Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"
статья по русскому языку (9 класс) на тему
Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка:
- изучение нового материала
- закрепление материала
- обобщение материала
- написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы
- подготовка проекта, презентации
- аннотирование
- конспектирование
и презентация комплекта интеллект-карт, созданных с помощью программы ConceptDrawMINDMAP
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Горовая Татьяна Петровна, МОУ «СОШ №14», г. Новокузнецк, учитель русского языка и литературы
Обобщение опыта работы по теме «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка»
Слайд № 1.
В связи с введением в 2009 году обязательного единого государственного экзамена по русскому языку возникает потребность в систематической и глубокой подготовке обучающихся к нему. Всем известно, что информационный обмен между участниками учебного процесса протекает в основном в вербальной и знаковой формах. Немудрено, что в этих условиях в выигрышном положении оказываются учащиеся с высокими уровнями развития вербального и математического интеллекта. Кинестетики, визуалы, ученики с развитыми пространственными, музыкальными способностями оказываются в заведомо худшем положении, их обычно относят к необучаемым, и они быстро превращаются в неуспевающих. Поэтому задача учителя-словесника усложняется. С одной стороны, он должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков обучающихся, с другой – развить потенциальные интеллектуальные и творческие возможности и мыслительные способности сильных учащихся. Встает вопрос: как научить учиться всех обучающихся? В книге «Преобразованная сила» писатель Э. Тоффлер определил цель образования уже ближайшего будущего: «Грамотным в будущем будет не тот человек, который умеет читать. Это будет человек, который знает, как научиться тому, как следует учиться».
А научить всех учащихся учиться мне помогает метод интеллект-карт, в основу которого положены исследования английского психолога Тони Бьюзена и профессора Санкт-Петербургского университета Бершадской Елены Александровны. Посетив в декабре 2009 года курсы Елены Александровны, я увидела непревзойденные достоинства данного метода, его эффективность, универсальность, возможность применения на любом уроке для учащихся любого уровня обученности.
Эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.
Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности. Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи. Изучив и обобщив исследования Елены Александровны, я занялась вплотную подготовкой методического пособия по применению данного метода на уроках русского языка. В его подготовке мне помогали мои ученики.
Для более эффективного применения данного метода обучения мы следовали трём принципам:
«Принимай»
«Применяй»
«Приспосабливай»
Сначала учащиеся внимательно изучили все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.
Слайд № 2. В первую очередь их привлекли следующие свойства интеллект-карт:
- Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
- Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
- Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
- Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
- Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
- Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
А также учащиеся увидели преимущества интеллект-карт перед другими методами:
Пишем:
- с удовольствием
- быстро
- мало
Видим:
- взаимосвязи
- структуру изложения материала
- логику
Развиваем:
- мышление
- память
- воображение
Задействуем:
- весь потенциал
- творчество
Запоминаем:
- сразу
- много
- качественно
Используя поисковую систему Интернет, программу ConceptDraw MINDMAP, мы с учениками составили более 70 интеллект-карт по всем разделам школьного курса русского языка («Фонетика», «Орфоэпия», «Лексика», «Морфемика и словообразование», «Морфология», «Орфография», «Синтаксис», «Пунктуация», «Речь», «Культура речи»), которые представляют собой электронное приложение к созданному мною методическому пособию. Структура и содержание приложения соответствуют обязательному минимуму содержания образования по русскому языку, логике построения КИМов ЕГЭ и позволяют организовать изучение и повторение материала блоками.
Слайды № 3 -12
Эффективность данного метода заключается в том, что он:
- отвечает реальным запросам обучающихся и соответствует возрастному уровню их развития
- позволяет в интерактивном режиме вести работу по подготовке к ЕГЭ в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний, сэкономить время
- приобретённые знания обучающихся сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше
- практический материал можно использовать как образец для создания собственных интеллект-карт и как справочный, демонстрационный или раздаточный материал при обобщающем повторении, при написании сочинений, докладов, рефератов, конспектировании или аннотировании статей, параграфов, разделов учебной литературы, создании презентации, организации индивидуальной и групповой работы по подготовке к ЕГЭ
- электронный вариант пособия позволяет учителю использовать его как мультимедийное приложение и тиражировать материалы
Слайд № 13
Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока:
- изучение нового материала
- закрепление материала
- обобщение материала
- написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы
- подготовка проекта, презентации
- аннотирование
- конспектирование
Опыт работы по применению метода интеллект-карт на уроках русского языка был представлен мною:
- на районном семинаре «Проектная деятельность на уроках русского языка с использованием информационно-коммуникационных технологий» (2010г)
- на XI городских Днях науки «Инновационная практика: вклад в развитие муниципальной системы образования» (2010 г.)
- на региональном семинаре «Формирование компетенций обучающихся по русскому языку и литературе» (2010г.)
- на муниципальном этапе областного конкурса «Педагогические таланты Кузбасса»
Слайд № 14. Опыт работы показал, что использование метода интеллект-карт в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку даёт учащимся огромные возможности в процессе обучения:
- адаптироваться к условиям ЕГЭ
- задействовать оба полушария головного мозга
- повышать работоспособность
- формировать общеучебные умения и навыки
- осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности
- улучшать все виды памяти
- развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность
- формировать орфографические и пунктуационные навыки
- обогащать словарный запас
- а главное - повышать результативность (средний балл на ЕГЭ по русскому языку моих учащихся составил 66, средний балл на ГИА – 32 балла)
Слайд № 15. Данный метод дает возможность учителю:
- повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся
- развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности
- активизировать деятельность
- выявлять причины когнитивных затруднений
- корректировать знания учащихся
Используйте интеллект-карты на уроках, и тогда несколько в ином ключе будут звучать слова Э. Тоффлера, который определил стратегическую цель образования:
«Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно - создавать интеллект-карты».
Библиографический список:
1. Бьюзен Б., Бьюзен Т. Супермышление [Текст]: – М.: Попурри, 2008. – 208 с.
2. Бьюзен Т. Суперпамять [Текст]: – Минск.: Попурри, 2003. – 208 с.
3. Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам [Текст]: – Минск.: Росмэн-Пресс, 2007. -120 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/20/picture-93265.jpg)
Обобщение опыта работы по теме :"Использование интерактивной доски на уроках русского языка и литературы"
Работаю с интерактивной доской 4 год. Сначала было очень много вопросов. Теперь мне очень нравится работать с ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/28/picture-601524-1425122813.jpg)
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование ключевых компетентностей на уроках иностранного языка в условиях персонифицированного подхода»
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование ключевыхкомпетентностей на уроках иностранного языка в условияхперсонифицированного подхода»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/04/picture-690296-1446615817.jpg)
Обобщение опыта по теме самообразования «Интеллектуальное развитие школьников на уроках русского языка в условиях введения ФГОС»
Обобщение опыта по теме...
Обобщение опыта работы по теме «Формирование ключевых компетенций на уроках иностранного языка».
Концепция модернизации российского образования так определяет социальные требования к системе школьного образования: "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предпри...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/10/picture-847718-1478763058.jpg)
Обобщение опыта работы по теме "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся"
Обобщён опыт работы учителя русского языка и литературы по теме "Комлексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся". Информация ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/24/picture-882923-1485260468.jpg)
Обобщение опыта на тему: "Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка посредством использования уровневой дифференциации"
В работе представлены основные виды работы на уроках русского языка по формированию орфографических навыков, посредством уровневое дифференциации....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/10/picture-207432-1362906336.jpg)
Обобщение опыта работы по теме "Подготовка к ГИА на уроках английского языка"
Подготовка учащихся к ГИА - один из наиболее сложных и трудоемких моментов в процессе преподавания иностранного языка в школе. Как сделать этот процесс более понятным ребенку и создать в дальнейшем си...