технологическая карта к уроку по теме "Бессоюзное сложное предложение" (9 класс)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Вводный урок по теме "БСП" в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_bsp_v_9_klasse.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор УМК: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская, А.Г.Нарушевич

Тема урока: «Понятие о бессоюзном сложном предложении».

Тип урока: Урок открытия нового знания

Планируемый результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

Повторить понятия простое предложение, ССП, СПП;

Усвоить алгоритм нахождения БСП;

Постановку знаков препинания, построение схемы БСП,

Нахождение грамматической основы сложного предложения

Личностные

- формирование навыков организации и анализа своей деятельности

- формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Регулятивные

- проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные

- объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования бессоюзных сложных предложений

Коммуникативные

- установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество

Основные понятия

Бессоюзное сложное предложение, смысловые отношения между частями сложного предложения

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Информатика (поиск информации в Интернете)

Литература (работа с художественным текстом)

Индивидуальная

Парная

фронтальная

Интернет, учебник, раздаточный материал, схема опорного конспекта, рисунки

Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающего

Технологии

Формируемые УУД

1.Оргмомент, мотивация к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «хочу-надо-могу», создание положительного эмоционального настроя

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность Эмоциональный и психологический настрой

- Внимательно слушать учителя и ответы ребят,

- желание узнать новое,

- быть активным на уроке

Регулятивные: эмоционально-положительный настрой на урок

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и учащимися

Личностные: понимают значение знаний и принимают его, проявляют позитивное отношение к другим и готовность к сотрудничеству.

Познавательные: формулирование ответов на вопросы учителя.

2.Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1.Организует работу по повторению, подводит итог беседы.

- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит открыть много нового. Этот материал включён в экзаменационные задания. А свои открытия я вам предлагаю начать с работы над ранее изученным материалом.

Слайд

Какие виды предложений мы уже изучили? Распределите предложения в зависимости от их вида: ПП, ССП, СПП.

Слайд

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте с работу одноклассника – поставьте +, если все ответы совпали с эталоном.

2.Создаёт проблемную ситуацию. Подводит к формулированию темы, целей и задач урока.

- (слайд) Какие из предложений не относятся ни к одной группе?

Запишите эти предложения в тетрадь, подчеркните грамматические основы.

- Что вы можете о них сказать?

- Как части предложений связаны друг с другом?

- Сделайте вывод, какие предложения мы будем сегодня изучать на уроке? (Слайд )

- Сформулируйте тему урока, важные для вас, цели урока,

используя опорные слова: 1) познакомиться с... 2) научиться...

(опорная запись на доске)

Сообщение целей урока учителем. 

- Запишите тему урока в тетрадь. (Какое орфографическое правило надо повторить, чтобы правильно написать слово «бессоюзное»?)

(Слайд ). Это задание 13 из тестовой части ОГЭ

Итак, что мы уже знаем о сложных предложениях? Перечислите.

- Заполните таблицу (раздаточный материал)

Знаю

Хочу узнать

Узнал (-а)

Работаем коллективно

- Проверим свои знания по учебнику

- простые предложения, ССП и СПП

Обучающиеся выполняют задания в тетради, (1 учащийся за доской)

Проверяют по эталону, работая в парах

ПП

ССП

ССП

???

5

1, 3, 7

2

4, 6

- зачитывают предложения

- записывают предложения, выделяют грамматические основы,

- отмечают, что это сложные предложения, потому что 2 основы,

- что в них нет союзов.

- если союзов нет, то части связаны по смыслу

- бессоюзные сложные предложения

- определяют для себя цели и задачи: 1)познакомиться с БСП,

2)научиться находить БСП в тексте, ставить знаки препинания, чертить схемы БСП

- записывают тему урока, вспоминают правило

- правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на -З и -С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными — С».

Заполняют 1 графу таблицы

Дети перечисляют:

- Сложные предложения делятся на три группы: ССП, СПП, БСП

- Сложные предложения состоят из нескольких простых.

- В ССП и СПП простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.

- В БСП нет союзов.

Сверяют по учебнику с.106

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия, выявлять, что усвоено, а что предстоит усвоить

Познавательные:

формулирование ответов на вопросы учителя; умение анализировать языковой материал и поиск нужной информации

3.Этап открытия новых знаний и выявления места и причины затруднения

Цель:организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения: почему возникли затруднения? Чего мы ещё на знаем?

Использует приемы создания проблемной ситуации.

Запишем во вторую графу, что хотим узнать о БСП

- Что такое БСП?

- Из чего они состоят?

- Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?

- Какие знаки препинания в БСП? Как выглядит схема БСП?

Познавательные:

Извлечение необходимой информации и ее использование, постановка проблемы

Коммуникативные:

аргументация своего мнения

Регулятивные: усваивают последовательность действий по выполнению задания, выделяют то, что уже усвоено и что надо усвоить

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений применять его при решении задачи, вызвавшей затруднение

Предлагает выбрать пути решения возникшей проблемы, выслушивает мнение учащихся

- Где мы можем найти нужную информацию?

Самостоятельное изучение материала разными методами:

В паре: анализируют материал по карточке

Индивидуально: работа с рисунками (1 ученик), по учебнику (1 ученик)

Организует проверку

Дети зачитывают выводы

1. Что такое БСП? Это слож. предл., части которого связаны по смыслу и интонации, а не при помощи союзов.

- Из чего они состоят? Из простых предложений.

- Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений? Смысловые отношения зависят от содержания входящих в них простых предложенийи выражаются интонацией(в устной речи) и знаками препинания ( в письменной)

- Какие знаки препинания в БСП ?

, ; : -

Слайд Заполните 3 графу таблицы

Выбирают пути решения проблемы, обсуждают план выхода из затруднения:

- обратиться к учителю для объяснения

- обратиться к материалу учебника

- проанализировать языковой материал

- интернет

Самостоятельная работа учащихся:

- читают правило в учебнике с.108

- Работа с рисунками

-- работа по карточке

- делают выводы

Ответы учащихся:

по учебнику, затем по рисунку, дальше по карточке

- каждому типу предложений соответствует свой рисунок,

- пробуют начертить схемы предложений по рисункам

Как выглядит схема БСП?

- по карточке

Заполняют 3 графу таблицы, объясняют

Коммуникативные: принимать другое мнение, уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами

Регулятивные:

Внесение необходимых корректировок в план и способ действия

Познавательные: выделение существенной информации; установление причинно-следственных связей; построение рассуждений.

Регулятивные:

Осуществление оценки, коррекция

Личностные: проявлять интерес к новому заданию.

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли

5. Этап первичного закрепления и проговаривания во внешней речи

Цель: усвоение учащимися нового способа действия

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках, организует самоконтроль:

Учитель диктует предложения, учащиеся определяют, являются они простыми или БСП

Регулятивные: преодолевают затруднения.

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли, общение со своими товарищами с целью получения нужного результата

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет

Организует деятельность по применению новых знаний

Работа с предложенным  материалом

Выполняют задания в тетради

Проверка по образцу

Познавательные:

Самостоятельное решение задачи, выполнение действий по алгоритму

Коммуникативные – принимают другое мнение.

Регулятивные: осуществление самоанализа и самоконтроля, проверка знаний по эталону

7. Этап включения нового знания в систему знаний и повторение

Цель:включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Работа с последующей проверкой по эталону (раздаточный материал) по типу ОГЭ

Слайд презентации

Работают устно

Регулятивные:

умение осуществлять проверку знаний по эталону, коррекция

Личностные:

Самоопределение, адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников.

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Организует рефлексию. Обобщает полученные на уроке сведения.

Вернуться к таблице Слайд

Проводит беседу по вопросам:

- что мы узнали на уроке? Какую тему мы изучили?

- выполнили цель урока?

- докажите

- в чем вы испытали затруднения?

- что вам помогло их преодолеть?

- оцените свою работу на уроке.

Организует самооценку учебной деятельности.

Отвечают на вопросы. Вернуться к таблице.

1.Что знали?

2.Какая задача стояла перед нами?

3.Сегодня мы узнали…

4. Теперь я могу…

- Предлагаю поделиться впечатлениями от сегодняшнего урока.

Я понял…. Я узнал...

- Ребята, в чём вы испытали затруднение?

- Что у нас получилось лучше всего?

- Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

Записывают домашнее задание в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106. 11.02.2016. КЛАСС: 5Б. Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106.11.02.2016.  КЛАСС: 5Б. Тема урока:   Сложение и вычитание смешанных чисел....

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (1-й урок)

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской. Тема "Морфология. Орфография. Части речи" (1-й урок)...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (2-й урок)

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (2-й урок)...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА. Технология ведения дома. 5 класс. Тема урока: "Бутерброды и горячие напитки"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА. Технология ведения дома. 5 класс. Тема урока: "Бутерброды и горячие напитки"...