Урок русского языка (урок развития речи) в 6 классе. Тема урока: «Имеющий уши да слышит» (Текст. Обучение аудированию)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок развития речи в 6 классе. Обучение аудированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_v_6_klasse.doc | 47.5 КБ |
diagnosticheskiy_list.doc | 28 КБ |
prezentatsiya_k_rr_tekst.ppt | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка (урок развития речи) в 6 классе.
Учитель Мелихова И.В. МОУ «СОШ №5 г. Михайловки»
Тема урока: «Имеющий уши да слышит» (Текст. Обучение аудированию)
Цели урока:
- Организовать деятельность учащихся по обучению аудированию текста
- Обеспечить применение знаний речеведческих понятий: текст, заголовок текста, тема текста, основная мысль текста, план, абзац
- Отрабатывать навыки структурирования текста
- Помочь учащимся в развитии навыков самостоятельной работы с текстом, самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности
- воспитывать культуру грамотного письма и речи.
Ход урока:
1. Организация начала урока:
- Как вы считаете, СЛЫШАТЬ и СЛУШАТЬ – это одно и то же понятие, или в этих словах заключен разный смысл?
- Можно ли СЛЫШАТЬ не СЛУШАЯ или СЛУШАТЬ не СЛЫША?
- Вот мы и подошли к теме нашего урока. Кто попробует ее сформулировать?
- Когда вы о чем-то рассказываете, вы хотите, чтобы вас слушали?
- А если вас будут слушать невнимательно, вас смогут хорошо понять?
- Таим образом, наша цель – учиться слушать так, чтобы понимать.
2. Актуализация.
- Проверим свое умение слушать. На уроке литературы мы уже знакомились с одной притчей. На сегодняшнем уроке русского языка мы послушаем еще одну.
Задание: Прослушать внимательно притчу и ответить на вопросы, которые лежат перед вами. (У каждого ученика на столе диагностический лист).
Притча о глухом, слепом и немом
Пришли глухой, слепой и немой к Богу и спрашивают его:
- Скажи, Господи, за что ты нам послал эти несчастья?
- Тебе, - сказал Бог глухому, - за то, что ты никого не слушал, кроме себя. Теперь тебе никто не мешает слушать собственные мысли.
- Тебе, - обратился Всевышний к слепому, - за то, что ты никого и ничего не хотел замечать, кроме себя и своих нужд. Теперь ты избавлен от труда смотреть на то, что не желал видеть.
- А тебе, - продолжал Господь, указывая на немого, - дана возможность помолчать, ибо переговорить тебя было невозможно. Вы все получили все, что хотели, почему же вы не радуетесь, а скорбите?
И несчастные не ответили. Никто из них и не предполагал, что все их прежние желания обернутся горем.
.............................................................................................................................
- Сколько частей в тексте?
- Как он называется?
- С какой целью написан этот текст?
- Кому он может быть полезен?
- На вопрос №5 ответьте письменно в своих диагностических листах.
(Касается ли вас нравоучительный характер притчи?)
-Закончите письменно фразу из текста, которая не была прочитана. Восполните ее исходя из того, как вы поняли смысл текста.
Нужно помнить, что уши даны человеку, чтобы ....... и ......., зрение – чтобы ....... и ......., а язык – чтобы ....... и ....... .
- Проверим, что вы записали. (Нужно помнить, что уши даны человеку, чтобы слышать и слушать, зрение – чтобы смотреть и видеть, а язык – чтобы общаться и быть понятым.)
3. Заголовок текста.
- Можно ли предугадать содержание текста по его названию?
- Что бывает отражено в названии текста?
(Тема, идея произведения)
4. Что значит писать и говорить на тему?
- Что такое тема текста?
- Прослушайте текст, определите его тему.
Как возникла славянская азбука
Сейчас и русский народ, и другие славянские народы (украинцы, белорусы, болгары) имеют свою письменность, свои книги, могут читать и писать на своих языках. Но в далекие времена славянские народы письменности не имели.
И вот во второй половине 10 века двое ученых родом из Греции, братья Кирилл и Мефодий, приехали в Великую Моравию (ныне Чехия) и стали работать над созданием славянской азбуки. Их мать была славянкой, и поэтому они знали и понимали речь славян. Им удалось создать славянскую азбуку. Затем они перевели на славянский (древний по нашим понятиям) язык самые важные греческие книги.
Их труд дал славянским народам возможность читать и писать на своем языке.
-Какова же тема текста?
ОПОРНЫЕ СЛОВА:
Русский народ
славянские народы
письменность
вторая половина 10 века
братья Кирилл и Мефодий
Великая Моравия
славянская азбука
греческие книги
возможность читать и писать
- А теперь ребята первого варианта с помощью опорных слов перескажут текст своему товарищу вполголоса.
-С несколькими опорными словами или словосочетаниями составьте предложения, исходя из текста. Запишите их в диагностических листах.
5. Основная мысль текста.
- Что необходимо для того, чтобы правильно понять текст?
- Что такое основная мысль текста?
- Основная мысль может быть
- в заглавии
- в первых предложениях текста
- в последних предложениях текста
- скрыта в подтексте
- Запишите идею данного текста в своих диагностических листах.
6. Для чего нужен план?
- Что такое план текста?
«План – это взаимное расположение частей, короткая программа какого-нибудь изложения».
С.И.Ожегов. «Словарь русского языка»
-Сейчас я попрошу 4 учащихся выйти к доске и прочитать по одному абзацу текста.
При оформлении письменной речи большую роль играет правильная расстановка знаков препинания. Наука, которая занимается изучением правил расстановки этих знаков, называется пунктуация.
Слово «пунктуация» образовано от латинского слова «пункция» - укол. В древности греки использовали для письма палочку-стилос. В местах остановок они делали укол, то есть ставили точку. Поэтому раньше слово «пунктуация» означало «учение о точках».
В древности русские писцы не знали знаков препинания. Текст писался без них, поэтому его было трудно прочесть. И только к 15 веку появились первые знаки препинания.
Чтобы научиться обращаться со знаками препинания, нужно уметь определять смысл предложения, его структуру. Знаки препинания – «путеводители». С ними легче и удобнее воспринимать то, что написано другими, выражать свои мысли и чувства на письме.
- Вы поняли тему текста?
- Тема понятна, но нет логической последовательности.
- Можно ли на основе этого составить план текста?
- Прослушаем текст еще раз, но уже в правильном порядке. Во время чтения постарайтесь исправить план. В диагностических листах пронумеруйте пункты плана в правильном порядке.
РЕЗЕРВ:
Перед вами текст. Части текста переставлены местами.
ЗАДАНИЕ: Указать правильный порядок частей текста, составить план и записать его в диагностических листах.
7. Итог урока.
- Так что же мы сегодня узнали нового и повторили о тексте?
- Текст – это творческий продукт человеческого мышления. Он имеет свои строгие законы. Чтобы самим создавать грамотный и доступный текст, необходимо знать и владеть определенными умениями. Работу с текстом мы будем продолжать на наших дальнейших уроках.
8. Запишите Д.З.:
В рассказах Л.Н.Толстого
- 1 вариант- «Прыжок»,
- 2 вариант – «Акула»
определить письменно тему, идею. Составить план.
- А сейчас подпишите и сдайте свои диагностические листы.
Предварительный просмотр:
Диагностический лист учащегося ______________класса
___________________________________________(фамилия, имя)
Тема урока: Текст. Обучение аудированию.
1. Актуализация.
Ответьте на вопросы:
1. Сколько частей в тексте?
2. Как он называется?
3. С какой целью написан этот текст?
4. Кому он может быть полезен?
5. Касается ли вас нравоучительный характер притчи?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Закончите фразу из текста:
Нужно помнить, что уши даны человеку, чтобы_______________ и _________________ , зрение – чтобы________________ и________________ , а язык – чтобы________________ и__________________ .
3. ОПОРНЫЕ СЛОВА: русский народ, славянские народы, письменность, вторая половина 10 века, братья Кирилл и Мефодий, Великая Моравия, славянская азбука, греческие книги, возможность читать и писать
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Основная мысль текста:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Пронумеровать в правильном порядке пункты плана:
___Знаки препинания – «путеводители» в письменной речи.
___Первоначально пунктуация – «учение о точках».
___Что изучает пунктуация.
___Знаки препинания в русском письме.
6.Резервное задание:
1.____________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
4.____________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: - Обеспечить применение знаний речеведческих понятий: текст, заголовок текста, тема текста, основная мысль текста, план, абзац - Отрабатывать навыки структурирования текста - Развивать навыки самостоятельной работы с текстом, самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности - Воспитывать культуру грамотного письма и речи.
Касается ли вас нравоучительный характер притчи?
Нужно помнить, что уши даны человеку, чтобы ....... и ......., зрение – чтобы ....... и ......., а язык – чтобы ....... и ....... .
Нужно помнить, что уши даны человеку, чтобы слышать и слушать, зрение – чтобы смотреть и видеть, а язык – чтобы общаться и быть понятым.
ОПОРНЫЕ СЛОВА: русский народ славянские народы письменность вторая половина 10 века братья Кирилл и Мефодий Великая Моравия славянская азбука греческие книги возможность читать и писать
Основная мысль может быть - в заглавии - в первых предложениях текста - в последних предложениях текста - скрыта в подтексте
«План – это взаимное расположение частей, короткая программа какого-нибудь изложения». С.И.Ожегов «Словарь русского языка»
1. Знаки препинания – «путеводители» в письменной речи. 2. Первоначально пунктуация – «учение о точках». 3. Что изучает пунктуация. 4. Знаки препинания в русском письме.
Самые лучшие места те, где ты сам проторил себе тропку. Или оставил свой след на тропе? Идешь по тропе - и тебе хорошо, и ей помогаешь стать тверже, прямее, ровнее. Так служишь тем, кто пойдет за тобой. Что может быть лучше? По дороге на чем-нибудь едут, а по тропам идут пешком. Для чего нужны тропы? Чтобы не заблудиться в лесу, в горах, в степном раздолье. Чтобы пройти на ручей и напиться. Или сбегать по ягоды, по грибы. Или просто пройтись по земле. По траве. По песочку. По каменной гальке. По хвойной подстилке. По кочкам. По еловым кореньям.
Домашнее задание: Определить тему, идею, следующих текстов: 1 вариант: Л.Н.Толстой рассказ «Прыжок» 2 вариант: Л.Н.Толстой рассказ «Акула». Составить и записать план.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"
Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....
Урок русского языка по развитию речи в 7 классе на тему «Отзыв о книге».
Урок развития речи. Способствует формированию представления о том, что такое отзыв о книге, умения создавать текст художественного стиля в жанре отзыв на книгу. На уроке повторяется знакомый материал ...
Конспект урока русского языка .Урок развития речи.Мастерская "Снежинка"
Технология « Мастерская » Мастерская (ателье) — «самостроительство» знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к информации и самостоятельное решение творческих ...
Конспект урока русского языка по развитию речи с использованием технологии лингвистических исследований и применением ИКТ 7 класс Анализ текста. Памятник букве Ё.
Цель урока: исследовать памятники буквамЗадачи: Образовательные: -повторить материал по теме «Вводные компоненты, «Сложноподчиненные предложения», «Тема и проблема текста» и др.-реализовывать ме...
Разработка урока развития речи. 6 класс. Тема: Анализ текста художественного стиля. А. ДОРОХОВ «Встреча со змеей».
Цель урока: научить учащихся анализировать текст художественного стиля, применяя стадии вызова, осмысления, размышления.Учебные задачи:-Отработка навыков анализа текста.-Учить через слово текста наход...
Русский язык, урок развития речи, 5 класс. Портрет в музыке
Урок направлен, прежде всего, на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли.Урок позволяет посмотреть на сказочного персонажа Бабу-...
Технологическая карта урока русского языка по развитию речи, 5 класс
Тема: Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки»....