К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа»
Биология 7 класс
Тема урока: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение
Разработала и провела: Конакова Е.С.
учитель биологии I квалификационной категории
с.Кушки, 2017год
Класс : 7
Учитель: Конакова Е.С.
Предмет: биология
Тема урока: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение
Место урока: урок № 17 с начала учебного года, № 14 по теме Многоклеточные животные
Предметные результаты обучения:
Учащийся научится: выделять и формулировать характерные признаки отрядов пресмыкающихся, объяснять роль рептилий в природе и жизни человека.
Учащийся получит возможность научиться: характеризовать рептилий как наиболее высокоорганизованных и приспособленных к проживанию на суше холоднокровных позвоночных животных.
Метапредметные результаты обучения:
Учащийся научится : сравнивать (находить сходства и различия) разные группы животных , формулировать общие признаки рептилий.
Учащийся получит возможность научиться: находить необходимую информацию в тексте учебника при заполнении таблицы, анализировать текст рисунки учебника, работать в парах, группах.
Личностные результаты обучения:
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку при работе в группе, осознание ценности природы и бережного отношения к ней.
Тип урока: комбинированный (сообщения, обобщения, систематизации, закрепления и контроля знаний)
Технология: проблемное обучение
Методы и приёмы, способствующие достижению планируемых результатов:
Словесные (беседа), наглядные (демонстрация таблицы), практические (выполнение практических заданий на основе текста и иллюстраций учебника, выделение определений понятий в тексте, частично поисковый, репродуктивный. Проблемный: чем можно объяснить разнообразие и приспособленность пресмыкающихся на Земле? Почему их изучение столь важно для человека?
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Цели урока: восприятие, осмысление, закрепление знаний об особенностях рептилий, изучение многообразия и их значении в природе и жизни человека.
Задачи:
Обучающие: познакомить со значением пресмыкающихся в природе и жизни человека, их разнообразии, характерными признаками рептилий как наиболее высокоорганизованных холоднокровных позвоночных, закрепить и обобщить ранее полученные знания об особенностях внешнего, внутреннего строения, размножения и поведения рептилий, расширить и углубить понятие о классе, на различных примерах показать черты приспособленности рептилий к среде обитания.
Развивающие: развитие логического мышления, речи, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, объяснять понятия, ставить проблемные вопросы. Закрепление и отработка учебных навыков путем различного рода практических заданий.
Воспитательные: воспитание экологически грамотного отношения к природе, создание условий для самовыражения школьников и благоприятного психологического климата на уроке, предупреждение гиподинамии, сохранение интереса к учебному материалу, формирование у учащихся самостоятельность в работе с информацией, умения работать в команде.
Универсальные учебные действия:
личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира, ценность природы и бережного к ней отношения
регулятивные: планировать цели, пути их достижения и устанавливать приоритеты, контролировать своё время и управлять им. Принимать и формулировать учебную проблему.
познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом, тренитг публичных выступлений.
Межпредметные связи: биология, экология, география, история
Оборудование: учебники, тетради, ручки, карандаши, линейки, таблицы «Многообразие пресмыкающихся» и «Строение пресмыкающихся», слайды, проектор, компьютер, мини-проекты обучающихся.
Оформление доски: на доске написаны тема урока, число, домашнее задание, проблемные вопросы, которые необходимо решить на уроке.
Технологическая карта урока:
Этапы урока | Смысловые блоки содержания | Учебно-познавательные и учебно-практические задания и вопросы | Деятельностный компонент (на основе учебных действий) | Ценностный компонент |
Организационно - мотивационный | Психологическая подготовка уч-ся к общению и предстоящему занятию (1 мин.) | приветствие, выявление отсутствующих в классе и подготовки к уроку Сегодня нас ждет накопительная оценка На столах у вас рабочие листы, в которых вы будете выполнять задания и ставить балы за работу на уроке себе и своим одноклассникам. А в конце урока мы их посчитаем и выведем итоговые оценки за урок. Один бал за каждый правильный ответ. | Подготовка учебников, тетрадей, дневников, письменных принадлежностей к уроку | Организуют своё учебное место для работы. |
Определение темы урока (2 мин) | Я предлагаю вам определить тему сегодняшнего занятия и поставить задачи урока, для чего предлагаю поиграть в анаграммы. Ученикам предлагается составить из букв названия животных МЯЗЕ (змея) НКЕДЯМА (медянка) ЗЮРАГ (гюрза) КАНОДАНА (анаконда) ПСИДА (аспид) РОБКА (кобра) КЮДАГА (гадюка) ЖУ (уж) Посмотрите внимательно на слайд. 2. Обратите внимание на животных которых вы видите. Предположите, что происходит в момент движения. (Тела влачится по земле, говорят иначе, смыкается с землёй). 3. Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Класс Пресмыкающиеся). | Ученикам предлагается составить из букв названия животных МЯЗЕ (змея) НКЕДЯМА (медянка) ЗЮРАГ (гюрза) КАНОДАНА (анаконда) ПСИДА (аспид) РОБКА (кобра) КЮДАГА (гадюка) ЖУ (уж) Формулируют тему урока: «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение». Записывают тему урока в тетрадь. | Определяют тему урока. | |
Формулирование задач (2 мин) | Вспомните, как мы изучаем разнообразие животных? Составьте план изучения темы. Сформулируйте задачи урока. | план: 1)Классификация 2)Признаки таксонов изученных ранее 3)Особенности изучаемого таксона 4) Многообразие 5)Значение Формулируют задачи:
| Формулируют основные задачи урока. | |
Создание мотивационной установки (2мин) | Комментарий учителя: Пресмыкающиеся, или рептилии. Широко распространены по всему земному шару. Не встречаются они только в Антарктиде. Почти 65 млн. лет назад рептилии были господствующей группой на Земле, населяли все среды жизни. Это время отличалось тёплым и влажным климатом. Большинство этих древнейших животных (динозавры) вымерли, причин до сих пор никто не знает. Однако потомки древних рептилий приспособились к новым условиям и живут сегодня на всех материках кроме Антарктиды. В настоящее время на земле обитает 6000 видов рептилий. Благодаря каким особенностям современные рептилии смогли приспособиться жить в разных природных условиях? | Следят за логикой рассуждения, рассматривают иллюстрации, предложенные учителем, стараются вникнуть в суть проблемного вопроса и включиться в рассуждения. | ||
Процессуально – содержательный этап урока. | Постановка проблемы (3 мин) | Пресмыкающиеся очень разнообразны. С чем связано большое разнообразие пресмыкающихся на Земле? Не смотря на большое разнообразие класс пресмыкающиеся представлен тремя отрядами: Чешуйчатые, Черепахи и Крокодилы. Какие особенности образа жизни и строения позволили пресмыкающимся стать настоящими сухопутными животными? | Слушают учителя, отвечают на вопросы (актуализация первичных знаний): Разнообразие рептилий связано с освоением разных природных сред (наземной и водной), жизнью в разных климатических условиях. . | Вспоминают имеющиеся у них знания |
Актуализация опорных знаний знаний | Черты приспособленности Пресмыкающихся к наземному образу жизни: Молодцы ребята, вы правильно назвали отличительные признаки, но это не все особенности этих животных, какими ещё особенностями обладают представители отрядов вы изучите самостоятельно. Задания на повторение | Отвечают на вопросы Черты приспособленности Пресмыкающихся к наземному образу жизни:
Выполняют задания | Вспоминают и воспроизводят имеющиеся у них знания из предыдущих уроков и жизненного опыта | |
К уроку вы приготовили мини- проекты Давайте их посмотрим, послушаем. их мы оценим до 5 баллов. Во время выступлений мы размялись, и вот глаза были в напряжении. Давайте проведем физкультминутку для глаз | Учатся публичным выступлениям, Слушают выступления товарищей, дают оценку. Физкультминутка Дети выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз | |||
Этап усвоения новых знаний | Самостоятельная работа | Это были древние пресмыкающиеся. А что же современные? Классификация современных пресмыкающихся составить классификацию класса пресмыкающихся Откройте учебники Работать будете самостоятельно, работу оформите в виде таблицы в рабочих листах: 1 – изучает ящериц (чешуйчатые), стр. 122 2 – изучает змей (чешуйчатые), стр. 125 3 – изучает черепах, стр. 129 4 – изучает крокодилов, стр. 132 5 – изучает клювоголовые из дополнительного источника информации В процессе выполнения задания каждый заполняет свою графу в таблице. Каждая группа отчитывается, остальные слушают и заполняют соответствующую графу в таблице. . | Составляют классификацию класса пресмыкающихся. Один на доске, все в рабочих листах Активная познавательная деятельность учащихся по освоению и запоминанию новых знаний. Работают с текстом: читают, выбирают характерные признаки отрядов, заполняют графы таблицы. Работают с иллюстрациями учебника. Учатся связно излагать свои мысли. | Треннинг публичных выступлений. Объединяют единичные поисковые действия в коллективный продукт – таблицу и учатся анализировать результаты. |
Рефлексия деятельности (1 мин) | Сделайте вывод о проделанной работе. | Ребята делают вывод: Мы прочитали текст учебника, выбрали из текста характерные признаки отрядов рептилий, обсудили их в группе, заполнили таблицу, нашли в тексте новые термины и выписали их в тетрадь. Выбирают утверждение. | Анализируют ход своей деятельности на уроке. | |
Этапы закрепления первичной проверки | Обобщение знаний (2 мин) | Все рептилии очень разнообразны, к ним относятся три отряда. Назовите их. Какими отличительными признаками они обладают? Почему необходимо их охранять? Какое значение в природе и жизни человека они имеют? | Называют отряды пресмыкающихся и кратко называют их отличия друг от друга, делают вывод о значении этих животных в природе и жизни человека. | Акцентируют внимание на главных выводах урока |
Первичная проверка знаний. (3 – 4 мин) | Найдите соответствие между отрядами пресмыкающихся и характерными признаками:
1 вариант - для чешуйчатых, 2 вариант – для черепах, 3 вариант – для крокодилов.4. вариант для клювоголовых | Записывают ответ в тетрадь и проверяют по ключу: 1 вар : 2, 8,10, 11, 12 2 вар: 4, 5, 9, 13 3 вар: 1, 3, 6,13 4 вар.7,14 | Осуществляют самоконтроль. | |
Рефлексивный этап урока | Рефлексия содержательная (1 мин) | Что узнали нового на уроке? Чему научились на уроке? Понятен ли был материал на уроке? Урок не понравился Урок был интересным, но я не все понял Урок был интересным и я все понял | Отвечают на вопросы учителя, делятся своими впечатлениями от урока. | Оценивают актуальность, новизну урока, эффективность работы на уроке и интерес к учебному занятию. |
Рефлексия эмоционального состояния. (1 мин) | Урок не понравился Урок был интересным, но я не все понял Урок был интересным и я все понял Оценивание работы своей и товарищей Выставление оценок | Делятся с учителем своими эмоциями от урока. Оценивают работу своею и товарищей | Анализируют своё эмоциональное состояние и выражают его в обобщённой формулировке. | |
Объяснение домашнего задания (2 мин) | Основное домашнее задание | Изучите параграфы 25-26, ответьте устно на вопросы после параграфа. | Записывают домашнее задание в дневник | |
Дополнительное домашнее задание | Приготовьте сообщения о необычных и редких пресмыкающихся, можно в виде презентации или просто слайды с картинками. | Записывают задание в тетрадь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИЗО Технологическая карта урока № 20 по теме "Мой дом- мой образ жизни"
Технологическая карта урока № 20"Мой дом- мой образ жизни"...
Технологическая карта урока по химии 9 класс Общая характеристика металлов
Технологическая карта урока по химии 9 класс Общая характеристика металлов в соответствии требованиями ФГОС...
Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение
Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение Технологическая карта урока биологииПредмет: биологияТема урока: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая хар...
Технологическая карта урока английского языка в 5 классе "Здоровый образ жизни"
Данный урок является обобщающим материалом по теме "Здоровый образ жизни"...
Урок биологии в 7 классе по теме: "Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика, образ жизни"
Кто такие Млекопитающие? Разнообразие видов. Среда обитания, происхождение, размножение....
Технологическая карта урока по теме "Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение" (6 класс)
Технологическая карта урока по теме "Отдел Покрытосеменные", 6 класс по учебнику Пономарева И.Н....
Конспект урока на тему: Надкласс рыбы общая характеристика. Многообразие рыб. Значение рыб в природе и жизни человека.
Реализация личностно – ориентированного подхода в обучении для самостоятельного усвоения знаний обучающимися характерных признаков хрящевых и костных рыб....