Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:
- обучающие:
– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;
– систематизировать собранный материал;
– учить определять основную мысль сочинения;
– формировать навыки самоконтроля;
– провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в сочинениях.
- воспитывающие:
– воспитывать самостоятельность;
– творческую активность;
– эстетическое восприятие произведений искусства;
– любовь к природе;
– воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.
- развивающие:
– развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 335.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи
Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся.
Музей художника-фронтовика А. С. Ларионова, родившегося в Клинском районе, работавшего преподавателем в стенах средней школы № 16, имеет важное значение для проведения уроков развития речи. Картины А. С. Ларионова – это пейзажи Клина и его окрестностей. В этих пейзажах отражена огромная любовь художника к родному городу. Картины воспитывают у учащихся чувство добра и красоты, учат бережному отношению к своей малой родине.
Сочинение-описание по картине А. С. Ларионова « г. Клин. Река Сестра. Полуостров».
Цели урока:
Цель: Научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова.
Задачи урока:
- обучающие:
– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;
– систематизировать собранный материал;
– учить определять основную мысль сочинения;
– формировать навыки самоконтроля;
– провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в сочинениях.
- воспитывающие:
– воспитывать самостоятельность;
– творческую активность;
– эстетическое восприятие произведений искусства;
– любовь к природе;
– воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.
- развивающие:
– развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;
– развивать чувство прекрасного.
Оборудование урока:
- Картина А. С. Ларионова, изображающая родную реку
- Стихотворения о р. Сестре клинских поэтов.
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы урока и основной цели:
– Сегодня мы будем работать над сочинением-описанием. Будем строить эту работу на материале картины А. С. Ларионова “Река Сестра. Полуостров ”.
Что значит написать сочинение описание по картине?
Через проблемно-диалоговый метод подвести учащихся к следующим ответам:
- Необходимо понять замысел художника.
- Подумать, как художник воплотил свой замысел в картине (композиция, краски, освещение).
- Передать свое отношение к пейзажу на картине, свои чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает.
Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным?
Сравнения: вода голубая, как небо, полуостров круглый, похожий на блюдце остров.
Красочные определения: спокойные воды, зеленые берега, тихий пейзаж, счастливые ребятишки, жаркий, солнечный день, прохладная вода, зеркальная поверхность.
Метафора: зеркало воды, чаша небосклона.
Какая часть речи поможет Вам точно и ярко описать признаки предметов, изображенных на картине?
(Имя прилагательное)
Слово учителя об авторе картины
Алексей Степанович Ларионов родился 8 августа 1923 года в деревне Новиково Клинского района.
В 1940 году поступил в художественную среднюю школу имени Сурикова в Москве.
В 1941 года началась война, школу окончить не удалось.
В 1942 году призван в Советскую армию, потом послан учиться в Военное инженерно-техническое училище, которое окончил в 1943 году. В этом же году направлен на 2 Украинский фронт. Служил разведчиком в рядах освободительной армии. Участвовал в боях за освобождение Румынии, Венгрии.
Получил несколько ранений, был контужен. Последнее тяжелое ранение получил 15 декабря 1944 года.
В 1945 году выписан из госпиталя после 4 сложных операций.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронтах в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и отвагу награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2 степени и многими медалями.
Художественную среднюю школу окончил после войны в 1947 году и начал учиться в Московском Государственном Художественном университете имени Сурикова.
С 1950 года работал в школах № 8, № 2, № 16 учителем черчения и рисования.
Умер Алексей Степанович Ларионов в 1983 году.
Рассматривание картины Ларионова «г. Клин. Река Сестра. Полуостров».
– Каково общее впечатление от картины, грустное или радостное?
(Картина создает радостное впечатление, на ней изображен яркий летний день, спокойная река, отражающая небосклон, радостные ребятишки, пришедшие на реку купаться.)
– Какие чувства, желания рождает пейзаж?
(Картина рождает чувства радости и восхищения. Поражает красота реки Сестры и полуострова, на котором купаются ребята.)
Анализ картины
Каков, по-вашему, замысел картины?
(Показать величие родной реки, неповторимую красоту природы. Так же, возможно, замысел заключается в том, чтобы изобразить лето, всю неповторимость, беззаботность этой поры. У художника очень много картин, где он рисует именно летние пейзажи.)
По каким признакам можно определить, что на картине изображено лето…? (Во-первых, на реке купаются дети, день жаркий, во-вторых, по обилию зеленого цвета на картине, зелень яркая, сочная, до осени еще далеко. В третьих, в реке отражается голубое безоблачное небо).
Какие цвета использовал художник?
(Художник использовал зеленый цвет и все его оттенки для изображения полуострова и берега Сестры и голубой для изображения реки.)
Какие тона преобладают – теплые или холодные?
(В изображении картины художник отдает предпочтения холодным цветам: синему, голубому, темно-зеленому, салатовому. Многие картины Ларионова выполнены именно в такой цветовой гамме.
Стихотворение Клинского поэта Н. А. Пановского.
Река Сестра, твой плавен бег,
Твоим безмолвьем насладился,
Когда я пришлый человек,
С тобою рядом поселился.
Зеленый луг, дол деревенский
Под сенью вековых берез,
Мир красоты, покой вселенский,
Причина редких, грустных слез…
- Что общего между картиной А. С. Ларионова и Поэта Н. А. Пановского?
(И, поэт, и художник описывают красоту родной реки, только один при помощи слов, другой при помощи красок. В произведениях обоих авторов чувствуется любовь к р. Сестре восхищение ее красотой, величием).
Составление плана сочинения
- Моя встреча с картиной А. С. Ларионова.
- Описание изображенного на ней пейзажа.
- Впечатления, которые картина произвела.
Словарная работа
Речевая подготовка
Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому следует избегать неоправданных повторов (тавтология).
Задание № 1.
Подбери синонимы к словам.
Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист.
Создает – пишет (но не описывает и не рисует).
Картина – полотно, репродукция.
Блестит – искрится, сияет, сверкает.
Поражает – удивляет, изумляет.
Задание № 2.
Определите, в чем ошибка и исправьте ее.
Радоваться теплом. (чему? – теплу)
Полотно показывает о прелести родной природы. (что? – прелесть)
Самостоятельная работа над сочинением
Исходя из оставшегося времени на уроке и готовности работ, зачитываются наиболее удачные работы учащихся.
Итог урока. Заключение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/01/picture-212664-1362082614.jpg)
План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".
План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/29/picture-271050-1372513671.jpg)
Презентация для проведения урока развития речи "Описание картины И. Левитана "Золотая осень" (5-6 класс, русский язык)
В презентации представлены краткие сведения о художнике и особенностях его творчества, о создании картины. Дана словарная работа с рядами синонимов, со словами, характеризующими цветовую гамму картины...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/06/picture-465163-1502028402.jpg)
Конспект урока по развитию речи и окружающему миру Тема урока:"Весна"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт-Петербурга Конспект урока по развитию речи и окружающему мируТема урока: «Весна»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/03/picture-513888-1415022316.jpg)
Конспект урока по развитию речи Тема: Устное изложение по видимому тексту, прочитанному учащимися
Данный урок по теме " Устное изложение по видимому тексту, прочитанному учащимися" ориентирован на обучающихся 6 класса. Главной образовательной целью этого занятия явля...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/09/picture-553242-1460149383.jpg)
Конспект урока по развитию речи 2 класс «Особый ребенок» Тема: «Игрушки и школьные принадлежности» (урок повторение)
Конспект урока по развитию речи2 класс «Особый ребенок»Тема: «Игрушки и школьные принадлежности»(урок повторение)Цель: Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта.Задачи:...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/08/picture-376853-1389183854.jpg)
Конспект урока по развитию речи и окружающему миру для учащихся с ОВЗ "Домашние питомцы".
Конспект открытого занятия предназначен для детей с ОВЗ (IIвариант обучения). Он способствует возникновению речевой активности детей посредством создания коммуникативных ситуаций, развивает неречевые ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/23/picture-835932-1477226514.jpg)
Конспект урока по развитию речи и окружающему миру 7 класс (ТМНР) Тема урока «Организация элементарного экспериментирования. Посадка лука»
Урок-практикум по посадке лука для детей с ТМНР....