Проект урока по теме "Падежи и падежные окончания имен существительных"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Доронькин Александр Александрович

Проект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок-игра25.6 КБ
Файл приложение к уроку196.04 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Запрудновской СОШ

1 кв.категории Доронькин А.А.

Проект урок по теме "Падежи и падежные окончания имен существительных"

Цели:

  • Закрепить у обучающихся умение определять падеж и склонение имени существительного.
  • Формировать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать связную речь, познавательную активность, память, орфографическую зоркость.
  • Воспитывать интерес к учебным занятиям, русским традициям чаепития, самостоятельности, старательности и усидчивости.

Тип урока: урок-игра.

Оборудование:

  • Презентация «Чаепитие у имени существительного»;
  • индивидуальные опорные карты;
  • тест-самоконтроль «Соотнеси падежи вопросами»;
  • карточка «Муха-Цокотуха»;
  • карта-схема «Подарок имениннице»;
  • цветные карандаши;
  • карточка «Легенда о чае»
  • карточка «Легенда о чае» (для слабоуспевающих детей)
  • карточка «Полезные свойства чая»
  • карточка «Полезные свойства чая» (для слабоуспевающих детей)
  • карточка с деформированным текстом
  • карточка с деформированным текстом (для слабоуспевающих детей)
  • рецепт приготовления чая
  • рецепт приготовления чая (для слабоуспевающих детей)
  • рабочие тетради

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Игра «Волшебная чаша». Мы будем опускать туда чайные листочки с именами существительными. Что изменилось?

–… Самовар – самовару, чашка – в чашке, пряник – с пряником, семья – у семьи, скатерть – скатертью, бодрость – с бодростью.

Дети сами определяют тему и цель урока.

- А также вы узнаете о традиции чаепития на Руси.

Записывается в тетрадях дата и классная работа.

 Слайды 1, 2

2. Актуализация знаний

– А какое чаепитие без самовара?
Во всем мире знают русский самовар. Его родина город умельцев и мастеров ТУЛА. Первый русский самовар появился в 1778году (234 года назад). Самовары делали из красной и зеленой меди, серебра и мельхиора. Основным металлом для изготовления самоваров была и остается латунь.
На Руси издавна делали разные по форме и объему самовары (от 1 стакана до 5 ведер воды). Они были праздничные и на каждый день. 
Слайды 3,4,5
По вечерам вокруг самовара собиралось все семейство за долгими, задушевными разговорами. 
Слайд 6

– О самоваре сложено много пословиц и стихотворений. Прочитайте стихотворение о самоваре, найдите и выпишите имена существительные, выделите окончания:

Самовар

Самовар поёт, гудит, 
Только с виду он сердит. 
К потолку пускает пар 
Наш красавец самовар. 
Слайд 7

– Как вы догадались, что это имена существительные? Почему?

3. Минутка чистописания

– Ответьте на мои вопросы и запишите в тетрадь только первую букву каждого ответа.

  • Главный член предложения, который подчеркивается 2-мя чертами? (Сказуемое)
  • Главная неизменяемая часть слова? (Корень)
  • Непроизносимая согласная в слове солнце? (л)
  • Изменяемая часть слова? (Окончание)
  • Имена существительные бывают собственные и … ? (Нарицательные)
  • Существительные молоко, кофе, пальто имеют форму только …? (Единственного числа)
  • В какой форме стоят существительные единственного числа, отвечающие на вопросы кто? или что? (Начальная форма)
  • Гласная буква, которая пишется в слоге ЖИ? (и)
  • Окончание в словах лисе, книге, маме (е)

Прочитайте получившееся слово: СКЛОНЕНИЕ. Слайд 8

  • Что называется склонением? (Изменение существительных по падежам)
  • Сколько падежей в русском языке? (6 падежей)
  • Назовите их по порядку. (Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)
  • Косвенные падежи...

Проверка знаний учащихся падежных вопросов с помощью теста – самоконтроля (Приложение 1)

– Соотнесите названия падежей с их падежными вопросами. Кто первый?

(Учащиеся выполняют в парах.)

– Поверните карточку и покажите получившуюся картинку – Муха-Цокотуха
– Персонаж какого произведения вы видите перед собой? 
Слайд 9

4. Индивидуальная работа по карточкам (Приложение 2):

– Прочитаем по ролям отрывок из стихотворения К.Чуковского и определим склонение и падеж выделенных существительных. Слайд 10

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки – 
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!

5. Игра «Подарок имениннице»

– Наша Муха-Цокотуха именинница – говорится в стихотворении. А именинникам принято дарить подарки. Подарим Мухе-Цокотухе подарок – красивые бусы.
– Но прежде, проверим свои знания о склонении имен существительных. 
– Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? (работа с индивидуальными опорными картами –
Приложение 3)
– Я сейчас буду называть имена существительные, а вы будете цветными карандашами раскрашивать бусы –
Приложение 4

Слайд 11

Красный цвет – 1 склонение
Синий цвет – 2 склонение
Желтый – 3 склонение

Самовар, сахар, баранка, печь, варенье, скатерть, чашка, блюдце, мед.

Слайды 12,13

6. Работа с текстом

В Россию чай был завезен в XVII веке (примерно 300 лет назад) из Китая и применялся в то время как лекарство среди богатых людей.
А как же китайский народ выявил полезность чая?
Об этом вы узнаете из Карточки «Легенда о чае» 
(Приложение 5)

Работа по карточкам Слайд 14

По легенде, 5000 лет назад китайский император отдыхал в лесу и приказал слуге согреть воду для питья. Поднялся сильный ветер, и в чашку императору попало несколько чайных листочков. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

– Найдите имена существительные в Д.п., Р.п.. определите склонение, выделите окончания.
– Какие окончания пишутся в Р.п., Д.п. у существительных 1,2,3 склонения.

У слабоуспевающих детей нужные слова выделены – Приложение 6

– О чае говорят: Кто чай пьет, тот 100 лет проживет. Слайд 15
– А почему так говорят, вы узнаете из задания «Полезные свойства чая»

Слайд 16

Работа по карточкам

Чай признают не только вкусным, но целебным напитком. О свойствах чая говорят так: «Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печен…, говорит «нет» сонливост…, усталост…,оживляет мышцы тела». Чай служит для активной работы головного мозга, улучшению памят…

– Спишите 2 и 3 предложение, вставьте пропущенные окончания, укажите склонение и падеж (Приложение 7)

Слабоуспевающим ученикам списать 2 предложение, вставить пропущенные окончания, указать склонение и падеж – Приложение 8

7. Работа с деформированным текстомСлайд 17

– А теперь самостоятельная работа.

Чай, женщины, собирают, только.
Женских рук, 
аромат, не портит, чая, запах.
Издавна, вкусно, любят и умеют, на Руси, чай, заваривать.
Травы, 
душистые, придают, вкус, особый, чаю. Приложение 9

У слабоуспевающих детей известно начало предложения – Приложение 10

8. Подведение итога урока

– Хотите научиться готовить настоящий чайный напиток по всем правилам?
Тогда 
домашнее задание будет таким: я вам дам волшебный рецепт (Приложение 11) приготовления чая. Ваша задача: выполнить задания в рецепте, приготовить напиток, угостить им всех домашних.

Заваривание чая

Для этой цел… используйте только свежую, один раз вскипяченную воду. Чай надо заваривать в фарфоровом или в фаянсовом чайник…, который ополоснуть кипятк…. Затем в чайник добавить необходимое количество сухого чая, залить наполовину кипятк…., накрыть матерчатой салфетк…, через 5 минут долить доверху. Слайд 24

Спишите рецепт, вставляя пропущенные окончания. Укажите над именами существительными склонение и падеж.

9. Рефлексия

- «Сегодняшний урок – это…»

- «Сегодня на уроке я…»



Предварительный просмотр:

Именительный

Кем? Чем?

Родительный

Кому? Чему?

Дательный

Кого? Чего?

Винительный

О ком? О чем?

Творительный

Кто? Что?

Предложный

Кого? Что?

Именительный

Кем? Чем?

Родительный

Кому? Чему?

Дательный

Кого? Чего?

Винительный

О ком? О чем?

Творительный

Кто? Что?

Предложный

Кого? Что?

         

     

 Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное
брюхо!

Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар
И купила самовар:

“Приходите, тараканы,
Я вас
чаем угощу!

Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки -
По три чашки
С
молоком
И
крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное
брюхо!

Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар
И купила самовар:

“Приходите, тараканы,
Я вас
чаем угощу!

Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки -
По три чашки
С
молоком
И
крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!

Муха, Муха-Цокотуха,        
Позолоченное
брюхо!

Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар
И купила самовар:

“Приходите, тараканы,
Я вас
чаем угощу!

Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки -
По три чашки
С
молоком
И
крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!

Приложение 3

Имя существительное

кто?

 сканирование0030

что?

 

Лиса

Часы

одушевленные

Неодушевленные

собственные

Нарицательные

Лена

Девочка

Кемерово

Город

Изменение по числам

Единственное число

Множественное число

Ручки

Ручки

Род имен существительных

Мужской род

Женский род

Средний род

Стол

(он, мой)

парта

(она, моя)

окно

(оно, моё)

Изменение по падежам

Именительный

Кто? Что?

весна

Родительный

Кого? Чего?

весны

Дательный

Кому? Чему?

весне

Винительный

Кого? Что?

весну

Творительный

Кем? Чем?

весной

Предложный

О ком? О чем?

о весне

Склонение имён существительных

изменение по числам и  падежам

1

                   2

3

жен. и муж.род

муж.род

сред.род

жен.род

-а, -я

согл., ь, й

-о, -е

Ь

школа, дядя

стол, конь, край

окно, море

ночь, мышь

Первое склонение имен существительных

Падежи

Вопросы

Примеры

И.п.

Кто? Что?

работа      земля     Саша      дядя

Р.п.

Кого? Чего?

работы     земли     Саши      дяди

Д.п.

Кому? Чему?

работе      земле      Саше       дяде

В.п.

Кого? Что?

работу      землю     Сашу      дядю

Т.п.

Кем? Чем?

работой   землей    Сашей    дядей

П.п.

О ком? О чем?

о работе  о земле   о Саше   о дяде

Второе склонение имен существительных

Падежи

Вопросы

Примеры

И.п.

Кто? Что?

стол       конь      сарай    окно        море

Р.п.

Кого? Чего?

стола     коня      сарая     окна       моря

Д.п.

Кому? Чему?

столу     коню     сараю    окну       морю

В.п.

Кого? Что?

стол        коня     сарай     окно       море

Т.п.

Кем? Чем?

столом   конем   сараем   окном    морем

П.п.

О ком? О чем?

о столе  о коне   о сарае   об окне  о море

Третье  склонение имен существительных

Падежи

Вопросы

Примеры

И.п.

Кто? Что?

мышь                   степь

Р.п.

Кого? Чего?

мыши                   степи

Д.п.

Кому? Чему?

мыши                   степи 

В.п.

Кого? Что?

мышь                   степь

Т.п.

Кем? Чем?

мышью                степью

П.п.

О ком? О чем?

о мыши                о степи

«Подарок имениннице»

Карточки «Легенда о чае»

По легенде, 5 000 лет назад китайский император отдыхал в лесу и приказал слуге согреть  воду для питья. Поднялся сильный ветер, и в чашку императору попало несколько чайных листочков. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

- Найдите имена существительные в Д.п., Р.п.. определите склонение, выделите окончания.

Карточки «Легенда о чае»

По легенде, 5 000 лет назад китайский император отдыхал в лесу и приказал слуге согреть  воду для питья. Поднялся сильный ветер, и в чашку императору попало несколько чайных листочков. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

- В именах  существительных  Д.п., Р.п.  определите склонение, выделите окончания.

Задания «Полезные свойства чая»

Чай признают не только вкусным, но целебным напитком. О свойствах чая говорят так: «Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печен…, говорит «нет» сонливост…, усталост…,оживляет мышцы тела». Чай служит для активной  работы головного мозга, улучшению памят…

- Спишите 2 и 3 предложение, вставьте пропущенные окончания, укажите склонение и падеж

Задания «Полезные свойства чая»

Чай признают не только вкусным, но целебным напитком. О свойствах чая говорят так: «Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печен…, говорит «нет» сонливост…, усталост…,оживляет мышцы тела». Чай служит для активной  работы головного мозга, улучшению памяти

- Спишите 2  предложение, вставьте пропущенные окончания, укажите склонение и падеж

Работа с деформированным текстом

Составьте предложения, запишите их в тетрадь.

Чай, женщины, собирают, только.

Женских рук, аромат, не портит, чая, запах.

Издавна, вкусно, любят и умеют, на Руси, чай, заваривать.

Травы, душистые, придают, вкус, особый, чаю.    

 

Работа с деформированным текстом

Составьте предложения, запишите их в тетрадь.

Издавна, вкусно, любят и умеют, на Руси, чай, заваривать.

Травы, душистые, придают, вкус, особый, чаю.    

Рецепт заваривание чая

Для этой цел… используйте только свежую, один раз вскипяченную воду. Чай надо заваривать в фарфоровом или в фаянсовом чайник…, который ополоснуть кипятк…. Затем в чайник добавить необходимое

количество сухого чая, залить наполовину кипятк…., накрыть матерчатой салфетк…, через 5 минут долить доверху.                                                              

Спишите рецепт, вставляя пропущенные окончания. Укажите над именами существительными склонение и падеж.

Для слабоуспевающих детей:

Для этой цели  используйте только свежую, один раз вскипяченную воду. Чай надо заваривать в фарфоровом или в фаянсовом чайнике, который ополоснуть кипятком. Затем в чайник добавить необходимое количество сухого чая, залить наполовину кипятком, накрыть матерчатой салфеткой, через 5 минут долить доверху.                                                              

В выделенных словах укажите над именами существительными склонение и падеж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок "Написание падежных окончаний имен существительных". 5 класс.

В материале представлен конспект модульного урока....

10 класс. Урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных».

Методическая цель урока:  показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Работ...

Урок по теме: "Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных первого склонения"

Урок был основан на экскурсии в городской парк. На данном уроке учащиеся закрепляли правописание падежных окончаний существительных первого склонения. Сравнивали падежные окончания родительного, дател...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Безударные падежные окончания имен существительных»

Конспект урока по русскому языку на тему "Безударные падежные окончания существительных". Комбинированный с использованием программы Smart Notebook....

Дидактические материалы по русскому языку для уроков в классе с полиэтническим составом. Тема «Правописание падежных окончаний имен существительных».

Дидактические материалы по русскому языку  для уроковв классе с полиэтническим составом.Тема «Правописание падежных окончаний имен существительных»....

Урок русского языка в 5 классе. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Презентация предназначена для дистанционного урока в 5 классе по УМК. под ред. М.М Рзумовской, П.А.Леканта, - 5 -е изд., стереотип. -М.:  Дрофа, 2016....