Технологическая карта открытого урока с презентацией по русскому языку в 9 классе на тему "Сложносочиненные предложения и их особенности"
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)

Открытый урок с подробным описанием с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog_karta_uroka_ssp_v_9_klasse.docx31.1 КБ
Файл ssp_prezentatsiya.pptx130.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе

 

Тема урока: Сложносочинённые предложения и их особенности

Цель урока: повторить и обобщить сведения об основных группах сложносочиненного предложения по значению и союзам.

Задачи урока:

Образовательные:

  • совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;
  • закрепить навык постановки знаков препинания в ССП;
  • расширение и углубление знаний учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения.

Воспитательные: способствовать развитию культуры речи учащихся.

Развивающие: продолжить формирование компетенций учащихся: 

        рефлексивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности;

  • умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; 
  • коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; 
  • информационной – преобразование информации: текст-схема.

Тип урока: Изучение нового материала

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

• готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

• формирование ответственного отношения к учению;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Регулятивные УУД:

• умение работать по образцу, планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей;

• удерживать цель деятельности до получения результата;

• планировать решение учебной задачи;

• контролировать, корректировать и оценивать собственную деятельность.

Познавательные УУД:

• использовать приём планирования учебных действий с опорой на заданный алгоритм;

• извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

• выделять главное, свертывать информацию до ключевых понятий, представлять информацию в виде схемы.

• группировать понятия по выбранным основаниям.

Коммуникативные УУД:

• вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками;

• планировать сотрудничество, соблюдать правила речевого поведения;

• уметь обосновывать свою точку зрения, слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

• высказывать свои мысли посредством устной и письменной речи;

Формы работы: фронтальная, индивидуальная: систематизация полученных знаний, оценка собственной деятельности на уроке, самоконтроль, взаимоконтроль.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку “Сложносочиненное предложение”, раздаточный материал.

 

I.            Организационный момент. (1 мин)

II.            Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (1 мин)

III.            Актуализация знаний. (7  мин)

IV.            Изучение нового материала. (7 мин)

V.            Первичное закрепление материала. (19 мин)

VI.            Итоги урока. (2 мин)

VII.            Рефлексия. (1 мин)

VIII.            Домашнее задание. (1 мин)

IX.            Выставление оценок. (1 мин)

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.     Организационный этап (1 мин)

Учитель (У): Здравствуйте, ребята!

Откройте свои тетради, запишите число и тему урока.

Приветствие. Создание доброжелательной атмосферы, настрой на работу

Приветствие, проверка готовности к уроку

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать

2.     Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (1 мин)

-Как вы думаете, какие из простых предложений в составе сложных будут независимыми? Обоснуйте свой ответ. На сегодняшнем уроке мы начнём изучение сложносочинённых предложений.

Обеспечить мотивацию учения школьника включение его в совместную деятельность по определению проблемы и целей урока.

Пытается формулировать ответ. 

Объясняет выбор орфограммы, разбирает предложения. Сталкивается с проблемой, предлагает способы её преодоления. Предлагает способы  преодоления возникшей проблемы, постановка целей урока.

Познавательные УУД: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Регулятивные УУД: контроль, коррекция;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника, построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, формулирование проблемы,

создание способов решения проблемы.

3.     Актуализация знаний (7 мин)

Словарный диктант:

Приклонить голову к груди матери, юная бесприданница, вдобавок, доморощенный, предавать идеалы, сахар-рафинад, отъявленный бездельник, цикл телевизионных передач, вытерпит невыносимую боль, беспримесное вещество, правило-помощник, полемизировать с оппонентом, исподтишка, отъявленный мошенник, небезынтересный разговор.

 

Фронтальный опрос

•        Назовите структурные типы предложений (простое предложение, сложное предложение).

•        Чем сложное предложение отличается от простого? (количеством грамматических основ: простое предложение – одна грамматическая основа, сложное – две и более)

•        Назовите виды связи в предложении (сочинительная связь, подчинительная связь, бессоюзная).

•        На какие группы делятся все сложные предложения? (сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные)

•        В чем заключается отличие между ССП и СПП? (Части ССП равноправны по отношению друг к другу, части СПП находятся в отношениях зависимости)

Организация подготовки и мотивации учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Отвечает на вопросы  вслух, дополняет. Пытается исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа.

Личностные УУД: мотивация;  смыслообразование;

Познавательные УУД: моделирование, построение логической цепи рассуждений; 

Регулятивные УУД: коррекция; волевая саморегуляция;  

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем.

4.     Первичное усвоение новых знаний (7 мин)

Объяснения учителя. (конспектирование основных положений).

Учебник стр. 35-36, теория

Сложносочиненное предложение – это такое сложное предложение, в котором два и более простых предложений связанны сочинительными союзами и интонацией.

Части в сложносочинённом предложении равноправны, то есть нет главной и зависимой. Союз не входит ни в одну из частей сложносочиненного предложения.

Сочинительные союзы

Соединительные

Разделительные

Противительные

и, да (= и), тоже, также, ни...ни

а, да (= но), но, однако, зато, не только…но и

или, либо, то...то, не то...не то, то ли...то ли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Союзы в сложносочиненном предложении могут стоять не только между частями. Такие союзы, как тоже, также, же, могут стоять внутри второй части сложносочиненного предложения. Нужно быть внимательными, иначе можно спутать сложносочиненное предложение с бессоюзным.

Мой друг отправился в музей, его сестра и брат тоже решили посмотреть на выставку.

 

 

 

 

Объяснение нового материала.

Организация работы с текстом. Сопровождение учащегося,   включение его в совместную деятельность

Работает с теоретическим материалом. Определяет разряды местоимений, распределяет их по лицам и числам в колонки таблицы. Ведет записи в тетради для конспектов

Познавательные УУД: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки;

Регулятивные УУД: коррекция;

Коммуникативные УУД: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

5. Первичное закрепление (19 мин)

1.     Работа в парах.

Выполнить задание и прокомментировать: доказать, что это ССП.

        Звезда дрожит в огнях заката. Любви прекрасная звезда, а на душе легко и свято, легко, как в детские года. (И.С. Тургенев)

        Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. (Ф.И. Тютчев)

        Знание – дерево, а дело – плоды. (Пословицы)

        То длинный сук её за шею зацепит вдруг, то из ушей златые серьги вырвет силой, то в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок, то выронит она платок. (А.С. Пушкин)

 

2.     Самостоятельная работа

Задание: Записать предложения в тетрадь, расставляя знаки препинания. К каждому составить схему, объяснить ее построение.

1)    Осенним вечером то скрипнет дверь, то тихо откроется калитка.

 

2)    Было уже десять часов вечера, и над садом светила полная луна.

 

3)    Перед ненастьем ласточки летают низко, и рыба не клюёт.

 

4)    В ветреный день леса шумят великим океанским шумом и вершины сосен гнутся вслед за пролетающим облаком.

 

5)    То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

 

 

6)    Луна взошла багровая и хмурая, звезды также хмурились.

 

7)    Сердито бился дождь в окно, а ветер дул, печально воя.

 

Организация работы с тестом. Сопровождение учащегося,   включение его в совместную деятельность

Организует работу по определению видов сложных предложений. Направляет и дополняет деятельность учащегося.

Выбирает способ, на котором будет основано решение учебной задачи. Формулирует все «за» и «против», проговаривает правило вслух. Выполняет упражнение по заданию.

 

Познавательные УУД: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки;

Регулятивные УУД: коррекция;

Коммуникативные УУД: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении (1 мин)

Написать сочинение-миниатюру на тему «Осень», используя ССП. (10-15 предложений)

 

Организация домашней работы.

Фиксирование домашнего задания

Регулятивные УУД: отработка алгоритма по изученной теме

8. Рефлексия (подведение итогов) (4 мин)

Сложносочинённое предложение (ССП) – это предложение, части которого связаны сочинительными союзами, союзными словами и интонацией.

Части в сложносочиненном предложении равноправны, и союз не входит ни в одну из частей.

Смысловые отношения между частями в сложносочиненных предложениях выражаются при помощи союзовСоединительные союзы могут выражать одновременность, последовательность, причину. Противительные союзы − сопоставление и противопоставление. Разделительные союзы − взаимоисключение или чередование.

 

Закончите предложения:

Мне было интересно…

Я сегодня понял(а), что …

Для меня было легко…

Для меня было трудно…

 

Комментированное выставление оценок (1 мин)

 

Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимся своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках.

Комментирует полученные оценки.

Фиксирует результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивает свою деятельность.

Определяет свое эмоциональное состояние на уроке

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения.

Регулятивные УУД: оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ СОШ с.Узюково СЛОЖНОСОЧИНЁННоЕ ПреДЛОЖЕНИЕ Трошенкова Светлана Ивановна УЧИТЕлЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Слайд 2

Виды сложных предложений Союзные Сложно Бессоюзные Сложно- сочинённые Сложно- подчинённые

Слайд 3

Прозрачный лес один чернеет , и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. Сложносочинённое предложение – это сложное предложение, части которого соединены сочинительными союзами и грамматически не зависимы друг от друга, то есть находятся в отношениях равноправия, равнозначности.

Слайд 4

Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. с соединительными союзами с разделительными союзами с противительными союзами

Слайд 5

Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет. Соединительные ( перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим). И, да (=и), ни-ни, тоже, также

Слайд 6

Разделительные союзы ( указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких). Или (иль), либо, то-то, не то - не то, то ли – то ли. То светило солнце, то шёл дождь.

Слайд 7

Противительные союзы ( одно явление противопоставляется другому). А, но, да(=но), однако, зато, же. Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих.

Слайд 8

Запятая ставится между частями сложного предложения, в которых есть союзы: И, да(=и), ни-ни, а, но, да(=но), однако, либо, или(иль), тоже, также и др. Сверкнула молния, и послышался удар грома.

Слайд 9

Запятая не ставится: Если части сложного предложения имеют общий второстепенный член предложения : Сейчас брызнет майский дождь и начнётся гроза.. 2. Если есть общее придаточное предложение : (Едва рассвело) , нас разбудили и мы отправились в путь..

Слайд 10

Задание №1. Найдите среди предложений сложносочинённые (знаки препинания не расставлены). Ответ дайте в виде цифрового ряда. Он поглядел на неё и злоба выразившаяся на её лице испугала и удивила его. (Л. Толстой) 2. На всём пути от Алдана и до Лены встретилось не более десятка одиноких дорожных домиков да небольшой посёлок в верховьях Амги. (А. Шахов) 3. Лошадь почувствовав облегчение пойдёт быстрее и вам придётся не только идти но местами трусить…(В. Солоухин) 4. Было необыкновенно до жути тихо и лишь лягушки надрывались в плавнях на той стороне да изредка в небе гудели самолёты наши шли на Берлин. (Б. Полевой) 5. Но кофий стыл нетронутым в чашках и не тронуты были наполненные ликером узкие рюмки. (Ю. Гаецкий) Стараясь делать как можно меньше быстрых движений и прислушиваясь к пролетавшим всё чаще и чаще мимо пчёлам он дошёл по тропинке до избы. (Л. Толстой)

Слайд 11

Задание № 1 (продолжение) 7. Тотчас за окном вскрикнул петух рывшийся в грядке с огурцами и не оглядываясь помчался на сухих жилистых ногах прочь в глубину двора. (К. Паустовский). 8. Жизнь каждого принадлежит Отечеству м не удальство а только истинная храбрость приносит пользу. (П. Нахимов) 9. Газеты принесли вечером и только на другой день смогли их прочитать. 10. Иногда наоборот в поле поднималась метель и позёмка гнала снег по дороге. (Н. Петухов) Являются сложносочинёнными предложения:_____________________

Слайд 12

Задание №2. Назовите условие, согласно которому запятая на границе частей сложносочинённого предложения не ставится(знаки препинания расставлены). Скоро из земли по корням поступят первые капли сока, лопнут почки и деревья выбросят зелёную листву.(Г. Федосеев)_______________________ С четырёх часов Невский проспект пуст и вряд ли вы его встретите тна нём хотя бы одного чиновника. (Н. Гоголь)_______________________________ Только шуршали крахмальные юбки горничной да неслышно скользили из рук игроков атласные карты и жили своей таинственной молчаливой жизнью, особой от жизни игравших в них людей. (Л. Андреев)___________________________________________________ Как уже сообщалось, погода была чудесная и урожай был убран вовремя. ___________________________________________________________ Гладко прилизанная голова его была на этот раз всклокочена и редкие жёлтые волосики стояли, как у дикобраза. (Л. Андреев)______________________________________________________ 6. Где живёт правда и как её найти? __________________________________

Слайд 13

Задание №3. Расставьте пропущенные знаки препинания в сложносочинённых предложениях, укажите в них количество частей. А туманы сами рвались в клочья и горели звёзды днём и ночью и звенела птица - троеглазка и на цыпочках ходила сказка. (А. Прокофьев)________ А ветер крепчал и над морем звучало и было тревожно смотреть в глубину. (А. Блок)________________ Уже рассвело и взошло солнце засверкал кругом снег а он всё стоял поодаль и лаял. (А. Чехов)___________ В конторе горела только одна лампа и счетовод сидел и уныло играл на счётах. (Ю. Домбровский)___________ 5. Было тихо темно и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался радугой в сетях пауке. (А. Чехов)_____________ Лиловый подлесок пожелтел и под ним уже ковёр жёлтой листвы и в лесу пахнет пряниками. (М. Пришвин)_____________ 7. Улыбка была слабая чуть заметная и несмотря на улыбку строгое выражение глаз не изменилось._______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...

Технологическая карта открытого урока по физической культуре "Цирковое представление" 1 класс

Технологическая картаоткрытого  урока физической культуры  для 1 класса....

Технологическая карта интегрированного урока (физическая культура и русский язык) для 6 класса

Технологическая карта интегрированного урока (физическая культура и русский язык) для 6 класса...

Технологическая карта к уроку "Чередующиеся корни" по русскому языку в 5 классе (УМК В.В.Бабайцевой)

Цепная и параллельная связь предложений в тексте "Любовь и уважение к русскому языку"...

Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро

Технологическая карта интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся зара...

Технологическая карта открытого урока по теме "Здоровый образ жизни" 6 класс

Технологическая карта открытого урока по теме "Здоровый образ жизни" 6 класс, Кузовлев....

Открытый урок по ОУП.01 Русский язык "Главные и второстепенные члены предложения"

В рамках декады цикловой комиссии РиИя, 28.04.2022, Дятлова Д.А. провела открытый урок с группой 1-6 по учебному предмету ОУП.01 «Русский язык » на тему «Главные и второстепенные чле...