Инструкционные карты к урокам русского языка.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Инструкционные карты к урокам русского языка.
Знакомство школьников с понятием «Этимология слова», формировать у учащихся умение применять данные этимологии при объяснении современных лингвистических фактов; воспитывать у школьников интерес к русскому языку как учебному предмету, уважение к историческому прошлому Родины.
Восприятие, осмысление и первичное закрепление знаний и способов деятельности при выборе орфограммы с чередованием гласных
корне -гор-//-гар-.
- Сформировать понятие о сложносокращенных словах, рассказать о видах сложносокращенных слов по способу их образования.
- развивать коммуникативные навыки, умение анализировать и делать выводы; развивать речь учащихся;
- воспитывать интерес к родному языку, стимулировать интерес к чтению
Обобщить и расширить знания по теме «Словообразование. Орфография»;
- совершенствовать навыки морфемного и словообразовательного разбора;
- совершенствовать орфографические навыки в написании слов с приставками
ПРЕ- и ПРИ- , корней с чередованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инструкционная карта к уроку русского языка. | 22.93 КБ |
Инструкционная карта к уроку русского языка. | 36.62 КБ |
Инструкционная карта к уроку русского языка. | 583.22 КБ |
Инструкционная карта к уроку русского языка. | 88.91 КБ |
Инструкционная карта к уроку русского языка. | 32.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА русский язык | |||
Предмет | Русский язык | Класс | 6 |
Тема урока | Сложносокращенные слова | ||
Цели и задачи урока | - сформировать понятие о сложносокращенных словах, рассказать о видах сложносокращенных слов по способу их образования. - развивать коммуникативные навыки, умение анализировать и делать выводы; развивать речь учащихся; - воспитывать интерес к родному языку, стимулировать интерес к чтению | ||
Основные понятия, закрепляемые на уроке | Аббревиатура | ||
Образовательные интернет-ресурсы | Работа в приложении Zoom, компьютерная презентация | ||
ПЛАН УРОКА | |||
ЭТАП 1. Повторение материала | |||
Сложными называются слова.. ( состоящие из двух (реже трёх) корней). Они образуются в результате.. (сложения основ исходных слов (пар, возить - паровоз), из целых слов (диван-кровать)) При образовании сложных слов чаще используются.. (соединительные гласные О и Е. Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных - пластмасса). 2. Выпишите из текстов сложные слова 3. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН
7. Техника. Продолжите слово так, чтобы получилось наименование техники 8. Природа и погода. Вставьте пропущенные буквы и определите, что обозначают слова в каждом столбике (природные явления и название местности) 9. Занятия и качества. Вставьте пропущенные буквы и определите, что обозначают слова в каждом столбике (занятия людей, их времяпрепровождение и названия качеств людей)
ЭТАП 2. Новая тема. Знакомство с сложносокращёнными словами.
|
Синеглазка, Златовласка, Белоснежка, Мойдодыр, Мальчик-с-пальчик, Золушка, Людоед, Конёк-Горбунок, Снегурочка, Черномор скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, гусли-самогуды, шапка-невидимка, ковер-самолёт, цветик-семицветик, меч-кладенец варит кашу –..., сечёт дрова – ..., ходит в море –…, чистит трубы – …, дует стекло – …, считает звёзды – …, пишет басни – …, бреет бороды – … . лежит на боку – …, сидит дома – …, даром ест – …, ест сладкое – …, пустое мелет – …, зубы скалит – …, очки втирает – …, души губит –… . Человек, который разводит пчел – … . Человек, который много ходит пешком – … . Человек, который любит плавать на море – … . Человек, который варит сталь – … . Бездельник, который лежит на боку? – … . Рубит мясо – … . Поток воды, который падает с большой высоты… Вездеход, водопровод, ледоруб, самолёт, мышеловка, самовар, снегоход, паровоз, кофемолка, землечерпалка, пылесос, вертолёт, луноход, громоотвод, самосвал авто(сам)мобиль, вело(быстрый)сипед, видео(видимый)магнитофон, мото(движение)цикл фото(свет)аппарат, теле(далёкий)визор, аудио(звук)плейер, микро(малый)фон сн..гопад плоск..горье земл..трясение редк..лесье лед..ход лес..степь лист..пад мелк..водье ча..питие чест..любие пут..шествие легк..мыслие хор..вод пуст..словие рук..делие мил..сердие сен..кос прост..душие Простодушие, равнодушие, великодушие, малодушие, тщедушный, благодушный, прямодушный, единодушие, душераздирающий, душещипательный. Моя кошка Фенечка прямоухая, короткошерстная, трехцветная, длиннохвостая, любопытная, миролюбивая златолист – сентябрь; листопад – октябрь; зимобор – март, полузимник; листогной – ноябрь; вьюговей, бокогрей – феврал;, снегогон, водолей – апрел; хлеборост, разноцвет – июнь; сенозарник – июль, хлебосол, густоед, припасиха-собериха - август универмаг – универсальный магазин юнкор – юный корреспондент завуч – заведующий учебной частью сбербанк – сберегательный банк СМИ – средства массовой информации АЭС – атомная электростанция ООН – организация объединенных наций ДК – дворец культуры вуз – высшее учебное заведение ТЮЗ – театр юного зрителя ТЮЗ показал.. новый спектакль для малышей. АЭС начал.. вырабатывать энергию. СМИ сообщил.. о победителях конкурса. | ||
ЭТАП 3. Выявление восприятия. Почему сложносокращённые слова получили такое название? Найдём определение сложносокращённых слов в учебнике. Стр. 120, параграф 42. Знаете ли вы? …сложносокращенным словам всего лишь около ста лет. До событий 1917 г. в устной речи они почти не исполь-зовались. В1920-х гг. в советской республике появляется множество сложносокращенных слов типа “местком”, “Моссовет”, “ЦК”, “ВЦИК” и т. п. (Московский совет, Центральный комитет, Всероссийский центральный исполнительный комитет Какова причина появления в русском языке таких слов? - (Экономия времени и места) Существует 3 способа сокращения слов
| Эти слова одновременно являются и сложными (т.к. состоят из нескольких основ), и сокращёнными (т.к. эти основы использованы в усечённом виде) драмкружок (драматический кружок) завхоз (заведующий хозяйством) ЕГЭ, ВУЗ | ||
ЭТАП 4. Закрепление темы.
Род определяем по главному слову. Например, ОРТ – общественное российское телевидение, какое слово главное? телевидение, а телевидение какой род? значит средний род. Определите род сложносокращённых слов. 4. Допишите глаголы, согласуя их со сложносокращенными словами.
| 1. Министерство по чрезвычайным ситуациям 2. Неопознанный летающий объект 3. Московский государственный университет 4. Персональный компьютер 5. Соединённые Штаты Америки 6. Высшее учебное заведение 7. Средства массовой информации
1. ТЮЗ показал… новый спектакль для малышей. (театр юного зрителя м.р) 2. АЭС начал… вырабатывать энергию. (Атомная электростанция ж.р) 3. СМИ сообщил.. о победителях конкурса. (мн. ч) 4. ГИБДД 5. ПТУ пригласил… учащихся на День открытых дверей.
| ||
Домашнее задание. Доделать упражнения по учебнику |
Предварительный просмотр:
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА русский язык | |||||
Предмет | Русский язык | Класс | 6 | ||
Тема урока | Гласные в приставках пре-, и при-. | ||||
Цель урока | Изучить и закрепить правило правописания «Гласные в приставках пре-, и при-.». Объяснить условия выбора гласных в приставках пре- и при-; Задачи: Развивать умения учащихся правильно определять значение приставок и обосновывать выбор написания приставки; развивать речь; тренировать умение выделять приставки в словах. Развитие схематического мышления, зрительного внимания, памяти, словарного запаса, устной связной речи. | ||||
Основные понятия, закрепляемые на уроке | |||||
Образовательные интернет-ресурсы | Работа в приложении Zoom, компьютерная презентация | ||||
ПЛАН УРОКА | |||||
Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку, объявление темы и цели урока | |||||
ЭТАП 1. Повторение материала | |||||
Вставить пропущенные буквы и объяснить правописание.
Рассказать по таблице. Какие из этих правил мы ещё не знаем? | Поднимается со…нце, и его лучи осв…щают д…лекие п…ля и кусты возле осин…вого леса. Я предпол…гал с…брать …десь много яго… Они тут ра…сыпались ж…лто-красным к…вром. Мне осталось под…скать подходящую посуду. (раз, рас)чистить, (с, з)делать, (при, пре)бежать,(раз, рас)мышлять, (без, бес)вкусный, (от, ад)давать, (без, бес)сердечный, (воз, вос)глас, (воз, вос)кликнуть (про, пра)играть, (под)..грать, (с)..грать (при, пре)огромный, (при, пре)сесть Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. | ||||
- Какой вывод вы можете сделать? 2. Как думаете, какова тема урока? (Записать тему урока) - Какова главная цель урока? - Какова задача урока? ЭТАП 3. Работа с презентацией. Сколько значений имеет приставка ПРИ-? Значение 1. «Как можно попасть в школу?» - Каково значение данных глаголов? (- Приближение). - Прослушайте отрывок стихотворения, найдите и выпишите из него примеры приставок со значением приближения: Значение 2. Слайд № 7. Что изображено на картинках? – Записать в виде глаголов-действий с приставкой при- (или пре-?). (- Выполнение человеком различных действий). - Правильно, давайте их назовем. - С помощью веревки мы можем – привязать; - С помощью молотка? ( – прибить); - С помощью иголки? (– пришить); - С помощью клея? (– приклеить); - Руками мы можем друг к другу? ( – прикоснуться). - Каково значение этих глаголов? (- Присоединение одного предмета к другому). Значение 3. -Как называется участок при школе? (ПРИшкольный) - город на Волге? (ПРИволжский) - курорт на море? (ПРИморский) - населенный пункт рядом с городом (ПРИгород) - площадь рядом с вокзалом (ПРИвокзальная) - Давайте определим значение приставки –при в этих словах. – (Близость нахождения). – Значение 4. - Эти действия завершенные, но не до конца? (Выполнили не до конца). Как мы назовем это значение приставки? (Незавершенность, незаконченность действия). Еще говорят: неполнота действия. -Послушайте следующие строки и выпишите из них примеры. Работа с учебником. Чтение правила, стр. учебника 111, параграф 40. Первая часть таблицы. Сколько значений имеет приставка ПРЕ-? - Ребята, вы сегодня превосходно работаете. Все прекрасно отвечаете на все вопросы, преодолевая различные препятствия и преграды на пути к знаниям. У нас с вами осталось для заполнения 2 столбика таблицы. Я вам прочитаю последние строки стихотворения про приставки -пре и -при, а вы попробуйте догадаться, о каких значениях приставок в них идет речь. Слайды 36 – 40 Работа с учебником. Чтение правила, стр. учебника 111, параграф 40. Вторая часть таблицы. ЭТАП 4. Закрепление темы. Учебник, стр. 112 – правило + образец рассуждения.
| (Приставки произносятся одинаково). (При написании слов с приставками пре- и при- в безударном положении можно допустить ошибку). -Научиться распознавать слова с приставками пре- и при-, узнать правило правописания гласных в этих приставках. -Нужно вдуматься в смысл приставки, чтобы не ошибиться в написании. Прибыл ли поезд, приплыл пароход, Космонавт прилетел из Вселенной. Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет, Пишется при-, несомненно. Пришкольный участок – это участок, расположенный рядом со школой, т.е. другими словами? (рядом, около, вблизи со школой). Приморский – расположенный рядом (около)? (-Моря). - Как мы назовем значение приставки –при в словах пришкольный, приморский? Язык прикусил – не совсем откусил, Пригорело – не значит сгорело. Помни: в том, что сделано, но не совсем, Пиши приставку при- смело! Предлинный достанет до крыши рукой, Прежадный не даст вам конфету. Кто очень такой или очень сякой, Пре мы напишем об этом. --Это первое значение приставки ПРЕ- -Дожди непрерывные льют в октябре, Но грамотным дождь не преграда. Где очень похожи –пере и –пре, Там только –пре ставить надо. -- это второе значение приставки ПРЕ- | ||||
ЭТАП 5. Подведение итогов. | |||||
Предварительный просмотр:
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА русский язык | |||||
Предмет | Русский язык | Класс | 6 | ||
Тема урока | Урок по теме "Буквы Ы-И после приставок на согласный". | ||||
Цель урока | Изучить и закрепить правило правописания Ы и И после приставок на согласный. Задачи: Формирование умения определять условия выбора гласных Ы-И после приставок на согласные; тренировать умение выделять приставки в словах. Развитие схематического мышления, зрительного внимания, памяти, словарного запаса, устной связной речи. | ||||
Основные понятия, закрепляемые на уроке | |||||
Образовательные интернет-ресурсы | Работа в приложении Zoom, компьютерная презентация | ||||
ПЛАН УРОКА | |||||
Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку, объявление темы и цели урока | |||||
ЭТАП 1. Повторение материала | |||||
Исправить ошибки в предложениях
Определить способ образования следующих слов. Обозначьте морфемы, которые участвуют в словообразовании. | Поднимается со…нце, и его лучи осв…щают д…лекие п…ля и кусты возле осин…вого леса. Я предпол…гал с…брать …десь много яго… Они тут ра…сыпались ж…лто-красным к…вром. Мне осталось под…скать подходящую посуду. Безлунная, вырастут, расположение. Учащиеся разбирают слова по составу и рассказывают об их образовании. Догарала румяная зоря и на землю легли вечерние тени. Вдруг все озорилось мягким сиянием. Верхушки деревьев загарелись нежным светом. Красой солнца озорена гладь озера. Зоркость, озарение, прикасаться, лесоразработки, кое-чем, взрыв, лесник, никто, по-испански, ширь, беспросветный, ВДНХ, зайка, уехал, землепашец, свежемороженый, подбородок, прогул, неяркий, суперигра, кто-нибудь, чем-то. | ||||
ЭТАП 2. Новая тема. "Буквы Ы-И после приставок на согласный".
Ребята, есть в русском языке такие слова, в которых буква И после приставок на согласный превращается в букву Ы. слова ПОДЫСКАТЬ, разЫскивать? - Как думаете, какова тема урока? (Записать тему урока) - Какова главная цель урока? - Какова задача урока?
Сказать об исключениях МЕЖ СВЕРХ ВЗИМАТЬ Это слова с иноязычными приставками. Запомните иноязычные приставки! Сформулируйте правило правописания букв Ы, И после приставок на согласный. ЭТАП 3.
Первичное закрепление.
Какую закономерность увидели вы? (Иноязычные приставки)
Учащиеся записывают словосочетания с глаголами. Сыграть, подыскать, подытожить, разыграть. Разыскать. ЭТАП 4. Закрепление темы.
Определить способ образования следующих слов: Зоркость, озарение, прикасаться, лесоразработки, кое-чем, взрыв, лесник, никто, по-испански, ширь, беспросветный, ВДНХ, зайка, уехал, землепашец, свежемороженый, подбородок, прогул, неяркий, суперигра, кто-нибудь, чем-то.
1.В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква Ы? Буква И? А) под…грать, пред…стория, пред…дущий Б) по…грать, под…скать, без…нтересный В) сверх…нтересный, дез…информация, не….звестный Г) роз…ск, небез…звестный, на…игранный 2.В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква И ? А) с…грать, пере…грать, про…грать Б) контр…гра, сверх…нтерес, дез…нфекция В) до…грать, без…нтересно, от…граться Г) до…сторический, пред…дущий, пред…стория | (Понять, когда пишем Ы или И после приставок) Научиться это делать история – предыстория интересный – безынтересный играть – отыгрывать заигрывать – подыгрывать Выигрывать – разыгрывать меж – межиздательский сверх –сверхинтересный контр –контригра дез – дезинформация Роз...ск, с…щик, пере…зданный, за…нтриговать, по...ск, об…ск, с…гранный, небез…звестный Разыгралась метель, отыскать клад, безымянный палец, обыграть в шашки, сыграть в футбол, дезинфекция помещений, дезориентация в пространстве, межигровой, межинститутский, подытожить заседание, сверхинтересный рассказ, небезызвестный автор, изысканный явкус, происки злодеев, приучать сызмала, суперинтересный фильм, предынфарктное состояние, долгая контригра. За все задание – оценка За все задание - оценка | ||||
ЭТАП 4. Подведение итогов. | |||||
Предварительный просмотр:
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА русский язык | |||
Предмет | Русский язык | Класс | 6 3.12.20. |
Тема урока | Обобщающий урок на тему: « Словообразование. Орфография» | ||
Цели и задачи урока | - обобщить и расширить знания по теме «Словообразование. Орфография»; - совершенствовать навыки морфемного и словообразовательного разбора; - совершенствовать орфографические навыки в написании слов с приставками ПРЕ- и ПРИ- , корней с чередованием. | ||
Основные понятия, закрепляемые на уроке | Словообразование; морфема. Морфемный и словообразовательный разбор слова | ||
Образовательные интернет-ресурсы | Работа в приложении Zoom, компьютерная презентация | ||
ПЛАН УРОКА | |||
ЭТАП 1. Повторение материала | |||
2. Морфемный и словообразовательный разбор. - Скажите, пожалуйста, чем эти два вида разбора отличаются друг от друга. 3. Произведите морфемный и словообразовательный разбор данных слов. 4. - Какие слова называются сложносокращёнными? Как определить род сложносокращённого слова? - Расшифруйте сложносокращённые слова, определите их род. Составьте предложения, чтобы определить род сложносокращенных слов. ЭТАП 2. Закрепление пройденного. Орфограммы в морфемах 1. - Для чего нужно разбираться в структуре слова? Только ли для того, чтобы определить его смысл? 2. Назовите правило, изученное в разделе «Словообразование», которое связано с написанием приставок. 3. С какими орфограммами в корне мы познакомились в разделе «Словообразование»? - Какие ещё корни с чередованием мы знаем? 4. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы. Добавить свои примеры. ЭТАП 3. Закрепление пройденного. Способы образования слов.
ЭТАП 4.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ» 1. Словообразование как раздел науки о языке изучает… А) звуки речи; Б) значимые части слова и способы образования слов; В) словосочетания и предложения; 2. Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов – это… А) суффикс Б) приставка В) корень 3. В каком случае пишется С на конце приставки. А) ра…будить Б) во…гордиться В) ра…писание 4. В каком слове пишется буква А? А) прил…гательное Б) сл…жение В) предпол…жение 5. В каком слове пропущена буква О? А) выр…щенный Б) зар…сли В) р…стение 6. В каком слове пропущена буква Ё? А) ш…пот Б) крыж…вник В) ш…рох 7. В каком слове пишется буква Ы? А) ц…фра Б) ц…ганский В) милиц…я 8. Разберите слова по составу: проходили, полететь, сварщик, домик, осенний, предвечерний, разбежка. | Грамотный человек должен разбираться в структуре слова. (………….) ( Морфемный разбор – это выделение значимых частей слова, из которых оно состоит. При морфемном разборе слова указываются все морфемы, которые его составляют. Словообразовательный разбор слова – это выделение того, на базе чего и как образовано данное слово. При словообразовательном разборе указывается только то, с помощью чего образовано данное слово.) Прибежать, подсвечник, тепловоз, зайчик Вуз, СМИ, Спецкор, ГЭС. (Для правописания тоже. Умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова). - Вспомним правило. Когда мы пишем приставку ПРЕ-, а когда ПРИ-? (Корни с чередованием КОС –КАС, ГОР –ГАР, ЗОР - ЗАР) Лаг-лож, раст-рос, стил-стел, бир-бер… К..сательная, заг..рать, з..рька, выр..щенный, приг..рело, прик..сновение, з..рница, сг..рели, з..гар, р..сток, пор..сль, благ..дарность, соб..рать, соб..рательство, пл..вец, пл..вать, прил..жить, заст..лать, пост..лить, л..житься, пр..твориться, заг..реться, пр..горок, пром..кнуть, ур..внение. Касательная, загорать, зорька, выращенный, пригорело, прикосновение, зарница, сгорели, загар, росток, поросль, благодарность, собирательство, собирать, убраться, пловец, плавать, приложить, застилать, постелить, ложиться, претвориться, творчество, загореться, пригорок, промокнуть, уравнение. Суффиксальный, Приставочный Приставочно-суффиксальный Сложение основ, Сложение слов Сложение сокращенных основ Переход одной части речи в другую Развесёлый, Овражек, Подсвечник, Бег, Лесовоз Продтовары, Мороженая рыба, Съел мороженое Парашютистка, МГУ, кресло-кровать, птицефабрика, турпоход, приморский 1. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ) 2. Овражек ← овраг. (суффиксальный) 3. Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный) 4. Бег← бегать. (бессуффиксный) 5. Лесовоз ← лес возит. (сложение основ) 6. Продтовары ← продуктовые товары. (сложносокращённое слово) 7. Мороженая рыба } переход стр. 127, упр. 223, 224. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"
Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала написание до...
Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка»
Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка»Слайд № 1.В целях повышен...
Презентация по теме:"Использование "картинок" на уроках русского языка в 5 классе"
Мною предложен дидактический материал, использование которого на уроках русского языка разнообразно.Это могут быть словарные диктанты по определённой орфограмме,конструирование предложений и текста,лю...
Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.
Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" по УМК В.В. Бабайцевой
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Тип урока - повторение.Цели урока:-дать предс...
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (1-й урок)
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской. Тема "Морфология. Орфография. Части речи" (1-й урок)...
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (2-й урок)
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (2-й урок)...