Открытый урок по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Цели: 1.Учить правильно писать безударные падежные окончания имён существительных способом подстановки проверочных слов. 2.Воспитывать патриотизм, любовь к родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_6_kl.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН УРОКА | ОБОСНОВАНИЕ |
Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Цели: 1. Учить правильно писать безударные окончания существительных способом подстановки проверочных слов; формировать умение определять склонение и падеж существительных. 2. Развивать связную устную и письменную речь, мышление, умение обобщать; формировать орфографические навыки. 3. Воспитывать патриотизм, любовь к малой родине. Оборудование: таблица «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных», карточки, записи на доске, таблица «Зарядка для глаз». ХОД УРОКА.
- Здравствуйте, ребята! - Здравствуйте! - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Садитесь.
- Сегодня на уроке мы будем учиться правильно писать безударные окончания имён существительных, используя способ подстановки проверочных слов.
- Пока Кристина и Сергей будут работать по карточкам, остальные ребята работают у доски. Кристина (I группа) Карточка № 1. Прочитайте. Подчеркните существительные с безударными окончаниями. Укажите склонение этих существительных. «Дерево прячет корни в земле. Искры таятся в тёплой золе. В жёлуде зрелом спрятан дубок. В белой скорлупке спрятан желток.» (О.Дриз) Алексей (II группа) Карточка № 2. Выпишите имена существительные в три столбика, определив склонение. 1 скл. 2 скл. 3 скл. Молодец, полночь, ночёвка, царевна, обувь, мышка, мышь, земля, царь, село, попугай, горчичник, молодость, стекло, мужчина.
- Ребята, прочитайте внимательно предложения. Вставьте пропущенные буквы, объясняя орфограммы. «Пришло время ос . ни. Д . ждинка на лист упадёт – и листу на дер . ве не удержаться. Синица с ветки на ветку пер . порхнёт – и листья з . кружатся в воздухе.» - Какие изменения происходят в природе с наступлением осени? (Ответы учащихся). Сергей: Осени (безуд.глас. –е) проверочное слово - осенний, дождинка (безуд.глас. –о) проверочное слово – дождь, на дереве (безудар.глас. –е) проверочное слово – деревья, перепорхнёт – приставка –пере, закружатся – приставка –за. - Серёжа, скажи, как проверить безудар. гласн. в корне слова? Сергей: Нужно подобрать проверочное слово, в котором безудар. гласн. станет ударным. - Молодец, Серёжа! Ты очень хорошо справился с заданием, правильно ответил на вопрос и не допустил ни одной ошибки. Получаешь оценку 5. - Назовите существительные с окончаниями –е, -и. Поставьте в этих словах ударение. Арам: Осени, на дереве, с ветки, в воздухе. - Правильно, молодец. Скажите, а какие окончания у этих существительных? Ян: У этих существительных окончания безударные. - Хорошо, правильно. Ребята, безударные падежные окончания существительных нужно проверять. Сегодня на уроке мы будем учиться правильно писать безударные окончания имён существительных, используя способ подстановки проверочных слов. - Кристина и Алёша, сдайте, пожалуйста, карточки. Оценки за них вы узнаете в конце урока.
-Итак, ребята, у существительного осени окончание безударное. Для того, чтобы проверить его написание, необходимо определить склонение и падеж существительного. Кристина: Существительное осени – 3 склонение, Р.п. - Умница, правильно. Теперь находим проверочное слово 3 склонения по таблице. Это слово степь. Ставим слово степь в Р.п. (чего?) степи. Окончание –и под ударением. Значит, у существительного осени –окончание-и. (Остальные существительные: на дереве, с ветки, в воздухе, разбирают учащиеся, пользуясь таблицей.).
- Хорошо, ребята. А сейчас, откройте учебники на странице 61 и прочитайте правило. Дополните его. (I и II группа - самостоятельно; с III гр. – индивидуально). «Безударные падежные окончания имён существительных проверяю ударением. Для этого ищу слово с ударным окончанием среди существительных того же … и ставлю его в том же … » 1 скл. – стена, земля 2 скл. – стол, конь 3 скл. – степь сомневаюсь - проверяю (без чего?) без рощ . – 1 скл. без земли – 1 скл. - Читает и дополняет правило Ян (II группа), все внимательно слушают и проверяют. - Верно, Ян. Ты сегодня очень внимательный на уроке.
– Ребята, сядьте ровно, посмотрите на таблицу, сейчас проведём зарядку для глаз (Дети следят глазами за указкой учителя: смотрят вправо, влево, вверх, вниз, потом выполняют круговые движения глазами: сначала в одну сторону, затем в другую).
- Внимание, ребята! Послушайте текст и ответьте на вопрос :«Из чего складывается образ родины у русского человека?» «Для русского человека образ родин . немыслим без берёзовой рощ ., без запаха сирен . , без деревенской речк . или родной городской улиц . . А песня жаворонка над пол ..? А свист иволг . на ветк . ? А возня скворушк . у скворечн . ? Вслушайся в восклицание: «Грачи прилетели!» Для африканца или австралийца это просто сухое сообщение. А для русского человека в этих словах ещё и родина. Значит, на проталин . бугорок покрылся травк .. , и она засверкала в тонком лучик . весеннего солнышка. Значит, весна пришла на русскую землю.» (По Н.Сладкову) - Итак, ребята, скажите:«Из чего складывается образ родины у русского человека?» - Найдите упражнение 79 на странице 60. Никита прочитает задание к упражнению, все внимательно слушают. Задание: списать текст. Вставить безударные окончания существительных, пользуясь подстановкой проверочных слов из таблицы. - Итак, ребята, какое задание необходимо выполнить? (Дети повторяют задание к упражнению). - Первое предложение с объяснением у доски будет выполнять Арам (I группа). - Арам очень хорошо выполнил задание, правильно пользовался таблицей, молодец.
I группа – дописать текст, определить склонение и падеж существительных. II группа – 5 предложений списать, определить склонение и падеж существительных. III группа – 2,3 предложения списать, определить склонение существительных (индивидуально с учителем).
- Проверяют самостоятельную работу Никита (II группа), Кристина (I группа), - Серёжа всю работу выполнил правильно, а Кристина допустила одну ошибку – неправильно определила склонение существительного проталина, и поэтому неверно написала окончание. Ребята, так как же нужно проверять безударные окончания существительных? Вова: Нужно определить склонение сущ., найти по таблице слово того же склонения и поставить его в том же падеже. - Правильно. А сейчас, проведём игру на внимание. Встаньте, ребята.
Игру проводит дежурный (Дети выполняют физические упражнения. Одно из них, например – руки вверх, выполнять нельзя).
- Ребята, найдите упражнение 80. Ян прочитает задание, все внимательно слушают. Задание: составить словосочетания из существительных с предлогами и без предлогов, правильно писать безударные окончания существительных. Узор, скатерть. Прививка, болезнь. Мелодия, песня. Родник, овраг. Суп, курица. Звезда, небо. Подорожник, дорога. Любовь,родина.Парад,площадь. Встреча,любовь. Огонёк, избушка. Просьба, помощь. Угол, комната. Подушка, диван. Блюдце, чашка. Случай, медвежонок. Чайки, море. Гнездо, крыша. - 1 – 3 строку у доски выполняем по цепочке. Узор на скатерти (3 скл., П.п.), прививка от болезни (3 скл., Р.п.), Мелодия для песни (1 скл., Р.п.) и т.д.
- Какие падежные окончания существительных требуют проверки? - Как правильно написать безударное окончание существительного?
- За работу по карточке Кристина получает оценку 4. Допустила ошибку в определении склонения у существительного в жёлуде. Алексей тоже работал по карточке и задание выполнил без ошибок. Он получает оценку 5. Арам на уроке был недостаточно внимательным. Отвечая на вопросы в течение урока, допускал ошибки. Получает оценку 4. Во время самостоятельной работы Вова очень хорошо работал, правильно пользовался таблицей, но допустил несколько грамматических ошибок. Оценка – 4. Ян правильно отвечал на поставленные вопросы, но в тетради не постарался, допустив много ошибок. Он получает – 3. Никита старался весь урок, отвечал на вопросы, но в тетради сделал несколько ошибок. Оценка – 4.
-А сейчас, ребята, послушайте задание на дом – стр.61 правило, упражнение 80. Кристина и Арам (I группа) выполняют 4,5 строку, определяют склонение и падеж имён существительных. Никита, Сергей и Лёша (IIгруппа) - 5 словосочетаний, определить склонение и падеж существительных. Вова (III группа)- 3 словосочетания, определить склонение. существительных.
- Ребята, урок окончен. Приготовьтесь к следующему уроку и выходите на перемену. | Цели поставлены согласно теме урока. Проверка готовности рабочих мест подготавливает детей к началу урока: дисциплинирует и организует их. Тему урока сообщаю чётко и кратко, нацеливая учащихся на предстоящую работу. По карточкам работают ребята I и II групп обучения. Задания на карточках дифференцированы, подобны домашнему заданию. Даётся задание у доски аналогичное домашнему. Работа с пропущенными буквами позволяет формировать умение учащихся работать над орфограммами, развивает орфографическую зоркость. Подобные вопросы устанавливают связь с изучением естествознания, а также развивают связную устную речь учащихся. Ученик, вставляя пропущенные буквы, обязательно объясняет их постановку. Вопрос необходим для обобщения правила. Похвала необходима ребёнку – стимул для дальнейшей работы. Выставляя оценку, комментирую. Постановка ударения в словах позволяет учащимся выявить существительные с безударными падежными окончаниями. Необходимо повторить тему урока, чтобы напомнить учащимся о предстоящей работе. Обращаясь к детям, психологически настраиваю их на дальнейшую работу – изучение нового материала. При объяснении нового материала использую объяснительно – иллюстративный метод. Акцентирую внимание детей на таблице «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных», объясняю как использовать способ подстановки проверочных слов. Самостоятельно с правилом работают дети I и II группы. Учащиеся III группы – индивидуально с учителем. Самостоятельное чтение и дополнение правила побуждает учащихся самостоятельно приходить к правильному решению. Во время физминутки ребята расслабляются, снимают напряжение, отдыхают, восстанавливаются. Приём постановки проблемного вопроса перед чтением текста нацеливает учащихся к внимательному, вдумчивому восприятию текста. Содержание текста несёт воспитательные цели урока: воспитание патриотизма, любви к малой родине. Обязательно проблемный вопрос повторяется для проверки восприятия текста. Анализируя текст, дети учатся правильно и красиво говорить, развивают связную, устную речь. После прочтения задания, необходимо выяснить, насколько дети его поняли. Первое предложение (обязательно с объяснением) в качестве образца выполняет ученик I группы. Во время самостоятельной работы применяю дифференцированный и индивидуальный подход. Проверка самостоятельной работы даёт возможность учителю определить, как дети могут применять полученные знания на практике. Обязательно комментирую ответы детей, чтобы они в следующий раз обратили внимание на свои ошибки. Постановка вопроса поможет учащимся сделать вывод по изученной теме. Игра на внимание позволяет концентрировать внимание на выполнении задания. Физические упражнения дают возможность снять напряжение, восстановить силы. Для творческой работы выбрано задание для развития связной устной и письменной речи, а грамматическое задание формирует умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных. Выполняя работу над словосочетаниями, дети обязательно комментируют свои действия. Составление словосочетаний позволяет проверить умение учащихся употреблять предлоги в словосочетаниях. В итоговой беседе система вопросов помогает детям сделать выводы и обобщение по изученной теме. Выставляя оценки по карточкам и за работу на уроке, обязательно комментирую их, указывая на недочёты каждого ребёнка. Домашнее задание записано на доске по группам обучения, с применением дифференцированного подхода. Необходимо организовать детей на перемену, предварительно подготовив их к следующему уроку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-го, 2-го, 3-го СКЛОНЕНИЙ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА»
«ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-го, 2-го, 3-го СКЛОНЕНИЙ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА»...
Проверочная работа. 4 класс. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.
Тематический контроль знаний....
Русский язык 4 класс.Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа».
Конспект урока с технологической картой урока и презентацией....
Технологическая карта урока русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов». 5 класс.
К технологической карте урока прилагается конспект урока, а также 2 слайда....
Тренажёр по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» для 5 класса
Тренажёр по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» для 5 класса...
Урок русского языка в 5 классе. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
Презентация предназначена для дистанционного урока в 5 классе по УМК. под ред. М.М Рзумовской, П.А.Леканта, - 5 -е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2016....
Конспект открытого урока по русскому языку "Правописание сложных имён существительных", 6 класс
материал к открытому уроку...