Технологическая карта к уроку в 8 классе "Безличные предложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Мурзина Ольга Юрьевна

Технологическая карта к уроку русского языка  в 8 классе "Безличные предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezlichnye_predlozheniya.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык .  Класс:8 класс

Автор УМК: Л.М.Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В.Загоровская, А.Г.Нарушевич

 Тема урока: «Безличные предложения».

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Цель урока: Организовать деятельность учащихся совместно с учителем для достижения предметных результатов по теме «Безличные предложения».

Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД

Будут знать: особенности таких односоставных предложений, как безличные.

На основе знаний будут уметь: употреблять данные предложения в речи, опознавать в тексте, конструировать безличные предложения.

Познавательные УУД: анализ, сравнение, построение логической цепи рассуждений, использование знаково-символических средств, поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем и сверстниками, формулирование и аргументация собственного мнения.

Личностные УУД: развитие системы ценностных ориентаций, этических чувств и регуляторов морального поведения.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция, коррекция.

Формы организации деятельности: фронтальная, самостоятельная, групповая, парная.

Опорные понятия: стили речи, грамматическая основа предложения, односоставные предложения, двусоставные предложения.

Новые понятия: безличные предложения.

                                     Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

(применяемые технологии, приёмы)

Деятельность учащихся

(формы организации деятельности)

Формируемые УУД

Организационный момент. Актуализация знаний учащихся

Мобилизует учащихся на работу.

 

Подготовка к работе.

 

Личностные: самоопределение

 Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения общей задачи;

Познавательные: обобщение имеющихся знаний.

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству, к участию в процессе исследования.

Мобилизирующий

этап.

Мотивация познавательной деятельности.

Работа со стихотворением.

 Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать -
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила делема, -
Нужно стили речи знать!

- Какие стили речи вам известны?

-Какова функция каждого стиля?

Читают текст. (Слайд 1.)

Фронтальные ответы.

Обобщение имеющихся знаний.

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; потребность в самовыражении, самореализации

Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения заданий.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний. Повторение

Работаем с текстом.

В наших широтах день сменяется ночью (не) мгновенно, как то имеет место у экватора, а лишь постепенно. Летнее солнце, отлого и (не)глубоко опустившись ниже линии горизонта, продолжает освещать землю лучами, отражающимися от высоких слоёв атмосферы. Над землёю зарождаются турбулентные потоки воздуха, которые создают (не)ожиданные чередования волн сухого тепла и влажной прохлады на перегибах местности. На западе долго (не) угасает яркая и широкая полоса зари, а напластование воздушных слоёв разной плотности вызывает порою своеобразные акустические и оптические явления в медленно остывающем приземном пространстве.

Работа в парах.

Учащиеся  читают текст( слайд 4),

определяют стиль речи, доказывают свою мысль.

Объясняют правописание слов с не.

Рисуют схему второго предложения, графически объясняя знаки препинания.

Выписывают грамматические основы предложений.

Выполняют самопроверку (слайд 4)

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения общей задачи; Познавательные: обобщение имеющихся знаний.

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству, к участию в процессе исследования

Введение новой проблемной информации.

Постановка учебной задачи.

Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения.

Предъявление проблемной ситуации.

А теперь прочтите двенадцать строк великого мастера лирического пейзажа А.А.Фета стихотворение «Вечер», в нём описываются те же сумерки.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.

Поэт счёл, что отсутствие подлежащих лучше и ярче передаёт впечатление таинственности, возникшее у него при переживании тёплого летнего вечера.

Учащиеся  читают текст( слайд 5),

определяют стиль речи, доказывают свою мысль.

Выписывают грамматические основы из первой строфы.

Выполняют самостоятельный анализ предложений

Отвечают на вопросы.

-Какие виды предложений использует автор?

- Что обозначает сказуемое?

Можем ли мы к такому сказуемому мысленно подставить подлежащее?

 Можем ли мы определить лицо глагола?

Какие впечатления возникают после прочтения этих строчек?

Как назовём такие предложения?

Формулируют определение безличного предложения.

Корректируют определение

 (работа с учебником стр.106)

Личностные: определение конкретной сферы познавательных интересов в рамках заявленной темы.

Регулятивные: уточнение целеполагания: самостоятельное формулирование или принятие вариантов товарищей.

Коммуникативные: умение обосновывать и высказывать собственное мнение в форме связного ответа.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Открытие нового знания.

Предлагает поразмышлять: почему глаголы называются безличными?

Как отличить безличный глагол от личного в безличном значении?

Предлагает обратиться к  учебнику стр.109 упр.174, познакомиться со способами выражения главного члена в безличных предложениях

 Работа в группах

Ученики отвечают: глаголы, спрягающиеся, не изменяющиеся по родам и числам, - безличные.

Лингвистический эксперимент (слайд 6)

Пробуют подставить к глаголу подлежащее упр. 171, стр.107

Знакомятся со способами выражения главного члена в безличных предложениях стр.109 упр.174

Личностные: опыт осмысления роли синтаксической конструкции в стилистике текста.

Регулятивные: планирование, прогнозирование собственной исследовательской деятельности; выбор комфортного алгоритма исследовательской работы.

Познавательные: общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; моделирование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Первичное закрепление изученного.

 Предлагает выполнить упражнение 175.

Повторяют материал о безличных предложениях, выполняя письменно задание.

Личностные: самоопределение. Формирование

навыков самоанализа и самоконтроля в процессе приобретения новых знаний.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция собственных действий (и внимания)..

 Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Закрепление изученного.

Этап продуктивного использования полученных знаний

Предлагает самостоятельно сформулировать задание к предложениям на слайде (слайд 7)

Предлагает составить текст по картине Шишкина «Перед грозой», используя безличные предложения (слайд 9)

Итак, посмотрим на записанные предложения и сделаем вывод: где мы можем встретить безличные предложения чаще всего?

Самостоятельно формулируют задание, выполняют, осуществляют взаимопроверку .(слайд 8)

Вариант 1.Выполняют творческую работу.

Вариант 2. Слабые ученики дополняют предложения безличными глаголами.

Определяют роль безличных предложений в речи

Ученики отвечают.

(В художественных текстах, для передачи состояния человека, описания состояния природы. Безличные предложения имеют особую выразительность; лаконично  изображают состояния природы и человека; передают личное отношение, восприятие действительности)

Личностные: самоопределение. Формирование

навыков самоанализа и самоконтроля в процессе приобретения новых знаний.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению,

Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: Интегрироваться в группу сверстников (работа в парах) и строить продуктивное взаимодействие.

Подведение итогов уроков.

Проводит «опрос тройкой» (отвечают три ученика: 1- рассказывает теорию, 2- приводит примеры,3- дополняет, исправляет)

Чему научились?

Оценивает деятельность учащихся, обсуждает с ними домашнюю работу.

Обобщают новые знания. Формулируют связное высказывание о том, что узнали на уроке.

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, действие оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Чему научился?

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Домашнее задание

Всем

1.Проработать параграф 25

На выбор

2. Выписать 7 безличных предложений из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», действие 1, явление 1

3. Составить рассказ из безличных  предложений

Записывают домашнее задание.

Личностные: самоопределение. Формирование

навыков самоанализа и самоконтроля в процессе приобретения новых знаний.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, корректировать их  в соответствии с задачами.

Литература.

  1. УМК Русский язык, 8 класс,  Л.М.Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В.Загоровская, А.Г.Нарушевич
  2. А.А.Фет  Стихотворение «Утро»
  3. Л.В.Успенский  «Культура речи»
  4.  Сухов В.П. “Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников” Уфа,2004

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта современного урока русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение"

Работа представлена по гуманитарному направлению. Урок русского языка в 5 классе по теме "Сложное предложение" является результатом проектирования учебного занятия в соответствии с системно-...

Технологическая карта интегрированного урока (русский язык и литература) в 9 классе « Сложные предложения и знаки препинания в них. Обобщение. С.А. Есенин. Анализ лирического произведения».

Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать навыки анализа стихотворения, используя ИКТ компетенции....