Технологическая карта современного урока русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Работа представлена по гуманитарному направлению. Урок русского языка в 5 классе по теме "Сложное предложение" является результатом проектирования учебного занятия в соответствии с системно-деятельностным подходом, который является методологической основой ФГОС нового поколения. Разработка предназначена для использования в работе учителей гуманитарного цикла.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальная казенная общеобразовательная школа
МКОУ Маршанская СШ
Технологическая карта современного урока русского языка
в 5 классе по теме: «Сложное предложение»
Подготовила
учитель русского языка
и литературы
МКОУ Маршанская СШ
Лушникова Ирина Ивановна
2021 год, март
Пояснительная записка
1.Аннотация к методической разработке урока по теме:
«Сложное предложение»
Работа представлена по гуманитарному направлению. Урок русского языка в 5 классе по теме «Сложное предложение» является результатом проектирования учебного занятия в соответствии с системно- деятельностным подходом, который является методологической основой ФГОС нового поколения. Разработка предназначена для использования в работе учителей гуманитарного цикла.
2.Введение
В средней школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение простых и сложных предложений. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является не просто обобщение и систематизация знаний, а умение научить на практике отличать простое предложение от сложного. Сделать этот процесс ненавязчивым, интересным и в тоже время эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.
Уроки, связанные с этой темой, хорошо совмещать с другими предметами. Можно широко использовать элементы нравственного, духовного, экологического воспитания.
Добиться хорошего усвоения материала можно путем ненавязчивых игровых приемов, практических упражнений и созданием проблемных ситуаций. В результате применения этого в комплексе вырабатываются навыки и умение быстро и точно применять знания на практике.
При создании проблемных ситуаций, которые можно разрешить с помощью предложенных и проверенных самостоятельно на практике решений, укрепляются навыки мыслительной деятельности, происходит утверждение своего “Я”. Детям непременно приходится заниматься анализом, сравнением, абстрагировать и обобщать.
Все выше изложенные моменты отражены в конспекте урока на тему
« Сложное предложение».
3.Технологическая карта урока
Цель деятельности учителя | Актуализировать и восстановить знания о сложном предложении, отрабатывать умения правильно ставить знаки препинания в сложном предложении. |
Тип урока | Урок систематизации ЗУН |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать признак сложных предложений; уметь различать основы виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них. |
Методы и формы обучения | Наблюдения над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, в парах, фронтальная. |
Оборудование | Русский язык 5 класс. Практика, ФГОС, учебник для общеобразоват.учреждений. под ред А.Ю Купаловой.(учебно-методический комплекс под ред.В.В.Бабайцевой ),изд «Дрофа»2014 г. Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, музыкальное оформление, сказочный герой Колобок, игрушечный паровоз, кружки трех цветов(зеленые, красные, желтые), звезды в качестве поощрения, листы бумаги и фломастеры для составления кластеров (выделения смысловых единиц и графическое оформление в определенном порядке в виде схемы) |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная группой подготовленных обучающихся. |
Основные понятия | Сложное предложение, сложносочиненное и сложноподчиненное предложение, бессоюзная связь. |
Цели урока: | 1.Дидактическая: - Создавать условия для усвоения и систематизации знаний учащихся о сложном предложении путём наблюдения и практической работы. 2.Развивающие: - Развивать умение обозначать проблему, находить пути ее решения и применять полученные знания на практике; - Развивать монологическую речь. 3.Воспитательные: - Воспитывать умение работать в коллективе, стремление к самоанализу |
Задачи урока: | а) организовать практическую деятельность учащихся по изучению темы урока; б) развивать основы исследовательской деятельности в ходе практической работы; в) воспитывать коммуникативные навыки. |
Система задач, позволяющая реализовать требования ФГОС | -воспитание интереса к научно-познавательной информации; -развитие умение выполнять работу по заявленному плану; - умение добывать и обрабатывать информацию; -умение строить взаимоотношение с окружающими; -способность к самоанализу |
4.Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации со взаимодействиями | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Контроль результатов учебной деятельности. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1)Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Звучит музыка к песне « Голубой вагон». Учащиеся входят в класс и рассаживаются согласно выбранным билетам ( кружки 3 цветов) по 3 группам. На каждом столе стоит макет цветного вагона. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебный материал на рабочем месте, демонстрируют, готовность к уроку. | Фронтальная | Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | Листы обратной связи. |
2. Актуализация и проблемное учебное действие. | Эвристическая беседа по теме урока. | - Сегодня мы с вами продолжим увлекательное путешествие по стране Синтаксис- одной из самых красивых и богатых стран в мире, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показывать свои знания и умения. А отправимся мы в путь на волшебном паровозе, который поведет сказочный герой Колобок. -Чем разделяются? -Какие бывают сложные предложения? Появляется запись на экране: | Отвечают на вопросы, стоят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины, обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. | Фронтальная. Фронтальная. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. | Устные ответы. |
3. Выявление места и причины затруднения. | Эвристическая беседа, анализ синтаксических конструкций. Физкультминутка | - Чем же сложное предложение отличается от простого? Чтобы ответить на вопрос, Колобок предлагает нам понаблюдать над предложениями, появившимися на нашем пути. - Ответили мы на первый вопрос Колобка? (да) | Слушают, наблюдаю за синтаксическими единицами, выполняют задание. Выполняют элементарные физические упражнения. | Индивидуальная, групповая. Фронтальная | Личностные : имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. | Устные ответы, вопросы для уточнения информации. Выполнение упражнений. |
4. Целеполагание и построение проекта выход из затруднения | Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах; ознакомление с заданием. | - Колобок предложил нам задание ( на слайде). Вы должны выбрать: От группы выступают по одному ученику ( 2 выступления), а остальные осуществляют взаимопроверку в группе. | Знакомятся с заданием, слушают учителя, под руководством педагога составляют план работы над заданием | Групповая | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. | Вопросы для уточнения информации. |
5. Творческая практическая деятельность по реализации постороннего проекта. | Организация рабочего места; решение проблемной ситуации ; письменная работа по группам. | Запись на доске: | Работают с заданием, отвечают на вопросы. | Фронтальная, индивидуальная. | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | Устные ответы, выполнение письменной работы. |
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | Эвристическая беседа. | -Какую задачу мы могли решать Колобку? (Выяснить, что простые предложения в составе сложного могут связываться при помощи союзов – союзные предложения, при помощи лишь интонации –бессоюзные предложения) | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Фронтальная. | Личностные: имеют желания осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. | Листы обратной связи. |
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления. | Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения задания. | В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод, выполняют задания. | Групповая | Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. | Устные ответы, выполнение письменного задания. |
8. Включение в систему знаний и повторение | Проверка и обсуждение работ учащихся, обобщение полученных на уроке сведений, оценивание. | Организует комментированное представление учащихся своих схем и суммирует все высказывание в одну систему (слайд презентации) | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод. | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека. | Оценивание учащихся за работу на уроке. |
9.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Объяснение и разбор заданий | Составить связный рассказ о путешествии в Страну «Сложное предложение». | Творческая работа | Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | ||
10. Рефлексия учебной деятельности. | Заключительная беседа по вопросам; монологическое высказывание, выполнение тестовых заданий. | Игра «Закончи предложение» -«Теперь я умею…» -« Я знаю ,что…» | Определите свое эмоциональное настроение на уроке | Индивидуальная | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. | Листы обратной связи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.
Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" по УМК В.В. Бабайцевой
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Тип урока - повторение.Цели урока:-дать предс...
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (1-й урок)
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской. Тема "Морфология. Орфография. Части речи" (1-й урок)...
Конспект урока по русскому языку 9 класс на тему " Сложное предложение"
Представлен коспект по русскому языку на тему "Сложное предложение" для 9 класса...
Технологическая карта интегрированного урока (русский язык и литература) в 9 классе « Сложные предложения и знаки препинания в них. Обобщение. С.А. Есенин. Анализ лирического произведения».
Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать навыки анализа стихотворения, используя ИКТ компетенции....
Технологические карты к урокам русского языка 6 класс
Технологические карты 6 класс русский язык...