Рабочая программа по русскому языку 10-11 класс( базовый уровень)
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Коренюгина Елена Ивановна

Рабочая программа по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (в ред. приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 с изменениями и дополнениями), основной образовательной программой среднего общего образования  МБОУ Верхнедонской гимназии на 2020-2022 годы (срок реализации 2 года), утвержденной приказом №____ от 14.08.2020, Положением о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (приказ №152 от 20.06.2016).

Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательная программа среднего общего образования  по русскому языку (одобрена решением от 8 апреля 2015 г. протокол №1/15),  с учетом авторской программы по русскому языку (базовый  уровень)  для  10-11 классов Львовой С.И. Львова В.В. (М.: Мнемозина, 2019) к учебникам С.И. Львовой и В.В, Львова (М.: Мнемозина, 2019).

  Рабочая программа ориентирована на учебники:

Порядковый номер учебника в Федеральном перечне

Автор/Авторский коллектив

Название учебника

Класс

Издатель учебника

1.3.1.1.4.1

Львова С.И., Львов В.В.

Русский язык  (базовый и углублённый уровень)

10

М: Мнемозина,

        2020

1.3.1.1.4.2

Львова С.И., Львов В.В.

Русский язык  (базовый и углублённый уровень)

11

М: Мнемозина,

        2020

На изучение учебного предмета русский язык в  10 и 11  классах на базовом уровне в учебном плане выделяется по 1 часу в неделю, в 10 классе при 35 учебных неделях – 35 часов в год, в 11 классе при 34 учебных неделях – 34 часа в год.

В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другим инфекционным заболеваниям, образовательный процесс по русскому языку осуществляется с использованием дистанционных технологий, «электронного дневника», социальных сетей и других форм.    

    Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: 

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  •   применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Задачи обучения русскому языку в 10 классе определяются с позиций компетентностностного  подхода:

 - воспитать гражданина и патриота; сформировать представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа с осознанием национального своеобразия русского языка и овладением культурой межнационального общения;

 - развивать и совершенствовать способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации;

 - информационные умения и навыки; навыки самоорганизации и саморазвития;

 - готовность к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

 - углубить знаний о лингвистике как науке о языке как многофункциональной развивающейся системе;

 - взаимосвязи основных единиц и уровней языка;

 - языковой норме, ее функциях;

 - функционально-стилистической системе русского языка;

 - нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

 - совершенствовать овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций;

 - в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям;  - оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

 - применять полученные знания и умения в собственной речевой практике, в том числе в профессионально-ориентированной сфере общения;

 -совершенствовать нормативное и целесообразное использование языка в различных сферах и ситуациях общения.

  1. Планируемы результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

  гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному дост

оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;  

готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник 10 класса научится:

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник 10 класса научится:

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,  распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для  широкого переноса средств и способов действия;

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник 10 класса научится:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты

 1) Представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; об основных функциях языка; о взаимосвязи языка и культуры, истории народа.

  2) Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; как  одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.

  3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

•        адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой информации;

•        осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации)  в зависимости от коммуникативной задачи;

•        способность извлекать необходимую информацию из текстов разной функционально-стилевой и жанровой разновидности,   представленных в печатном или электронном виде на различных информационных носителях;

•        владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных  текстов и представление их в виде планов, тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

говорение и письмо:

•        создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в   учебно-научной (на материале изучаемых  учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

•        подготовленное выступление перед аудиторией  с   докладом; защита проекта, реферата;

•        применение в практике речевого общения   орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм  современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;   соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

•        соблюдение коммуникативных и этических норм  речевого поведения в   социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения,  в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;

•          осуществление речевого самоконтроля; анализ  речи с точки зрения её   эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами  редактирования   текстов.

       4) Освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи:  функциональные разновидности языка, речевые жанры, речевая деятельность и её основные виды,   речевая ситуация и её компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культура речи; основные требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения.

       5) Проведение различных видов  анализа языковых единиц;  установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка  и к определённому жанру;      анализ  языковых единиц с точки зрения правильности, точности, уместности и выразительности  их употребления в речевом высказывании;

          6) Анализ речевого высказывания с точки зрения  основных условий  эффективности речевого общения;    оценка  коммуникативной, этической и  эстетической стороны речевого высказывания; исправление речевых недочётов, а также  нарушений языковых, коммуникативных и этических норм современного литературного языка в чужой и собственной речи.  

3. Содержание учебного предмета «Русский язык»

п/п

Название раздела

(блока)

Кол-во часов

на изучение

раздела

(блока)

Из них кол-во часов, отведенных на контроль

диктант

изложение

сочинение

Контрольная  работа

Язык как средство общения

12

1

2

1

1

Русский язык как хранитель духовных ценностей нации

5

1

1

2

Речевое общение как социальное явление

2

3

Устная и письменная речь как формы речевого общения          

1

4

Основные условия эффективного общения        

4

2

Виды речевой деятельности и информационная переработка текста

18

2

3

3

5

Виды речевой деятельности

3

1

1

6

Чтение как вид речевой деятельности

1

7

Аудирование как вид речевой деятельности

3

2

8

Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста  

2

9

Говорение как вид речевой деятельности

3

2

10

Письмо как вид  речевой деятельности    

6

2

Повторение

3

1

Итого

33

1

3

5

5

4. Тематическое планирование

Тема,

количество часов

Содержание

Характеристика основных

 видов учебной деятельности

Язык как средство общения (9 ч)

Русский язык как хранитель духовных ценностей нации (4ч)

Русский язык  как один из важнейших современных языков мира, как национальный язык  русского народа, как государственный  язык Российской Федерации и как язык  межнационального общения. Отражение в    языке исторического опыта народа, культурных достижений всего человечества. Основные формы существования национального  языка:  литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), городское просторечие, профессиональные и социально-групповые жаргоны.  Национальный язык — единство его различных форм (разновидностей). Основные признаки литературного языка: обработанность,    нормированность,    относительная устойчивость (стабильность),  обязательность для всех носителей языка, стилистическая дифференцированность, высокий социальный престиж в среде носителей данного национального языка.  

Наблюдение за использованием в художественных текстах   диалектных слов, просторечий, жаргонной лексики; объяснение целесообразности/нецелесообразности использования лексики, не являющейся принадлежностью литературного языка.

Применение на практике основных норм современного русского литературного языка: орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических, стилистических и правописных (орфографических и пунктуационных).

Оценка чужой и собственной речи с точки зрения соблюдения норм современного русского литературного языка.

Использование словарей грамматических трудностей русского языка для получения информации о языковой норме.

Контрольная работа «Нормы русского литературного языка» (1ч)

  Основные требования к письменному тексту:

1)соответствие содержания текста теме и основной мысли;

2) полнота раскрытия темы;

3) достоверность фактического материала;

 4)последовательность изложения (развертывания содержания по плану); логическая связь частей текста, правильность выделения абзацев; 5) смысловая и грамматическая связь предложений и частей текста;

6) стилевое единство;

7) соответствие текста заданному (или выбранному) типу речи;

8) соответствие нормам русского литературного языка (грамматическим, речевым, правописным – орфографическим и пунктуационным).

Анализ письменного текста с точки зрения соответствия его основным требованиям, предъявляющимся к письменному высказыванию. Объяснение роли письма (написание письменных высказываний в виде сочинений-миниатюр, письменных ответов на поставленный вопрос, изложений и т.п.) для развития устной речи и   речи внутренней, обращённой к самому себе и связанной с процессами мышления, самооценивания, регуляции своего поведения.

Речевое общение как социальное явление (2ч)

Социальная роль языка в обществе.    

Изучение разных аспектов речевого общения в лингвистике, философии, социологии, культурологии, психологии.

 Общение как обмен информацией,  как передача и восприятие смысла высказывания.  

Активное использование   невербальных средств  общения (жесты, мимика, поза). Учёт национальной специфики жестов как необходимое условие  речевого  общения.  Виды жестов (дублирующие актуальную речевую информацию, замещающие  речевое   высказывание, регулирующие речевое общение, усиливающие содержание речи и др.).

Использование разнообразных видов графических знаков в речевом общении   (графических символов, логотипов и т.п.).

Монолог,  диалог  и полилог как основные  разновидности речи.

Виды монолога: внутренний (обычно протекает во внутренней речи)   и внешний (целенаправленное сообщение, сознательное обращение к слушателю).

Виды монологической речи по цели высказывания: информационная, убеждающая и побуждающая.

Виды диалога и полилога  в соответствии с  ситуацией общения: бытовой диалог (полилог) и деловая беседа.

Искусственные языки и их роль в речевом общении. Эсперанто

Наблюдение за  использованием невербальных средств общения в речевой практике и оценка уместности их употребления.

Наблюдение за  способами описания мимики и жестов персонажей литературных произведений.  

Наблюдение за использованием разнообразных видов графических знаков в речевом общении:     графических символов – в письменной научной речи, логотипов  - в повседневном общении и официально-деловом общении  т.п.).

Самостоятельное составление словарика  логотипов и научных символов.

Анализ примеров внутреннего и внешнего монолога  героя литературного произведения и объяснение роли монолога в художественном тексте.

Подготовка  информации об эсперанто в виде  мультимедийной презентации.

Устная и письменная речь как формы речевого общения  (1ч)        

Основные особенности устной речи: неподготовленность, спонтанность, прерывистость; ориентированность на слуховое и зрительное восприятие, на присутствие собеседника, его реакцию; передача эмоций при помощи интонации, мимики, жестов; возможность воспроизведения речи только при наличии специальных технических устройств; необходимость соблюдения орфоэпических и интонационных норм.  

  Наличие в устной речи неполных предложений, незаконченных фраз, лексических повторов, конструкций с именительным темы, подхватов, самоперебивов и др.  

Основные жанры устной речи: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке, дружеская беседа, диспут, дискуссия и т.д.

Типичные недостатки устной речи: интонационная и грамматическая нерасчлененность, бедность.

Письменная форма речи как речь, созданная с помощью   графических знаков на бумаге, экране монитора, мобильного телефона и т.п.

Основные особенности письменной речи: подготовленность, логичность, точность изложения; ориентированность только на зрительное восприятие и отсутствие собеседника; передача   эмоций при помощи знаков препинания и некоторых других графических средств; возможность многократного воспроизведения, возвращения к тексту, возможность многократного совершенствования; необходимость соблюдения орфографических и пунктуационных норм.

Использование в письменной речи различных способов графического выделения важных для передачи смысла фрагментов печатного текста (разные типы шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчёркивание, обрамление, особое размещение текста на странице и т.п.).  

Основные жанры: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения, конспекты, планы, рефераты и т.п.

Основные требования к письменному тексту:    

1) соответствие содержания текста теме и основной мысли;

2) полнота раскрытия темы;

3) достоверность фактического материала;

4) последовательность изложения (развертывания содержания по плану);  логическая связь частей текста, правильность выделения абзацев; 5) смысловая и грамматическая связь предложений и частей текста;

6) стилевое единство; 7)соответствие текста заданному (или выбранному) типу речи;

 8) соответствие нормам русского литературного языка (грамматическим, речевым, правописным – орфографическим и пунктуационным).  

Анализ устного высказывания с целью определения основных его особенностей, характерных для   устной речи.

Анализ и оценка устной речи с точки зрения проявления в ней типичных недостатков (интонационной и грамматической нерасчлененности, бедности).  

 Анализ письменного высказывания с целью определения основных его особенностей, характерных для   письменной речи.

Наблюдение за использованием в письменной речи различных способов графического выделения важных для передачи смысла фрагментов печатного текста.  

Анализ письменного текста с точки зрения соответствия его основным требованиям,  предъявляющимся к письменному высказыванию.

Основные условия эффективного общения (2ч)        

Необходимые условия  успешного, эффективного  общения: 1) готовность к общению(обоюдное желание собеседников высказать своё мнение по обсуждаемому вопросу,    выслушать своего партнёра;  наличие общих интересов у собеседников, достаточного жизненного опыта, начитанности, научных знаний  для   понимания смысла речи собеседника; владение достаточным объёмом  культурологических знаний и др.); 2) достаточно высокий уровень владения языком и коммуникативными навыками; 3) соблюдение норм речевого поведения и др.

Прецедентные тексты как тексты (фразы, слова), которые имеют историко-культурную  ценность  и на которые часто ссылаются носители языка  (цитаты из общеизвестных художественных произведений; ссылки на мифы, предания,   сказки; афоризмы,   пословицы,   крылатые слова, фразеологические обороты;   фразы из песен   названия книг, спектаклей, опер, фильмов; высказывания   героев популярных кинофильмов и т.п.).  Понимание прецедентных текстов как одно из условий эффективности речевого общения.  

Умение задавать вопросы как условие эффективности   общения, в том числе и интернет-общения.

Типичные коммуникативные неудачи, встречающиеся в письменных экзаменационных работах старшеклассников: неясно выраженная мысль, нарушение этических норм общения (например, неоправданная агрессия речи, преувеличение степени речевой свободы,  допустимой  в  коммуникативной ситуации экзамена), неуместное использование того или иного языкового средства выразительности и др.

Анализ речевых ситуаций с целью выявления нарушений основных условий эффективного общения.

Анализ речевых ситуаций, в которых причиной коммуникативной неудачи является недостаточный объём культурологических знаний собеседника.  

Анализ и редактирование фрагментов из сочинений старшеклассников с целью исправления ошибок и коммуникативных недочётов (в течение всего учебного года).

Сочинение-рассуждение по художественному тексту(2 ч)

Умение задавать вопросы как условие эффективности   общения, в том числе и интернет-общения.

Виды вопросов и цель их использования в процессе общения: информационный, контрольный, ориентационный, ознакомительный, провокационный, этикетный

Наблюдение за уместностью использования разных видов вопроса в разных ситуациях общения.   Самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Виды речевой деятельности и информационная переработка текста (18 ч)

Виды речевой деятельности (1 ч)

Виды речевой деятельности: 1) связанные с восприятием и пониманием чужой речи (аудирование, чтение); 2) связанные с созданием собственного речевого высказывания (говорение, письмо).

Речь внешняя как речь, доступная   восприятию (слуху, зрению) других людей.  *Речь внутренняя как речь, недоступная восприятию других людей. Особенности внутренней речи (очень сокращена, свёрнута).

 Несобственно-прямая речь как один из способов передачи внутренней речи персонажа литературного произведения.

Анализ памяток-инструкций («Как читать текст, чтобы понять его содержание», «Как слушать текст, чтобы понять его содержание», «Как писать сочинение», «О чём нужно помнить, выступая перед аудиторией с докладом, сообщением» и др.)  с точки зрения   особенностей вида речевой деятельности, который  помогает организовать каждая из них.

Наблюдение за способами передачи внутренней речи персонажа литературного произведения (прямая, косвенная, несобственно-прямая речь).

Контрольная работа. Лингвистический анализ текста и сочинение (2ч)

Лингвистический анализ предложенного текста и сочинение.

Самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Чтение как вид речевой деятельности (1ч)

Чтение как процесс восприятия, осмысления и понимания письменного высказывания.  

Основные виды чтения: поисковое просмóтровое, ознакомительное, изучающее  (обобщение).  Основные этапы работы с текстом.

Маркировка фрагментов текста при изучающем чтении (закладки с пометками; подчёркивание карандашом; выделения с помощью маркера; использование специальных знаков и др.).

  Типичные недостатки чтения: 1) отсутствие гибкой стратегии чтения, 2) непонимание смысла прочитанного текста или его фрагментов, 3)   наличие регрессий,    то есть  неоправданных, ненужных возвратов к прочитанному, 4) сопровождение чтения артикуляцией, 5)  низкий уровень организации внимания, 6) малое поле зрения, 7)  слабое развитие механизма смыслового прогнозирования.

Выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи.  Использование различных способов маркировки фрагментов текста при изучающем чтении.

Использование на уроках по другим предметам коммуникативного опыта    чтения учебно-научного и художественного текста.  

Аудирование как вид речевой деятельности. (1ч)  

Аудирование как процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего.

Основные виды аудирования зависимости от необходимой глубины восприятия исходного аудиотекста: выборочное, ознакомительное, детальное.

Правила эффективного слушания: максимальная концентрация внимания на   собеседнике; демонстрация с помощью реплик, мимики, жестов своего внимания к собеседнику, понимания/непонимания, одобрения/неодобрения  его речи; максимальная сдержанность в выражении  оценок,   советов.

Типичные недостатки аудирования: 1) отсутствие гибкой стратегии аудирования, 2) непонимание смысла прослушанного текста или его фрагментов, 3) отсеивание важной информации, 4) перебивание собеседника во время его сообщения, 5) поспешные возражения собеседнику.

Выбор вида аудирования в зависимости от коммуникативной задачи.  

Элементарный анализ накопленного   речевого опыта, связанного с преодолением     недостатков аудирования.

Составление рекомендаций (правил), которыми должен пользоваться каждый, кто хочет научиться преодолевать    недостатки аудирования.

Использование разных видов аудирования и чтения в зависимости от коммуникативной цели и в процессе подготовки собственного речевого высказывания.

Использование на уроках по другим предметам коммуникативного опыта    аудирования.  

Изложение аудиотекста (2ч)

Процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего.

Использование коммуникативного опыта    аудирования.  

Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста (2ч)  

Информационная переработка прочитанного или прослушанного текста как процесс извлечения необходимой информации из текста-источника и передача её разными способами.

Основные способы   сжатия исходного текста: 1) смысловое сжатие   текста (выделение и передача основного содержания текста) – исключение, обобщение; 2) языковое сжатие   текста (использование более компактных, простых языковых конструкций) -  замена одних синтаксических конструкций другими; сокращение или полное исключение (повторов, синонимов, синтаксических конструкций и т.п.); слияние нескольких предложений в одно (обобщение изученного).

 Основные способы информационной переработки текста и преобразования его на основе сокращения: составление плана, тезисов, аннотации, конспекта, реферата, рецензии.

Виды плана: назывной, вопросный, тезисный, цитатный (обобщение изученного).

 Тезисы   как кратко сформулированные основные положения исходного, первичного текста.

Аннотация как краткая характеристика печатного произведения (статьи, книги) с точки зрения её назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.

Конспект как это краткое связное изложение содержания исходного текста (статьи, параграфа учебника, лекции).

Основные рекомендации к сокращению слов при конспектировании.

Реферат как письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.

Реферат как итог проведённого мини-исследования или проектной работы; как демонстрация знаний по исследуемой проблеме, описание результатов проведённого исследования, формулировка выводов.

Основные части реферата: вступление, в котором объясняется выбор темы, обосновывается её важность, формулируется цель и задачи исследования; основная часть, где должен  чётко, связно, логично и последовательно излагаться основной материал по теме; внутри основной части выделяются подразделы; заключение, в котором подводятся итоги работы, формулируются выводы;  список использованной литературы; приложение, в котором обычно помещают таблицы, схемы, фотографии, макеты и т.п.

Типичные языковые конструкции, характерные для реферативного изложения.

Реферат как письменная форма   доклада или выступления по теме исследования.

Мультимедийная презентация как видео- и/или аудио сопровождения реферата и как    синтез текста, разных видов наглядности (рисунки, иллюстрации, фотографии, фотоколлажи, схемы, таблицы, диаграммы, графики и т.п.).

Рецензия как анализ и оценка научного, художественного, кинематографического или музыкального произведения.  

План, тезис, аннотация, конспект, реферат, рецензия как жанры научного стиля речи. Речевые стандартные обороты (клише), характерные для текстов указанных жанров.

Совершенствование навыков сжатия исходного текста разными способами: с помощью смыслового сжатия и/или языкового сжатия   текста.  

Совершенствование навыков составления разных видов плана назывного, вопросного, тезисного, цитатного) прочитанного или прослушанного текста.

Составление тезисов прочитанного или прослушанного текста.

Анализ аннотации и самостоятельное составление аннотации прочитанного текста, любимой книги научно-популярного содержания.

Анализ конспекта статьи, лекции и самостоятельное составление конспекта прочитанного текста.  

 Составление конспекта прослушанного аудиотекста.

Написание реферата по выбранной теме.

Написание рецензии на прочитанный или прослушанный текст, а также на просмотренное кинематографическое произведение.

Использование определённых стандартных языковых средств (речевых клише, штампов научной речи) при составлении планов, тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов, рецензий.

Осознанный выбор вида чтения (вид аудирования) исходного текста при составлении планов, тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов, рецензий.

Сопоставительный анализ плана, тезисов, аннотации, конспекта и реферата, составленных на основе одного текста.

Составление плана, тезисов, аннотации, конспекта на основе одного текста и осознанное использование разных способов сжатия исходного текста и разных форм передачи его содержания.

Осознанное использование полученных знаний и умений, связанных с составлением планов, написанием тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов рецензий в процессе изучения других школьных дисциплин.

Говорение как вид речевой деятельности (1ч)

Говорение вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение, происходит обмен информацией.

Основные качества образцовой речи: правильность, ясность, точность, богатство, выразительность, чистота, вежливость.

Смыслоразличительная роль интонации в речевом устном высказывании.

Критерии оценивания   устного высказывания учащегося  (сообщения, выступления, доклада): 1) содержание устного высказывания (правильность и точность понимания темы; соответствие высказывания теме и полнота её раскрытия;    чёткость и определённость выражения основной мысли высказывания;   смысловое и стилистическое единство, связность  и последовательность  изложения; наличие/отсутствие логических ошибок; наличие/ отсутствие аргументов,  обосновывающих точку зрения учащегося;   соответствие устного высказывания заданной речевой ситуации  (коммуникативная цель высказывания, адресат, место и условия общения), сфере общения,  заданному жанру и стилю речи); 2) речевое оформление устного высказывания (точность выражения мысли, использование разнообразных  грамматических конструкций;  соответствие языковых средств  заданной  речевой ситуации и стилю речи; употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилистической окрашенностью; наличие/отсутствие слов, выходящих за пределы литературного языка (жаргонизмы, слова-паразиты   и др.); наличие/отсутствие орфоэпических ошибок;  наличие/отсутствие   грамматических ошибок;  наличие/отсутствие   речевых ошибок); 3) выразительность речи (уместное использование в речевом высказывании  выразительных языковых  средств (интонационных, лексических, грамматических) в соответствии с заданной речевой ситуацией, коммуникативной целью речи и стилем речи; уместное использование языковых средств  привлечения и удерживания  внимания слушателей; уместность и корректность использования невербальных средств  общения - мимика, жесты); 4) взаимодействие с собеседниками в процессе обсуждения  устного высказывания  (адекватное восприятие и понимание вопросов по содержанию устного высказывания; способность  кратко и точно формулировать мысль, убеждать собеседников в своей правоте,  аргументированно отстаивать свою точку зрения).

Анализ примеров образцовой аудиоречи с точки зрения соответствия ею основным качествам образцовой речи.

 Наблюдение за смыслоразличительной ролью интонации в устных высказываниях, а также в отрывках из художественных текстов.

Анализ и оценка устных высказываний в разных ситуациях   общения:   выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия и т. п.

Аргументированная оценка устного высказывания учащихся на основе памятки «Как оценивать содержание и речевое оформление устного высказывания».

Создание собственного речевого устного высказывания (сообщения, выступления, доклада) с учётом основных качеств образцовой речи.  

Использование в устной речи многообразия грамматических форм и лексического богатства языка.

Применение в практике устного речевого общения произносительных (орфоэпических, интонационных), лексических, грамматических норм современного русского литературного языка.  

Подготовка устного выступления на основе реферата или проектной работы, написанием которой учащийся занимается. Использование рекомендаций, содержащихся в памятке   «Как подготовить устное выступление  для презентации и защиты реферата, проектной работы».

Подготовка устного выступления, обобщающего информацию по указанной теме, содержащуюся в учебной литературе, на соответствующих сайтах Интернета.

Овладение речевой культурой использования   технических средств коммуникации (телефон, мобильный телефон, скайп и др.) в процессе устного общения.

Использование на уроках по другим предметам коммуникативного опыта    создания собственного устного высказывания и оценивания чужих устных высказываний.

Подготовка публичного выступления на полемическую тему, требующую аргументированно высказать своё согласие или несогласие с предложенным тезисом.  

Построение публичного выступления по заданной структуре.

 Анализ публичного выступления на полемическую тему, оценка его содержания, речевого оформления, соответствия речевой ситуации и коммуникативным задачам.

Контрольная работа. Защита проекта. (2ч)

Особенности ораторского искусства. Задача устного выступления, лексические и синтаксические особенности выступления.

Создавать публицистические тексты (выступление) с учетом внеязыковых

требований, предъявляемым к выступлению, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Письмо как вид  речевой деятельности (4ч)    

Письмо как вид речевой деятельности, связанный с созданием    письменного высказывания.  Связь письма с другими видами речевой деятельности человека (говорением, чтением, аудированием).

Письмо как вид речевой деятельности, востребованный в сфере образования. Виды письменных   речевых высказываний школьника.

Основные требования в письменной речи: правильность, ясность, чистота, точность, богатство, выразительность.

Критерии оценивания   письменного высказывания учащегося (содержание письменного высказывания, речевое оформление и выразительность высказывания, соответствие его грамматическим, орфографическим и пунктуационным нормам).  

 Культура письменного общения с помощью современных технических средств коммуникации (мобильные телефоны, электронная почта, социальные сети и т.п.).

Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.

Орфографическое и пунктуационное правило, как разновидность языковой нормы, обеспечивающей правильность письменной речи.

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы русской орфографии и основные принципы написания (обобщение на основе изученного).

Пунктуация как система правил правописания предложений. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них (обобщение на основе изученного).

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания.  

Анализ письменных высказываний с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных   задач   и использования изобразительно-выразительных средств языка.

Создание письменного высказывания, отбор языковых средств, обеспечивающих правильность, точность и выразительность речи.

Обобщение коммуникативного опыта создания письменных текстов (сочинений разных видов), соответствующих определённым требованиям, опыта оценивания письменного высказывания и   редактирования текста.  Дальнейшее совершенствование указных умений с опорой на рекомендации, содержащиеся в соответствующих учебных материалах (памятки «Как писать сочинение», «Как оценивать содержание и речевое оформление изложений и сочинений», «Как редактировать тексты изложений, сочинений»).

Оценка роли письма в процессе подготовки доклада, проектной работы, мультимедийной презентации.

 Подготовка письменного текста (сочинение, сочинение-миниатюра, заметка для школьного сайта и т.п.), обобщающего информацию по указанной теме, содержащуюся в учебной литературе, на соответствующих сайтах Интернета.

Использование на уроках по другим предметам коммуникативного опыта    создания собственного письменного текста и оценивания чужих письменных высказываний.

 Овладение культурой использования технических средств коммуникации, требующих соблюдения норм письменной речи.

Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи.

 Анализ трудных случаев применения орфографических и пунктуационных норм.

Сочинение – рассуждение по художественному тексту (2ч)

Самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Повторение – 3 часа

Промежуточная аттестация с испытаниями (1ч)

Проверка полученных знаний.

Тестовый контроль в форме и по материалам ЕГЭ

Самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Повторение в конце учебного года (2ч)

Повторение и обобщение изученного в течение учебного  года.

Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии , 11 класс, базовый уровень, 2 часа в неделю.

Использовалась программа общеобразовательных учреждений ГЕОМЕТРИЯ 10-11 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова. Москва «Просвещение», 2010 год.Программа включает три раздела:поясни­тельную записк...

Рабочая программа по физике 9 класс (базовый уровень)

Данная программа расчитана на изучение физики на базовом уровне, но содержит подготовку к экзамену  по предмету в форме ГИА....

Рабочая программа по биологии, 10 класс (базовый уровень).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:       Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10- 11 кл. общеобразовательных...

Рабочая программа по геометрии. 8 класс (Базовый уровень).

Учебник Л.С.Атанасян "Геометрия 7-9 кл" 2ч-в неделю. Рабочая  программа по геометрии для 8 класса составлена на основе Примерной программы общего образования и авторской программы ...

Рабочая программа по биологии 10 класс ( базовый уровень) ( В.В.Пасечник)

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе  средней  общеобразовательной  школы  по  учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов В.В. Пасечник. Биоло...

Рабочая программа по истории. 10 класс. Базовый уровень. Составлена на основе программы под редакцией Волобуева О. В.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематический план....

Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)

рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...