Технологическая карта к уроку в 8 классе "Безличные предложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс)
Технологическая карта к уроку русского языка в 8 классе "Безличные предложения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezlichnye_predlozheniya.docx | 30.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык . Класс:8 класс
Автор УМК: Л.М.Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В.Загоровская, А.Г.Нарушевич
Тема урока: «Безличные предложения».
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Цель урока: Организовать деятельность учащихся совместно с учителем для достижения предметных результатов по теме «Безличные предложения».
Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД
Будут знать: особенности таких односоставных предложений, как безличные.
На основе знаний будут уметь: употреблять данные предложения в речи, опознавать в тексте, конструировать безличные предложения.
Познавательные УУД: анализ, сравнение, построение логической цепи рассуждений, использование знаково-символических средств, поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные УУД: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем и сверстниками, формулирование и аргументация собственного мнения.
Личностные УУД: развитие системы ценностных ориентаций, этических чувств и регуляторов морального поведения.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция, коррекция.
Формы организации деятельности: фронтальная, самостоятельная, групповая, парная.
Опорные понятия: стили речи, грамматическая основа предложения, односоставные предложения, двусоставные предложения.
Новые понятия: безличные предложения.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя (применяемые технологии, приёмы) | Деятельность учащихся (формы организации деятельности) | Формируемые УУД |
Организационный момент. Актуализация знаний учащихся | Мобилизует учащихся на работу.
| Подготовка к работе.
| Личностные: самоопределение Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения общей задачи; Познавательные: обобщение имеющихся знаний. Коммуникативные: готовность к сотрудничеству, к участию в процессе исследования. |
Мобилизирующий этап. Мотивация познавательной деятельности. | Работа со стихотворением. Нужно ясно понимать, - Какие стили речи вам известны? -Какова функция каждого стиля? | Читают текст. (Слайд 1.) Фронтальные ответы. Обобщение имеющихся знаний. | Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; потребность в самовыражении, самореализации Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения заданий. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний. Повторение | Работаем с текстом. В наших широтах день сменяется ночью (не) мгновенно, как то имеет место у экватора, а лишь постепенно. Летнее солнце, отлого и (не)глубоко опустившись ниже линии горизонта, продолжает освещать землю лучами, отражающимися от высоких слоёв атмосферы. Над землёю зарождаются турбулентные потоки воздуха, которые создают (не)ожиданные чередования волн сухого тепла и влажной прохлады на перегибах местности. На западе долго (не) угасает яркая и широкая полоса зари, а напластование воздушных слоёв разной плотности вызывает порою своеобразные акустические и оптические явления в медленно остывающем приземном пространстве. | Работа в парах. Учащиеся читают текст( слайд 4), определяют стиль речи, доказывают свою мысль. Объясняют правописание слов с не. Рисуют схему второго предложения, графически объясняя знаки препинания. Выписывают грамматические основы предложений. Выполняют самопроверку (слайд 4) | Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения общей задачи; Познавательные: обобщение имеющихся знаний. Коммуникативные: готовность к сотрудничеству, к участию в процессе исследования |
Введение новой проблемной информации. Постановка учебной задачи. | Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения. Предъявление проблемной ситуации. А теперь прочтите двенадцать строк великого мастера лирического пейзажа А.А.Фета стихотворение «Вечер», в нём описываются те же сумерки. Прозвучало над ясной рекою, Поэт счёл, что отсутствие подлежащих лучше и ярче передаёт впечатление таинственности, возникшее у него при переживании тёплого летнего вечера. | Учащиеся читают текст( слайд 5), определяют стиль речи, доказывают свою мысль. Выписывают грамматические основы из первой строфы. Выполняют самостоятельный анализ предложений Отвечают на вопросы. -Какие виды предложений использует автор? - Что обозначает сказуемое? Можем ли мы к такому сказуемому мысленно подставить подлежащее? Можем ли мы определить лицо глагола? Какие впечатления возникают после прочтения этих строчек? Как назовём такие предложения? Формулируют определение безличного предложения. Корректируют определение (работа с учебником стр.106) | Личностные: определение конкретной сферы познавательных интересов в рамках заявленной темы. Регулятивные: уточнение целеполагания: самостоятельное формулирование или принятие вариантов товарищей. Коммуникативные: умение обосновывать и высказывать собственное мнение в форме связного ответа. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; |
Открытие нового знания. | Предлагает поразмышлять: почему глаголы называются безличными? Как отличить безличный глагол от личного в безличном значении? Предлагает обратиться к учебнику стр.109 упр.174, познакомиться со способами выражения главного члена в безличных предложениях | Работа в группах Ученики отвечают: глаголы, спрягающиеся, не изменяющиеся по родам и числам, - безличные. Лингвистический эксперимент (слайд 6) Пробуют подставить к глаголу подлежащее упр. 171, стр.107 Знакомятся со способами выражения главного члена в безличных предложениях стр.109 упр.174 | Личностные: опыт осмысления роли синтаксической конструкции в стилистике текста. Регулятивные: планирование, прогнозирование собственной исследовательской деятельности; выбор комфортного алгоритма исследовательской работы. Познавательные: общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; моделирование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
Первичное закрепление изученного. | Предлагает выполнить упражнение 175. | Повторяют материал о безличных предложениях, выполняя письменно задание. | Личностные: самоопределение. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля в процессе приобретения новых знаний. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция собственных действий (и внимания).. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Закрепление изученного. Этап продуктивного использования полученных знаний | Предлагает самостоятельно сформулировать задание к предложениям на слайде (слайд 7) Предлагает составить текст по картине Шишкина «Перед грозой», используя безличные предложения (слайд 9) Итак, посмотрим на записанные предложения и сделаем вывод: где мы можем встретить безличные предложения чаще всего? | Самостоятельно формулируют задание, выполняют, осуществляют взаимопроверку .(слайд 8) Вариант 1.Выполняют творческую работу. Вариант 2. Слабые ученики дополняют предложения безличными глаголами. Определяют роль безличных предложений в речи Ученики отвечают. (В художественных текстах, для передачи состояния человека, описания состояния природы. Безличные предложения имеют особую выразительность; лаконично изображают состояния природы и человека; передают личное отношение, восприятие действительности) | Личностные: самоопределение. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля в процессе приобретения новых знаний. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: Интегрироваться в группу сверстников (работа в парах) и строить продуктивное взаимодействие. |
Подведение итогов уроков. | Проводит «опрос тройкой» (отвечают три ученика: 1- рассказывает теорию, 2- приводит примеры,3- дополняет, исправляет) Чему научились? Оценивает деятельность учащихся, обсуждает с ними домашнюю работу. | Обобщают новые знания. Формулируют связное высказывание о том, что узнали на уроке. | Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, действие оценивания усваиваемого содержания. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Чему научился? Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Домашнее задание | Всем 1.Проработать параграф 25 На выбор 2. Выписать 7 безличных предложений из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», действие 1, явление 1 3. Составить рассказ из безличных предложений | Записывают домашнее задание. | Личностные: самоопределение. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля в процессе приобретения новых знаний. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, корректировать их в соответствии с задачами. |
Литература.
- УМК Русский язык, 8 класс, Л.М.Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В.Загоровская, А.Г.Нарушевич
- А.А.Фет Стихотворение «Утро»
- Л.В.Успенский «Культура речи»
- Сухов В.П. “Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников” Уфа,2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и технологическая карта к уроку по русскому языку в 5 классе "Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обобщающим словом"
Презентация к уроку и технологическая карта...
технологическая карта к уроку по теме "Бессоюзное сложное предложение" (9 класс)
Вводный урок по теме "БСП" в 9 классе...
Технологическая карта современного урока русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение"
Работа представлена по гуманитарному направлению. Урок русского языка в 5 классе по теме "Сложное предложение" является результатом проектирования учебного занятия в соответствии с системно-...
Технологическая карта интегрированного урока (русский язык и литература) в 9 классе « Сложные предложения и знаки препинания в них. Обобщение. С.А. Есенин. Анализ лирического произведения».
Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать навыки анализа стихотворения, используя ИКТ компетенции....
Технологическая карта к уроку по теме "Закрепление навыка использования в речи условных предложений первого типа" (УМК Forward 7класс)
по программе это последний урок 2 четверти, конец 1 части учебника....
Технологическая карта открытого урока с презентацией по русскому языку в 9 классе на тему "Сложносочиненные предложения и их особенности"
Открытый урок с подробным описанием с презентацией...