Проект урока по теме "Падежи и падежные окончания имен существительных"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Запрудновской СОШ
1 кв.категории Доронькин А.А.
Проект урок по теме "Падежи и падежные окончания имен существительных"
Цели:
- Закрепить у обучающихся умение определять падеж и склонение имени существительного.
- Формировать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать связную речь, познавательную активность, память, орфографическую зоркость.
- Воспитывать интерес к учебным занятиям, русским традициям чаепития, самостоятельности, старательности и усидчивости.
Тип урока: урок-игра.
Оборудование:
- Презентация «Чаепитие у имени существительного»;
- индивидуальные опорные карты;
- тест-самоконтроль «Соотнеси падежи вопросами»;
- карточка «Муха-Цокотуха»;
- карта-схема «Подарок имениннице»;
- цветные карандаши;
- карточка «Легенда о чае»
- карточка «Легенда о чае» (для слабоуспевающих детей)
- карточка «Полезные свойства чая»
- карточка «Полезные свойства чая» (для слабоуспевающих детей)
- карточка с деформированным текстом
- карточка с деформированным текстом (для слабоуспевающих детей)
- рецепт приготовления чая
- рецепт приготовления чая (для слабоуспевающих детей)
- рабочие тетради
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Игра «Волшебная чаша». Мы будем опускать туда чайные листочки с именами существительными. Что изменилось?
–… Самовар – самовару, чашка – в чашке, пряник – с пряником, семья – у семьи, скатерть – скатертью, бодрость – с бодростью.
Дети сами определяют тему и цель урока.
- А также вы узнаете о традиции чаепития на Руси.
Записывается в тетрадях дата и классная работа.
Слайды 1, 2
2. Актуализация знаний
– А какое чаепитие без самовара?
Во всем мире знают русский самовар. Его родина город умельцев и мастеров ТУЛА. Первый русский самовар появился в 1778году (234 года назад). Самовары делали из красной и зеленой меди, серебра и мельхиора. Основным металлом для изготовления самоваров была и остается латунь.
На Руси издавна делали разные по форме и объему самовары (от 1 стакана до 5 ведер воды). Они были праздничные и на каждый день. Слайды 3,4,5
По вечерам вокруг самовара собиралось все семейство за долгими, задушевными разговорами. Слайд 6
– О самоваре сложено много пословиц и стихотворений. Прочитайте стихотворение о самоваре, найдите и выпишите имена существительные, выделите окончания:
Самовар
Самовар поёт, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар. Слайд 7
– Как вы догадались, что это имена существительные? Почему?
3. Минутка чистописания
– Ответьте на мои вопросы и запишите в тетрадь только первую букву каждого ответа.
- Главный член предложения, который подчеркивается 2-мя чертами? (Сказуемое)
- Главная неизменяемая часть слова? (Корень)
- Непроизносимая согласная в слове солнце? (л)
- Изменяемая часть слова? (Окончание)
- Имена существительные бывают собственные и … ? (Нарицательные)
- Существительные молоко, кофе, пальто имеют форму только …? (Единственного числа)
- В какой форме стоят существительные единственного числа, отвечающие на вопросы кто? или что? (Начальная форма)
- Гласная буква, которая пишется в слоге ЖИ? (и)
- Окончание в словах лисе, книге, маме (е)
Прочитайте получившееся слово: СКЛОНЕНИЕ. Слайд 8
- Что называется склонением? (Изменение существительных по падежам)
- Сколько падежей в русском языке? (6 падежей)
- Назовите их по порядку. (Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)
- Косвенные падежи...
Проверка знаний учащихся падежных вопросов с помощью теста – самоконтроля (Приложение 1)
– Соотнесите названия падежей с их падежными вопросами. Кто первый?
(Учащиеся выполняют в парах.)
– Поверните карточку и покажите получившуюся картинку – Муха-Цокотуха
– Персонаж какого произведения вы видите перед собой? Слайд 9
4. Индивидуальная работа по карточкам (Приложение 2):
– Прочитаем по ролям отрывок из стихотворения К.Чуковского и определим склонение и падеж выделенных существительных. Слайд 10
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки –
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
5. Игра «Подарок имениннице»
– Наша Муха-Цокотуха именинница – говорится в стихотворении. А именинникам принято дарить подарки. Подарим Мухе-Цокотухе подарок – красивые бусы.
– Но прежде, проверим свои знания о склонении имен существительных.
– Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? (работа с индивидуальными опорными картами –Приложение 3)
– Я сейчас буду называть имена существительные, а вы будете цветными карандашами раскрашивать бусы –Приложение 4
Слайд 11
Красный цвет – 1 склонение
Синий цвет – 2 склонение
Желтый – 3 склонение
Самовар, сахар, баранка, печь, варенье, скатерть, чашка, блюдце, мед.
Слайды 12,13
6. Работа с текстом
В Россию чай был завезен в XVII веке (примерно 300 лет назад) из Китая и применялся в то время как лекарство среди богатых людей.
А как же китайский народ выявил полезность чая?
Об этом вы узнаете из Карточки «Легенда о чае» (Приложение 5)
Работа по карточкам Слайд 14
По легенде, 5000 лет назад китайский император отдыхал в лесу и приказал слуге согреть воду для питья. Поднялся сильный ветер, и в чашку императору попало несколько чайных листочков. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.
– Найдите имена существительные в Д.п., Р.п.. определите склонение, выделите окончания.
– Какие окончания пишутся в Р.п., Д.п. у существительных 1,2,3 склонения.
У слабоуспевающих детей нужные слова выделены – Приложение 6
– О чае говорят: Кто чай пьет, тот 100 лет проживет. Слайд 15
– А почему так говорят, вы узнаете из задания «Полезные свойства чая»
Слайд 16
Работа по карточкам
Чай признают не только вкусным, но целебным напитком. О свойствах чая говорят так: «Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печен…, говорит «нет» сонливост…, усталост…,оживляет мышцы тела». Чай служит для активной работы головного мозга, улучшению памят…
– Спишите 2 и 3 предложение, вставьте пропущенные окончания, укажите склонение и падеж (Приложение 7)
Слабоуспевающим ученикам списать 2 предложение, вставить пропущенные окончания, указать склонение и падеж – Приложение 8
7. Работа с деформированным текстом. Слайд 17
– А теперь самостоятельная работа.
Чай, женщины, собирают, только.
Женских рук, аромат, не портит, чая, запах.
Издавна, вкусно, любят и умеют, на Руси, чай, заваривать.
Травы, душистые, придают, вкус, особый, чаю. Приложение 9
У слабоуспевающих детей известно начало предложения – Приложение 10
8. Подведение итога урока
– Хотите научиться готовить настоящий чайный напиток по всем правилам?
Тогда домашнее задание будет таким: я вам дам волшебный рецепт (Приложение 11) приготовления чая. Ваша задача: выполнить задания в рецепте, приготовить напиток, угостить им всех домашних.
Заваривание чая
Для этой цел… используйте только свежую, один раз вскипяченную воду. Чай надо заваривать в фарфоровом или в фаянсовом чайник…, который ополоснуть кипятк…. Затем в чайник добавить необходимое количество сухого чая, залить наполовину кипятк…., накрыть матерчатой салфетк…, через 5 минут долить доверху. Слайд 24
Спишите рецепт, вставляя пропущенные окончания. Укажите над именами существительными склонение и падеж.
9. Рефлексия
- «Сегодняшний урок – это…»
Предварительный просмотр:
Именительный | Кем? Чем? |
Родительный | Кому? Чему? |
Дательный | Кого? Чего? |
Винительный | О ком? О чем? |
Творительный | Кто? Что? |
Предложный | Кого? Что? |
Именительный | Кем? Чем? |
Родительный | Кому? Чему? |
Дательный | Кого? Чего? |
Винительный | О ком? О чем? |
Творительный | Кто? Что? |
Предложный | Кого? Что? |
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
“Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки -
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
“Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки -
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
“Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки -
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Приложение 3
Имя существительное
кто?
| что?
| ||
Лиса | Часы | ||
одушевленные | Неодушевленные | ||
собственные | Нарицательные | ||
Лена | Девочка | ||
Кемерово | Город | ||
Изменение по числам | |||
Единственное число | Множественное число | ||
Ручки | Ручки | ||
Род имен существительных | |||
Мужской род | Женский род | Средний род | |
Стол (он, мой) | парта (она, моя) | окно (оно, моё) | |
Изменение по падежам | |||
Именительный | Кто? Что? | весна | |
Родительный | Кого? Чего? | весны | |
Дательный | Кому? Чему? | весне | |
Винительный | Кого? Что? | весну | |
Творительный | Кем? Чем? | весной | |
Предложный | О ком? О чем? | о весне |
Склонение имён существительных
изменение по числам и падежам | |||
1 | 2 | 3 | |
жен. и муж.род | муж.род | сред.род | жен.род |
-а, -я | согл., ь, й | -о, -е | Ь |
школа, дядя | стол, конь, край | окно, море | ночь, мышь |
Первое склонение имен существительных
Падежи | Вопросы | Примеры |
И.п. | Кто? Что? | работа земля Саша дядя |
Р.п. | Кого? Чего? | работы земли Саши дяди |
Д.п. | Кому? Чему? | работе земле Саше дяде |
В.п. | Кого? Что? | работу землю Сашу дядю |
Т.п. | Кем? Чем? | работой землей Сашей дядей |
П.п. | О ком? О чем? | о работе о земле о Саше о дяде |
Второе склонение имен существительных
Падежи | Вопросы | Примеры |
И.п. | Кто? Что? | стол конь сарай окно море |
Р.п. | Кого? Чего? | стола коня сарая окна моря |
Д.п. | Кому? Чему? | столу коню сараю окну морю |
В.п. | Кого? Что? | стол коня сарай окно море |
Т.п. | Кем? Чем? | столом конем сараем окном морем |
П.п. | О ком? О чем? | о столе о коне о сарае об окне о море |
Третье склонение имен существительных
Падежи | Вопросы | Примеры |
И.п. | Кто? Что? | мышь степь |
Р.п. | Кого? Чего? | мыши степи |
Д.п. | Кому? Чему? | мыши степи |
В.п. | Кого? Что? | мышь степь |
Т.п. | Кем? Чем? | мышью степью |
П.п. | О ком? О чем? | о мыши о степи |
«Подарок имениннице»
Карточки «Легенда о чае»
По легенде, 5 000 лет назад китайский император отдыхал в лесу и приказал слуге согреть воду для питья. Поднялся сильный ветер, и в чашку императору попало несколько чайных листочков. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.
- Найдите имена существительные в Д.п., Р.п.. определите склонение, выделите окончания.
Карточки «Легенда о чае»
По легенде, 5 000 лет назад китайский император отдыхал в лесу и приказал слуге согреть воду для питья. Поднялся сильный ветер, и в чашку императору попало несколько чайных листочков. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.
- В именах существительных Д.п., Р.п. определите склонение, выделите окончания.
Задания «Полезные свойства чая»
Чай признают не только вкусным, но целебным напитком. О свойствах чая говорят так: «Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печен…, говорит «нет» сонливост…, усталост…,оживляет мышцы тела». Чай служит для активной работы головного мозга, улучшению памят…
- Спишите 2 и 3 предложение, вставьте пропущенные окончания, укажите склонение и падеж
Задания «Полезные свойства чая»
Чай признают не только вкусным, но целебным напитком. О свойствах чая говорят так: «Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печен…, говорит «нет» сонливост…, усталост…,оживляет мышцы тела». Чай служит для активной работы головного мозга, улучшению памяти
- Спишите 2 предложение, вставьте пропущенные окончания, укажите склонение и падеж
Работа с деформированным текстом
– Составьте предложения, запишите их в тетрадь.
Чай, женщины, собирают, только.
Женских рук, аромат, не портит, чая, запах.
Издавна, вкусно, любят и умеют, на Руси, чай, заваривать.
Травы, душистые, придают, вкус, особый, чаю.
Работа с деформированным текстом
– Составьте предложения, запишите их в тетрадь.
Издавна, вкусно, любят и умеют, на Руси, чай, заваривать.
Травы, душистые, придают, вкус, особый, чаю.
Рецепт заваривание чая
Для этой цел… используйте только свежую, один раз вскипяченную воду. Чай надо заваривать в фарфоровом или в фаянсовом чайник…, который ополоснуть кипятк…. Затем в чайник добавить необходимое
количество сухого чая, залить наполовину кипятк…., накрыть матерчатой салфетк…, через 5 минут долить доверху.
– Спишите рецепт, вставляя пропущенные окончания. Укажите над именами существительными склонение и падеж.
Для слабоуспевающих детей:
Для этой цели используйте только свежую, один раз вскипяченную воду. Чай надо заваривать в фарфоровом или в фаянсовом чайнике, который ополоснуть кипятком. Затем в чайник добавить необходимое количество сухого чая, залить наполовину кипятком, накрыть матерчатой салфеткой, через 5 минут долить доверху.
– В выделенных словах укажите над именами существительными склонение и падеж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульный урок "Написание падежных окончаний имен существительных". 5 класс.
В материале представлен конспект модульного урока....
10 класс. Урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных».
Методическая цель урока: показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Работ...
Урок по теме: "Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных первого склонения"
Урок был основан на экскурсии в городской парк. На данном уроке учащиеся закрепляли правописание падежных окончаний существительных первого склонения. Сравнивали падежные окончания родительного, дател...
Конспект урока русского языка "Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го и 2-го склонения. Закрепление." в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Урок русского языка в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида....
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Безударные падежные окончания имен существительных»
Конспект урока по русскому языку на тему "Безударные падежные окончания существительных". Комбинированный с использованием программы Smart Notebook....
Дидактические материалы по русскому языку для уроков в классе с полиэтническим составом. Тема «Правописание падежных окончаний имен существительных».
Дидактические материалы по русскому языку для уроковв классе с полиэтническим составом.Тема «Правописание падежных окончаний имен существительных»....
Урок русского языка в 5 классе. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
Презентация предназначена для дистанционного урока в 5 классе по УМК. под ред. М.М Рзумовской, П.А.Леканта, - 5 -е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2016....