Урок русского языка в 5 классе «Употребление имен существительных в речи»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
«Употребление имен существительных в речи»
Цели: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи,
сформировать умение правильно употреблять имя существительное в речи,
способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти,
воспитывать интерес к русскому языку,
воспитывать бережное отношение к здоровью,
способствовать эстетическому воспитанию детей.
Ход урока.
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
- Работа с эпиграфом.
- О чем пойдет речь на нашем уроке?
Имя существительное — самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи — имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. Уже от нее образуется прилагательное. Имя существительное — ведущая часть речи и в грамматике (имеет род, число, падеж, склонение).
Имя существительное — важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и назвать все то, что его окружает.
Имена существительные называют людей, животных, растения, предметы, явления действительности.
Существительное — самая существенная часть речи. Вот стихотворение, которое почти целиком состоит из одних только существительных, а нам все понятно.
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица... (А.Фет)
Один мальчик рассуждал так:
- Кому нужны существительные? Ведь если бы их не было, то не придумали математику, не было бы ее вовсе! А там, глядишь, и физики, и химии, и географии, вот жизнь была бы у ученика! Одна физкультура! Или возьмем время. Зачем нужно его точно обозначать? Чтобы не дать ребенку поспать лишние полчаса? Нет, на свою голову придумали точно обозначать все: время, деньги, страницы, упражнения, задания и только скажи, что я не прав! Язык не повернется.
- А вы согласны? Нужны ли нам имена существительные? Попробуйте выразить свою речь, не используя имена существительные. Получилось?
-Так о чем же пойдет сегодня разговор на уроке?
2. Разминка.
1. Расставьте ударения в словах:
Партер, документ, шофер, средства, красивее, километр, перчить.
- Все ли слова в этом ряду существительные?
2. Определите, сколько раз встречаются звуки:
[ а ] Рассыпался горох на семьдесят дорог.
- Можно ли слова сережка, орел, стрелка, белка писать с прописной буквы? Примеры.
- Образуйте существительные ж.р. от существительных
Кочегар, штукатур, поручень, электрик, матрос.
- Что объединяет группы существительных
Токио, Осло, Дели
Уссури, По, Миссисипи
Пальто, какао, пенсне
- Найдите «третье – лишнее» в каждой группе:
Буран, дождь, вьюга
Огонь, осень, пламя
- Сегодня мы с вами поговорим о здоровье, на мой взгляд, это одна из самых важных тем для человека. Что легче: сохранять здоровье или лечить человека?
- Закончите пословицы:
До свадьбы …
Еле-еле душа …
Здоровья не …
- Собери рассыпанные пословицы:
У больного не здоровья спрашивай
Дороже ум всего здоровье да
Здоровью курить вредить
- Индивидуальная работа (2 человека с места): подбери из книги пословицы под заглавные буквы: ЗДОРОВЬЕ
- А как вы думаете, почему мы говорим о здоровье?
3. Словарный диктант
2 ученика у доски
Полезная еда, ежегодная профилактика, являться на прием, ящик с пробирками, крепкое здоровье, предъявить больничный лист, подъехать к больнице, современная медицина, перевязать рану, измерить температуру, с опытным терапевтом.
1 ряд - у существительных определить падеж
2 ряд – склонение
3 ряд – род
Поменяйтесь тетрадями (взаимопроверка).
У доски проверяют 2 консультанта, задают дополнительные вопросы.
4. Обобщение изученного материала.
- Что же вы узнали о существительном?
Работа в группах по 4 человека на месте:
1 группа – Что такое имя существительное? Примеры.
2 группа – Расскажите о падежах. Просклоняйте слово земля
3 группа – Расскажите о склонении. Примеры. Что такое разносклоняемые существительные?
4 группа – Расскажите о числе. Примеры. Назовите существительные, которые употребляются только в ед.числе или только в мн.числе.
5 группа – Расскажите о роде. Примеры. Назовите существительные общего рода.
6 группа – Назовите имена существительные собственные и нарицательные. Примеры.
Представитель группы защищает свое задание.
Таким образом, наше имя существительное обросло грамматическими признаками.
5. Физкутминутка
Работа над осанкой.
6. Коллективный опрос по схеме разбора существительного.
В здоровом теле - здоровый дух.
Морфологический разбор имени существительного.
- Имя существительное –
- Н.Ф. –
- Собственное или нарицательное
- Одушевленное или неодушевленное
- Род –
Число –
Склонение –
Падеж –
- В предложении является –
Все работы сдаются на отметку.
- Роль имени существительного
1.- Какова же роль существительного в речи?
Давайте рассмотрим предложения. У вас на столе текст «Берегите зрение».
- Чтение вслух.
- Объясните заголовок.
- Согласны ли вы с автором? Почему необходимо бережно относиться к зрению? Как это нужно сделать? Что особенно вредно для здоровья?
2. Заполним таблицу примерами:
№ | Член предложения | Примеры |
1 | Подлежащее | |
2 | Дополнение | |
3 | Обстоятельство | |
4 | Сказуемое |
- Что же нужно делать, чтобы быть здоровым?
- Какими видами спорта можно заниматься?
8. Словарная работа
Баскетбол (англ.яз баскет – корзина, болл – мяч)
Гимнастика – самый древний и один из самых полезных видов спорта. Возникла она в Элладе за несколько веков до нашей эры. Греч. гимнос – «обнаженный», потому что греки в те далекие времена занимались гимнастикой обнаженными.
Теннис появился во 2 половине XIX века в России.(англ. Лаун - лужайка).
Футбол появился в начале XX века. (Англ. Фут – стопа, болл – мяч) Родина футбола – Англия.
Хоккей. Родина травяного хоккея – Англия, на льду - Канада. (Франц. Хокет – палка). У нас появился в 1946 году.
Шахматы развивают память и внимание, смекалку и воображение, воспитывают волю, находчивость, характер, усидчивость. А великий русский шахматист Александр Алехин считал, что шахматы прежде всего учат быть объективным. Шахматы появились в Индии около 15 столетий назад.
- Выберите слово и составьте с ним предложение. Подчеркните его как член предложения.
9. Аналитические упражнения
1. Распределите слова на два столбика – собственные и нарицательные.
Фигурист, Евгений Плющенко, Анна Курникова, теннисистка, гимнастка, Светлана Хоркина.
- Одушевленные – неодушевленные.
Футболист, мяч, хоккеист, шайба, ворота, баскетболист, лед, конькобежец.
- Это интересно.
Некоторые нарицательные имена произошли от названий городов, местностей, где впервые был сделан или откуда вывозился тот или иной предмет.
Пломбир – от названия французского города Пломбьер.
Есть имена нарицательные, которые восходят к именам легендарных героев древнего мира.
Геркулес (силач) от имени героя.
Многие собственные имена – это в прошлом имена нарицательные, значения которых забылись.
Петр (греч) – камень.
Софья (греч) – мудрость.
Марина (лат) – морская.
«Говорящие» имена. В книге Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» героев звали: Незнайка, Знайка, Сахарин Сиропчик, Торопыжка, Ворчун, Молчун, Растеряйка, Пончик.
- Почему?
Эти имена собственные говорят нам о том, что представляет собой герой книги: какой у него характер, какие привычки, внешность, чем он занимается. Такими «говорящими» именами называют иногда авторы героев своих рассказов, повестей, сказок, чтобы указать их отличительные, характерные черты.
- А Незнайка расходовал свои силы, энергию, здоровье? Почему?
- Творческая работа.
Составьте и запишите 5-6 предложений на тему «Как я сохраняю свое здоровье», используя существительные.
- Итоги.
- Какова же роль имени существительного в нашей речи?
- Рефлексия.
Ваши пожелания друг другу после нашего урока.
Домашнее задание: § 87, упражнение 655
или составить памятку «Как беречь здоровье»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6-м классе "Употребление имен существительных в речи"
Урок дает представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи; знакомит с новыми понятиями – сравнением, поэтическим...
Урок русского языка по теме "Склонение имен существительных" 5 класс
Урок обобщения по теме "Склонение имен существительных". Работа по теме идет с опорой на понятия "положительные " и "отрицательные" качества характера человека...
Урок русского языка по теме "Падежи имен существительных" 5 класс
Урок русского языка...
Конспект-презентация урока русского языка "Закрепление знаний об имени существительном и имени прилагательном".
Конспект - презентация урока русского языка разработан для учащихся коррекционных школ VIII вида 9 класс по учебнику Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. "Русский язык 9 класс", Москва, "Просвещение", 20...
Урок русского языка на тему: "Употребление имен прилагательных в речи"
Тема урока : «Употребление имён прилагательных в речи» Цели: 1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательны...
Урок русского языка по теме: Употребление имен прилагательных в речи
Урок развития устной и письменной речи. Использование презентации обязательно...
Технологическая карта урока по русскому языку. 5 класс. Роль имени существительного в речи
Использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; проблемный.Разнообразить формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, групповую (коллективну...