Инструкционные карты к урокам русского языка.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Смирнова Галина Александровна

Инструкционные карты к урокам русского языка. 

Знакомство школьников с понятием «Этимология слова», формировать у учащихся умение применять данные этимологии при объяснении современных лингвистических фактов; воспитывать у школьников интерес к русскому языку как учебному предмету, уважение к историческому прошлому Родины.

Восприятие, осмысление и первичное закрепление знаний и способов деятельности при выборе орфограммы с чередованием гласных

 корне -гор-//-гар-.

- Сформировать понятие о сложносокращенных словах, рассказать о видах сложносокращенных слов по способу их образования.

- развивать коммуникативные навыки, умение анализировать и делать выводы; развивать речь учащихся;

- воспитывать интерес к родному языку, стимулировать интерес к чтению

Обобщить и расширить знания по теме «Словообразование. Орфография»;

- совершенствовать навыки морфемного и словообразовательного разбора;

- совершенствовать орфографические навыки в написании слов с приставками

ПРЕ- и ПРИ- , корней с чередованием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

Предмет

Русский язык

Класс

6

Тема урока

Этимология слов

Цель урока

Знакомство школьников с понятием «Этимология слова», формировать у учащихся умение применять данные этимологии при объяснении современных лингвистических фактов; воспитывать у школьников интерес к русскому языку как учебному предмету, уважение к историческому прошлому Родины.

Задачи:

- повысить предметные и общеучебные компетенции учащихся; используя занимательный материал, повысить мотивацию к изучению данной темы и к предмету в целом;

- познакомить школьников с понятием «этимологический словарь», показать его отличие от толкового словаря;

- - совершенствование связной речи при пересказе.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Что такое ЭТИМОЛОГИЯ.

Этимологический словарь.

Образовательные  интернет-ресурсы

Работа в приложении Zoom

ПЛАН УРОКА

ЭТАП 1. Повторение материала

Какими словарями мы пользуемся в нашей повседневной жизни?

Назвать словари.

Вспомнить авторов словарей русского языка.

Сопоставить название словарей

и их назначение.

Вспомнить 3 способа объяснения лексического значения слова:

  1. Через раскрытие значения частей слова (для этого нам нужны способы образования слов).
  2. Через подбор синонимов.
  3. Через указание на обобщенное понятие и отличительные признаки предмета. (Для этого нам нужно знать этимологию слова).

Словарь

Назначение

  1. Орфографический

А. Толкование лексического значения.

  1. Словообразовательный

Б. Правописание слов

  1. Толковый словарь

В. Способы образования новых слов

  1. Этимологический

Г. Произношение слов, ударение

  1. Орфоэпический

Д. Происхождение слов.

  1. Словарь иностранных слов

Е. ?

Например: 1-Г, 3-А

За все правильные ответы – 5; за 5 правильных ответов – 4; за 4 правильных ответа – 3 и т. д.

ЭТАП 2. Новая тема.

Ребята, вы задумывались когда-нибудь над тем, откуда произошло то или иное слово, почему какой-то предмет действительности назван именно так, а не иначе? Пытались ли вы узнать, откуда произошли слова:  торжество, богатый, зима, волейбол, зеркало? Я думаю, хотя бы раз в жизни вы задумывались над этим, ведь все мы рождаемся с потребностью разгадать тайну появления слова, понять его истоки, выявить скрытый смысл, заложенный в нем. Но иногда нашего жизненного и лингвистического опыта бывает недостаточно, чтобы правильно определить происхождение слова. Вот тогда на помощь нам приходят этимологические словари. Что же такое этимологический словарь? В чём состоит его особенность?

Существует специальная наука – этимология, которая возникла ещё в античной Греции. Её цель – выявить происхождение слова. Решение этой проблемы мы можем найти в этимологических словарях, содержащих слова с объяснением их происхождения.

Из этимологических словарей мы узнаем, как образовалось слово, каким был раньше его морфемный состав, какие слова являются ему родственными. Если слово заимствовано, то мы можем узнать, как оно попало в русский язык, когда и из какого языка пришло к нам. В этимологических словарях показывается возникновение слова и вся его жизнь, раскрывается его биография. В них, как в зеркале, отражается история языка и культура народа-носителя языка.

Сможете ли вы ответить, откуда произошло слово медведь? Почему этот зверь назван именно так? Рассмотрим этимологию этого слова.

Дело в том, что наши предки почитали это животное, очень боялись его и даже старались не упоминать его имя. Поэтому они придумали для него иносказательное название медведь. Это слово было первоначально сложным. Оно было образовано от слова мёд, которое в древности имело основу медв-, и корня глагола есть. Слово медведь означало «тот, кто ест мёд». Славяне очень часто сталкивались с проявлениями этого качества косолапого зверя. Нередко медведь разорял ульи или опережал людей в поисках дикого мёда.

В чём же состоят особенности этимологического словаря?

  1. Работа с презентацией, получение новой информации.  

Работа с учебником. Параграф 34, стр. 100.

2. Откройте стр.100-101

а) прочитайте текст упражнения 177;

б) составьте план текста;

в) подготовьте рассказ о происхождении этих слов (или любых других). 

Выполнить упражнение 179, стр. 102.

Слова можно взять другие.

За составление подробного плана, за пересказ содержания упражнения и информации презентации  - 5

А знаете ли вы, словами из скольких языков мы пользуемся в каждодневной речи?

Класс – латинского происхождения. Школа -  слово греческое. Портфель – французское, ранец – немецкое, карандаш – тюркское, тундра – финское, конфета – итальянское, чай – китайское, сахар – хинди, каратэ – японское, шоколад – из языка ацтеков, бегемот - из иврита.

Вот сколько!

Выполнить упражнение 178, стр. 102.

ЭТАП 3. Подведение итогов. Поразмышляем.

- Какие открытия вы для себя Помогают ли знакомые слова понять значения непонятных родственных им слов? (например, колокол – клацать, т.е. «звенеть», «звякать»)

- Зачем нужно знать о происхождении слов?  

Кратко выразите свою мысль.

(Ответы учащихся: Это помогает в правописании слов, облегчает понимание текстов, развивает логику; это увлекательно, интересно, познавательно, а потребность познавать – это такое же природное свойство человека, как потребность пить, есть, дышать, работать).



Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА   русский язык

Предмет

Русский язык

Класс

6

Тема урока

Сложносокращенные слова

Цели и задачи  урока

- сформировать понятие о сложносокращенных словах, рассказать о видах сложносокращенных слов по способу их образования.

- развивать коммуникативные навыки, умение анализировать и делать выводы; развивать речь учащихся;

- воспитывать интерес к родному языку, стимулировать интерес к чтению

Основные понятия, закрепляемые на уроке

Аббревиатура

Образовательные  интернет-ресурсы

Работа в приложении Zoom,

компьютерная презентация

ПЛАН УРОКА

ЭТАП 1. Повторение материала

  1. 1. Вспомнить материал, изученный на прошлом уроке.

Сложными называются слова.. ( состоящие из двух (реже трёх) корней).

Они образуются в результате.. (сложения основ исходных слов (пар, возить - паровоз), из целых слов (диван-кровать))

При образовании сложных слов чаще используются.. (соединительные гласные О и Е. Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных - пластмасса).

2. Выпишите из текстов сложные слова

3. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН

  1. 1. Сказочные герои. Объясните, почему их так зовут? Подчеркните сложные слова
  2. 2. Сказочные предметы. Вспомните, как называются в сказках волшебные предметы
  3. 3. Ремёсла. Как одним словом называют людей по роду их деятельности?

  1. Прозвища. Как называют людей по их качествам и привычкам?

  1. Угадываем слово. Выделяем корень

  1. 6. Изобретения. Подчеркните названия транспортных средств, у вас останутся названия приборов и механизмов.

7. Техника. Продолжите слово так, чтобы получилось наименование техники

8. Природа и погода. Вставьте пропущенные буквы и определите, что обозначают слова в каждом столбике (природные явления и название местности)

9. Занятия и качества. Вставьте пропущенные буквы и определите, что обозначают слова в каждом столбике (занятия людей, их времяпрепровождение и названия качеств людей)

  1. Душа. Запишите сложные слова с основой душа. Обозначьте корни.

  1. Мы и наши питомцы. Опишите, используя сложные слова, кого-нибудь из людей или животных
  2. Календарь. Соотнесите древнерусские названия месяцев и современные

ЭТАП 2.  Новая тема.   Знакомство с сложносокращёнными словами.

  1. Город. Расшифруйте данные сложносокращенные слова (аббревиатуры)

  1. Согласие. Допишите глаголы, согласуя их со сложносокращенными словами

  1. Космические пираты Весельчак У и Крысс примчались из будущего в поисках новоизобретённого аппарата, помогающего слышать чужие мысли, - миелофона. Этот аппарат шестиклассник Коля, путешествуя во времени, случайно унёс с собой в XX век. (Читайте кн. К. Булычёва «100 лет тому вперед»)
  2. Благородный рыцарь Дон Кихот путешествовал по дорогам Испании в поисках приключений со своим верным оруженосцем Санчо Пансой. Не умея отличить вымысел от реальности, Дон Кихот сражался с ветряными мельницами, и злоключения преследовали его. (Читайте книгу М. де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»)

Синеглазка, Златовласка, Белоснежка, Мойдодыр, Мальчик-с-пальчик, Золушка, Людоед, Конёк-Горбунок, Снегурочка, Черномор

скатерть-самобранка, сапоги-скороходы,  гусли-самогуды, шапка-невидимка, ковер-самолёт, цветик-семицветик, меч-кладенец

варит кашу –..., сечёт дрова – ..., ходит в море –…, чистит трубы – …, дует стекло – …,                    считает звёзды – …, пишет басни – …,                                                 бреет бороды – … .

лежит на боку – …,         сидит дома – …, даром ест – …, ест сладкое – …, пустое мелет – …,  зубы скалит – …, очки втирает – …, души губит –… .

Человек, который разводит пчел – … . Человек, который много ходит пешком – … . Человек, который любит плавать на море – … . Человек, который варит сталь – … . Бездельник, который лежит на боку? – … . Рубит мясо – … . Поток воды, который падает с большой высоты…  

Вездеход, водопровод, ледоруб, самолёт, мышеловка, самовар, снегоход, паровоз, кофемолка, землечерпалка, пылесос, вертолёт, луноход, громоотвод, самосвал

авто(сам)мобиль, вело(быстрый)сипед, видео(видимый)магнитофон, мото(движение)цикл

фото(свет)аппарат, теле(далёкий)визор,

аудио(звук)плейер, микро(малый)фон

сн..гопад                        плоск..горье

земл..трясение                редк..лесье

лед..ход                        лес..степь

лист..пад                        мелк..водье

ча..питие                        чест..любие

пут..шествие                легк..мыслие

хор..вод                        пуст..словие

рук..делие                        мил..сердие

сен..кос                        прост..душие

Простодушие, равнодушие, великодушие, малодушие, тщедушный, благодушный, прямодушный, единодушие, душераздирающий, душещипательный.

Моя кошка Фенечка прямоухая, короткошерстная, трехцветная, длиннохвостая, любопытная, миролюбивая

златолист – сентябрь; листопад – октябрь; зимобор – март, полузимник; листогной – ноябрь; вьюговей, бокогрей – феврал;, снегогон, водолей – апрел; хлеборост, разноцвет – июнь; сенозарник – июль,         хлебосол, густоед, припасиха-собериха - август        

универмаг – универсальный магазин

        юнкор – юный корреспондент

завуч – заведующий учебной частью        

сбербанк – сберегательный банк

СМИ – средства массовой информации        

АЭС – атомная электростанция

ООН – организация объединенных наций        

ДК – дворец культуры

вуз – высшее учебное заведение        

        ТЮЗ – театр юного зрителя

ТЮЗ показал.. новый спектакль для малышей.

АЭС начал.. вырабатывать энергию.

СМИ сообщил.. о победителях конкурса.

ЭТАП 3.  Выявление восприятия.  Почему сложносокращённые слова получили такое название?

Найдём определение сложносокращённых слов в учебнике. Стр. 120, параграф 42.

Знаете ли вы? 

…сложносокращенным словам всего лишь около ста лет. До событий 1917 г. в устной речи они почти не исполь-зовались. В1920-х гг. в советской республике появляется множество сложносокращенных слов типа “местком”,

Моссовет”, “ЦК”, “ВЦИК” и т. п. (Московский совет, Центральный комитет, Всероссийский центральный исполнительный комитет

Какова причина появления в русском языке таких слов? - (Экономия времени и места)

Существует 3 способа сокращения слов

  • 1. Часть слова + целое слово
  • 2. Часть слова + часть слова
  • 3. Аббревиатура (это слова, полученные путём сложения начальных букв или звуков)
  • (слово аббревиатура записываем на доске)

Эти слова одновременно являются и сложными (т.к. состоят из нескольких основ), и сокращёнными (т.к. эти основы использованы в усечённом виде)

драмкружок (драматический кружок)

завхоз (заведующий хозяйством)

ЕГЭ, ВУЗ

ЭТАП 4. Закрепление темы.

  1. Расшифровать аббревиатуры:
  2. США    СМИ    МЧС    ВУЗ    МГУ    ПК    НЛО
  1. А как же определить род аббревиатур? –

Род определяем по главному слову. Например, ОРТ – общественное российское телевидение, какое слово главное? телевидение, а телевидение какой род? значит средний род.

Определите род сложносокращённых слов.

4. Допишите глаголы, согласуя их со сложносокращенными словами.

  1. От данных словосочетаний образуйте сложносокращённые слова

  1. Работа с учебником. Упр. 218, 219, 220 – устно.
  2. Упр. 221, письменно.

1. Министерство по чрезвычайным ситуациям

2. Неопознанный летающий объект

3. Московский государственный университет

4. Персональный компьютер

5. Соединённые Штаты Америки

6. Высшее учебное заведение

7. Средства массовой информации

  • РФ – Российская Федерация;
  • МГУ –Московский государственный университет;
  • ООН – Организация объединенных наций;
  • НИИ – Научно-исследовательский институт;
  • МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций;
  • ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

1. ТЮЗ показал… новый спектакль для малышей. (театр юного зрителя м.р)

2. АЭС начал… вырабатывать энергию. (Атомная электростанция ж.р)

3. СМИ сообщил.. о победителях конкурса. (мн. ч)

4. ГИБДД

5. ПТУ пригласил… учащихся на День открытых дверей.

  • Стенная газета - …,
  • спортивный клуб -… ,
  • детский сад-…,
  • лесное хозяйство - ….
  • специальный корреспондент - …

Домашнее задание. Доделать упражнения по учебнику



Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА   русский язык

Предмет

Русский язык

Класс

6

Тема урока

Гласные в приставках пре-, и при-.

Цель урока

Изучить и закрепить правило правописания «Гласные в приставках пре-, и при-.». Объяснить условия выбора  гласных в приставках пре- и при-;

Задачи:

Развивать умения учащихся правильно определять значение приставок и обосновывать выбор написания приставки; развивать речь;

 тренировать умение выделять приставки в словах.

Развитие схематического мышления, зрительного внимания, памяти, словарного запаса, устной связной речи.

Основные понятия, закрепляемые на уроке

Образовательные  интернет-ресурсы

Работа в приложении Zoom,

компьютерная презентация

ПЛАН УРОКА

Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку, объявление темы и цели урока

ЭТАП 1. Повторение материала

  1. Лингвистическая разминка. Повторение.

Вставить пропущенные буквы и объяснить правописание.

  1. Ребята, посмотрите на слайд  и подумайте: на какие группы можно разделить данные слова и почему? (Исходите из того, над какой морфемой будете работать, раскрывая скобки.) Запишите слова, раскрывая скобки и распределяя их на три группы в зависимости от правописания. Объясните графически выбор приставки.

  1. Что такое приставка? Каково её назначение?

  1. Основные правила правописания приставок.

Рассказать по таблице.

Какие из этих правил мы ещё не знаем?

Поднимается со…нце, и его лучи осв…щают д…лекие п…ля и кусты возле осин…вого леса. Я предпол…гал с…брать …десь много яго… Они тут ра…сыпались ж…лто-красным к…вром. Мне осталось под…скать подходящую посуду.

(раз, рас)чистить, (с, з)делать,

(при, пре)бежать,(раз, рас)мышлять,

(без, бес)вкусный, (от, ад)давать,

(без, бес)сердечный,

(воз, вос)глас, (воз, вос)кликнуть

(про, пра)играть, (под)..грать, (с)..грать

(при, пре)огромный, (при, пре)сесть  

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

  1. ЭТАП 2.  Новая тема. Гласные в приставках пре-, и при Сравните, как произносятся приставки  в словах прибежать, присесть и преогромный? 

- Какой вывод вы можете сделать?

2.  Как думаете, какова тема урока? (Записать тему урока)

- Какова главная цель урока?

- Какова задача урока?

ЭТАП 3.   Работа с презентацией.

Сколько значений имеет приставка ПРИ-?

Значение 1.

«Как можно попасть в школу?»

- Каково значение данных глаголов? (- Приближение).

- Прослушайте отрывок стихотворения, найдите и выпишите из него примеры приставок со значением приближения:

Значение 2.

Слайд № 7.

Что изображено на картинках? – Записать в виде глаголов-действий с приставкой при- (или пре-?).

(- Выполнение человеком различных действий).

 - Правильно, давайте их назовем.

- С помощью веревки мы можем – привязать;

- С помощью молотка? ( – прибить);

- С помощью иголки? (– пришить);

- С помощью клея? (– приклеить);

- Руками мы можем друг к другу? ( – прикоснуться).

- Каково значение этих глаголов? (- Присоединение одного предмета  к другому).

Значение 3.

-Как называется участок при школе? (ПРИшкольный)

- город на Волге? (ПРИволжский)

- курорт на море? (ПРИморский)

- населенный пункт рядом с городом (ПРИгород)

- площадь рядом с вокзалом (ПРИвокзальная)

- Давайте определим значение приставки –при в этих словах.

(Близость нахождения). –

Значение 4.

-  Эти действия завершенные, но не до конца? (Выполнили не до конца). Как мы назовем это значение приставки? (Незавершенность, незаконченность действия). Еще говорят: неполнота действия.

-Послушайте следующие строки и выпишите из них примеры.

Работа с учебником. Чтение правила,  стр. учебника 111, параграф 40.

Первая часть таблицы.

Сколько значений имеет приставка ПРЕ-?

- Ребята, вы сегодня превосходно работаете. Все прекрасно отвечаете на все вопросы, преодолевая различные препятствия и преграды на пути к знаниям.

У нас с вами осталось для заполнения 2 столбика таблицы. Я вам прочитаю последние строки стихотворения про приставки -пре и -при, а вы попробуйте догадаться, о каких значениях приставок в них идет речь.

Слайды 36 – 40

Работа с учебником. Чтение правила,  стр. учебника 111, параграф 40.

Вторая часть таблицы.

ЭТАП 4.   Закрепление темы. Учебник, стр. 112 – правило + образец рассуждения.

  1. Выполнить упр. 201, 202.

  1. Работа с презентацией. Выполнить задания слайды 43 – 45

  1. Работа с учебником, упр. 203

(Приставки произносятся одинаково).

(При написании слов с приставками пре-               и при- в безударном положении можно допустить ошибку).

-Научиться распознавать слова с приставками пре- и при-, узнать правило правописания гласных в этих приставках.

-Нужно вдуматься в смысл приставки, чтобы не ошибиться в написании.

Прибыл ли поезд, приплыл пароход,

Космонавт прилетел из Вселенной.

Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет,

Пишется при-, несомненно.

Пришкольный участок – это участок, расположенный рядом со школой, т.е. другими словами? (рядом, около, вблизи со школой). Приморский – расположенный рядом (около)? (-Моря).

- Как мы назовем значение приставки –при в словах пришкольный, приморский?

Язык прикусил – не совсем откусил,

Пригорело – не значит сгорело.

Помни: в том, что сделано, но не совсем,

Пиши приставку при- смело!

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой или очень сякой,

Пре мы напишем об этом.

--Это первое значение приставки ПРЕ-

-Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным дождь не преграда.

Где очень похожи –пере и –пре,

Там только –пре ставить надо.

-- это второе значение приставки ПРЕ-

ЭТАП 5.  Подведение итогов.  



Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА   русский язык

Предмет

Русский язык

Класс

6

Тема урока

Урок по теме "Буквы Ы-И после приставок на согласный".

Цель урока

Изучить и закрепить правило правописания Ы и И после приставок на согласный.

Задачи:

Формирование умения определять условия выбора гласных Ы-И после приставок на согласные; тренировать умение выделять приставки в словах.

Развитие схематического мышления, зрительного внимания, памяти, словарного запаса, устной связной речи.

Основные понятия, закрепляемые на уроке

Образовательные  интернет-ресурсы

Работа в приложении Zoom,

компьютерная презентация

ПЛАН УРОКА

Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку, объявление темы и цели урока

ЭТАП 1. Повторение материала

  1. 1.Записать слова, вставить пропущенные буквы, объяснить правописание.

  1. Синтаксический разбор 1 предложения.

  1. Словообразовательный анализ.

  1. Корректор.

Исправить ошибки в предложениях

  1. Самостоятельная работа

Определить способ образования следующих слов.

Обозначьте морфемы, которые участвуют в словообразовании.

Поднимается со…нце, и его лучи осв…щают д…лекие п…ля и кусты возле осин…вого леса. Я предпол…гал с…брать …десь много яго… Они тут ра…сыпались ж…лто-красным к…вром. Мне осталось под…скать подходящую посуду.

Безлунная, вырастут, расположение.

Учащиеся разбирают слова по составу и рассказывают об их образовании.

Догарала румяная зоря и на землю легли вечерние тени. Вдруг все озорилось мягким сиянием. Верхушки деревьев загарелись нежным светом. Красой солнца озорена гладь озера.

Зоркость, озарение, прикасаться, лесоразработки, кое-чем, взрыв, лесник, никто, по-испански, ширь, беспросветный, ВДНХ, зайка, уехал, землепашец, свежемороженый, подбородок, прогул, неяркий, суперигра, кто-нибудь, чем-то.

ЭТАП 2.  Новая тема. "Буквы Ы-И после приставок на согласный".

  1. Проблемное объяснение нового знания:

Ребята, есть в русском языке такие слова, в которых буква И после приставок на согласный превращается в букву Ы.

слова ПОДЫСКАТЬ, разЫскивать? 

- Как думаете, какова тема урока? (Записать тему урока)

- Какова главная цель урока?

- Какова задача урока?

  1. Проанализируйте такие пары слов:

  1. Какую закономерность вы увидели? Какой вывод можно сделать?

Сказать об исключениях МЕЖ  СВЕРХ  ВЗИМАТЬ

Это слова с иноязычными приставками. Запомните иноязычные приставки!

Сформулируйте правило правописания букв Ы, И после приставок на согласный.

ЭТАП 3.  

  1. Работа с учебником. Чтение правила,  стр. учебника 109

 Первичное закрепление.

  1. 1) Давайте найдем слова с этой орфограммой и объясним ее правописание
  2. Выпишите слова, которые противоречат нашему выводу:

Какую закономерность увидели вы? (Иноязычные приставки)

  1. Составление словосочетаний.

Учащиеся записывают словосочетания с глаголами.

Сыграть, подыскать, подытожить, разыграть. Разыскать.

ЭТАП 4.   Закрепление темы.

  1. Задание на повторение. Самостоятельная работа

Определить способ образования следующих слов:

Зоркость, озарение, прикасаться, лесоразработки, кое-чем, взрыв, лесник, никто, по-испански, ширь, беспросветный, ВДНХ, зайка, уехал, землепашец, свежемороженый, подбородок, прогул, неяркий, суперигра, кто-нибудь, чем-то.

  1. Мини-тест

1.В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква Ы? Буква И?

А) под…грать, пред…стория, пред…дущий

Б) по…грать, под…скать, без…нтересный

В) сверх…нтересный, дез…информация, не….звестный

Г) роз…ск, небез…звестный, на…игранный

2.В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква И ?

А) с…грать, пере…грать, про…грать

Б) контр…гра, сверх…нтерес, дез…нфекция

В) до…грать, без…нтересно, от…граться

Г) до…сторический, пред…дущий, пред…стория

(Понять, когда пишем Ы или И после приставок)

Научиться это делать

история – предыстория

интересный – безынтересный

играть – отыгрывать

заигрывать – подыгрывать

Выигрывать – разыгрывать

меж – межиздательский

сверх –сверхинтересный

контр –контригра

дез – дезинформация

Роз...ск, с…щик, пере…зданный, за…нтриговать, по...ск, об…ск, с…гранный, небез…звестный

Разыгралась метель, отыскать клад, безымянный палец, обыграть в шашки, сыграть в футбол, дезинфекция помещений, дезориентация в пространстве, межигровой, межинститутский, подытожить заседание, сверхинтересный рассказ, небезызвестный автор, изысканный явкус, происки злодеев, приучать сызмала, суперинтересный фильм, предынфарктное состояние, долгая контригра.

За все задание – оценка

За все задание - оценка

ЭТАП 4.  Подведение итогов.  



Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА   русский язык

Предмет

Русский язык

Класс

6                  3.12.20.

Тема урока

Обобщающий урок на тему: « Словообразование. Орфография»

Цели и задачи  урока

- обобщить и расширить знания по теме «Словообразование. Орфография»;

- совершенствовать навыки морфемного и словообразовательного разбора;

- совершенствовать орфографические навыки в написании слов с приставками

ПРЕ- и ПРИ- , корней с чередованием.

Основные понятия, закрепляемые на уроке

Словообразование; морфема.

Морфемный и словообразовательный разбор слова

Образовательные  интернет-ресурсы

Работа в приложении Zoom,

компьютерная презентация

ПЛАН УРОКА

ЭТАП 1. Повторение материала

  1. Произведите синтаксический разбор предложения.

2. Морфемный и словообразовательный разбор.

- Скажите, пожалуйста, чем эти два вида разбора отличаются друг от друга.

3. Произведите морфемный и словообразовательный разбор данных слов.

4. - Какие слова называются сложносокращёнными? Как определить род сложносокращённого слова?

- Расшифруйте сложносокращённые слова, определите их род. Составьте предложения, чтобы определить род сложносокращенных слов.

ЭТАП 2.  Закрепление пройденного. Орфограммы в морфемах

1. - Для чего нужно разбираться в структуре слова? Только ли для того, чтобы определить его смысл?

2. Назовите правило, изученное в разделе «Словообразование», которое связано с написанием приставок.

3. С какими орфограммами в корне мы познакомились в разделе «Словообразование»?

- Какие ещё корни с чередованием мы знаем?

4.  Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы. Добавить свои примеры.

ЭТАП 3.  Закрепление пройденного. Способы образования слов.

  1. Какие мы знаем способы образования слов?

  1. Определите, как образованы следующие слова.

ЭТАП 4.  

  1. Работа с учебником,

  1. Домашнее задание (в тетради)

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»

1. Словообразование как раздел науки о языке изучает…

А) звуки речи;

Б) значимые части слова и способы образования слов;

В) словосочетания и предложения;

2. Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования  новых слов – это…

    А) суффикс         Б) приставка           В) корень    

3. В каком случае пишется С на конце приставки.

А) ра…будить    Б) во…гордиться   В) ра…писание

4. В каком слове пишется буква А?

А) прил…гательное   Б) сл…жение  В) предпол…жение

5. В каком слове пропущена буква О?

 А) выр…щенный   Б) зар…сли   В) р…стение

 6. В каком слове пропущена буква Ё?

 А) ш…пот          Б) крыж…вник            В) ш…рох

 7. В каком слове пишется буква Ы?

 А) ц…фра   Б) ц…ганский    В) милиц…я

 8. Разберите слова по составу: 

проходили, полететь, сварщик, домик, осенний,  предвечерний, разбежка.  

Грамотный человек должен разбираться в структуре слова. (………….)

( Морфемный разбор – это выделение значимых частей слова, из которых оно состоит. При морфемном разборе слова указываются все морфемы, которые его составляют.

Словообразовательный разбор слова – это выделение того, на базе чего и как образовано данное слово. При словообразовательном разборе указывается только то, с помощью чего образовано данное слово.)

Прибежать,  подсвечник,  тепловоз,  зайчик

Вуз, СМИ, Спецкор, ГЭС.

(Для правописания тоже. Умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова).

- Вспомним правило. Когда мы пишем приставку ПРЕ-, а когда ПРИ-?

(Корни с чередованием КОС –КАС, ГОР –ГАР, ЗОР - ЗАР)

Лаг-лож, раст-рос, стил-стел, бир-бер…

К..сательная,        заг..рать, з..рька, выр..щенный, приг..рело, прик..сновение, з..рница, сг..рели, з..гар, р..сток, пор..сль, благ..дарность, соб..рать, соб..рательство, пл..вец, пл..вать, прил..жить, заст..лать, пост..лить, л..житься, пр..твориться,  заг..реться, пр..горок, пром..кнуть, ур..внение.

Касательная,        загорать, зорька, выращенный, пригорело, прикосновение, зарница, сгорели, загар, росток, поросль, благодарность, собирательство, собирать, убраться, пловец, плавать, приложить, застилать, постелить, ложиться, претвориться, творчество, загореться, пригорок, промокнуть, уравнение.

Суффиксальный,  Приставочный

Приставочно-суффиксальный

Сложение основ,  Сложение слов

Сложение сокращенных основ

 Переход одной части речи в другую

Развесёлый,  Овражек, Подсвечник,  Бег,  Лесовоз

Продтовары,  Мороженая рыба,  Съел мороженое

Парашютистка,  МГУ,  кресло-кровать,  птицефабрика,   турпоход,  приморский

1. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)

2. Овражек ← овраг. (суффиксальный)

3. Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)

4. Бег← бегать. (бессуффиксный)

5. Лесовоз ← лес возит. (сложение основ)

6. Продтовары ← продуктовые товары. (сложносокращённое слово)

7. Мороженая рыба } переход

стр. 127, упр. 223, 224.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка»

Мастер-класс «Применение метода  интеллект-карт на уроках русского языка»Слайд № 1.В целях повышен...

Презентация по теме:"Использование "картинок" на уроках русского языка в 5 классе"

Мною предложен дидактический материал, использование которого на уроках русского языка разнообразно.Это могут быть словарные диктанты по определённой орфограмме,конструирование предложений и текста,лю...

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.

Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" по УМК В.В. Бабайцевой

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Тип урока - повторение.Цели урока:-дать предс...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (1-й урок)

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской. Тема "Морфология. Орфография. Части речи" (1-й урок)...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (2-й урок)

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (2-й урок)...