Презентация и технологическая карта к уроку по русскому языку в 5 классе "Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обобщающим словом"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему
Презентация к уроку и технологическая карта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku_0.pptx | 805.01 КБ |
tehn.karta_uroka_5_klass.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Взаимопроверка домашнего задания Упражнение 205. (считаем и орфографические, и пунктуационные ошибки, а также каждое неправильное подчеркивание однородных членов считаем за ошибку) 0 ошибок – оценка 8 1-2 ошибки – оценка 7 3 ошибки – оценка 6 4 ошибки – оценка 5 5 ошибок – оценка 4 6 ошибок – оценка 3 7 ошибок – оценка 2
Дорогой друг Ваня! Я изучаю русский язык. Мне хочется научиться задавать и отвечать на вопросы правильно. Твой друг Йохан.
Наступила ос… нь . Она плачет грус .. ными д.. ждями и нар.. жает в яркие одежды д.. ревья . Медленно и величаво падают на землю желтые и красные листья. Они мя..ко шуршат ( под)н… гами . ( М.Пришвин)
Обобщающее слово На столе в вазе стояли полевые цветы: ромашки, незабудки и васильки. ЦВЕТЫ (Запишите предложение)
? На столе в вазе стояли полевые цветы : ромашки , незабудки и васильки . (Какими членами предложения являются однородные члены?)
В степи, за рекой, по дороге – везде осень разрисовала своими красками природу. ?
Осенним настроением дышало все вокруг: и лес, и трава, и воздух. ?
? Сделайте вывод о постановке знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом : , , , , : и , и , и . . .
Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обобщающим словом ТЕМА УРОКА:
Подберите обобщающие слова к данным однородным членам: 1.Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, наречие. 2.Запятая, тире, двоеточие. 3.Приставка, корень, суффикс, окончание. 4.Определение, дополнение, обстоятельство.
Найдите предложения с пунктуационной ошибкой: А)Ничто не шевелилось: ни одна травка внизу, ни один лист на верхней ветке дерева. Б) И зимой, и летом, и осенью – всегда нужно заниматься спортом. В) Там стены, воздух – всё приятно. Г) Всё было привлекательно: небо, озеро, и пасмурные дни, и низкий остров . Д ) В сыром воздухе слышны были разнообразные звуки – топот, мычание, скрип ворот. Е ) В вещевой мешок уложили всё : продукты, масло, иголку с ниткой, зубную щётку . Ж ) Ни суровый климат, ни густые леса : ничто не пугало юных натуралистов.
Игра «Кто быстрее» Задание для команд: составить предложение с обобщающим словом при однородных членах по схеме: 1 ряд ʘ :O,O,O 3 ряд по любой схеме 2 ряд O,O,O-ʘ
1 уровень 1. Выбери правильный ответ на вопрос: При обобщающих словах ставится А) Всегда двоеточие Б) Всегда тире В)Двоеточие и тире, в зависимости от места обобщающего слова 2.Какой знак нужно поставить в предложении Горы, лес, озеро, маленький городок все стало исчезать в темноте. А)Двоеточие Б) Тире 2 уровень 3. Выбери предложение с правильно расставленными знаками препинания А) От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи – от всего побежали далеко длинные тени. Б) Всё засыпает – и человек, и зверь, и птица. 3 уровень 4.Соотнеси предложение и правильное продолжение ответа на вопрос: В предложении ставится… 1)И леса, и пруды, и степи - вдруг всё ожило. 2)Этот весёлый, чистенький бережок – настоящий рай для детворы. А) тире между подлежащим и сказуемым. Б) тире перед обобщающим словом. Выполнить контрольный тест
Самопроверка 1 уровень 1. В)Двоеточие и тире, в зависимости от места обобщающего слова. 2. Б ) Тире 2 уровень 3. А ) От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи – от всего побежали далеко длинные тени. 3 уровень 4.В предложении ставится… 1 ) И леса, и пруды, и степи - вдруг всё ожило. Б) Тире перед обобщающим словом. 2)Этот весёлый, чистенький бережок – настоящий рай для детворы. А) тире между подлежащим и сказуемым.
Оцени себя (Закрась треугольник внизу после задания) 0-1 ошибка – зелёный 2 ошибки – синий 3 ошибки – желтый 4 ошибки – красный
Информативный вариант Исправьте ошибки в предложении Йохана. Для этого определите главное слово и вспомните правило построения предложений с однородными членами. Дорогой друг Ваня! Я изучаю русский язык. Мне хочется научиться задавать и отвечать на вопросы правильно. Твой друг Йохан.
Импровизационный вариант Составьте текст письма Йохана, используя правила построения предложений с однородными членами в русском языке.
Эвристический вариант Убедите Йохана в необходимости использования правил построения предложений в русском языке, чтобы он не совершал ошибок, допущенных в письме.
Устно составьте кластер на тему : «Однородные члены предложения» Кластер Однородные члены предложения
Возможный вариант кластера Однородные члены предложения Произносятся с интонацией перечисления или противопоставления Если обобщающее слово стоит перед ОЧ, то ставится двоеточие Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то ставится тире Отвечают на один и тот же вопрос Запятая ставится, если ОЧ соединены без союзов или союзами а, но Запятая не ставится, если между ОЧ стоит одиночный союз и Относятся к одному слову
Рефлексия Сегодня я узнал(а)…. Сегодня я понял(а), что … Мне кажется, что я не очень разобрался( сь ) в теме…
Домашнее задание:§ 41 Уровень 1 № 210 Уровень 2 № 211
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
5 класс
«Русский язык. 5 класс»
Технологическая карта темы
Тема | Знаки препинания при однородных предложениях с обобщающим словом. | ||
Цели | Сформировать представление об однородных членах предложения, обобщающем слове при них и знаках препинания. Ввести понятие «обобщающее слово» Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | ||
Основное содержание темы | Актуализация знаний о главных и второстепенных членах предложения, об однородных членах простого предложения, способах связи в предложениях с однородными членами. Введение понятия «обобщающее слово» и «обобщающее слово при однородных членах предложения». Актуализация знаний о средствах выразительности в художественном тексте. Работа со схемами осложненного предложения. | ||
Термины и понятия | Предложение, простые и сложные предложения, члены предложения, грамматическая основа, второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, схема предложения. | ||
Планируемый результат | |||
Личностные умения Проявлять: - интерес к изучению темы; - желание помочь Йохану; - позитивное отношение к процессу оформления предложений с однородными членами в письме Йохана; - осознание собственной успешности при изучении темы. | Метапредметные умения Познавательные умения: - раскрывать значение слова «предложение», «члены предложения», «грамматическая основа», «второстепенные члены предложения», «однородные члены предложения», «схема предложения», и использовать их в активном словаре; - определять однородные члены в тексте и обосновывать свое мнение; - определять способ связи однородных членов предложения и обосновывать свое мнение; - находить обобщающие слова в предложении, - определять, какими членами предложения являются однородные члены и обобщающее слово, - правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами и обобщающим словом, - уметь строить схемы предложений с обобщающим словом, - использовать приобретенные знания для оформления предложений с однородными членами в письме Йохана. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - соотносить учебные действия с известным правилом; - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога; - согласовывать позиции с партнером и находить общее решение; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Предметные умения - строить и писать предложения с однородными членами, расставляя знаки препинания; - определять однородные члены в предложении и обозначать их графически; - писать предложение и расставлять знаки препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах; - составлять текст письма Йохана, используя правила построения предложений с однородными членами в русском языке. | |
Организация образовательного пространства | |||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы | |
Литература Тема – М.Пришвин, отрывок. Биология Тема – "Полевые цветы", «Осень»
| Информационный материал Учебник «Русский язык» ч.1, рабочие тетради Демонстрационный материал Электронная презентация | Фронтальная. • индивидуальная – • парная - • групповая - | |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | |||
I этап. Самоопределение к деятельности | |||
Цели деятельности | Планируемый результат | ||
Уметь внимательно анализировать работу товарища | Слайд 1.Проверка домашнего задания в парах Упражнение 205. (считаем и орфографические, и пунктуационные ошибки, а также каждое неправильное подчеркивание однородных членов считаем за ошибку) 0 ошибок – оценка 8 1-2 ошибки – оценка 7 3 ошибки – оценка 6 4 ошибки – оценка 5 5 ошибок – оценка 4 6 ошибок – оценка 3 7 ошибок – оценка 2 | Познавательные умения: -правильно определять орфограммы, -правильно находить однородные члены и расставлять знаки препинания, -правильно рисовать схемы предложений с однородными членами. Регулятивные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности, - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения: - адекватно представлять результат деятельности в рамках учебного диалога. | |
• Мотивировать учащихся к изучению темы. • Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Йохана. | Ситуативное задание на этапе целеполагания. Слайд 2 Побывав в международном лагере в Крыму, Ваня познакомился с Йоханом из Финляндии. Йохан увлекается изучением русского языка и радуется общению с русскими сверстниками, чтобы лучше знать иностранный для него язык. По возвращению из международного лагеря между Ваней и Йоханом завязалась переписка. Однажды Йохан написал в письме: «Дорогой Ваня! Я изучаю русский язык. Мне хочется научиться задавать и отвечать на вопросы правильно. Твой друг Йохан». Получив письмо, Ваня понял, что Йохан не владеет правилами построения предложений в русском языке. Ребята, каким правилом построения предложения не владеет Йохан? Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию. Есть ли у вас желание научить Йохана правилам построения предложений в русском языке? | Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Йохану. | |
II этап. Учебно-познавательная деятельность | |||
Цели деятельности | Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) | Планируемый результат | |
Блок А. Работа с простыми предложениями, осложненными однородными членами | |||
Цели: • Актуализировать знания: - о понятии «предложение», «члены предложения», «грамматическая основа», «второстепенные члены предложения», «однородные члены предложения», «схема предложения»; - о главных и второстепенных членах предложения. • Актуализировать умения: - определять однородные члены предложения и обосновывать свое мнение; - определять однородные второстепенные члены предложения и обосновывать свое мнение; - называть условия, при которых члены предложения могут быть однородными; - рассказывать о способах связи однородных членов предложения; - составлять и писать предложения с однородными членами; - дополнять предложение однородным второстепенным членом; - определять предложение к соответствующей схеме; - обозначать графически грамматическую основу предложения; - определять однородные члены в предложении и обозначать их графически; - выполнять учебное задание, используя схему; - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога, • Ввести понятие «обобщающее слово» и «обобщающее слово при однородных членах». • Научить: - определять обобщающее слово в предложении с однородными членами и обосновывать свое мнение; - определять место обобщающего слова в предложении и обосновывать свое мнение; - рассказывать о роли обобщающего слова в предложении; - подбирать к однородным членам соответствующее обобщающее слово; - рассказывать о постановке знаков препинания в предложении с обобщающим словом; - изображать схему предложения с обобщающим словом при однородных членах; - рассказывать о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающими членами; - писать предложение, расставляя знаки препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах; - проверять текст предложения, писать его с исправлениями, и обосновывать расстановку знаков препинания схемой; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - адекватно представлять результат деятельности в рамках учебного диалога. | Задание 1(У).(Слайд 4)
( М.Пришвин) Объясните написание пропущенных орфограмм. Найдите в тексте однородные члены и назовите, какие именно. Какое средство выразительности использует авто в данном тексте? (После ответа ученицы одноклассники задают вопросы по изученным правилам). Задание 2 (П) Слайд 5.
Подберите обобщающее слово к данным предметам, запишите предложение. Задание 3 (У) Слайд 5,6,7,8. В степи, за рекой, по дороге – везде осень разрисовала своими красками природу. Осенним настроением дышало все вокруг: и лес, и трава, и воздух. Определите, какими членами предложения являются однородные члены с обобщающим словом в данных предложениях.
Задание 5 (ПУ) Слайд 9. Зарисовываем схемы предложений, запоминаем знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом. Задание 6 (ПУ) . Слайд 10. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Задание 7 (У) Слайд 11. Подберите обобщающие слова к данным однородным членам: 1.Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, наречие. 2.Запятая, тире, двоеточие. 3.Приставка, корень, суффикс, окончание. 4.Определение, дополнение, обстоятельство. Задание 8 (У) Слайд 12. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой:
Задание 9 (У). Слайд 13. Игра «Кто быстрее» 1 ряд ʘ :O,O,O 2 ряд O,O,O-ʘ 3 ряд по любой схеме | Познавательные умения: - раскрывать значения выражений «предложение», «члены предложения», «грамматическая основа», «второстепенные члены предложения», «однородные члены предложения», «схема предложения» и использовать их в активном словаре; - определять однородные члены предложения и обосновывать свое мнение; - определять однородные второстепенные члены предложения и обосновывать свое мнение, -уметь определять обобщающее слово, -уметь рисовать схему предложения с однородными членами и обобщающим словом, - раскрывать значение выражения «обобщающие слова при однородных членах» и использовать его в активном словаре; - определять обобщающее слово в предложении с однородными членами и обосновывать свое мнение; - определять место обобщающего слова в предложении и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя схему. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - называть условия, при которых члены предложения могут быть однородными; - рассказывать о способах связи однородных членов предложения; - составлять и писать предложения с однородными членами; - определять предложение к соответствующей схеме; - обозначать графически грамматическую основу предложения; - определять однородные члены в предложении и обозначать их графически, - рассказывать о роли обобщающего слова в предложении; - подбирать к однородным членам соответствующее обобщающее слово; - рассказывать о постановке знаков препинания в предложении с обобщающим словом; - изображать схему предложения с обобщающим словом при однородных членах; - писать предложение, расставляя знаки препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах, используя известное правило; - проверять текст предложения, писать его с исправлениями, и обосновывать расстановку знаков препинания схемой. | |
Блок Б. Диагностика качества освоения темы | |||
Цель - установить степень усвоения темы, а именно: - определять в тексте предложение с однородные членами предложения обозначать их графически; - определять в тексте предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения обозначать его графически, - уметь правильно определить постановку знаков препинания между подлежащим и сказуемым и при однородных членах с обобщающим словом, - проверять написание текста, вносить исправления. | Контрольное задание Задание 10 (У). Слайд 14. Выполнить контрольный тест. 1 уровень
Горы, лес, озеро, маленький городок все стало исчезать в темноте.
2 уровень 3. Выбери предложение с правильно расставленными знаками препинания
3 уровень
Задание 11. Слайд 15. Самопроверка.
4.В предложении ставится…
Оцени себя
| Регулятивные умения: - проверять написание текста, вносить исправления. Предметные умения: - определять в тексте предложение с однородные членами предложения обозначать их графически; - определять в тексте предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения обозначать его графически. - видеть правильную постановку знаков препинания. | |
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность | |||
Цели деятельности | Варианты заданий | Планируемый результат деятельности | |
• Стимулировать позитивное отношение к процессу оформления предложений с однородными членами в письмо Йохана. • Научить: - ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; - планировать свое действие в соответствии с учебным заданием; - выполнять задание, используя известные правила; - использовать приобретенные знания для оформления предложений с однородными членами в письме Йохана; - составлять текст письма Йохана, используя правила построения предложений с однородными членами в русском языке; - представлять результат своей деятельности. | Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
- планирование деятельности; - выполнение задания; - представление результатов деятельности. Побывав в международном лагере в Крыму, Ваня познакомился с Йоханом из Финляндии. Йохан увлекается изучением русского языка и радуется общению с русскими сверстниками, чтобы лучше знать иностранный для него язык. По возвращению из международного лагеря между Ваней и Йоханом завязалась переписка. Однажды Йохан написал в письме: «Дорогой Ваня! Я изучаю русский язык. Мне хочется научиться задавать и отвечать на вопросы правильно. Твой друг Йохан» Получив письмо, Ваня понял, что Йохан не владеет правилами построения предложений в русском языке. Ребята, каким правилом построения предложения не владеет Йохан? Есть ли у вас желание научить Йохана правилам построения предложений в русском языке? Информативный вариант. Слайд 17. Исправьте ошибки в предложении Йохана. Для этого определите главное слово и используйте правило построения предложений с однородными членами. «Дорогой Ваня! Я изучаю русский язык. Мне хочется научиться задавать и отвечать на вопросы правильно. Твой друг Йохан». Импровизационный вариант. Слайд 18. Составьте текст письма Йохана, используя правила построения предложений с однородными членами в русском языке. Эвристический вариант. Слайд 19. Убедите Йохана в необходимости использования правил построения предложений в русском языке, чтобы он не совершал ошибок, допущенных в письме. | Личностные умения: - проявлять отношение к процессу оформления предложений с однородными членами в письме Йохана. Познавательные умения: - использовать приобретенные знания для оформления предложений с однородными членами в письме Йохана. Регулятивное умение: - выбирать вариант выполнения задания; - выполнять учебное действие, в соответствии с планом, - выполнять задание, используя известные правила. Коммуникативное умение - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные умения: - составлять текст письма Йохана, используя правила построения предложений с однородными членами в русском языке. | |
• Актуализировать умения: - определять однородные члены предложения и обосновывать свое мнение; - определять однородные второстепенные члены предложения и обосновывать свое мнение; - называть условия, при которых члены предложения могут быть однородными; рассказывать о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающими членами; - адекватно представлять результат деятельности в рамках учебного диалога. | 1V этап. Повторение всего изученного по теме «Однородные члены» в форме кластера. | Предметные умения: - называть условия, при которых члены предложения могут быть однородными; - рассказывать о способах связи однородных членов предложения; - рассказывать о постановке знаков препинания в предложении с обобщающим словом; Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. | |
V этап. Рефлексивная деятельность | |||
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности | |
Научить школьников: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат учебной деятельности. | 1.Задание на самоанализ. Слайд 22.
| Личностные умения: - проявлять осознание собственной успешности при изучении темы. Регулятивные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; - оценивать результат собственной деятельности. | |
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка учителя | Результат деятельности | |
• Соотнести полученный результат с поставленной целью; • Оценить результат своей деятельности. | Цели темы: Сформировать представление об однородных членах предложения и способах их связи, об обобщающих словах и знаках препинания при них, о построении схем предложений. Ввести понятие обобщающее слово при однородных членах. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Итоги целеполагания: Личностные умения: - проявлять отношение к процессу оформления предложений с однородными членами в письме Йохана. Познавательные умения: - использовать приобретенные знания для оформления предложений с однородными членами в письме Йохана. Регулятивные умения: - соотносить учебные действия с известным правилом. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - составлять текст письма Йохана, используя правила построения предложений с однородными членами в русском языке. | *Заполняется учителем по окончании изучения темы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. "Сложное предложение"
Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС,...
Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.
Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...
Конспект урока русского языка в 5 классе.ТЕМА: «РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»
Конспект урока по ФГОС УМК Бунеев, "Школа 2100"...
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" (обобщающий урок)
Урок обобщения и систематизации знаний - это завершение процесса изучения материала по определённой теме. Учащиеся обобщают полученные знания, систематизируют их и применяют на практике....
Разработка урока по русскому языку по теме: "Пунктуация в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными союзами"
Данный урок предназанчен для обучающихся 8 класса общеобразовательной школы.В качестве дидактического материала используются русские народные пословицы и поговорки с целью обогащения и развития речи о...
Технологическая карта урока на тему "Знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим словом перед однородными членами"
Материал представляет собой технологическую карту, разработанную к уроку русского языка в 5 классе по данной теме...
Пунктуация в предложениях с однородными членами при обобщающем слове. Введение. 5 класс
Урок построен на знании детьми понятия "Однороодные члены предложения" и понимании пунктуации в предложениях с однородными членами. Обращение к жизненному опыту ребят при построении пр...