1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
9.
| Оргмомент (1 мин)
Актуализация знаний (6 мин)
Формулирование темы урока, планирование деятельности (3 мин)
Работа с теоретическим материалом учебника. (3 мин)
Первоначальное закрепление (5 мин)
Физкультминутка(1 мин)
Практическая работа (10)
Выполнение задания ГИА. Самопроверка. (5 мин)
Подведение итога урока. Рефлексия (5 мин)
Домашнее задание (1 мин)
| - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Представьте себе, что мы альпинисты и скалолазы. И будем мы штурмовать высокую вершину, название которой – БСП. Естественно, любое восхождение сопровождается трудностями. И у нас они тоже будут. Но вы уже 9-ый год учитесь в школе и знаете, что с помощью знаний можно преодолеть любые препятствия. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: письменные принадлежности, учебник. - Готовы к работе? *Опрос – повторение. Итак, мы находимся у подножия горы, прежде чем начать восхождение, давайте проверим снаряжение. Вопросы командам: - Какие предложения называются сложными? - На какие 2 группы делятся сложные предложения? - На какие группы делятся союзные предложения? - Какие предложения называются ССП? - Какие предложения называются CПП? - Из каких частей состоит СПП? - Назовите виды придаточных предложений в СПП. - Какие предложения называются БСП? - Как выражаются в устной и письменной речи отношения между частями БСП?
1) Ну что же, если вы готовы покорять новые вершины, начинаем восхождение. Работа в группах (по числу команд). Задание: Пользуясь материалом учебника и таблицами, подготовить объяснение материала для участников других команд, коллегиально выбрав того, кто будет выступать в роли учителя, по темам: 1 команда | 2 команда | 3 команда | Запятая и точка с запятой в БСП | Двоеточие в БСП | Тире в БСП |
2) Первая высота взята, продолжаем подъём. Наше следующее испытание – графический диктант. Я читаю вам предложения, а вы, не записывая их, под расположенными в строку цифрами от 1 до 10 пишете тот знак препинания, который, по вашему мнению, должен стоять между частями БСП. 1.Мужественный человек страдает, не жалуясь (?) слабый человек жалуется, не страдая. 2.Великий дар – стойкость души (?) с нею ничего не страшно. 3. Я оглянулся (?) позади белели снеговые вершины. 4.Туман рассеялся (?) стало видно русло горной реки. 5.Он тосковал в городе (?) его неудержимо тянуло в горы. 6. Где-то, очень далеко, всполохнулась и завозилась в кустах птичка (?) донеслось звонкое, тревожное ржание коня. 7. В долине было очень жарко (?) за весь июль не выпало ни одного дождя. 8. По траве низко стлались седые клочья тумана (?) они пропадали из глаз и опутывали нас сыростью. 9.Есть цель (?) обязательно добьёшься желаемого. 10. Я понял (?) мы сможем покорить эту вершину.
- Запишите предложение в тетрадь, подчеркните грамматические основы, обозначьте предикативные части. Как они связаны? 1.Мужественный человек страдает, не жалуясь- слабый человек жалуется, не страдая. - Сделайте вывод, синтаксический и пунктуационный разбор каких предложений мы будем сегодня изучать на уроке? - Сформулируйте, важные для вас, цели урока. Используйте опорные слова: 1)Познакомиться с … 2)Учиться … -Сообщение целей урока учителем. - Запишите тему урока в тетрадь.
- Где мы с вами можем получить более подробную информацию о БСП? Из каких источников? ( из учебника) - Я предлагаю вам поработать с теоретическим материалом учебника. Параграф 19, стр. 197.
4) Синтаксический разбор БСП 1 группа: Мужество есть презрение страха: оно пренебрегает опасностями, грозящими нам, вызывает их на бой и сокрушает. Сенека 2 группа: Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою. Карамзин Н. М.
Учитель читает СП, если оно СПП, учащиеся поднимают руки, а если БСП – делают круговые движения головы.
5). Вы поднимаетесь выше, и следующее задание – «Конструктор». Вам нужно переконструировать сложные союзные предложения в синонимичные бессоюзные.
1 команда | - команда
| 3 команда | 1.Группа альпинистов прошла перевал, и все решили немного отдохнуть. 2.Когда кончится дождь, небо вновь наполнится голубизной и светом. 3.Сегодня не будет очень холодно, потому что погода безветренная и ясная. | 1.Альпинисты спешили, так как до схода лавины оставалось совсем немного времени. 2.Стоит сильная духота, так что к ночи возможна гроза. 3.Кругом бушевала буря, и ветер ревел жестокий. | 1.Я посмотрела в небо и увидела, что солнце закрыла огромная туча. 2.Если солнце встаёт в дыму, то день будет горячим. 3.Птицы звонко поют в вышине, и гудят, перелетая с цветка на цветок, собирая нектар, пчёлы. |
6). Этот этап пути мы преодолели. Но чем выше поднимаемся, тем труднее идти. И всё-таки нужно двигаться вперёд. Сегодня на уроке во время выполнения заданий мы использовали немало БСП. А умеете ли вы сами составлять такие предложения? И не только составлять, но и включать их в текст. Я предлагаю каждой команде составить небольшие тексты на заданную тему так, чтобы в ваших текстах были БСП с разными знаками препинания. 1 команда | 2 команда | 3 команда | «Друга в горы возьми – рискни» | «Памятная поездка» | «Моё увлечение» |
7). Итак, мы с вами практически достигли вершины. До пика остался всего один бросок. Я надеюсь, вам не составит труда сделать этот рывок, потому что это последнее задание – тесты, которые я выбрала из сборников для подготовки к ГИА. Каждой команде предлагается выполнить по 5 тестовых заданий.
8).Вот мы и достигли вершины. Я надеюсь, что у вас в жизни будет ещё много восхождений на вершину знаний, и желаю вам лёгкого подъёма. Одной из таких вершин, которая должна вам покориться, будет сначала ВОУД, а затем ЕНТ. Я желаю вам набрать максимальное количество баллов по русскому языку. Завершить наш урок я хочу притчей, которая, на первый взгляд, никакого отношения к горам не имеет. Послушайте её. Большая дверь Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Множество властных и мудрых мужей окружило его. "О мудрецы, - обратился к ним царь, - у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее". Он подвел присутствующих к такой огромной двери, какой еще никто никогда не видывал. "Это самая большая и самая тяжелая дверь, которая когда-либо была в моем царстве. Кто из вас сможет открыть ее?" - спросил царь. Одни придворные только отрицательно качали головой. Другие, которые считались мудрыми, посмотрели на дверь поближе, но признались, что не смогут ее открыть. Раз уж мудрые признались в этом, то и остальные согласились, что эта задача слишком трудна. Лишь один визирь подошел к двери. Он внимательно её рассмотрел и ощупал, затем так и эдак попробовал её сдвинуть и, наконец, резко толкнул её. О чудо, дверь открылась! Она была просто прикрыта, но не заперта. Нужна была лишь воля, чтобы это проверить, и отвага, чтобы действовать решительно. Тогда царь объявил: "Ты получишь этот пост при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку."
-Дорогие ребята, я желаю вам преодолевать в жизни все трудности, надеяться на свои силы и не бояться делать попытки, даже если вам все будут говорить, что сделать это невозможно.
- А теперь давайте поделимся впечатлениями от сегодняшнего урока. Я понял…. Я узнал…..и т.д. Что можно было сделать по-другому? - Ребята, в чём вы испытали затруднение? - Что у нас получилось лучше всего? - А теперь я вам предлагаю подумать немножко и оценить свою работу на уроке.
Параграф 19, дифференцированное задание. 1 группа: упр.443, 2 группа: упр.441.
-
| Ученики встают, настроятся на работу, проверяют наличие учебных предметов.
Отвечают на вопросы
Выступление по одному представителю от каждой команды. Воспроизводят и фиксируют ЗУНы, достаточные для построения нового способа действий. Актуализируют изученный ранее материал Пытаются выполнить самостоятельно индивидуальные задания на повторение, необходимые для изучения нового материала на данном уроке. Взаимопроверка выполнения задания по ключу
Выдвигают гипотезы решения задачи. Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения(чему учиться) Предлагают и согласовывают тему урока. Ведут записи в тетради.
Учащиеся работают с теоретическим материалом учебника, используя знаковую систему. Пытаются решить причину затруднения.
Работают в группах, ученики выходят к доске, производят синтаксический разбор БСП с разными знаками препинания между частями БСП, применяют новый способ действий к задаче, которая вызвала затруднения.
Делают зарядку
Учащиеся работают в командах, пошагово проверяют свои действия, Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия. Выполняют предложенные учителем задания.
Выполняют тестовое задание, учатся выполнять задание ГИА, сами проверяют тест.
Делают вывод урока, соотносят цель и результат учебной деятельности, фиксируют степень соответствия, намечают цели дальнейшей деятельности.
Выбирают задание
| Самоопределение к деятельности – (Л); Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);
Владеть монологической и диалогической речью, адекватно использовать речевые средства для решения задач (К) Самоконтроль, проверка изученного – (Л)
Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение)-(П) -осознанные и произвольные речевые высказывания – (К) -волевая саморегуляция в затруднении – (Р) -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – (К) -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- (К)
Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать-(П) Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое, самостоятельное выделение и формирование цели-(К) Выдвигают гипотезы и обосновывают их—(П)
Мыслительные операции – (П) -поиск и выделение необходимой информации- (П) Установление причинно – следственных связей –(П)
Формирование критического и творческого мышления, умение сверять свои действия с целью- (Р) Развитие связной речи, умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, умение учиться подтверждать аргументы фактами- (К) Умение преодолевать трудности в выполнении –(Л).
Проверка знаний и умений- (П). Снять напряжение и утомление на уроке-(Л)
Осознанные и произвольное речевые высказывания-(К) Построение логической цепи рассуждений и доказательств- (К,Р) Умение преодолевать трудности в выполнении –(Л) Мыслительные операции –(П.)
Оценивание трудности выполнения –(Л)
Соотносить цели и результаты своей деятельности, определяют степень успешности работы согласно критериям-(Р) Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики, слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения-(К) Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы-(П).
Рефлексия способов и условий действий – (П) Контроль и оценка способов своей деятельности –(Р) Самооценка на основе критерий успешности-(Л) Адекватное понимание успешности или неуспешности; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –(К)
Планирование успешного сотрудничества – (К) Планирование, прогнозирование –Р Оценивание трудности выполнения –Л. |