Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malina_e.v._tehnologicheskaya_karta_uroka_prilagatelnoe_kak_chast_rechi.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Малина Е.В., учитель русского языка и литературы
МБОУ – СОШ № 1 р.п.Степное Советского района Саратовской области
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
Класс: 5класс
УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Учебный предмет: русский язык
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Тема урока: Прилагательное как часть речи.
Цели урока:
деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной.
содержательная: развитие речевых способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи, показать роль прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую роль в предложении, научить употреблять прилагательные в речи.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) Цель:
| Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. - Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок - приключение, полное опасностей и неожиданностей Кто за приключения? И прямо в океан! Еще немало стран, -А отправляемся мы из порта Части речи. -Внимательно прочитайте записанные на слайде слова и разделите их на две группы: (запись в тетрадь) тропинка, рыжие, речка, узенькая, теплая, лисички, дверь зеленая Проверка вслух. -По какому признаку вы определили слова в первый столбик?(имена существительные) - Назовите орфограммы в словах. -Какой ещё признак объединяет эти слова? Докажите. (Многозначность) -Назовите признаки имен существительных. -Молодцы, ребята, справились с первым заданием. - Можно следовать дальше. И мои вам пожелания: Большому кораблю - большое плавание. Счастливого пути! -Назовите часть речи слов, помещенных во второй столбик? (имена прилагательные) -Как вы это определили? Докажите. -Чем мы сегодня будем заниматься? | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Фронтальная работа. Учащиеся читают слова на слайде и работают индивидуально, распределяя слова на 2 группы. Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы. Повторяют орфограммы в словах (В слове лисички, бантик) | Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности) Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка) Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.) Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. | Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы. -На таком корабле, да и с таким экипажем, можно плыть даже к самому горизонту. И вот мы в столице страны Прилагательных. -А сейчас из стихотворения вы должны будете выписать любое прилагательное и охарактеризовать его по всем пунктам нашего правила: Имя прилагательное, мы с тобой дружны, Признаки предметов называешь ты. Солнечное лето, праздничная ель, Вкусные конфеты, Машенькин портфель. Один пятиклассник работает у доски:
Н.ф. – солнечный 2. Морфологические признаки: пост. – качественное., непост. – полная форма, с.р., ед.ч., И.п. 3. Лето (какое?) солнечное. -Путешественники, внимание! К нам на борт попала старинная бутылка с посланием, а в ней задание. Разгадаем и выполним (на доске текст с предложениями). -Выпишите имена существительные и зависимые от них прилагательные. Вода у берега голубая, чистая, прозрачная, а дальше от берег а- синяя. (вода голубая, чистая, прозрачная, синяя). По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит, колокольчик однозвучный утомительно гремит. (По дороге зимней, скучной; тройка борзая; колокольчик однозвучный) -Какие отличительные признаки предмета обозначают данные прилагательные? Назовите другие признаки, которые могут быть у этого предмета? Работа со словарем Борзая- быстрая, резвая. Б. конь Борзая -охотничья собака с острой длинной мордой и длинными тонкими ногами.) | 1 учащийся читает стихотворение, 1 учащийся проводит морфологический разбор имени прилагательного, после чего все учащиеся его проверяют. Работа в группах. Учащиеся из предложений выписывают существительные и зависимые от них прилагательные. Работают со словом (именем прилагательным) Работа в парах по толковому словарю ( учащиеся находят в словаре и выписывают лексическое значение слова «борзая» | Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения) Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки) Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме) Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия) |
Динамическая пауза (2 мин.) Цель: сменить вид деятельности. | Отгадайте кто это? Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь) Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз) Спелое, круглое, сочное. (Яблоко) Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса) Вкусная, сочная, синяя. (Слива) Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок) Умные, активные, дружелюбные. (это вы, ребята.) | Учащиеся отгадывают загадки, связанные с темой «Имя прилагательное» и изображают предмет | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.) Цель:
выполнения заданий | Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания -Записать упражнение 571 .В предложениях подчеркнуть грамматическую основу, объяснить орфограммы и пунктуацию. - Каким членом предложения могут быть прилагательные? Проверочная работа. -Вдали виден мыс Ошибок. На нем записаны задания, но соленая океанская вода размыла чернила. 1) Какое слово называет признак предмета? Среди тишины послышался тихий говор. А)первое Б) третье В)четвертое 2) Какая часть речи называет различные признаки предметов? А) Имя прилагательное Б) Имя существительное В) Глагол 3) Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме: А) смышленый (ребенок). Б) о книжном (шкафе.) В) отцовского (участка.) 4) Каким членом предложения является имя прилагательное в полной форме? А) сказуемое Б) дополнение В) определение 5) Имя прилагательное не изменяется А) по родам Б) по числам В) по спряжению 6) В каком словосочетании имя прилагательное является главным словом? А) весенний лес Б) дружелюбный от природы. 7) Какая часть речи отвечает на вопросы: какой? чей? каков? А) Имя существительное Б) Имя прилагательное В) Глагол - Продолжите заполнение бортового журнала - Запись словосочетаний и их анализ. Стойкий солдатик, храбрый портной, Василиса Премудрая. Вывод о согласовании прилагательного с существительным. - Маруся всякий раз всплёскивала ручонками, и глаза её загорались огоньком восторга; бледное лицо девочки вспыхивало румянцем, она смеялась, и этот смех нашей маленькой приятельницы отдавался в наших сердцах. Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо. Неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и призрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика. - Выписать словосочетания с прилагательными, с помощью которых автор описывает девочку, сделать их анализ. | Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке оценивают себя. Учащиеся выполняют тестовую работу, после чего обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа Индивидуальная работа учащихся по уровню сложности:
Сильный ученик проверяет у слабых, а сам отчитывается учителю. | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) |
7.Рефлексия. (5 мин.) Цель:
| Рефлексия -Давайте вспомним все об имени прилагательном, заполним до конца наш бортовой журнал. -Что нового вы узнали об имени прилагательном? Напишите в тетрадях свое впечатление об уроке, ответив на вопрос: «Каким сегодня был урок?» Используйте только прилагательные. -Вот и подошло к концу наше опасное, но интересное путешествие в страну Прилагательных. Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Вы настоящая сплоченная команда, желаю вам и дальше держаться вместе и плыть по морям жизни дружно. Удачи всем. Спасибо. Штормы и ветры нам не страшны. Будь смел и отважен - | Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя только прилагательные. Каким сегодня был урок? | Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве) Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование) Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) |
Домашнее задание: Параграф 101, упр 577 Для сильных учащихся дополнительно: написать лингвистическую сказку об имени прилагательном |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (1-й урок)
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской. Тема "Морфология. Орфография. Части речи" (1-й урок)...
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (2-й урок)
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (2-й урок)...
Технологическая карта урока Предмет Русский язык Класс 7 Тема Деепричастие как часть речи Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Технологическая карта урока Предмет Русский языкКласс 7Тема Дееприч...
Технологические карты к урокам русского языка 6 класс
Технологические карты 6 класс русский язык...