Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" по УМК В.В. Бабайцевой
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.
Тип урока - повторение.
Цели урока:
-дать представление о лексикологии как разделе лингвистики, изучающем словарный состав языка (лексику);
- помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности слова, учить распознавать лексические средства выразительности, используемые авторами, понимать, с какой целью данные средства используются;
- развивать умения пользоваться образцами и самостоятельно подбирать материалы, создавать оригинальные тексты, владеть художественным словом, создавать собственные оригинальные миниатюры; сделать выводы о словарном богатстве русского языка;
-воспитывать любовь, бережное отношение к русскому языку.
Планируемые результаты:
- личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;
- метапредметные: умение работать со справочным материалом;
- предметные: умение на практике применять теоретические знания о средствах выразительности русского языка; овладение навыками создавать собственные тексты, умение употреблять в собственной речи средства выразительности русского языка.
Формируемые на уроке УУД:
Регулятивные:
-умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- умение сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять свои ошибки с помощью учителя;
-умение совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные:
-умение извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, иллюстрация и т.д.;
-умение воспринимать текст как смысловое целое;
-умение находить ответы на вопросы в тексте;
-умение делать выводы.
Коммуникативные:
-умение общаться и взаимодействовать в группе и классе в ходе совместной деятельности и обмене информацией;
-умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-саморегуляция эмоционального состояния;
Личностные:
-умение определять правила работы в группах;
-умение устанавливать связь между целью учебной деятельности, её мотивом и результатом;
-саморефлексия.
Межпредметные связи: литература.
Ресурсы: УМК В.В. Бабайцевой для 5 класса, наглядный и раздаточный материал, ИКТ.
Организация пространства: индивидуальная работа, фронтальная, в парах.
Планируемые результаты:
- личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;
- метапредметные: умение работать со справочным материалом;
- предметные: умение на практике применять теоретические знания о средствах выразительности русского языка; овладение навыками создавать собственные тексты, умение употреблять в собственной речи средства выразительности русского языка.
Формируемые на уроке УУД:
Регулятивные:
-умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- умение сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять свои ошибки с помощью учителя;
-умение совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные:
-умение извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, иллюстрация и т.д.;
-умение воспринимать текст как смысловое целое;
-умение находить ответы на вопросы в тексте;
-умение делать выводы.
Коммуникативные:
-умение общаться и взаимодействовать в группе и классе в ходе совместной деятельности и обмене информацией;
-умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-саморегуляция эмоционального состояния;
Личностные:
-умение определять правила работы в группах;
-умение устанавливать связь между целью учебной деятельности, её мотивом и результатом;
-саморефлексия.
Межпредметные связи: литература.
Ресурсы: УМК В.В. Бабайцевой для 5 класса, наглядный и раздаточный материал, ИКТ.
Организация пространства: индивидуальная работа, фронтальная, в парах.
Планируемые результаты:
- личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;
- метапредметные: умение работать со справочным материалом;
- предметные: умение на практике применять теоретические знания о средствах выразительности русского языка; овладение навыками создавать собственные тексты, умение употреблять в собственной речи средства выразительности русского языка.
Формируемые на уроке УУД:
Регулятивные:
-умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- умение сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять свои ошибки с помощью учителя;
-умение совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные:
-умение извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, иллюстрация и т.д.;
-умение воспринимать текст как смысловое целое;
-умение находить ответы на вопросы в тексте;
-умение делать выводы.
Коммуникативные:
-умение общаться и взаимодействовать в группе и классе в ходе совместной деятельности и обмене информацией;
-умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-саморегуляция эмоционального состояния;
Личностные:
-умение определять правила работы в группах;
-умение устанавливать связь между целью учебной деятельности, её мотивом и результатом;
-саморефлексия.
Межпредметные связи: литература.
Ресурсы: УМК В.В. Бабайцевой для 5 класса, наглядный и раздаточный материал, ИКТ.
Организация пространства: индивидуальная работа, фронтальная, в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока по русскому языке в 5 классе | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
«Лексика. Словарное богатство русского языка»
5 класс
(УМК В.В. Бабайцевой)
Автор: Железнова Наталья Николаевна
Место работы: МБОУ СОШ № 30 г. Подольска
Должность: учитель русского языка и литературы
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема урока: Лексика. Словарное богатство русского языка.
Тип урока: Развитие речи. Повторение.
Цели урока:
-дать представление о лексикологии как разделе лингвистики, изучающем словарный состав языка (лексику);
- помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности слова, учить распознавать лексические средства выразительности, используемые авторами, понимать, с какой целью данные средства используются;
- развивать умения пользоваться образцами и самостоятельно подбирать материалы, создавать оригинальные тексты, владеть художественным словом, создавать собственные оригинальные миниатюры; сделать выводы о словарном богатстве русского языка;
-воспитывать любовь, бережное отношение к русскому языку.
Планируемые результаты:
- личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;
- метапредметные: умение работать со справочным материалом;
- предметные: умение на практике применять теоретические знания о средствах выразительности русского языка; овладение навыками создавать собственные тексты, умение употреблять в собственной речи средства выразительности русского языка.
Формируемые на уроке УУД:
Регулятивные:
-умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- умение сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять свои ошибки с помощью учителя;
-умение совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные:
-умение извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, иллюстрация и т.д.;
-умение воспринимать текст как смысловое целое;
-умение находить ответы на вопросы в тексте;
-умение делать выводы.
Коммуникативные:
-умение общаться и взаимодействовать в группе и классе в ходе совместной деятельности и обмене информацией;
-умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-саморегуляция эмоционального состояния;
Личностные:
-умение определять правила работы в группах;
-умение устанавливать связь между целью учебной деятельности, её мотивом и результатом;
-саморефлексия.
Межпредметные связи: литература.
Ресурсы: УМК В.В. Бабайцевой для 5 класса, наглядный и раздаточный материал, ИКТ.
Организация пространства: индивидуальная работа, фронтальная, в парах.
Этап урока | Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||
1.Организационный момент | Организовать направление внимания на начало урока | Проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя на урок. Слово учителя. | Приготовление к уроку. Приветствие учителя. | Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Следование в поведении моральным и этическим требованиям. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
|
2.Проверка домашнего задания. | Актуализировать знания, полученные при выполнении домашнего задания. Выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого ученика. | Учитель предлагает детям: -вспомнить изученный материал по теме «Лексика»; -вспомнить словари, в которых «живут» слова; - продемонстрировать выполненное домашнее задание. Учитель на экран выводит вопрос: «Над чем заставляет нас задуматься автор?» | Подготовленные дома карточки с красочными словами (эпитеты, метафоры, синонимы и т.п.) прикрепляют в специальные кармашки на «Лексической берёзке». Приводят примеры, которые отражают особенности лексического значения слов (слова однозначные и многозначные), смысловую связь слов в языке (синонимы, антонимы, омонимы), особенности употребления слов в языке, происхождение слов. Один ученик выполняет индивидуально на доске работу (найти в группах слов лишнее) Затем подготовленный ученик читает наизусть стихотворение В. Шефнера «Устная речь». Ученики отвечают на поставленный учителем вопрос (2-3 рассуждения). | Проявление познавательной активности. | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять. | Повторение теоретического Атериала по теме «Лексика». |
3.Постановка целей урока и темы урока. | Подвести детей к самостоятельной постановке целей и темы урока. | Учитель говорит детям о том, что русский язык действительно очень богат. Для выражения различных мыслей и чувств в нём есть огромное количество слов. Мы же порой, владея таким богатым языком, не используем даже половины его богатств. Вопрос детям: «Что необходимо для того, чтобы исправить эту ситуацию?» | Ученики рассуждают о том, что им необходимо, чтобы достичь поставленной цели («необходимо быть внимательными и бережными к слову»). Ученики формулируют тему урока, записываю её в тетрадь, а учитель – на доске («Словарное богатство русского языка»). Затем ученики обращаются к доске, где один ученик индивидуально выполнял задание «Найди лишнее». Проверяют выполнение задания. Ученики в тетрадях пишут высказывание из двух-трёх предложений на тему «Весна», используя записанные на доске слова и выражения. Дополнительное задание: использовать в своей работе синонимы и антонимы. Затем несколько учеников зачитывают получившиеся высказывания. (Во время работы звучит музыка П.Чайковского «Времена года. Апрель»). Подводят итоги и делают выводы. | Развитие чувства любви к родному языку, гордости за богатство русского языка. | Развитие умения постановки познавательной цели с помощью учителя, умения создавать собственное высказывание. | Определение лексического значения слова. |
4.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач. | Сформировать у детей представление о лексическом значении слов, о средствах образной выразительности. Научиться находить в тексте средства образной выразительности. | Учитель выводит на экран два текста: словарную статью из энциклопедии «Берёза» и стихотворение С. Есенина «Берёза». Несколько слов говорит об авторе и предлагает ученикам ответить на вопросы: -в чём вы увидели разницу данных текстов? -Какую картину удалось нарисовать поэту? -Какие средства образной выразительности помогают нам эту картину увидеть? (На стенде записаны определения эпитета, сравнения, метафоры и т.п.) Слово учителя. Действительно, читая первый текст, мы овладеваем лишь научной информацией, точными данными и берёзе и её свойствах, не испытывая при этом никаких чувств. Второй же текст, стихотворение С. Есенина, помогает нам образно представить красоту берёзы, пережить вместе с лирическим героем чувства, которые он испытал, любуясь берёзой. Учитель на экран выводит текст стихотворения С. Есенина «Весенний вечер». Учитель: выпишите из стихотворения олицетворения и эпитеты. | Два ученика по очереди читают тексты, выведенные на экран. Отвечают на вопросы учителя, сравнивая тексты. Работают со словарём Ожегова, находят объяснение непонятных слов. Делают выводы. Один ученик выразительно читает текст стихотворения. Ученики выписывают из стихотворения эпитеты и олицетворения. Парами проверяют друг друга. Затем проверяется задание всем классом, зачитываются выписанные слова, а на экране выводятся ответы. Ученики делают выводы о том, что данные средства выразительности помогают автору «нарисовать» картину. | Выражение мнений учеников, выявление собственного отношения к материалу. Проявление самостоятельной познавательности и активности. | Аргументация своего мнения. Высказывание своего мнения. Высказывание своего мнения. Умение ориентироваться в полученной информации. Контроль своей деятельности по ходу выполнения задания. | Работа со справочным материалом. Определение лексического значения слов. Грамотное построение устного высказывания. Использование полученных знаний на практике. Умение находить в тексте образные средства выразительности. |
5.Творческая работа. Применение теоретических положений в условиях выполнения работы. | Закрепить знания, полученные в процессе урока. Развивать умения создавать оригинальные тексты. | Учитель обращает внимание учеников на то, что тексты, с которыми ученики работали на уроке, о весне. Предлагает ученикам снова прослушать музыку П.И. Чайковского «Времена года», говорит несколько слов о композиторе. Учитель предлагает ученикам написать о весне сочинение-миниатюру (5 – 6 предложений) на тему «За окнами весна»). | Ученики слушают музыку П.И. Чайковского «Времена года. Весна». Пишут сочинение-миниатюру о весне на тему «За окнами весна». Ученики зачитывают полученные тексты. Находят в собственных текстах и текстах других учеников средства выразительности. Объясняют функции их в речи. | Умение выражать своё мнение. Умение проявлять самостоятельность в разных видах деятельности. Осознание необходимости бережного отношения к русскому языку. | Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения. Работа с разными видами информации. Умение самостоятельно создавать тексты. Умение анализировать свои и чужие тексты. | Закрепление знаний о средствах выразительности языка. Умение применять образные средства в своей речи. Создавать собственные тексты с использованием изученных средств выразительности. |
6.Рефлексия деятельности. | Сформировать личную ответственность за результаты деятельности. | Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников. Слово учителя: сегодня на уроке мы не случайно говорили о берёзе, о весне. Ведь за окнами весна. В России есть замечательный обрядовый праздник «Святой Троицы». В этот день в берёзовых рощах вьют венки, пускают их на воду, водят хороводы. Давайте и мы тоже встанем в круг. Почему круг? Потому что по древнеславянским обычаям круг – это оберёг. Оберегая народные традиции, оберегая все знания, полученные на уроке, всё доброе и хорошее, завершим урок, продолжив фразы, которые вы видите на слайде: -мне было трудно… -мне показалось интересным… -я сегодня на уроке понял…. -меня удивило… Выставление оценок и комментирование. | Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности. | Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Понимание личной ответственности за результаты деятельности. Самооценка. | Рефлексия способов и условий действия. Оценивание своей деятельности на уроке. Умение формулирование собственного мнения. | Оценивание своей деятельности на уроке |
7. Домашнее задание. | Самостоятельное закрепление материала. | Инструктаж по выполнению домашнего задания. | Дома составить текст (5 – 6 предложений), в котором бы использовались изученные средства выразительности (подчеркнуть) о любимом времени года. | Осознание ответственности за общее дело. Проявление познавательной активности. | Умение находить информацию, анализировать, сопоставлять. | Умение составлять тексты, используя изученный материал. Закрепление знаний, полученных на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.
Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема: Лексикология как раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные.
Предложена технологическая карта к уроку русского языка. Автор УМК Львова С. И....
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику Е.А.Быстровой
Технологическая карта составлена к уроку русского языка в 5 классе "Тема, основная мысль и структура текста".В ней представлены этапы урока и цели, деятельность учителя и...
Технологическая карта к уроку русского языка в 11 классе
Данный урок предполагает ведение профильного обучения русскому языку в старших классах по УМК Богдановой Г.А и Виноградовой Е.М....
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (1-й урок)
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской. Тема "Морфология. Орфография. Части речи" (1-й урок)...
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (2-й урок)
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (2-й урок)...
Технологическая карта урока Предмет Русский язык Класс 7 Тема Деепричастие как часть речи Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Технологическая карта урока Предмет Русский языкКласс 7Тема Дееприч...