -ие
- Умение – в знани…, знание – в учеб…, учеба – в жизн…, жизнь – в борьбе.
- Не в деньгах счастье, а в согласи… .
- В хорошем сочетани… каждая буква – золото.
- Кошк…– игрушки, мышк… – слезки.
- Хорошо птичк… в золотой клетк…, но того лучше на зеленой ветк… .
Какие слова выписали? (умение, в знании, знание, в согласии, в сочетании)
Какие буквы написали в окончании? (написать на доске)
V. Комплексный анализ текста
Текст распечатан для всех обучающихся:
«Много красивых, интересных городов и в Европ…, и в Америк…, но им трудно сравниться с Петербургом в прелест… и неповторимом своеобрази…
Все в этом город… навеки остается в памят…: простор_________________
Поля, изящный ажур решетк…_________________сада, четкий контур_____________________крепост…, строгая красота Стрелк…______________________острова.
А как прекрасна гладь Невы в зыбком свет…белых ночей! Как смело и широко раскинулся на её берегах Санкт-Петербург!
Со времен Петра сияет красотой великий город, где каждый камень – живой свидетель истори… славных дел».
- Задания к тексту.
- Вставьте пропущенные слова и выразительно прочитайте полученный текст.(какие слова вставили? - имена собственные)
- Вставьте пропущенные буквы и выделите орфограммы.
- Какие знаки препинания вы увидели? Объясните постановку знаков препинания во втором и последнем предложении графически.
- Озаглавьте текст.
- Определите тему, главную мысль.
- С каким чувством автор пишет о Санкт-Петербурге? Какие слова особенно точно передают отношение автора к городу?
VI. «Ошибка, я тебя вижу!». Работа в парах.
- Исправить ошибки в тексте
-Где очки у тети Вале? У нее очки пропали! Ищет бедная старушка на подушке, на кадушке, в духовки, в кладовке, в старом лукошки, в миски у кошке. Искала и в беседке, спросила у соседки…, а они на самом деле у нее на лбу сидели!
- Ученики читают только те, в которых есть ошибки.
Работа с ними поможет вам закрепить навык выбора гласной в падежных окончаниях существительных.
VII. Работа на карточках с самопроверкой
Перед вами лежат карточки-задания. Работа с ними поможет вам закрепить навык выбора гласной в падежных окончаниях существительных.
(самопроверка - ответ записан на другой стороне доски)
1) В строчках есть «лишнее» слово?
а) О дорог…, о стран…, около речк…, о ноч…
б) На почт…, на остановк…, на крыш…, около дорог…
в) В санатори…, о восстани…, о заведени…, на опушк…
- Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже:
писать (к кому?) к… Наталья, Наталия, Юлия, Гриша, Григорий.
VIII. Самостоятельная работа с карточками. Е или И?
- На лошадк…
- На лошад…
- О волнени…
- На берёз…
- В сопротивлени…
- По астрономи…
- О развлечени…
- Об ударени…
(учитель собирает карточки, проверка к следующему уроку)
X. Рефлексивно-оценочный этап.
- Откроем учебники, проверим, какова теория по теме нашего урока. (ученики читают теоретический материал, сравнивают таблицы, снова делают вывод)
2. Давайте подведём итог урока.
- О чем мы сегодня говорили на уроке? (О правописании гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе).
- От чего зависит выбор Е и И в окончаниях существительных? (Зависит от правильного определения падежа и склонения существительного, от правильного определения слов на -ия, -ий, -ие).
- Учитель объявляет оценки.
Домашнее задание: упр. 301, учить правила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе «Употребление имен существительных в речи»
Урок русского языка в средней школе...
9 класс,школа VIII вида, русский язык, тема: "Правописание падежных окончаний имён существительных".
Урок русского языка в 9 классе коррекционной школы VIII вида для дифференциации правописания мягкого знака в окончании имен существительных....
Открытый урок по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"
Цели: 1.Учить правильно писать безударные падежные окончания имён существительных способом подстановки проверочных слов. 2.Воспитывать патриотизм, любовь к родине....
Урок русского языка "Правописание гласных в окончаниях имен прилагательных
Урок русского языка "Правописание гласных в окончаниях имен прилагательных...
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже"
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже"...
Учебное занятие по предмету "Русский язык" по теме "Правописание окончаний имен существительных 1 скл. Р.п" 6 класс
Конспект учебного занятия по по предмету "Русский язык"...