Урок русского языка "Правописание гласных в окончаниях имен прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка "Правописание гласных в окончаниях имен прилагательных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_glasnyh_v.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Правописание гласных в падежных окончаниях
имён прилагательных. 5 класс
Цель урока: создать условия для повторения и закрепления у обучающихся общего представления об имени прилагательном как части речи
Планируемые результаты:
предметные: закрепление знаний о правилах написания падежных окончаний имён прилагательных; закрепление навыка применения алгоритма выбора гласной в окончаниях прилагательных; расширение словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи прилагательных; воспитание интереса к изучению предмета;
личностные УУД:, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие, записываем в тетради число + классная работа.
2. Орфографическая минутка
Побывать на спектакл.., участвовать в экспедиции.., работать на стройк.., подъехать к насып.., добраться до палатк.., гулять по алле.., выступать на собрании…., пробираться по тропинк.., писать в тетрад.., писать в тетрадк..
Оцените свою работы по следующим критериям:
нет ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2-3 ошибки – «3»
4 и более ошибок – «2»
3. Синтаксическая пятиминутка.
- Какая сегодня хорошая погода! У всех весеннее радостное настроение. Прослушайте предложение, запишите его, выполните синтаксический разбор и дайте его характеристику.
Улыбкой яс…ною природа
Сквозь сон встр…чает утро года
(А.С.Пушкин)
Прочитаем про себя, а затем выразительно вслух. Кому принадлежат эти строчки? О каком времени года идёт речь? Как высчитаете, почему А.С. Пушкин называет весну утром года? Найдите ХИС (эпитет –ясная улыбка; олицетворение - природа встречает утро года, встречает сквозь сон; утро года - перифраз).
Запишите прилагательное « ясною» в начальной форме. (ясный)
Запишите два синонима (солнечный погожий)
Запишите два антонима(пасмурный, ненастный)
Весна – одно из удивительнейших времен года. От длительного сна просыпается природа, начинается цветение трав, деревьев; появляются первые новые живые звуки жизни: капель, шепот ручьев, шелест деревьев, пение птиц. Человек тоже как бы вновь просыпается, ощущает радость, полон надежд на новую жизнь. Неслучайно писатели, поэты, художники посвятили весне столько произведений.
3. Актуализация знаний.
-О какой части речи эта загадка?
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветьем дивных слов легко определю я!
Что же такое имя прилагательное? Для чего оно нужно в нашей речи?
Текст 1
Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.
Текст 2
Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.
Беседа по прочитанным текстам.
- О чем был первый текст?
- О чем был второй текст? (тоже о весне)
-Можно ли считать эти тексты
одинаковыми?
Докажите.
-Чем же отличается первый текст от второго?
Учащиеся называют отличия в текстах и делают вывод о том, что различие текстов зависит от наличия в них прилагательных и делают вывод, что с прилагательными текст становится красивее, то есть прилагательные в речи нужны для красоты описания
Да, мир без прилагательных был бы серым и скучным. Окружали бы нас одни серые предметы (показать нераскрашенную, черно-белую картинку.)
Если б все на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это? (ответы учеников)
Видеть мир привыкли
Белым, желтым, синим, красным…
Пусть же все на свете будет
Удивительным и разным!
4. Формулирование темы урока.
На доске написаны словосочетания.
На чист..м небе, весен..м утром
– Как вы думаете, почему пропущены буквы в словах? (Здесь можно выбрать разные буквы: е/и, есть орфограмма.)
– Предположите, какой будет тема урока. (Гласные в окончаниях имён прилагательных.)
5. Выявление ключевых слов темы и определение задач урока.
Назовите ключевые слова темы.
(Имя прилагательное, окончание, безударные гласные)
6. Постановка проблемы.
– Как проверить написание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных?
Ученики выдвигают гипотезы.
7. Давайте определим последовательность наших действий (составим алгоритм).
Итак:
- В словосочетании определить главное слово.
- Поставить вопрос от существительного к прилагательному.
- Выделить в слове-вопросе.
- Написать соответствующее в слове прилагательном.
По небу Под снегом В листву
(какому?) (каким?) (какую?)
синему свежим зелёную
звёздному пушистым весеннюю
- Как согласовываются имена прилагательные с именами существительными? ( В роде, числе и падеже).
- Как проверить правописание падежных окончаний прилагательных? (По вопросу).
8. Закрепление изученного материала
Работа в парах.
На свеж..м воздухе, о ранн.. тепле, син.. небом, на могуч… дереве, весенн.. утром, в дремуч… лесу, легк..ми облаками, по лесн.. тропинке, о свеж… травк.., солнечн.. зайчика
Оцените свою работы по следующим критериям:
нет ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2-3 ошибки – «3»
4 и более ошибок – «2»
9. Физминутка
Определите склонение существительных: 1 склонение – руки вверх, 2 склонение – руки в стороны, 3 склонение – присесть.
Сторона, падеж, сирень, конь, сосна, молодёжь, сахар, мышь, стена, сторож, парта, вихрь, стужа, метель.
Если утверждение верное – хлопаем, если нет – топаем.
Имя прилагательное - самостоятельная часть речи.
Имя прилагательное изменяется по родам, числам, падежам.
Имя прилагательное обозначает действие предмета.
Имя прилагательное – неизменяемая часть речи.
Имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? Какая?, Какое?
10. Работа с текстом .
Как х..рошо весен.. утро в лесу! Вот из-за син… полоски далек.. леса вык…тилось красн.. солнце. В лучах утренн… солнца пламенеют вершины могуч… сосен, которые растут у самой реки. Я смотрю на широк… поле за рекой, вижу стройн… ели с пушистыми ветвями в лесу, вдыхаю ар..мат лёгк.. весен… воздуха и слушаю радос..н.. пение птиц.
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Определите тему текста, стиль речи (художеств), и тип речи (повествование с элементами описания). Как можно озаглавить текст? Благодаря каким частям речи картина становится живописнее, образнее, красочнее? Зачитайте эти прилагательные.
11. Итог урока.
Давайте подведём итог урока
- Что надо сделать, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного?
Итогом всей темы станет небольшой тест.
Тест для учащихся (печать)
1.Как изменяется имя прилагательное?
а) по родам и падежам
б) по падежам
в) по родам, числам, падежам
2.Как определить падеж прилагательных?
а) по окончанию прилагательных
б) по вопросу от существительного к прилагательному
в) по падежу существительного, с которым связано прилагательное
3. Отметь имя прилагательное с окончанием –ом.
а) на низк… потолке
б) близк… другом
в) горяч… сердцем
4. Отметь строку, в которой неверно написаны окончания имен прилагательных.
а) Вечерние новости, домашнее задание, ласкового солнца.
б) Летнем утром, в зимним пальто, осеннем днем.
в) Ранней весною, у лесного озера, домашние животные
5. Укажи предложение, в котором выделенное имя прилагательное употребляются в форме ж. р ед. ч. Д.п.
а) Ласточка предложила бедной Дюймовочке лететь в теплые края.
б) Девочка с большой радостью согласилась.
в) Там Дюймовочка поселилась в чашечке крупного цветка.
12. Рефлексия
Лист самооценки. Поставить + или –
1. | Я активно работал на уроке. | |
2. | Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся. | |
3. | Я знаю, что такое имя прилагательное. | |
4. | Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных. | |
5. | Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний имен прилагательных. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка "Правописание НЕ с именами прилагательными"
В этом учебном году в образовательном процессе Республики Татарстан большие нововведения: реализация совместного проекта Министерства образования и нау...
Конспект урока русского языка "Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го и 2-го склонения. Закрепление." в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Урок русского языка в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида....
Открытый урок по теме :"Правописание падежных окончаний имен прилагательных"
Открытый урок по теме "Правописание падежных окончаний имен прилагательных"....
Открытый урок русского языка по теме "Разряды имен прилагательных"
Цель урока: расширить представления учащихся о разрядах имен прилагательных по значению, отрабатывать умение распознавать разряды прилагательных, совершенствовать орфографические и п...
Урок русского языка по теме:" Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные".
урок для учащихся 6 класса...
Конспект урока русского языка на тему "Окончания имен существительных 2-го склонения в Д.п."
Представлен конспект комбинированного урока , цель которого: формирование навыка правописания окончаний имен существительных 2-го склонения в Д.п.....
Конспект урока русского языка по теме "Окончания имён прилагательных среднего рода"
Цель: познакомить с окончаниями имён прилагательных среднего рода.Задачи:- Формировать умение находить в предложении словосочетания «существительное + прилагательное»; задавать...