Презентация и технологическая карта урока в 5 классе по теме "Предложение. Грамматическая основа предложения".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Данный урок открытия нового знания предназначен для обучающися 5 класса по учебнику Русский язык. 5 класс.Ладыженская Т.А, Баранов Т.А., Тростенцова Л.А. и др.; М.: Просвещение, 2014. Данный урок из раздела "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи" составлен в соответствии с требованиями федерального госудрственного образовательного стандарта.
На уроке учащиеся узнают, чем отличается предложение от словосочетания,получают понятие о грамматической основе и учатся строить из данных слов предложение. Учитель объясняет, что такое грамматическая связь между словами и учит находить грамматическую основу предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_5_a_klasse.docx | 29.33 КБ |
pril1.ppt | 641.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 А классе
в соответствии с требованиями ФГОС
- Тема урока: Предложение. Грамматическая основа предложения
- Дата: 07.11.2017.
- Класс: 5
- УМК: Т.А. Ладыженской
- Тип урока: Урок открытия нового знания
- Технологии: Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, группового обучения, ИКТ
- Решаемые проблемы: Какие члены предложения относятся к главным? Что такое подлежащее? Каковы способы его выражения? Что такое сказуемое? Каковы способы его выражения?
- Цель урока: углубление знаний о единице синтаксиса - предложении и его основных признаках
- Задачи.
Образовательные: расширить понятийную базу о грамматической основе предложения; познакомить учащихся со способами выражения подлежащего и сказуемого; сформировать умение выделять грамматическую основу предложения;
Развивающие: способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания; формировать у учащихся УУД: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные в соответствии с типом урока (урок общеметодической направленности).
Воспитательные: воспитывать культуру сотрудничества и умение работать в коллективе.
- Планируемый результат обучения:
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу; высказывают своё мнение, стремятся к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: извлекают информацию из различных источников, включая учебник «Русский язык. Теория 5-9 классы», свободно пользуются словарями различных типов, справочной литературой.
Предметные: умеют определять границы предложения, находить грамматические основы предложения, выделять их; соблюдают верную интонацию конца предложения; характеризуют предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.
- Содержание учебного материала (СУМ): определение «грамматическая основа», «подлежащее», «сказуемое», «словосочетание».
- Единица содержания образования (СО): способ нахождения подлежащего и сказуемого.
Этапы урока. Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Мобилизующий этап Цель: включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность | Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку. Хорошо проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка, и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку… (учащиеся хором: «Пять»). – Я очень рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться. | Приветствуют учителя, слушают; проверяют учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку Записывают число, классная работа | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. |
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. Цель: стимулирование познавательной деятельности учащихся, самостоятельное формулирование темы и задач урока. | 1) Предлагает вспомнить лингвистические термины, изученные на предыдущем уроке (Понятие о синтаксисе и пунктуации), и диктует терминологический диктант 2)Предлагает выполнить тест «Верные-неверные утверждения» (Презентация, слайд 2) 3)Предлагает с помощью их последнего ответа теста определить тему урока и предположить, на какие вопросы они получат ответ. | 1) Записывают слова, меняются тетрадками в парах и проводят взаимопроверку, выставляя оценку (проверяют по 1 слайду). 2) Смотрят на презентацию, читают вслух по цепочке помещённые на слайде утверждения, отвечая «да» или «нет». Ответы сразу проверяются по слайду и анализируются (слайд 2) 3) Определяют тему, записывают её в тетрадь, формулируют учебные задачи по схеме: узнать… вспомнить… научиться… (слайд 3-4) | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют способность к самооценке своих действий. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материальной и умственной форме: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: читают, слушают и отвечают на вопросы, высказывают и обосновывают свою точку зрения Регулятивные: формулируют тему урока |
3. Актуализация знаний. Цель: подготовка обучающихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | 1) Предлагает проблемное задание: прочитать устно текст упр.143 Практики 2) Задаёт вопросы: - Что нужно знать, чтобы выполнить задание? Предлагает записать 1 предложение на доске, определить его признаки. - Всегда ли грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого? | 1)Пытаются прочитать и делают вывод, что мешает выполнению задания: одно предложение не отделено от другого. 2) Обдумывают ответы на вопросы, отвечают Один учащийся записывает 1предложение текста на доске, объясняет свой выбор, определяя грамматическую основу предложения и знаки препинания. Все - в тетрадях. Самопроверка. 3) Ответы учащихся | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний, ищут пути решения Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
4.Первичное усвоение новых знаний. Цель: установление преемственных связей прежних и новых знаний Физкультминутка Цель: создание условий для снятия переутомления у учащихся | 1)Проводит беседу по прочитанному материалу -Назовите уже знакомую для вас информацию -Что показалось новым? -Что не поняли? (слайд 5, кластер по новому материалу) Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись | 1)Читают текст на стр.67-68 и делают выводы по упр.143.
Выполняют движения | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материалах учебника. Регулятивные: контролируют учебные действия. |
5. Первичная проверка понимания Цель: выяснение осознания учащимися теоретического материала | Предлагает выполнить упр.141 на стр.68. Представляет вниманию образец ответа по выявлению грамматической основы. | Выполняют упражнение, выбирая предложения с одним главным членом предложения, затем с двумя. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; делают обобщения, выводы. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют давать связный ответ |
6. Информация о домашнем задании Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. | Записывает задание на доске: Прочитать параграф 28 Упр. 142 на стр. 68. – для всех. Творческая работа: Дописать текст о вечере или о рассвете (добавить 4-5 предложения) | Записывают задание для самостоятельной работы в дневник | Личностные: осуществляют познавательную и личностную рефлексию. |
8. Рефлексия Цель: формирование личной ответственности за результаты деятельности, оценивание работы. | Проводит беседу по вопросам: -Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? - Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных | Вспоминают ход урока, делятся впечатлениями, учатся анализировать свою работу или товарищей на уроке, оценивать её. | Личностные: приобретают мотивацию к результатам своей деятельности Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных Регулятивные: оценивают свою работу. |
Список использованной литературы:
- Русский язык: Справ. материалы: Учеб. пособие для учащихся/М.Т. Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; Под ред. Н.М.Шанского. – 5-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1989.
- Русский язык: Учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений/А.В. Дудников, А.И. Арбузова, И.И. Ворожбицкая. М.: Высшая школа, 1988.
- Русский язык. 5 класс: поурочные планы по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 5 класс». II полугодие / авт.-сост. И.В.Карасева. – Волгоград: Учитель, 2005.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слово ПУНКТУАЦИЯ происходит от лат. слова PUNCTUM – запятая. НЕТ Три единицы, которые изучает синтаксис: словосочетание, предложение, текст. ДА Пунктуация изучает слово. НЕТ Словосочетание состоит из двух слов – главного и зависимого. ДА Зависимое слово связывается с главным только по смыслу. НЕТ Соединения слов, связанные между собой по смыслу, грамматически и интонационно. Предложение
Урок русского языка в 5 классе Предложение. Грамматическая основа предложения
Цели урока: узнать… вспомнить… научиться…
Грамматическая основа предложения Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из темы?
Физкультминутка
Главные члены предложения подлежащее + сказуемое к т о? ч т о? что делает предмет? — глаг. сущ. Им.п., какой он? каков он? — прилаг. мест. Им.п. что он такое? кто он такой? - сущ. сочетание слов грамматическая основа предложения
Чем может быть выражено подлежащее? Существительным Ветер унёс лодку в Им. падеже в море. Местоимением Я не приду к обеду. в Им. падеже Словосочетанием Отец с сыном пошли на рыбалку. Что? Кто? Кто?
Чем может быть выражено сказуемое? Глаголом Существительным Прилагательным Мы живём на Земле. Земля – наш дом. Она прекрасна. Что делаем? Какова? Что такое?
Образец ответа Падают кленовые листья. 1. О чём говорится в предложении? О листьях. 2. Основа предложения – падают листья. 3. Листья (что делают?) падают. 4. Падают (что?) листья. 5. Подлежащее листья выражено именем существительным в именительном падеже. 6
Помогите Пете Ошибкину Барсик спит в уголке. любит играть в верёвочку. Щенок увидел кошку шерсть и помчался. Такси у нашего подъезда. Воздух сегодня свежий и Барсик . Взъерошил стояла прохладен. Он , взъерошил стояло прохладный.
Домашнее задание Прочитать параграф 28 Упр. 142 на стр 68. – для всех. Творческая работа: Дописать текст о вечере или о рассвете (добавить 4-5 предложения)
Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Грамматическая основа предложения"
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Грамматическая основа предложения" с использованием технологий РКМЧП и ИКТ...
Сценарий урока "Построение чертежа основы фартука" с презентацией и технологической картой урока
Тема изучается на третьем занятии раздела «Конструирование и моделирование». Урок имеет важней шее значение в дальнейшем обучении учащихся, т. к. изучаются основы черчения и конструировани...
Урок русского языка в 5 классе "Что такое грамматическая основа предложения?"
Урок разработан по УМК Л.М. Рыбченковой....
Модульный урок по русскому языку в 11 классе по теме" Грамматическая основа предложения"
Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку...
Грамматическая основа предложения, технологическая карта урока 5 класс
Технологическая карта урока по теме "Грамматическая основа предложения". Урок проводится в 5 классе....
конспект урока в 5 классе "Что такое грамматическая основа предложения"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5 КЛАСС). Цель урока:Вспомнить отличительные признаки предложения; расширить понятийную базу о грамматической основе предложения, учить находить грамм...
"Египет" презентация и технологическая карта урока (7 класс)
Технологическая карта урока...