Технологическая карта урока "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые" 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Класс | 6 |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Технология построения урока | Урок-исследование |
Тема | Семейство Пасленовые. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klass_dvudolnye._semeystvo_paslenovye_6_klass.docx | 89.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет | Биология |
Класс | 6 |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Технология построения урока | Урок-исследование |
Тема | Семейство Пасленовые. |
Цель | Создание условий для осознания и осмысления знаний о признаках растений семейства пасленовых |
Задачи | Образовательные: Способствовать формированию знаний о признаках растений семейства пасленовые, выявить значение растений этого семейства для хозяйственной деятельности человека. Развивающие: Продолжить развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей при решении проблемно-познавательных заданий Воспитательные: Создать условия для воспитания интереса к изучению живой природы |
Основные понятия | Класс двудольные, семейства пасленовые, формула цветка, плод, видоизмененный побег |
Планируемые результаты | Личностные: уметь реализовывать теоретические познания на практике, умение работать в группах, умение отстаивать свою точку зрения, умение оперировать фактами для доказательства существующего мнения, понимать необходимость ответственного, бережного отношения к природе. Метапредметные: умение самостоятельно формулировать проблему, ставить цели, формулировать гипотезу, составлять план, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно, проводить исследовательскую и самостоятельную работу в соответствии с инструкцией Предметные: знать характерные признаки двудольных растений, признаки растений семейства Пасленовые, важнейшие сельскохозяйственные растений изученного семейства и их народнохозяйственное значение. |
ХОД УРОКА
Литература и Интернет – ресурсы:
- Р.Алимкулова. Биология. учебник для 6 класса общеобразовательных школ, Алматы «Атамура», 2015г.
- В.А.Корчагина. Биология. 6-7 классы, М. «Просвещение», 1988, 256с.
- Т.И.Серебрякова. Биология. М., «Просвещение», 1999, 224с.
- Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология, М., «»АСТ – ПРЕСС», 2004, 815с.
- В.Рохлов. Занимательная ботаника, М, «АСТ-ПРЕСС», 1998, 432с.
- А.А.Калинин. Поурочные разработки по биологии. 6(7)класс.»ВАКО» М. 2005, 352с.
- yandex.kz/images› рисунки о растениях семейства Пасленовые
- Infourok.ru>…animacii…biologii…rasteniya_6_klass
- http://bio.1september.ru/index.php?year=2011&num=13
- http://ru.wikipedia.org
- http://biouroki.ru/crossword/okruzhayushhiy-mir/geografiya.html
- doc4web.ru›…biologii-v…po…semeystvo-paslyon.html
Перец – является полувитаминым концентратом, по содержанию аскорбиновой кислоты витамином А и С он превосходит все овощные растения, плоды богаты витамином Р, способствует укреплению кровеносных сосудов. Спиртовую настойку горького перца, обладающую бактерицидными свойствами, широко применяла советская медицина при остро желудочно-кишечных расстройствах, а в смеси с растительным маслом рекомендуют для втирания в кожу как согревающее средство при ревматизме, В Европу перец привез из Америки Христофор Колумб. В России первое упоминание о перце встречается в рукописи «Благопрохладный цветок, или Травник» в 1616 году. Плоды перца однолетнего внешне напоминают стручки. Они довольно крупные, до 20 см в длину. Пока плоды созревают, их цвет меняется несколько раз.
Все сорта стручкового перца делятся на две группы: овощные и пряные (острые).
Баклажан - плоды не богаты питательным веществом, но обладают ценными, диетическими, лечебными и вкусовыми качествами. В плодах содержится витамин С, Р, вещества снижающие содержание холестерина в крови, улучшающие общее состояние организма больных астеросклерозом. Медь способствует кроветворению, поэтому их рекомендуют детям при малокровии. Сок обладает высокими бактерицидными свойствами.
Томат – ценность томата определяется содержанием углеводов, органических кислот (яблочная, лимонная, щавелевая) витаминов (С1,В, РР,К) каротина. Потребление свежих плодов, сока оказывающее благоприятное действие на функцию сердечно- сосудистой системы, полезно при заболевании желудочно- кишечного тракта, пониженной кислотностью, стимулирующее кроветворение. Название вида произошло от испанского слова «золотое яблоко».Родина томатов Южная Америка. Первыми томаты стали возделывать португальцы и испанцы, потом они попали в Италию. Первоначально томаты получили известность как декоративные и лекарственные растения. Только в конце 18 и начале 19 столетия эти растения были признаны как овощная культура.
В Россию томаты привезли в 1850 году из Западной Европы
-Картофель. продовольственная и техническая культура
Предки американских индейцев нашли съедобные клубни под землей. Эти клубни, богатые крахмалом, были ценной находкой для человека. Сначала человек открыл, что клубни дикого картофеля съедобны, затем он увидел, что у некоторых видов картофеля клубни могут достигать значительной величины. Но колыбелью картофеля считают плоскогорья Перу и Боливии.
Картофель, в качестве подарка папе римскому, попал в Италию, где и получил свое название от слова “тартуффоли ”, так итальянцы называют грибы трюфели, . В Европу попал картофель благодаря испанцам в 16 веке. Французская королева благосклонно отнеслась к картофелю и включила цветок в свой туалет. Картофель выращивали на клумбах, ни одна придворная дама не одевала шляпку без цветка картофеля. Ведь у картофеля такие прекрасные белые, розовые, фиолетовые цветы, они настоящее украшение клумб и цветников.
Однажды в графском доме во Франции вырастили картофель, за семена которого граф отдал пол своего состояния. Несколько драгоценных земляных яблок. Посадили их в лучшем месте, когда созрели плоды, похожие на зеленые ягоды. Садовник сообщил об этом графу. Граф (повару) тот из них приготовил изысканное блюдо, повар, никогда не видел ничего подобного. Что из этого приготовить. Отварю их, пожалуй, да посыплю сахарной пудрой. В разгар праздничного ужина повар внес на серебряном блюде приготовленные заморские плоды. Ягод было мало и всем досталось только по одной. Заморский продукт оказался горьким и неприятным на вкус. Выплюнуть эту несъедобную гадость не позволяли этикет и боязнь обидеть хозяина, а проглотить внутрь мешал собственный организм. Кое-как, давясь и запивая водой, гости осилили кушанье и вскоре после этого быстро разъехались по домам.
Граф отправил свою садовника в цветник, выкопать эти чертовые кусты, и сжечь.
Выкопав зелень в земле оказалось множество клубней .Вместе с ботвой их бросили в огонь. По полю поплыл восхитительный незнакомый аромат. После того, как огонь погас, осторожно разгребли угли кочергой и увидела обугленные клубни. Зажмурив глаза, попробовали рассыпчатое содержимое. Вкус неизвестного овоща превзошел все ее ожидания. Так Картофель завоевал путь к сердцу всех европейцев.
Первое время в пищу употребляли тоже только в богатых домах. Появление в России картофеля связано с именем Петра I, который прислал из Голландии мешок картофеля своему приближенному графу Шереметеву и приказал разослать клубни во все области, вменяя им в обязанность начальникам областей приглашать население заняться посадкой картофеля. Но этот приказ не встретил одобрения, и картофель распространялся очень плохо. Поводом для распространения картофеля послужил крестьянский голод, но и тогда картофель не получил признания, кое - где возникали стихийные картофельные бунты, так как вместо клубней использовались в пищу ягоды. Тогда царь стали выдавать премии за посев картофеля и с трудом добились признания этой культуры. Сейчас картофель в России называют вторым хлебом.
.
Приложение 1
Немало сложено легенд, слухов и приключений о картофель. Теперь его часто называют вторым хлебом. Сегодня невозможно себе представить свой рацион без картофеля. Вспомните фильм «Девчата», в котором повариха Тося поспорила с лесорубами насчет того, сколько блюд можно приготовить из картошки? По разным подсчетам, с картошкой и из картошки можно приготовит не менее 999 блюд!
Родина картофеля – берега Чили и Перу. В каждой стране картофель называли по своему, например:
англичане – потато,
голландцы – аардаппель,
французы – пом де терр,
итальянцы – тартуфель.
Ученые установили, что уже более 14 тысяч лет индейцы Южной Америки используют это растение, называя его «папа».
В конце XVIII в. во Франции в королевском дворце на балу прическу королевы Марии Антуанетты украшали невиданные здесь прежде цветы. Их подарил королеве аптекарь Антуан Огюст Пармантье. Он надеялся, что королева окажет покровительство растению, ведь в стране голод, а оно может заменить хлеб. Но Мария Антуанетта и слушать не стала.
Чтобы заинтересовать этим растением крестьян Пармантье стал с помощью охраны караулить посевы. Но охрана была декоративной т.к. на ночь охранники уходили, и тогда окрестные крестьяне стали воровать это растение. Ведь, если его охраняют, значит, это что-то необыкновенное. Постепенно это растение было признано, а Пармантье поставлен памятник с надписью “Благодетелю человечества”.
О том, как попала картошка в Европу, существует несколько версий. По самой распространенной, ее завезли испанские завоеватели. Возможно, это был
Френсис Дрейк, на его статуе, воздвигнутой в Оффенбурге, даже выбили надпись: Сэр Френсис Дрейк, ввезший картофель в Европу в году 1580.
Приложение 2:
Перуанское яблоко
Томат - один из самых популярных овощей. Его родина- Перу. Ацтеки называли это растение «помидель Перу», что означает «перуанское яблоко». Через океан это растение привезли в Италию, где его назвали «помидоро»- «большое яблоко». Потом во Франции этот овощ окрестили “помо д' амур”- яблоком любви. В Мексике помидоры называют туматль. Отсюда другое название – томат. В Европу томат попал в XVI в. Первыми его стали разводить португальцы и испанцы. Потом он попал в Италию. Первоначально томат получил известность как декоративное и лекарственное растение. Только в конце XVIII – начале IXX столетия это растение было признано как овощная культура.
Сначала помидоры есть боялись, считая их ядовитыми. В России помидоры появились во времена правления Екатерины ΙΙ и использовать в пищу их стали только в 1850г.
У древних римлян царила настоящая «мания» этого растения: гостей украшали этими цветами, из них делали гирлянды. Это был цветок радости и любви. На картине итальянского художника Сандро Боттичелли (15 век). Весна изображена в виде юной девушки, разбрасывающей цветы. Остров, имя которому дало это растение, имеет на своих монетах изображение этого цветка (остров Родос).
Приложение 3
Более 400 лет перец прославил себя как военное средство. Рано утром осенью 1532 г. испанские конкистадоры вступили в сражение с индейцами. Завоеватели не сомневались в успехе битвы, на их стороне было превосходство в численности войска, в вооружении, в боевой выучке. Но южноамериканские индейцы не прибегли к помощи этого растения. Приблизившись к войскам завоевателей, индейцы на тлеющие угли жаровен сыпали порошок перца. В небо взвивались струйки белого едкого дыма. Ветерок понес их в сторону противника, и во вражеском войске началась паника. Солдаты кашляли, чихали, у них слезились глаза, горело лицо. Испанцы залегли, а затем, бросив оружие, бросились в бегство. Так перец помог одержать победу.
Перец привез из Америки в Европу Христофор Колумб. В России он впервые упоминается в 1616 г. Содержит витамины, на вкус бывает разный: сладкий, острый и жгучий. Чем больше в нем содержится вещества под названием капсанцин, тем острее перец.
Приложение 4.
Белену называют “одурь”, “дурь-трава”, “бесиво”? Эти названия связаны с действием, которое оказывает на организм это растение. Сильное, нервное возбуждение делает поведение человека непредсказуемым: он бредит, бегает, истерически смеется, прыгает. У этого растения стебель и листья покрыты железистыми волосками. Об этом растении существует загадка: “У тропы стоит неряха, на ней липкая рубаха, на плече кулик узорный до краев с отравой черной”. Белена ядовитое растение семейства пасленовых. Отсюда народное выражение “белены объелся”, “взбеленился”.
Английский драматург В.Шекспир в трагедии “Гамлет” описал действие яда белены, с помощью которого был убит отец Гамлета.
“…когда я спал в саду
В свое послеобеденное время
В мой уголок прокрался дядя
С проклятым соком белены во фляге
И мне в ушную полость влил настой;
Чье действие в таком раздоре с кровью,
Что мигом обегает, словно ртуть,
Все внутренние переходы тела,
Створаживая кровь, как молоко,
С которым каплю уксуса смешали.
Так было и со мной…” —
рассказывает Гамлету призрак отца.
В медицине в малых дозах белену используют как лекарственное средство. Она входит в состав лекарств как успокаивающее, обезболивающее средство. Так же к ядовитым растениям семейства пасленовых относят белладонну, дурман. Мы работаем в тесной связи с зоологами и выяснили, что эти растения хорошие помощники в борьбе с насекомыми-вредителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Класс двудольные. Семейство Сложноцветные. Класс однодольные. Семейство Лилейные. 6 класс
Класс двудольные. Семейство Сложноцветные.Класс однодольные. Семейство Лилейные. Многообразие растений семейства сложноцветных.Роль в природе и жизни человека.Почти 25000 видов растений отн...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...
Технологическая карта по географии в 6 классе по теме:Решение практических работ по картам атласа.
Практические задания помогают учащимся усваивать новый материал....
Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме:"Картинки с выставки"
Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме: "Картинки с выставки". Цель: на примере творчества М.П. Мусоргского ввести понятие "Сюита"....
Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Класс двудольные растения"
Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Класс двудольные растения"...