Этап урока
| Деятельность учителя (применяемые технологии, приёмы) | Деятельность учащихся (формы организации деятельности) | Формируемые УУД (зависит от целевой установки, типа и структуры урока) |
Организационный момент
| Приветствует учащихся. Предлагает учащимся проверить наличие школьных принадлежностей к уроку.
| Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность. | Личностные: действие смыслообразования Регулятивные: Познавательные: Коммуникативные: готовность к сотрудничеству |
Актуализация знаний и фиксация затруднений | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
«Верные и неверные утверждения» Мы продолжаем изучение раздела науки о языке, который называется синтаксис. Вспомним, что нам уже известно по этой теме. Ответить ДА или НЕТ. Записать ответ в тетрадь. - Слово ПУНКТУАЦИЯ происходит от латинского слова PUNCTUM – запятая (нет). - Среди знаков препинания есть знаки завершения, разделения, присоединения (нет). - Словосочетания изучает синтаксис (да). - Словосочетание состоит из двух слов – главного и зависимого (да). - Зависимое слово связывается с главным только по смыслу (нет). - Весёлый праздник - это словосочетание (да). - Рисовать в альбоме – это словосочетание (да). - Пришли гости – это словосочетание (нет).
| Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции, учебные навыки.
Запись ответов в тетрадь. Взаимопроверка. Обсуждение допущенных ошибок. | Личностные: самоопределение Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль и коррекция Познавательные: общеучебные; логические: анализ объектов с целью выделения признаков, работа с информацией, обобщение Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности. | Анализирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.
- Почему последнее утверждение неверно? Чем является сочетание слов ПРИШЛИ ГОСТИ? Какова тема урока? -Начертите в тетрадях таблицу.
Заполните 1 столбик, что вы знаете по данной теме.
| Ставят цели. Уточняют/формулируют тему урока. Отвечают на поставленные учителем вопросы. Формулируют тему урока.
Заполняют 1 столбик, обсуждают с соседом по парте, при необходимости вносят дополнения. Анализируют записи. | Личностные: самоопределение, учебная мотивация Регулятивные: целеполагание, самостоятельность Коммуникативные: постановка вопросов, речевая деятельность Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование изучаемого материала логические: формулирование проблемы |
Построение проекта выхода из затруднения. (Изучение нового материала) | Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения.
- Работа с предложения (слайды 3, 4, 5). Прочитайте предложения данные на слайдах. Что нового о способах выражения подлежащего и сказуемого вы узнали? Ветер унёс лодку в море. Я не приду к обеду. Отец с сыном пошли на рыбалку.
Мы живём на Земле. Земля – наш дом. Она прекрасна.
- Заполните 2 столбик таблицы.
| Составляют план достижения цели и определяют средства. Исследуют ситуацию.
- Читают предложения. Называют грамматическую основу и способ выражения. - Заполняют 2 столбик таблицы. Анализируют записи. Обсуждение. | Личностные: определение границ собственного знания и незнания Регулятивные: планирование, прогнозирование Познавательные: общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; моделирование; смысловое чтение; логические: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, , классификации объектов; решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Первичное закрепление | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.
- Работа с четверостишьем (слайд 6). Мячик прыгает цветной Во дворе передо мной. Этот мячик очень мил: Стёкол он ещё не бил. - Укажите грамматическую основу предложений. - Выпишите три словосочетания. Обозначьте в них грамматическую и смысловую связь
| Решают типовые задачи (с проговариванием алгоритма вслух, действиями по образцу и т.п.).
- Работают в группах. Проверка осуществляется по цепочке. | Личностные: способность к самооценке Регулятивные: контроль, оценка, коррекция знаний. Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, смысловое чтение, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Самостоятельная работа (с самопроверкой по эталону) | Организует деятельность учащихся по применению новых знаний
- Запись предложений под диктовку (учащиеся вызываются к доске). - Подчеркнуть главные члены предложения, указать, какими частями речи выражены. Я ночую в старой беседке. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьёт сквозь листву. Три воробья с удивлением заглядывают в беседку. Их привлекают часы. Они тикают на круглом столе. Кто там в колодце так громко смеётся? Три часа у проруби три вороны пробыли. Этот край очень скромен. Птицы – наши друзья. Первые листики зелены.
| Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном | Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Познавательные: общеучебные: смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Этап продуктивного использования полученных знаний | Организует деятельность учащихся по применению новых знаний в других условиях.
- Цепочка вопросов:
А) Какие члены предложения называются главными? Что составляет грамматическую основу? Б) Что обозначает подлежащее? С помощью каких вопросов можно найти подлежащее в предложении? Какими частями речи выражается подлежащее? В) Что обозначает сказуемое? С помощью каких вопросов можно найти сказуемое в предложении? Какими частями речи выражается сказуемое?
- Составление кластера по теме урока.
| Самостоятельная / групповая работа.
- Ответы на вопросы. - Составление кластера, обсуждение вариантов. | Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция Личностные: самоопределение Познавательные: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий; постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию.
- Составление синквейна по теме «Грамматическая основа предложения» Кто? Что? (тема) Какой? (описание темы) Что делает? Что автор думает? Кто? Что? (обобщение)
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Оценивают работу на уроке | Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка, использование знаковых систем (схема) Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Домашнее задание | Инструктирует учащихся
- Параграфы 31, 32
- Упр. 158 (п.).
| Анализируют и выявляют степень готовности | Личностные: самоопределение, устранение причин возможных трудностей Регулятивные: управление своей деятельностью Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности Познавательные: применение нового знания |