Урок развития речи "Письмо" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Методическая разработка урока с раздаточным материалом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока развития речи "Письмо" 5 класс | 30.52 КБ |
Шаблон конверта | 12.05 КБ |
Раздаточный материал | 15.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 5 классе
Тема: «Письмо»
Цели:
образовательные:
- дать понятие о письме как эпистолярном жанре литературы;
- определить область однокоренных слов слова «письмо»;
- указать на этимологию слова;
- сформировать представление о науке, изучающей письма, эпистолографии;
- ознакомить с историей письма, его основными видами, ролью письма в нашей жизни, правилами написания;
развивающие:
- развивать речь, воображение, память, мышление, умение самостоятельно общаться с помощью писем;
- способствовать обогащению лексикона учащихся;
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к слову, позитивное - к письму;
- способствовать возникновению желания у ребят написать письмо, возрождению письма как одной из форм человеческого общения, начиная с Древних времен;
- прививать навыки речевого этикета.
коррекционные:
-
-
-
Оборудование:
компьютер, музыкальное оформление (главная тема из м/ф «Трое из Простоквашино), видео (фрагмент м/ф «Трое из Простоквашино»), рассказ А.П.Чехова «Ванька», учебник русского языка, конверты, образец оформления конверта, опорная схема написания письма, схема плана личного письма; словарь С.Ожегова, наглядный материал.
Словарная работа: адрес, адресат, адресант, индекс.
Эпиграф к уроку:
Письмо - это птица:
Может весь мир облететь.
Письмо, как родная матушка,
Может сердце любовью согреть.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами проведём необычный урок. Мы будем учиться умению общаться друг с другом, умению правильно выражать свои мысли и чувства устно и письменно. Тему урока вы определите сами. Будьте внимательны! В конце урока подведем итоги.
Проверка домашнего задания. Обсуждение возникших сложностей.
2. Определение темы урока. Работа с эпиграфом к уроку (написан на доске и закрыт)
Письмо - это птица:
Может весь мир облететь.
Письмо, как родная матушка,
Может сердце любовью согреть.
Задания:
- прочитайте выразительно вслух;
- как вы понимаете смысл эпиграфа?
- можете ли вы по эпиграфу определить, о чём пойдёт речь на уроке?
Правильно. Говорить мы сегодня будем о письмах. Мы будем учиться писать письмо, правильно его оформлять. Результатом вашей работы станут сочинения-письма от руки. Эта тема сегодня актуальна. В эпоху электронной переписки мы невольно стали ценить письма, написанные от руки. Они будто явление не только человеческого духа, но и самой природы. У каждого письма – свой неповторимый запах, цвет, звук… Запишем в тетрадях дату, тему урока, эпиграф (на доске).
Ребята, а для чего люди придумали письма? Правильно, чтобы люди могли общаться независимо от их местонахождения.
3. Исторический экскурс
Для начала давайте обратимся к истории письма, узнаем, откуда оно произошло, что собой представляли первые письма.
Сейчас мало кто знает, что письмо – эпистолярный жанр литературы. Слово «эпистолярный» произошло от греческого «epistole», что в переводе означает «письмо». Наука, изучающая письма Древнего мира и Средних веков, получила название «эпистолография».
Трудно сказать, когда появились первые письма. Но точно известно, что у истории письма глубокие корни. А возникли письма, как вы правильно сказали, из-за необходимости информационной связи.
У каждого народа существовали свои необычные письма. Например, индейцы Южной Америки в качестве писем сначала использовали листья деревьев. Каждой породе соответствовали определенные значения. Один лист говорил о здоровье, другой – об удачной охоте и т.д. Жители Востока применяли обыкновенные камешки.
Позднее, когда появилась письменность, люди выцарапывали свои записи на глиняных табличках, дощечках, бересте, а эскимосы умудрялись вести их…на замороженной рыбе. И все из-за отсутствия бумаги: ее еще просто не придумали!
Изобретение письма открыло новую эру в жизни людей. Возникло дополнительное к устной речи средство общения. Люди, живущие далеко друг от друга (в разных городах, странах, на разных континентах), получили возможность обмениваться своими мыслями, делиться открытиями.
В наш современный век – век компьютеризации и новых технологий можно написать письмо на бумаге и отправить по почте в конверте или по электронной почте при помощи сети Интернет.
4. Словарная работа
Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова, прочитаем определение письма. Появляется на мониторе:
Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь. С.И.Ожегов.
Письмо – одно из основных средств связи между людьми, учреждениями, организациями.
Задание:
- подберите однокоренные слова к слову письмо (писать, записка, писатель, запись);
- придумайте предложения с этими словами. Одно из них запишите в тетрадь.
Например:
а) Письмо – величайшее достижение человечества.
б)… Письмо придаёт прочности летучему слову, побеждает пространство и время. (Я.К.Грот)
5. Слово учителя об эпистолярном жанре и запись основных понятий в тетрадь.
Итак, мы с вами уже знаем, что письмо – это эпистолярный жанр литературы. Эпистолярная литература – это письма частного характера. К эпистолярному жанру относятся письма знаменитостей: писателей, исторических деятелей… в прозе и стихах. Например: переписка А.С.Пушкина с его женой Натальей Гончаровой, послания в стихах С.Есенина матери, сестре. К эпистолярному жанру относятся письма с фронта во время ВОв.
Письма во все времена имели большое значение в жизни людей. О них сложено много пословиц, поговорок, загадок, песен, стихов.
Я вам предлагаю отгадать несколько загадок:
Загадки.
1) Я синего цвета,
Вишу на стене.
И много приветов
Хранится во мне (почтовый ящик).
2) Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею:
Получу и вмиг расклею (конверт).
3) Маленькое очень,
Быстрое, как птица.
Если захочешь,
За море умчится (письмо).
6. Обучение написанию письма.
Молодцы! Ребята, как же нужно написать письмо, чтобы оно было понятно тому, кому ты его пишешь? Правильно, письмо надо писать разборчиво, аккуратно, без ошибок. Сейчас мы напишем словарный диктант. Мы запишем слова, которые часто употребляем в письмах.
Объяснительный словарный диктант (ученик записывает на доске)
Здравствуйте, дорогой, уважаемый, привет, здоровье, счастье, до свидания, до скорой встречи.
Итак, обратимся к письму. Кому мы чаще всего пишем письма? С какой целью? Правильно, нашим близким, родным, друзьям. Для того чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями. Через письма мы узнаем о жизни тех, кому пишем, рассказываем о себе.
7. Работа с учебником. Анализ текста.
А теперь, ребята, давайте обратимся к учебнику. Прочитаем текст письма
Н. Островского к своей матери (упражнение)
К какому стилю речи относится текст? (разговорный)
Какие ещё есть стили? (повторение стилей языка)
Разговорный стиль - делимся с кем-то своими мыслями, чувствами.
Основная мысль текста?
О чем этот текст? (ответы детей). Автор переживает за свою маму и заботливо к ней относится. Ведь мама - самый дорогой на свете человек. Вы всегда должны помнить об этом.
Виды писем.
Какие вы знаете виды писем по назначению?
- поздравительное; - благодарственное; - деловое; - официальное; - уведомление; - сообщение; - просьба; - приглашение; - исповедь; - любовное и т.д.
8. Написание письма.
Различают деловые (служебные) и личные письма. О служебных более подробно мы будем говорить в старших классах, а сегодня поговорим о личных письмах, правилах их написания, оформления.
Но сначала немного отдохнем и посмотрим фрагмент м/ф «Трое из Простоквашино».
Как вы думаете, почему родители мальчика были так расстроены после прочтения письма? Давайте и мы напишем письмо директору школы. Будем писать его по очереди. У вас на столах текст письма с пропущенными словами. Внизу даны слова, которые нужно вставить в места пропусков. Так же вы можете придумать свои слова и написать их в наше совместное письмо. Начали! (под музыку)
9. Составление плана.
Итак, давайте вместе вспомним, из каких частей состояло наше письмо и составим план его написания. Запишите план в свои тетради.
- Приветствие.
- Рассказ о событиях, о себе.
- Пожелание, просьба.
- Прощание, подпись, дата.
10. Оформление конверта
Письмо мы написали. Теперь что нужно сделать? Правильно, запечатать в конверт и подписать. Вот и герой рассказа А.П.Чехова тоже написал письмо своему дедушке.
Фрагмент рассказа А.П.Чехова «Ванька»
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях.
"Милый дедушка, Константин Макарыч! - писал он. - И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался"….
"А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать...."
"Приезжай, милый дедушка, - продолжал Ванька, - Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой... А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай".
Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес: На деревню дедушке.
Потом почесался, подумал и прибавил: "Константину Макарычу". Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу...
Как вы думаете, дойдет ли Ванькино письмо адресату? Почему? Правильно при оформлении конверта нужно помнить, что его нужно правильно подписать, чтобы оно дошло до того, кому пишешь. Очень важно не ошибиться в написании адреса. А что означает слово «адрес»? Мы сегодня знакомимся с новыми словами.
Словарная работа: адрес, адресат, адресант, индекс.
Итак, когда мы подписываем конверт, надо знать почтовые правила:
1. Писать грамотно, разборчиво, аккуратно.
2. Название города, поселка, областей, района и др. населенных пунктов в И.п. (адрес)
Ф.И.О. отправителя (адресант)
Ф.И.О. получателя в Д.п. (адресат)
3. Внизу пишется индекс предприятия связи (6 цифр - образец на конверте)
У вас на столах образцы подписанных конвертов и чистые бланки. Давайте правильно их подпишем.
Объяснение.
Сначала адрес отправителя. Теперь адрес получателя. Я не случайно написала свой адрес. А почему, вы узнаете позже. Сначала до конца оформим конверт. Итак, конверт мы подписали, чего не хватает? Письма.
11. Домашнее задание:
А письмо вы напишете дома, но сначала склеите из выданных вам заготовок конверт, подпишите его по образцу. Желающие могут красочно оформить конверт, нарисовав на нем пейзаж или букет цветов, или любой другой рисунок, а также придумайте и нарисуйте свою почтовую марку.
Написать письмо, вложить в конверт и подписать на моё имя. Вы спросите: «О чём писать?». В этом году вы пришли в новую школу. У вас новые учителя, появились новые предметы, изменились условия обучения. Поделитесь в письме своими впечатлениями. Какие трудности вы испытываете, в какой помощи нуждаетесь? Какие у вас пожелания, предложения? В письме вы можете рассказать о себе, своей семье, своих домашних питомцах. Или описать свои впечатления, полученные в школе.
Для того чтобы проверить, научились ли вы правильно писать и оформлять письмо, для этого мне необходимо прочитать ваши письма. Если вы напишете кому-то другому, я не имею права их читать. Так как существует одно железное правило, которое вы должны запомнить на всю жизнь: никогда нельзя читать чужие письма. Это правило порядочного человека.
12. Рефлексия.
Ну а в конце занятия проведем аукцион терминов.
1. Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому адресовано письмо.(Адрес).
2. Тот, кто пишет письмо. (Адресант).
3. Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (Конверт).
4. Цифровое условное обозначение населенного пункта. (Индекс).
5. Тот, кому адресовано письмо. (Адресат).
6. Сообщения, поздравления, просьбы, написанные на бумаге, предназначенные для отправления на расстояние. (Письма).
7. Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы. (Почтальон).
13. Подведение итогов
Подошёл к концу наш урок-практикум, посвящённый искусству писать письма. Очень надеюсь, что знания и рекомендации, полученные вами на этом занятии, пригодятся вам в жизни.
Что нового вы узнали на этом уроке? К какому жанру относится письмо? От какого слова произошло название жанра? Какие исторические справки понравились? Каковы основные правила написания письма? Назовите виды писем. Выставление оценок с комментарием.
Пишите письма друг другу, родным и близким, друзьям и знакомым. И никогда не выбрасывайте те письма, что приходят вам. Будьте чуткими, искренними, доброжелательными – и люди будут ценить ваши слова, бережно хранить их в своей памяти.
Предварительный просмотр:
1) ________________________________________________
Мы, учащиеся 5 «А» класса, недавно учимся в школе № 16. Но за это короткое время мы успели полюбить нашу новую школу. 2) Наша школа
3) Она расположена
4) Мы знаем, что в школе работают учителя.
5) Нам очень нравятся уроки и занятия
6) Желаем Вам и учителям нашей школы
7) Спасибо Вам и учителям за Ваш нелёгкий труд!
8)
9)
Слова для справок:
- Здравствуйте, Наталья Павловна!; Привет, директор!; Приветствуем Вас, начальник школы!
- Красивая; чистая; грязная; большая; маленькая; светлая; тёмная (или своё определение).
- В лесу; на площади Мира; на улице Ленина; возле торгового центра «Мармелад»; в тридевятом царстве (или своё обстоятельство места).
- Добрые; злые; хорошие; плохие; внимательные; рассеянные; строгие (или своё определение).
- Математики; биологии; рисования; физкультуры; русского языка; истории; английского языка; музыки; технологии; с конноспортивной школой (или своё дополнение).
- Успехов в работе; здоровья; не замёрзнуть; профессионального развития; не кашлять; мирного неба над головой (или своё дополнение).
- Пока!; До свидания!; Всех благ! (или своё).
- Послушные ученики; Учащиеся 5 «А» класса»; Хулиганы (или свою подпись).
- 2014-й год от Рождества Христова; Понедельник; 17 ноября 2014 года (или свою дату).
1) ________________________________________________
Мы, учащиеся 5 «А» класса, недавно учимся в школе № 16. Но за это короткое время мы успели полюбить нашу новую школу. 2) Наша школа
3) Она расположена
4) Мы знаем, что в школе работают учителя.
5) Нам очень нравятся уроки и занятия
6) Желаем Вам и учителям нашей школы
7) Спасибо Вам и учителям за Ваш нелёгкий труд!
8)
9)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
Урок русского языка (урок развития речи) в 6 классе. Тема урока: «Имеющий уши да слышит» (Текст. Обучение аудированию)
Урок развития речи в 6 классе. Обучение аудированию....
Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.
Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках разви...
Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».
Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...
Тема урока: «Мой дом». Класс: 2б. Вид урока: урок развития навыков устной речи.
Цель урока: научить учащихся рассказывать о своем доме....
Открытый урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов". 4 класс. Тема урока: «Развитие внимания и памяти".
Цель урока: Развивать у учащихся внимание, память, наблюдательность, логическое мышление.Задачи:А) образовательные: развивать у учащихся зрительное и слуховое восприятие, логическое мышлен...