Технологическая карта интегрированного урока (русский язык и литература) в 9 классе « Сложные предложения и знаки препинания в них. Обобщение. С.А. Есенин. Анализ лирического произведения».
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать навыки анализа стихотворения, используя ИКТ компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 90.62 КБ |
proekt_uroka.docx | 12.1 КБ |
samoanaliz.docx | 11.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык и литература
Класс: 9а
Тема: « Сложные предложения и знаки препинания в них. Обобщение. С.А. Есенин. Анализ лирического произведения».
Тип урока: интегрированный урок (русский язык и литература), урок-практикум.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении; формировать устойчивый навык постановки знаков препинания в сложных предложениях; развивать навык анализа стихотворения, работа со средствами художественной выразительности.
Задачи образовательные: обобщение и систематизация материала по теме; закрепление пунктуационных и орфографических, орфоэпических навыков у учащихся, работа с текстом по определению средств художественной выразительности.
развивающие: формирование умения самостоятельной, групповой работы, консультирования
воспитательные: воспитание чувства любви к природе, к Родине, к людям, а также воспитание интеллигентного и образованного выпускника.
УУД личностные: положительное отношение к учебной деятельности; экологическое и эстетическое воспитание, а также воспитание чувства гуманизма и патриотизма.
регулятивные: целеполагание; формирование ситуации саморегуляции, т.е. операционального опыта (учебных знаний и умений);
сотрудничество в совместном решении задач; проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества)
коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих; установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество в группе; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока; объяснение языковых явлений, связей, отношений, выявляемых в ходе работы.
Планируемые результаты
личностные: готовность к саморазвитию, мотивация к обучению, любовь к природе, к Родине, к людям.
метапредметные: самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности, организация учебного сотрудничества.
предметные: различение смысловых отношений в СП, постановка знаков препинания в сложных предложениях, освоение навыка работы с текстом, знание средств художественной выразительности.
Межпредметные связи: литература, искусство, информатика, история.
Оборудование: компьютер, проектор, колонки, интернет.
Технологии: технология критического мышления, ИКТ, технология проблемного обучения, технология интегрированного обучения, педагогика сотрудничества, технология уровневой дифференциации, здоровьесберегающая технология.
Ход урока
Предварительный просмотр:
Проектурока в рамках семинара
Предмет: русский язык и литература
Класс: 9а
Тема: « Сложные предложения и знаки препинания в них. Обобщение. С.А. Есенин. Анализ лирического произведения».
Тип урока: интегрированный урок (русский язык и литература), урок-практикум.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении; формировать устойчивый навык постановки знаков препинания в сложных предложениях; развивать навык анализа стихотворения, работа со средствами художественной выразительности.
Задачи образовательные: обобщение и систематизация материала по теме; закрепление пунктуационных и орфографических, орфоэпических навыков у учащихся, работа с текстом по определению средств художественной выразительности, работа с толковым словарём, ресурсами интернет.
развивающие: формирование умения самостоятельной, групповой работы, консультирования
воспитательные: воспитание чувства любви к природе, к Родине, к людям, а также воспитание интеллигентного и образованного выпускника.
УУД личностные: положительное отношение к учебной деятельности; экологическое и эстетическое воспитание, а также воспитание чувства гуманизма и патриотизма.
регулятивные: целеполагание; формирование ситуации саморегуляции, т.е. операционального опыта (учебных знаний и умений);
сотрудничество в совместном решении задач; проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества)
коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих; установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество в группе; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока; объяснение языковых явлений, связей, отношений, выявляемых в ходе работы.
Планируемые результаты
личностные: готовность к саморазвитию, мотивация к обучению, любовь к природе, к Родине, к людям.
метапредметные: самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности, организация учебного сотрудничества.
предметные: различение смысловых отношений в СП, постановка знаков препинания в сложных предложениях, освоение навыка работы с текстом, знание средств художественной выразительности.
Межпредметные связи: литература, искусство, информатика, история.
Оборудование: компьютер, проектор, колонки, интернет.
Технологии: технология критического мышления, ИКТ, технология проблемного обучения, технология интегрированного обучения, педагогика сотрудничества, технология уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Для этого: 1) читается текст объявления. Определяется стиль речи, анализируются орфографические и пунктуационные ошибки, определяются виды предложений; 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Для этого создаётся проблемно-поисковая ситуация - работа со словарёмна сайте Грамота. ру, с исторической информацией и синтаксической загадкой, с высказываниями литературоведов; 3) устанавливаются тематические рамки, формулируются цели и задачи урока. В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Для достижения цели применяется приём технологии критического мышления “Толстые и тонкие вопросы”. Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: построение проекта и фиксация имеющегося знания, проверка умения применять полученные знания в типовых условиях. На данном этапе учащиеся записывают текст в тетрадь, расставляют знаки препинания, объясняют их постановку, проверяют по эталону. Грамота.ру. Интерактивный диктант стр 14 А. С. Пушкин. Барышня-крестьянка.
Работа на сайте Е. Захарьиной (индивидуально) Тест по русскому языку «Сложное бессоюзное предложение» №1 для 9 класса
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: объединяются в группы, выбирают в каждой координатора-консультанта. Выполняют дифференцированные задания в Яклассе, обсуждают в группе, консультируются с координатором, выбирают правильное решение.
Читают получившиеся предложения, проверяют по эталону В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Рефлексия на данном этапе. Учащиеся анализируют собственную деятельность, делают вывод. Высказывают свое мнение, аргументируют его.
7. Динамическая пауза (этап зарядки)
Цель: сменить вид деятельности, здоровьесбережение школьников. Практическая значимость. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.
8. Фрагмент литературы. Мотивация к получению знаний.
Ответы учащихся. Просмотр видео. Составление синквейна. Прослушивание аудио. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания и осуществляют их самопроверку. Работают в парах. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
9. Работа в группах.
Работа с текстом. Работа на сайте Решу ОГЭ. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости знания и выполняются задания, в которых способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
11. Домашнее задание. Работа по развитию речи. Составление текста с использованием предложений разных видов.
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока в 9а классе
по теме « Сложные предложения и знаки препинания в них.Обобщение. С.А. Есенин. Анализ лирического произведения».
Форма проведения: урок - практикум с использованием возможностей сети Интернет. Это завершающий урок по теме раздела «Бессоюзные сложные предложения».
Тип урока – интегрированный урок (русский язык и литература).
Цели урока: образовательные: систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать знания учащихся о смысловых отношениях между частями БСП; углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения; повторить информацию о С.Есенине, продолжить работу по подготовке к ОГЭ. Развивающие: развивать интеллектуальные умения анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; развивать умения создавать схемы СП; развивать пунктуационную зоркость, орфоэпическую и орфографическую грамотность, развивать навыки анализа лирического произведения, умение находить художественные средства выразительности. Воспитательные: воспитывать языковое чутьё, бережное отношение к языку; воспитывать интерес к русской литературе; прививать любовь к родному языку на примере художественных текстов, воспитывать грамотного и образованного выпускника.
УУД личностные: положительное отношение к учебной деятельности; экологическое и эстетическое воспитание, а также воспитание чувства гуманизма и патриотизма.
регулятивные: целеполагание; формирование ситуации саморегуляции, т.е. операционального опыта (учебных знаний и умений);
сотрудничество в совместном решении задач; проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества)
коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих; установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество в группе; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока; объяснение языковых явлений, связей, отношений, выявляемых в ходе работы.
Планируемые результаты
личностные: готовность к саморазвитию, мотивация к обучению, любовь к природе, к Родине, к людям.
метапредметные: самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности, организация учебного сотрудничества.
предметные: различение смысловых отношений в СП, постановка знаков препинания в сложных предложениях, освоение навыка работы с текстом, знание средств художественной выразительности.
Межпредметные связи: литература, искусство, информатика, история.
Оборудование: компьютер, проектор; колонки, интернет.
Формы работы учащихся: аудиторная, коллективная под руководством учителя, работа в парах, группах, индивидуальная, устная, письменная.
Используемые технологии: технология критического мышления, ИКТ, технология проблемного обучения, технология интегрированного обучения, педагогика сотрудничества, технология уровневой дифференциации, здоровьесберегающая технология.
Методы обучения, которые использовались на уроке: наглядность, проблемность, дифференцированное обучение, личностно - ориентированный подход, интеграция с литературой, историей, искусством, информатикой. Методы соответствуют изучаемому материалу и полученные результаты можно считать положительными.
На уроке применяется интернет-ресурс Падлет, тестовые материалы онлайн, видеоофайлы. Цель использования мультимедийного компонента: создание визуального ряда, систематизация материала, повышение мотивации учащихся к учению. Он чередуется с устной работой на уроке, что значительно повышает интенсивность занятия и отражает здоровьесбережение учащихся.
Этапы урока следующие: 1. Организационный момент. 2. Мотивация к учебной деятельности. Мозговой штурм. 3. Актуализация знаний и пробное учебное действие. 4. Выстраивание проекта и его реализация. 5. Рефлексия на данном этапе. 6. Динамическая пауза. 7. Фрагмент урока литературы: Мотивация к получению знаний. Работа в парах и группах. 8. Итоги урока. Рефлексия. Оценки. 11. Домашнее задание.
В начале урока учащиеся эмоционально настроились на занятие, поставили перед собой цели и задачи. Затем в ходе урока они повторили теорию по теме “Сложное предложение”, выделили грамматические основы в предложениях, произвели пунктуационный и синтаксический анализ СП, выполнили задания и тесты online. Смотрели видеофрагменты. Работали с толковым словарём, прозаическим и лирическим текстами, тем самым вели активную подготовку к ОГЭ. В конце урока были подведены итоги, оценку своей деятельности учащиеся получили в ходе занятия. В ходе всего урока лейтмотивом прошла цель - воспитание интеллигентного и образованного выпускника. Учащиеся на примерах лучших образцов русской литературы выполняли разные типы заданий. Все дидактические задачи на этапах урока выполнены.
Урок прошел в оптимальном темпе, части урока логически связаны между собой. Разнообразие видов учебной работы обеспечило стабильность учебно - познавательной атмосферы урока.
Активность учащихся адекватна запросам учебного процесса, ученики готовы к проблемным ситуациям. Разнообразные виды заданий обеспечили занятость всех школьников с учетом их способностей.
На уроке созданы условия для эмоциональной открытости, доверия. Учителем и учеником совместно создаются возможности для самореализации личности (ситуация успеха).
Материал урока усвоен учащимися в достаточном объёме.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование интернет-ресурсов и компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы значительно увеличивает интенсивность урока, делает более наглядным изучение программного материала, а также повышает эффективность работы школьников, активизирует их внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме: "Имя числительное и дроби".
Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычная форма данного занятия (создание научного журнала) помогает учителю пробудить в учениках интер...
« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.
Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...
Технологическая карта интегрированного урока русского языка, литературы, информатики в 7 классе по теме «Деепричастный оборот или нужны ли деепричастия в поэзии?»
Данный урок является уроком закрепления знаний о деепричастном обороте. Учащиеся на протяжении всего уроказакрепляют умения находить деепричастия, графически обозначать деепричастный оборот, стр...
Технологическая карта интегрированного урока русский язык и математики
Тема: повторение имени числительного и действия с отрицательными и положительными числами.Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычн...
Технологическая карта интегрированного урока русского языка и информатики в 8 классе.
Это урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме " Виды сказуемых" Данный урок разработан с использованием ЭОР, с применением приёмов сингапурской технологии, что делает урок прив...
Технологическая карта интегрированного урока русского языка и литературы в 11 классе
Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе«Осень – время стихов»Тема: «Обособленные члены. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Ошибки в пост...
Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики в 6 классе по теме "Имя числительное"
Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики в 6 классе по теме "Имя числительное"...