Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже"
план-конспект урока по русскому языку
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_rus.sushch.d.p.docx | 542.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ФОРМЕ ДАТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА
Цели: учащиеся уточняют знания об особенностях дательного падежа; развивают умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных.
Оборудование: таблица вопросов, предлогов и окончаний дательного падежа.
Ход урока
I. Организационный момент.
Знакомство с новым словом. Запись его в тетрадь.
– Отгадайте загадку.
Есть в квартире молодец,
Математик и мудрец.
Постоянно, круглый год
Точный счёт он дням ведёт. (Календарь.)
– Что такое календарь? Какие бывают календари?
– Что можно узнать при помощи календаря?
3. Знакомство с этимологией слова «календарь».
– Это слово пришло в русский язык в конце XVII века из Древнего Рима, где календарём называли книги, в которые кредиторы (люди, дающие деньги в долг) записывали проценты, а первые дни месяца назывались «календы». В эти дни должники платили проценты. Позднее в календарях стали указывать числа, дни недели, месяцы, праздники, дни рождения императора; включали заметки об исторических событиях.
Есть в квартире молодец,
Математик и мудрец.
Постоянно, круглый год
Точный счёт он дням ведёт.
(к_л_ндарь)
Какие бывают календари?
Современные к_л_ндари бывают разные – перекидные и настенные, настольные и к_л_ндари - домики.
III.Минутка чистописания.
К д р календарь
Запись предложения в тетрадь.
Современные к_л_ндари бывают разные – перекидные и настенные, настольные и к_л_ндари - домики.
Запись однокоренных слов к слову календарь по схемам:
Календарик, календарный
III. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи.
Читаем отрывки тсихов Барто определяем падеж выделенных существительных (Д.п.)
Я однажды ненароком | Мне теперь не до игрушек- | Я тявкать умею, Умею рычать, Умею своих От чужих отличать. Котята боятся меня Как огня. Скажи мне по совести: Примут меня? |
– Сегодня на уроке мы повторяем всё, что нам известно о дательном падеже: его вопросы, предлоги; учимся проверять безударные окончания имён существительных в форме дательного падежа.
IV. Систематизация знаний учащихся о дательном падеже имён существительных.
– Расскажите о дательном падеже по плану:
- На какие вопросы отвечает?
Кому? Чему? (куда? Где?)
- С какими предлогами употребляется?
К по
- Каким членам предложения бывает?
Второстепенный член предложения
– Проверьте себя по таблице:
Дательный падеж
Кому? Чему?
(Куда? Где?)
к, по
Второстепенный член
Работаем с карточкой
Таблица 1 | ||
бежать по тропе | похлопать по плечу | прижать к груди |
подойти к реке | считать по календарю | прислониться к печи |
катиться по земле | читать по букварю | мчаться по степи |
В этих словах окончания ударные. Как же мы будем писать безударные окончания?
– занесем полученные результаты в таблицу:
Окончания существительных в Д.п. | ||
1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение |
-е по деревн_ | -у, -ю по календар_ к берег_ | -и по очеред_ |
– В каких случаях правописание безударного окончания существительного будет вызывать затруднение? Почему?
– Достаточно ли определить только род существительного, чтобы выяснить, какое окончание или написать у существительного дательного падежа? Почему? Что ещё необходимо сделать? (Определить тип склонения.)
– Повторите ещё раз алгоритм проверки безударного окончания существительного. Проверьте себя (с. 96).
Памятка.
Как проверить безударное окончание имени существительного?
Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, надо:
- Определить падеж.
- Определить склонение.
- Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
- Используем слова-помощники (рука, плечо, грудь)
Работаем с карточкой
к радост_ - __________
по дорог_ - __________
к инженер__ - _____________
подошёл к (кому?) к женщин_, директор_, командир_, к алле_, к проруб_
подъехал к (чему? куда?) к вокзал_, к вагон_, к дорог_, к библиотек_
бежал по (чему? где?) по алле_, по дорог_,
скучал по (чему?) по лошад_, по осен_, по свобод_, по товарищ_
V. Работа с учебником.
1.Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в дательном падеже. Выполняется с комментированием у доски (упр. 194, с. 101).
Просыпалось к ноч_ зерно. Глянули утром – нет ничего. | |
Кто всю ночь по крыш_ бьёт | |
Две сестры летом зелены, | |
Свою косичку без опаски | |
Слово по горизонтал_ Мы с подружкой отгадали, И ответ по вертикал_ Тоже в клеточки вписали. Последним было слово «лорд», Его вписали мы в... |
2.Закрепление Работаем с карточкой.(загадки)
Работаем с карточкой (можно группой?)
VI. Домашнее задание: упражнение 195, с. 102.(разобрать)
VII. Итог урока.
– Что повторяли на уроке?
– Какие окончания имеют существительные в дательном падеже 1-го, 2-го, 3-го склонения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку по теме "Правописание имен существительных" в 6 классе национальной школы
Данный урок разработан в режиме технологии КСО. Разработка содержит план занятия с приложением (алгоритмы работы, карточки с заданиями и т.д.)....
Конспект олимпийского урока по русскому языку на тему: « Род имен существительных» (5 класс)
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Задачи:1)образовательная – учить определять род имен существительных2)развивающая – способствовать развитию речи, мышления3) воспитательная – воспи...
Конспект олимпийского урока по русскому языку на тему: « Род имен существительных» (5 класс)
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Задачи:1)образовательная – учить определять род имен существительных2)развивающая – способствовать развитию речи, мышления3) воспитательная – воспи...
Конспект урока русского языка "Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го и 2-го склонения. Закрепление." в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Урок русского языка в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида....
Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Окончания имен существительных", 5 класс.
Конспект урока на тему:" Окончания имен существительных". 5 класс....
Конспект урока русского языка на тему "Окончания имен существительных 2-го склонения в Д.п."
Представлен конспект комбинированного урока , цель которого: формирование навыка правописания окончаний имен существительных 2-го склонения в Д.п.....