Грамматическая основа предложения, технологическая карта урока 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Козлова Алла Владимировна

Технологическая карта урока по теме "Грамматическая основа предложения". Урок проводится в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока26.03 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Учитель: Козлова А. В., ГБОУ школа № 354 Московского района

Тема урока: Грамматическая основа предложения, 5 - А

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель урока: развивать понятие о членах предложения, о способах выражения подлежащего и сказуемого, навыки синтаксического разбора; формировать мотивацию к исследовательской деятельности

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить грамматическую основу предложения, узнают способы выражения подлежащего и сказуемого, научатся строить рассуждение и объяснять языковые явления

Технология(-и) урока: технология развития критического мышления

Этап урока

Деятельность учителя

(применяемые технологии, приёмы)

Деятельность учащихся

(формы организации деятельности)

Формируемые УУД

(зависит от целевой установки, типа и структуры урока)

Организационный момент

Приветствует учащихся. Предлагает учащимся проверить  наличие школьных принадлежностей к уроку.

Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.

Личностные: действие смыслообразования

Регулятивные:

Познавательные: 

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству

Актуализация знаний и фиксация затруднений

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

«Верные и неверные утверждения»

Мы продолжаем изучение раздела науки о языке, который называется синтаксис. Вспомним, что нам уже известно по этой теме. Ответить ДА или НЕТ. Записать ответ в тетрадь.

- Слово ПУНКТУАЦИЯ происходит от латинского слова PUNCTUM – запятая (нет).

- Среди знаков препинания есть знаки завершения, разделения, присоединения (нет).

- Словосочетания изучает синтаксис (да).

- Словосочетание состоит из двух слов – главного и зависимого (да).

- Зависимое слово связывается с главным только по смыслу (нет).

- Весёлый праздник -  это словосочетание (да).

- Рисовать в альбоме – это словосочетание (да).

- Пришли гости – это словосочетание (нет).

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции, учебные навыки.

Запись ответов в тетрадь. Взаимопроверка. Обсуждение допущенных ошибок.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль и коррекция

Познавательные: общеучебные;

логические: анализ объектов с целью выделения признаков, работа с информацией, обобщение

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Постановка учебной задачи.

Мотивация познавательной деятельности.

Анализирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

- Почему последнее утверждение неверно? Чем является сочетание слов ПРИШЛИ ГОСТИ? Какова тема урока?

-Начертите в тетрадях таблицу.

Знаю

Узнал

Заполните 1 столбик, что вы знаете по данной теме.

Ставят цели. Уточняют/формулируют тему урока.

Отвечают на поставленные учителем вопросы. Формулируют тему урока.

Заполняют 1 столбик, обсуждают с соседом по парте, при необходимости вносят дополнения. Анализируют записи.

Личностные: самоопределение, учебная мотивация

Регулятивные: целеполагание, самостоятельность 

Коммуникативные: постановка вопросов, речевая деятельность 

Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование изучаемого материала

 логические: формулирование проблемы

Построение проекта выхода из затруднения.

(Изучение нового материала)

Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения.

- Работа с предложения (слайды 3, 4, 5). Прочитайте предложения данные на слайдах. Что нового о способах выражения подлежащего и сказуемого вы узнали?

Ветер унёс лодку в море.

Я не приду к обеду.

Отец с сыном пошли на рыбалку.

Мы живём на Земле.

Земля – наш дом.

Она прекрасна.

- Заполните 2 столбик таблицы.

Составляют план достижения цели и определяют средства. Исследуют ситуацию.

- Читают предложения. Называют грамматическую основу и способ выражения.

- Заполняют 2 столбик таблицы. Анализируют записи. Обсуждение.

Личностные: определение границ собственного знания и незнания

Регулятивные: планирование, прогнозирование 

Познавательные: общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; моделирование; смысловое чтение; логические: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, , классификации объектов;  решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство 

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

- Работа с четверостишьем (слайд 6).

   Мячик прыгает цветной

   Во дворе передо мной.

   Этот мячик очень мил:

   Стёкол он ещё не бил.

- Укажите грамматическую основу предложений.

- Выпишите три словосочетания. Обозначьте в них грамматическую и смысловую связь

Решают типовые задачи (с проговариванием алгоритма вслух, действиями по образцу и т.п.).

- Работают в группах. Проверка осуществляется по цепочке.

Личностные: способность к самооценке

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция знаний. Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, смысловое чтение, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Самостоятельная работа (с самопроверкой по эталону)

Организует  деятельность учащихся по применению новых знаний

- Запись предложений под диктовку (учащиеся вызываются к доске).

- Подчеркнуть главные члены предложения, указать, какими частями речи выражены.

 

      Я ночую в старой беседке. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьёт сквозь листву. Три воробья с удивлением заглядывают в беседку. Их привлекают часы. Они тикают на круглом столе.

      Кто там в колодце так громко смеётся? Три часа у проруби три вороны пробыли. Этот край очень скромен. Птицы – наши друзья. Первые листики зелены.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: общеучебные: смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Этап продуктивного использования полученных знаний

Организует  деятельность учащихся по применению новых знаний в других условиях.

- Цепочка вопросов:

А) Какие члены предложения называются главными? Что составляет грамматическую основу?

Б) Что обозначает подлежащее? С помощью каких вопросов можно найти подлежащее в предложении? Какими частями речи выражается подлежащее?

В) Что обозначает сказуемое? С помощью каких вопросов можно найти сказуемое в предложении? Какими частями речи выражается сказуемое?

- Составление кластера по теме урока.

Самостоятельная / групповая работа.

- Ответы на вопросы.

- Составление кластера, обсуждение вариантов.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция

Личностные: самоопределение

Познавательные: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий; постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организует рефлексию.

- Составление синквейна по теме

«Грамматическая основа предложения»

Кто? Что? (тема)

Какой? (описание темы)

Что делает?

Что автор думает?

Кто? Что? (обобщение)

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Оценивают работу на уроке

Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка, использование знаковых систем (схема)

Познавательные: рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 

Домашнее задание

Инструктирует учащихся

  1. Параграфы 31, 32
  2. Упр. 158 (п.).

Анализируют и выявляют степень готовности

Личностные: самоопределение, устранение причин возможных трудностей

Регулятивные: управление своей деятельностью

Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности

Познавательные: применение нового знания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие об однородных членах предложения.Технологическая карта урока

Тема урока: Понятие об однородных членах предложения Класс: 8А Цели для ученика: иметь представление  об однородных членах предложения,  повторить, закрепить и обобщить знания, полученные ...

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...

Презентация и технологическая карта урока в 5 классе по теме "Предложение. Грамматическая основа предложения".

Данный урок открытия нового знания предназначен для обучающися 5 класса по учебнику Русский язык. 5 класс.Ладыженская Т.А, Баранов Т.А., Тростенцова Л.А. и др.; М.: Просвещение, 2014. Данный урок из р...

Технологическая карта урока "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые" 6 класс

Класс6Тип урокаУрок открытия нового знанияТехнология построения урокаУрок-исследованиеТемаСемейство Пасленовые....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Класс: 7 Тема: «Was nennen wir unsere Heimat?» / «Что мы называем Родиной?»

формирование коммуникативной компетенции учащихся на основе изученных лексических единиц, речевых и грамматических структур по теме «Что мы называем своей Родиной» («Was nennen wir u...

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс)

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс).УМК :Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразова...