Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка»
материал по русскому языку по теме

                 Мастер-класс

«Применение метода  интеллект-карт на уроках русского языка»

Слайд № 1.

В целях повышения качества образования, мотивации учебной деятельности, развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся я применяю  в своей педагогической деятельности так же, как все учителя-практики, разные педагогические технологии. Сегодня я хочу представить вашему вниманию одну из наиболее эффективных.

Всем известно, что информационный обмен между участниками учебного процесса протекает в основном в вербальной и знаковой формах. Немудрено, что в этих условиях в выигрышном положении оказываются учащиеся с высокими уровнями развития вербального и математического интеллекта. Кинестетики, визуалы, ученики с развитыми пространственными, музыкальными способностями оказываются в заведомо худшем положении, их обычно относят к необучаемым, и они быстро превращаются в неуспевающих. Задача учителя усложняется: как научить учиться всех обучающихся? В книге «Преобразованная сила» писатель Э. Тоффлер  определил цель образования уже ближайшего будущего: «Грамотным в будущем будет не тот человек, который умеет читать. Это будет человек, который знает, как научиться тому, как следует учиться».

Слайд №2. Чтобы научить учиться всех обучающихся, и сильных, и слабых,  существует множество современных технологий. Сегодня я предлагаю познакомиться с универсальным методом интеллект-карт, в основу которого положены исследования английского психолога Тони Бьюзена и профессора Санкт-Петербургского университета Бершадской Елены Александровны. Обобщив их исследования, я попыталась создать методическое пособие по внедрению данного метода в практику преподавания русского языка. Сегодня я покажу вам это на конкретных примерах.

Слайд №3. Эффективность использования  данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации.  Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие –  за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.

Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам:

Слайд №5.  «Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.

«Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт.  «Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.

 

Слайд № 6. Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:

  • Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
  • Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
  • Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
  • Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
  • Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
  • Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Метод интеллект-карт даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения:

  • Адаптироваться к условиям ЕГЭ
  • Задействовать оба полушария головного мозга
  • Повышать работоспособность
  • формировать общеучебные умения и навыки:

§  запоминание информации при быстром и полном обзоре темы

§  конспектирование или составление аннотаций письменных текстов

§  создание конспектов лекций, докладов, выступлений

§  написание докладов, рефератов, научных работ, статей, аналитических обзоров, разработка проектов, презентаций

  • осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности:
  • улучшать все виды памяти
  • развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность
  • формировать  орфографические и пунктуационные навыки
  • обогащать словарный запас
  • повышать результативность

Слайд №9. Данный метод дает возможность учителю:

  • повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся
  • развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности
  • активизировать деятельность
  • изучать личность обучающихся, выявлять  причины их когнитивных затруднений
  •  корректировать знания

Главное достоинство метода - его универсальность. Предложенная методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником.

 

Методика построения интеллект-карт

Рисовать интеллект-карты можно руками на бумаге или использовать компьютерные программы: MindMaps, PowerPoint.

 

Слайд № 10. В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения),символизирующий основную идею

Слайд №11-12. Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней

Слайд №13. На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами

Слайд №14.Наносятся  стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруются ветки и добавляются ореолы

Слайд №15. Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока:

  • изучение нового материала
  • закрепление материала
  • обобщение материала
  •  написания сочинения, доклада, реферата, научно-исследовательской работы
  • подготовка проекта, презентации
  • аннотирование
  • конспектирование

Карты могут быть индивидуальные, групповые, коллективные.

№16, 17 Я предлагаю построить интеллект-карту по данному тексту (аннотирование)

·         Обзорное чтение, просмотр изучаемого материала

·         Определение объёма материала, оценивание уровня его сложности

·         Определение центрального образа интеллект-карты, её главных веток

·         Построение индивидуальных интеллект-карт

·         Обсуждение первичных представлений о теме

·         Составление интегральной интеллект-карты

№ 18,19 Сейчас я предлагаю вам построить коллективную интеллект-карту по теме «Имя существительное»(конспектирование –письменное  изложение материала)

§  Написание центрального образа будущей интеллект-карты

§  Кратковременное извержение ассоциаций

§  Определение основных веток (идей) карты

§  Построение интеллект-карты

№ 20 С помощью интеллект-карты очень легко научить учащихся запоминать стихотворение

1. Определить центральный образ стихотворения.

2. Нарисовать веточки карты, соответствующие строчкам стихотворения

3. Записать ключевые слова на каждой веточке.

4. Нарисовать символы, рисунки, знаки.
5. Прочитать строчку стихотворения и найти "веточку", на которой зарисована эта строчка и ее ключевые слова.
6. По рисункам и ключевым словам расшифровать каждую веточку.

7. Восстановить весь текст стихотворения по памяти.

А.С.Пушкин «ОСЕНЬ»
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

 

Показать еще карты. ( № 21- 33)

№ 34. Таким образом, применение метода интеллект-карт способствует

  • развитию предметной компетенции, интеллекта, мышления, речи
  • активизации познавательной  деятельности
  • коррекции знаний
  • повышению мотивации и качества

№ 36. Программы, используемые для построения интеллект-карт

Интеллект-карты можно рисовать не только от руки, но и создавать при помощи следующих компьютерных программ:

1. ConceptDraw MINDMAP Professional v 4.5. Сайт: http://conceptdraw.f

Можно закачать разные варианты демоверсий или профессиональный вариант. В течение 30 дней программа полностью работоспособна. Можно создавать, сохранять и распечатывать самые разнообразные интеллект-карты.

Используйте интеллект-карты на уроках, и тогда несколько в ином ключе будут звучать слова Э. Тоффлера, который  определил стратегическую цель образования:

«Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно -  создавать интеллект-карты».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках английского языка

Обобщение и трансляция личного педагогического опыта. Характеристика технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Описание основных приёмов, которые будут демонстрироваться. Имит...

мастер-класс "Применение кейс-технологии как метода проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Опыт применения проблемного метода обучения, в частности, использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы. Выступление на областном семинаре учителей русского языка и литературы 03...

Мастер-класс. Применение технологии критического мышления на уроках английского языка

В мастер-классе описаны некоторые приемы технологии критического мышления, которы можно использовать на урока....

Мастер -класс " Применение проектной технологии на уроке русского языка в 7 классе "

Данный мастер класс предназначен для учителей русского языка. Он отражает применение проектной технологии с использованием игрового метода. Длительность мастер класса -25 минут. Речь идет о причастии....

Мастер-класс«Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка и литературы»

Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.Метод интеллект-карт предложен американским психологом Тони Бьюзеном. Изучением метода в России занимается профессор Санкт-Пете...