Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

 

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi_v_5_klasse.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся.

Учитель русского языка и литературы  МОУ Сергеихинской СОШ  Вотяговой И.В.

Сегодня проблема формирования культуры речи обучающихся очень актуальна. Наше время – трудное и особое время.  В последние годы резко снизился общий уровень владения речью. Нарушения норм литературного языка допускают журналисты, и даже политики, засоряя нашу речь жаргонизмами, неоправданными заимствованиями, просторечными словами. Когда слушаешь современные  рок-шлягеры, то иногда кажется, что это какой-то малоосмысленный набор слов. А речи тех, кто обслуживает в магазинах, мастерских и пр., особенно если в плохом настроении. А сквернословие, за примерами которого не надо далеко ходить. Это ведь тоже русский язык. Эти негативные явления определяют настоятельную необходимость в корректировке речи школьников.  Люди любой специальности должны владеть языком, так как формирование речевых навыков связано с умением мыслить, рассуждать. Язык – неотъемлемая и важнейшая часть национальной культуры. Если раньше со школьной скамьи внушали, что мы велики, как велик и могуч русский язык, то теперь остается только уповать на веру и величие нашей нации. Язык, по меткому выражению К.Чуковского, живой как жизнь. Отражая наше национальное достоинство, язык показывает и все наши беды. Стоит ясно осознать:

 язык как достояние нации требует постоянной заботы и внимания от каждого.

Культура речи – понятие многозначное.

Культура речи – раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.

Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах, когда выбор и организация языковых

средств позволяют в определенной ситуации общения добиться необходимого эффекта в достижении поставленных задач коммуникации. Люди давно замечают хорошее и плохое в речи, делают попытки понять и объяснить, что в речи хорошо и что плохо. Именно в речи возникают и уничтожаются такие ее качества как правильность, точность, чистота, выразительность, уместность. Качества речи – свойства речи, которые помогают обеспечить эффективность коммуникации и характеризует уровень речевой культуры говорящих. Понятие «культура речи» включает в себя две ступени освоения литературного языка: 1)правильность речи; 2)речевое мастерство.

Первая ступень речевой культуры -   владение нормами литературного языка, то есть правильно, в соответствии с законами языка, образовывать слова, формы слов, строить словосочетания и предложения.

Литературный язык – это то, что создает наряду с экономическими, политическими и другими факторами, единство нации. Без развитого литературного языка трудно представить себе полноценную нацию.

Признаки литературного языка:

- язык культуры;

- язык образованной части народа;

- сознательно кодифицированный язык -  определение и узаконение его норм, а это прямая задача культуры речи.

С появлением литературного языка появляется культура речи.  Культура речи начинается там, где язык как бы предлагает выбор для кодификации. Он постоянно изменяется и, следовательно, нуждается в нормировании. Если следовать раз и навсегда установленным нормам, то есть опасность, что общество просто перестанет с ними считаться и будет стихийно устанавливать свои правила. Культура речи - уровень речевого развития общества в определенную эпоху. В соответствии с этим  уровнем вырабатываются, научно обосновываются нормы правильной речи, которые разъясняются, пропагандируются в специальных пособиях, справочниках, учебниках русского языка.

Вторая ступень речевой культуры – это умение правильно построить высказывание, выбрав из существующих в языке средств наиболее точное в смысловом отношении, стилистически уместное и оправданное, выразительное.

В качестве ведущего принципа обучения культуре речи выступает развитие речи учащихся. Это придает всему курсу русского языка четкую практическую направленность и нацеливает на то, чтобы дать учащимся доступные возрасту пониманию первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь учащихся, развить их внимание и интерес к речи вообще, привить любовь  к чтению книг. В связи с этим одной из практических задач является совершенствование урока русского языка с точки зрения его направленности на развитие речи школьников. Для успешного решения данной  задачи необходимо:

* определить содержание работы по развитию речи, т. е. те конкретные речевые умения, которыми следует вооружить учащихся;

* разнообразить способы организации обучения – приемы работы, виды соответствующих упражнений.

Содержание работы по культуре речи включает в себя:

*обучение правильности речи;

* привитие навыков владения нормами литературного языка;

* совершенствование коммуникативной целесообразности речи (ее точности, богатства, выразительности), то есть формирование умения выбирать языковые средства с учетом содержания и условий общения.

Задачи, стоящие перед школой:

  1. по возможности полно развить способности выпускников;
  2. обучить их знаниям речевых стратегий и тактик, характерных для тех или иных жанров;
  3. обучить владению вести диалог.

Урок развития речи в 5 классе.

Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно.

Цели урока:

   Развивающие:                

                   1. Обогатить словарный запас учащихся.

                   2. Овладение навыками знания речевой ситуации.

                   3.Создание условий для повышения речевой культуры

                      школьников.

   Воспитательные:

                   1.Воспитывать чувство любви  к своему родному языку.

                   2. Воспитывать чувство уважения к своим товарищам, умение

                       слушать друг друга.

  Виды деятельности учащихся:

  1. Сопоставленный анализ речевых ситуаций.
  2. Создание собственных высказываний, мнений.

   Оборудование урока:  Раздаточный материал.

Ход урока.

I.  Интрига.

Объявление и запись темы.

- Сколько, по-вашему, будет частей в нашей  работе?

(Обращается внимание на трехчастность самого названия урока).

- Что значит «говорить правильно»?

(Без ошибок, в соответствии с нормами литературного языка).

- «Точно»?

(Без лишних слов, внимательно подбирая слова).

-  «Выразительно»?

(Образно, нестандартно).

II. Движение темы.

1. Анализ текстов.

а) Моя бабушка – удивительно добрый и чуткий человек. Несмотря на свой возраст, она легко двигается, задорно смеется, красиво поет русские народные песни. Мне очень нравится ее имя – Анастасия. Я хочу быть похожей на свою бабушку.

б) Ну, значит, моя бабушка, значит, живет в деревне. У нее, ну, большие, значит, выразительные, ну, серые глаза, красивые, ну, значит, волосы.  Бабушка, ну, значит, все время, в работе, ни минуты,  значит, не сидит без дела. Я, значит, люблю ее, ну, руки, такие, ну, сильные, ну, умелые.

- Как бы вы оценили эти сочинения?

( Оба рассказа свидетельствуют о наблюдательности ребят. Только во втором очень много «сорняков», «языкового хлама». Нельзя речь такого человека считать богатой, ведь у него на 10 нужных слов – 20 бесполезных).

в) В нашем дворе живет мальчик, который говорит на каком-то странном языке:

- Где ты оторвал такие джинсы?

- Не шипи!

- Пойдем прошвырнемся!

- Чего выпендриваешься?

-  Жутко весело здесь!

- Выскажите свое отношение к данным репликам.

Вывод учителя.

Горько и обидно становится оттого, что есть такие ребята, которые жестоко поступают с языком, «обогащая» его вот такими придуманными словами. Они с детства убивают в себе умение говорить грамотно, красиво и образно. А слова любят нежность! Как часто мы стесняемся говорить правильно… Чтобы обратить на себя внимание, придумываем разные «дикие» словечки. Но ведь в живой речи, как в зеркале, отражается человек, его культура, богатство души, отношение к тому, что он говорит.

2. Выразительное чтение стихотворения В.Масса и М.Червинского «Как его зовут?». Читает заранее подготовленный ученик.

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут… а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык…

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «добрый день!»

Казалось бы  простое слово.

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуйте» бубнит.

А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошел. Пока! Всего!»

Не скажет он друзьям по школе:

Алеша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовет он только:

Алешка, Петька, Ванька, Толка.

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

Но имя что? Ведь суть не в нем –

Вам этот школьник не знаком?

Учитель.   Очень богат наш язык, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, чувстве меры, о бережном отношении к собеседнику и уважении к самому себе:

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Вы к словам проявляйте терпенье,

Не берите в расчет кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

3. Учимся говорить правильно.

а) Из школьной жизни. Выпишем ошибки в речи ученика, рядом дадим свой вариант. Учитель читает текст.

Случилось это на первом уроке. Новенький стоял возле стола Зинаиды Антоновны, переминался с ноги на ногу и краснел, как все новенькие…

- Где же ты учился, Сережа?

- Теперя? В этом году?

- Ну, разумеется.

- Теперя в 35-й школе.

А раньше?

- Начал в 147-й, а еще первее в 549-й.

В классе сделалось совсем тихо.

- Какие ошибки в речи Сережи вы обнаружили?

- Как исправляли?

Ученики читают свой текст.

б) Устно: найдите ошибку в речи наших современников.  Редактирование.

Пассажир подгоняет таксиста: «Ехай быстрей!» (Поезжай)

Ягодник, пробирающийся через болото, говорит товарищу: «А ты по досточке иди!» (По дощечке).

Мама говорит дочке: «Ляжь скорее в кровать и спи!» (Ляг, ложись)

Мальчишка: «А дождь все секет и секет» (Сечет).

По мере работы над высказываниями сделаем на доске таблицу:

неправильно                                                                          правильно

Вывод. Эти ошибки в речи связаны с неумением говорящего правильно образовывать формы слова.

в) Что можно сказать о человеке, который говорит так:

- «у меня много делов»

- «сегодня все ходят без польт»

- «давайте вечером прошвырнемся по бульвару»

- «они все ложат и ложат»

Вывод учителя.    Речь человека – своеобразный паспорт, удостоверяющий культурный уровень и развитие личности.

4. Учимся говорить точно.

- Послушайте стих. Э.Мошковской и выпишите слова-пустышки, ничего не значащие и засоряющие речь:

Жил-был, этот, как его,

Ну и значит, и того.

Жил, это самое,

 Со своею мамою.

Был еще один чудак.

Это, в общем, значит, так,

И его любимый зять.

Звали зятя так сказать.

(Слова-пустышки: этот, как его, ну, значит,  это самое, так сказать)

- Отредактируйте устно ответ  ученика:

Я, так сказать, учил, но, ну как это выразить, не выучил.

(Я учил, но не выучил)

5. Учимся говорить выразительно.

а) Героиня романа Ильфа и Петрова купила стулья. Муж удивился покупке. Послушайте их диалог.

-Здравствуй, Еленочка, а что это такое? Откуда стулья?

- Хо-хо!

- Нет, в самом деле?

- Кр-красота

- Да, стулья хорошие.

- Зна-ме-ни-тые!

- Подарил кто-нибудь?

- Ого!

- Что вам не нравится в ответах жены? (Речь Елены бедная, состоящая из кратких реплик, необразная).

б) У двух мальчиков спросили, что они любят, и оба ответили развернуто, точно.

Мишка: Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и пряники, хоть тульские, хоть медовые,  хоть глазурованные. Сушки люблю тоже, и баранки, и бублики, пирожки с мясом,  повидлом, капустой и рисом. Я горячо люблю пельмени и особенно ватрушки, если они свежие, но черствые тоже ничего…

Дениска: Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как белье на заборе… Я люблю слушать, как жук копается в коробочке… Я люблю дышать носом маме в ушко. Особенно люблю петь и пою очень громко…

Люблю читать сказки про Кончиля. Это такая маленькая, умная и озорная лань. У нее веселые глазки, и маленькие рожки, и розовые отполированные копытца.

- Какое произведение вы узнали в этом отрывке?

(Это отрывок из повести В. Драгунского «Денискины рассказы»)

- Чей рассказ вам больше по душе и почему?

(Речь Мишки бедная, невыразительная, построенная на перечислении того, что он любит есть. Язык Дениски, напротив, выразительный, образный, живой)

- Запишем 2 последних предложения.

- Чем достигается выразительность последнего абзаца? Какие художественные средства создания портрета лани мы можем отметить? (Эпитеты, рисующие ее характер, - умная, озорная, внимание к деталям: веселые глазки и т.д.). Дениска рисует образ любимой лани…

- В чем, по-вашему, причина бедности речи Мишки? (Неразвитость воображения, фантазии.)

 в) Джанни Родари, детский итальянский писатель, чтобы разбудить фантазию, советовал взять два существительных, не связанных по смыслу, и попробовать их соединить, найдя отдаленные точки соприкосновения. Так может родиться интересное сравнение – (бином фантазии), по выражению Джанни Родари. (Объясним, что слово бином образовано сложением латинского bi – «двое, однажды» и греческого nome – «часть, доля»). Например: что общего между холодильником и головой?

В холодильнике и голове многое хранится.

Голова гудит, и не исправный холодильник гудит.

Ток бежит в холодильнике, и мысли бегут в голове человека.

А теперь соединим холодильник и голову в одном предложении: Голова гудит, как старый холодильник; В голове мысли бегут, как ток в холодильнике; В голове, как в холодильнике, многое хранится.

г) Можно ли сказать так?

Люблю я майскую грозу в начале мая.

Когда весной весенний первый гром,

Как бы резвяся и в игру играя,

Грохочет громко в небе голубом.

- Узнаем искаженные поэтом-сатириком стихи Ф.Тютчева «Люблю грозу в начале мая» - шедевр русской лирики. Зачем сатирик это сделал? Чтобы отучить нас от тавтологии – употребления однокоренных слов рядом.

- Приведите примеры тавтологии. (Осенью идет осенний дождик; автомобилисты гнались на гоночных автомобилях).

Учитель. Излагать свои мысли точно и выразительно мы с вами учимся у выдающихся писателей, которые умеют высказываться удачно, емко и образно:

а) Сосланный за вольнолюбивые стихи А.С. Пушкин, проезжая Киев, встретил знакомого. Тот спросил, как Пушкин попал сюда.

- Язык до Киева доведет, - ответил Пушкин, намекая на причину высылки.

б) Прибыв с вокзала в один из лондонских отелей, Марк Твен увидел в книге приезжающих последнюю запись: «Лорд Л. с камердинером». Твен, в свою очередь, записал: «Марк Твен с чемоданом».

Великие писатели улыбаются. Они как будто напоминают нам: читайте больше – и ваша речь будет богаче, вы будете говорить просто, понятно, и у вас появится чувство юмора:

-Не пойду я больше на уроки русского языка. Ни писать, ни читать я не умею, а разговаривать учитель не позволяет.

- Я все время пытаюсь понять: Салтыков-Щедрин – один писатель или разные?

III. Подведение итога урока.

- Интересен ли был наш урок? Полезен?

Памятка.

  1. Больше читай.
  2. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.
  3. Не засоряй речь бессмысленными выражениями.
  4. Будь вежлив в словах и поступках.
  5. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться. Не обижай его насмешливым тоном.
  6. Постоянно следи за культурой речи.
  7. Не употребляй без нужды иностранные слова, если их можно заменить русскими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)

VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока:  урок-сценарий.Цель:  Показать жизнеутверждающую красоту музыки...

Конспект урока по информатике 5 класс Тема урока : «О чем говорит рисунок»

Конспект урокапо информатике 5 класс Тема урока :  «О чем говорит рисунок» Цель урока: продолжать формировать у учащихся умения работать в графическом редакторе Paint,  создавать сложные гра...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

Урок географии в 7 классе. Тема "Африка. Учимся с Полярной звездой"

Тема урока "Африка. Учимся с Полярной звездой....

Методическая разработка урока истории в 5 классе Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"  Тип урока: ознакомление с новым материаломЦель урока: сформировать у учащихся представление о философском учении Конфуция и жизни...

Методическая разработка урока истории в 5 классе Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"  Тип урока: ознакомление с новым материаломЦель урока: сформировать у учащихся представление о философском учении Конфуция и жизни...

Методическая разработка на тему: "«Законы делового письма (правила делового этикета)» Урок развития речи в 7-ом классе

Цели:1.Продолжить работать над знанием учащимися официально- делового стиля языка.2.Освоить типовые модели коммуникации в деловой сфере (деловое письмо).3.Помочь учащимся осознать важность умения влад...