Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Гатауллина Флюра Галимьяновна

 

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)

ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Нигаматово МР Баймакский район РБ

КОНСПЕКТ  открытого УРОКА

русского языка в 9 классе

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

(выполнение задания 15.3 части 3)».

Подготовила:  Гатауллина Флюра Галимьяновна,

учитель русского языка и литературы

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)

ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения-               рассуждения на морально-этическую тему  в рамках подготовки к ОГЭ по                                                                                       русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3).

Задачи:

образовательные:  расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка;

развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить                               композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать       материал для собственного текста публицистического  характера;

воспитывающие: определить художественные особенности стихотворения А. Ахматовой

» Мужество», формирование нравственных качеств учащихся; воспитание патриотизма, исторической памяти.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Средства обучения: компьютер, презентация, выставка книг, документов, фотографий, посвященных А.Ахматовой, памятки, словари, раздаточные материалы, музыкальное сопровождение – песни Анна Герман «Мы эхо» (, слова Р. Рождественского, музыка - Птичкина)

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства  - Microsoft Word, Microsoft Power Point и другие  для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

       1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока. (Слайды №1-2)

 2) Запись даты, темы урока в тетрадь.

Слово учителя:

     Ребята, радует, что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека, роль литературы в нашем обществе. Именно за вами наше будущее. Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи ГИА. Часть С на ОГЭ и  ЕГЭ  представляет  особую трудность. Сейчас мало кто любит писать сочинения. Но учащиеся, которые справляются с частями А и В, могут его написать. Как вам  известно, начиная с этого учебного года проводится итоговое сочинение по литературе. Именно сочинение позволит проверить широту вашего кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения. Итоговое сочинение является допуском к Государственной Итоговой Аттестации.

II. Орфографическая работа. Расширение словарного запаса учащихся.

        Задание: определить лексическое значение слов:

         герой, героический

         духовный (связанный с внутренним миром человека),

         самоотверженный 

         гуманность, гуманный

  1. Актуализация знаний.   

     

1).Повторение стилей речи.

Вопросы классу:

1.Какие существуют стили речи?

2.Какова сфера их употребления?

3. Допустимо ли смешение стилей речи?     (Слайд №3)

2). Повторение типов речи.

Вопросы классу:

1.Перечислите типы речи.

2. Каковы особенности каждого типа речи?

            Описание – это такой тип речи, при котором перечисляются

                                  временные или постоянные признаки предметов(явлений).

                                   Объект описания всегда определён и раскрывается через

                                   перечисление признаков. Предмет описания статичен,

                     действия в описании практически нет. К тексту можно задать вопрос: какой?

        Повествование – тип речи со значением сообщения о развивающихся

                                              событиях, действиях или состояниях. Основное его

                                              свойство – динамичность, ведущая часть речи –

                                              глагол или слова со значением движения.

                                              Последовательность действий подчёркивается

                                               интонацией. К тексту можно задать вопрос: что произошло?

           Рассуждение – тип речи со значением сообщения, в котором наиболее

                                         важной частью является указание причины или

                                         следствий того или иного явления. Необходимым

                                         компонентом являются аргументы (доказательства).

                                         В ряде текстов – рассуждений нет ярко выраженного

                                         тезиса и доказательств, авторы обычно в них

                                         объясняют какое-либо явление.  К тексту можно задать вопрос:                                            почему?

                                                                                  (Слайд №4)

3. Возможно ли смешение типов речи? Какие возможны варианты такого совмещения?

  (повествование с элементом описания, описание с элементом повествования, повествование с элементом рассуждения, рассуждение с элементом повествования, рассуждение с элементом описания).

  1. Работа над построением сочинения - рассуждения.

Слово учителя: Итак, мы продолжаем работать над алгоритмом написания сочинения-рассуждения.

1). Повторение схемы сочинения-рассуждения: 

Вопросы классу:

1.Какова схема построения сочинения-рассуждения?

-Тезис.

-Аргументы (доказательства)

-Вывод.   

                                                                                         (Слайд № 5)

2. Что такое тезис?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

                                                                                   

                                                                                               (Слайд № 6)

2) Анализ текста.

Слово учителя: Итак, мы повторили основные понятия, необходимые нам для успешного выполнения нашей задачи.

                                                                         (Слайд №7 -№8– фотографии-кадры ВОВ)

  Готовясь  к сочинению – рассуждению, мы будем говорить сегодня о незабываемой героической странице истории – Великой Отечественной войне, тех людях, кто знал войну не по страницам учебника истории. Мы склоняем головы перед ветеранами Второй мировой, избавившими Европу от фашизма. Выбор темы не случаен. В мае 2015года исполняется  70 лет ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ.  Мы не имеем права забывать, какой дорогой ценой досталась нашему народу победа, забывать тех, кто ценой своей жизни отстоял право на жизнь будущих поколений.   Историческая память… Она уносит нас в прошлое, проходит через сознание каждого и рождает чувство гордости и патриотизма за наш великий народ и нашу Родину. Она становится нашей совестью и связывает поколения.

              Пусть всех имён не назову,

              Нет кровнее родни.

              Не потому ли я живу,

              Что умерли они?!

    Для анализа мы возьмём стихотворение поэта серебряного века Анны Андреевны Ахматовой «Мужество»

  1. Выступление учащихся:

1-ый ученик: (Слайд №9-11  фотографии  А.Ахматовой)

 Мне дали имя при рожденьи - Анна, Сладчайшее для губ людских и слуха...

      Так писала о себе, по определению М.Дудина, «Сапфо XX столетия».

Её называли «северной звездой», хотя родилась она на Черном море. Она прожила долгую и очень насыщенную жизнь, в которой были войны, революции, потери и очень мало простого счастья. Её знала вся Россия, но были времена, когда даже её имя было запрещено упоминать. Великий поэт с русской душой и татарской фамилией - Анна Ахматова. Поэзия Анны Ахматовой — это образец русской культуры. Королева «серебряного века»! Пользовалась огромным авторитетом и популярностью, как единственный лучший представитель настоящей поэзии в Советском Союзе и Европе. Ее Называют великим преемником Пушкина Сегодня поэзия великой и мудрой Анны Андреевны Ахматовой  помогает выжить русскому духу. Только великие народы рождают великих Поэтов. В дни Сталинградской битвы 23 февраля 1942 г. она написала: «Мужество» Анна Ахматова

 2-й ученик, подготовленный заранее, выразительно читает текст.

Мы знаем, что ныне лежит на весах(Слайд№12)

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

3-й ученик:

- Да, действительно, Анна Ахматова написала это стихотворение в 1942 году. Анна Ахматова жила в Ленинграде, теперь –Санкт Петербург.  В те  дни она, как и все ленинградцы, вносила посильный вклад  в  укрепление  обороны: шила мешки для  песка,  которыми  обкладывались  баррикады  и  памятники  на площадях. Об этой работе Ахматовой знали немногие. Ахматова  долго  отказывалась  от  эвакуации.  Даже  больная,  истощённая  дистрофией, она не хотела покидать любимый город. Только повинуясь  настойчивой  заботе  о  ней,  Ахматова,   наконец,   эвакуируется самолётом в Ташкент. Но и там под небом Средней Азии, мысленно  возвращалась она к терпящему  беды  вражеского  окружения  героическому  народу. И именно в Ташкенте пишет она это произведение. С быстротой  молнии по  бескрайнему   фронту   Великой   Отечественной   войны   разнеслось   её стихотворение «Мужество». Эти гордые и уверенные слова неоднократно  звучали в военные годы в концертных залах, на фронтовых  выступлениях.

2). Вопросы классу:

- Какова тема этого текста?  (Мужество). Находим ключевые слова.

- Назовите стиль данного текста. (Художественный).

- Какой тип речи использован в тексте? (Рассуждение).

3.Самостоятельная работа по анализу текста в формате ОГЭ:

1. Замените разговорное слово «ныне»  в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.(Задание ОГЭ№6) (Слайд№13)

  Ответ:--------

 2.Укажите, какое средство выразительности использовано в предложении :»Час мужества пробил на наших часах»(задание ОГЭ№3) (Слайд№14)

1) сравнительный оборот

2) фразеологизм

3) олицетворение

4)метафора

Ответ:____

3. .Замените словосочетание «русская речь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью  управление. Напишите получившееся словосочетание.(задание ОГЭ№ 7) (Слайд№15)

Ответ:_______________________________

4.Выпишите грамматическую основу предложения: « И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.»(задание ОГЭ№ 8)

Чем осложнено это предложение?(обращением)

Найдите предложение с однородным соподчинением(Слайд№16)

  1. - Обратите внимание на выделенные автором слова « что». Как вы понимаете смысл двух первых строк. (решается судьба страны, собирает все силы народ, надо всем объединиться)

- К чему призывает поэтесса своих соотечественников?

- Почему стихотворение названо «Мужество»?

6) Анализ произведения.

Прочитайте первую строку стихотворения.

Ахматова имеет в виду весы древнегреческой богини Фемиды.

СЛАЙД № 17

- Фемида-богиня правосудия. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки людей, их дела.

- Как вы думаете, что же лежит на весах правосудия?

- Почему это страшное военное время Анна Ахматова называет часом мужества?

- Как Ахматова описывает героизм наших людей?

- Ради чего, по мнению Ахматовой, совершался героизм?

- Какие эпитеты использует поэтесса, говоря о русском слове? (Великое, свободное, чистое)

- Почему она использует именно эти слова?

Прочитайте 5,6,7 строки,

- Какой звук повторяется в этих строчках? («р»)

- Зачем Ахматова использовала этот приём- повторение звука в словах(аллетирация)? Что хотела этим показать? (Твёрдость характера, стойкость русского духа.) Прочитайте строки, посвященные русской речи.

- Почему Ахматова завершает произведение клятвой сохранить «великое русское слово»?

( в речи, в родном слове «раскрывается» душа народа)

- Обратитесь с этим вопросом к родным.

- Почему на последней строке стоит только одно слово НАВЕКИ?

(Это слово подводит итог произнесенной клятвы, выделено несколькими приёмами:

-              на строке стоит лишь одно слово;

-              оно «выпадает» из рифмы, ни с чем не рифмуется;

-              после него стоит восклицательный знак)

- Как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: «Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет)

- Какова основная мысль текста? (Во время Великой Отечественной войны советские солдаты проявляли мужество и героизм, защищая Родину от врага. Они не щадили собственной жизни в сражениях за каждый город, за каждую пядь родной земли.)

 6. Слово учителя:

В ваших ответах на поставленные вопросы прозвучало слово МУЖЕСТВО. В сочинении - рассуждении нам предстоит работа именно над этим словом.

Посмотрим, каковы требования  задания 15.3 части 3.(слайд №18):

Как Вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО?

                                                                   

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мужество?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2(два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй -  из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полостью переписанный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

                                                                                               (Слайд №19)

1.Выдвижение тезиса.                                                                                              

Вопросы классу:

- Что значит дать определение слову? (Объяснить, что слово обозначает, т.е. его лексическое значение).

В данном случае тезисом будет являться лексическое значение слова МУЖЕСТВО.

- Откуда мы можем узнать лексическое значение слова? (Из толкового словаря).

Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. МУЖЕСТВО - …

- Подберём синонимы к слову МУЖЕСТВО. Обратимся к словарю синонимов -  (смелость, стойкость, присутствие духа, храбрость, героизм).

- Подберём антонимы к слову МУЖЕСТВО (трусость, малодушие).  

Комментарий к тезису.

Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

В данном случае это могут быть размышления по поводу того, где и при каких обстоятельствах может быть проявлено человеком мужество? Что может послужить причиной  проявленного мужества? И т.п.

Помните, что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

2. Аргументы + примеры.

1-й аргумент - из прочитанного текста (цитата или № предложения).

2-й  аргумент– из Вашего жизненного опыта

(жизненные наблюдения; пример из истории  посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.).

Слово учителя: В данном сочинении 2-м аргументом может служить пример из истори и нашего родной деревни и его жителей, ветеранов Великой Отечественной войны

Задание: Напишите 2-й аргумент, используя приведённые примеры.

3.Вывод.

Слово учителя: вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

4. Абзацное членение.

Вопросы классу:

- Сколько частей можно выделить в данном сочинении? (3-4 части).

                     (Слайд № 20 - заполнение таблицы-памятки):

V. Рефлексия.

  - Что нового и важного вы узнали на уроке?

  - Где вы  сможете применить полученные знания?

VI. Заключительное слово учителя.

                Память – бесценный человеческий дар.

Она ограждает нас от малодушия и жестокости. Вы должны знать историю своей страны, гордиться своим народом, его подвигом. И тогда Россия была, есть и будет великой страной со своим героическим прошлым.

                Ведь если факел памяти погаснет,

                Померкнет жизнь без этого огня,

                Окажется, что жертвы все напрасны,

                И ни тебя не будет, ни меня.

  1. Задание на дом: написать сочинение – рассуждение  на тему: «Что такое мужество?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2(два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного стихотворения а второй -  из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работая над сочинением,  подумайте над вопросами:

- О каком мужестве идёт речь в тексте А.Ахматовой?

- Какие примеры из текста и Вашего жизненного опыта Вы приведёте, объясняя значение слова МУЖЕСТВО?

                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                 



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Нигаматово МР Баймакский район РБ

КОНСПЕКТ  открытого УРОКА

русского языка в 9 классе

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

(выполнение задания 15.3 части 3)».

Подготовила:  Гатауллина Флюра Галимьяновна,

учитель русского языка и литературы

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)

ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения-               рассуждения на морально-этическую тему  в рамках подготовки к ОГЭ по                                                                                       русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3).

Задачи:

образовательные:  расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка;

развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить                               композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать       материал для собственного текста публицистического  характера;

воспитывающие: определить художественные особенности стихотворения А. Ахматовой

» Мужество», формирование нравственных качеств учащихся; воспитание патриотизма, исторической памяти.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Средства обучения: компьютер, презентация, выставка книг, документов, фотографий, посвященных А.Ахматовой, памятки, словари, раздаточные материалы, музыкальное сопровождение – песни Анна Герман «Мы эхо» (, слова Р. Рождественского, музыка - Птичкина)

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства  - Microsoft Word, Microsoft Power Point и другие  для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

       1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока. (Слайды №1-2)

 2) Запись даты, темы урока в тетрадь.

Слово учителя:

     Ребята, радует, что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека, роль литературы в нашем обществе. Именно за вами наше будущее. Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи ГИА. Часть С на ОГЭ и  ЕГЭ  представляет  особую трудность. Сейчас мало кто любит писать сочинения. Но учащиеся, которые справляются с частями А и В, могут его написать. Как вам  известно, начиная с этого учебного года проводится итоговое сочинение по литературе. Именно сочинение позволит проверить широту вашего кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения. Итоговое сочинение является допуском к Государственной Итоговой Аттестации.

II. Орфографическая работа. Расширение словарного запаса учащихся.

        Задание: определить лексическое значение слов:

         герой, героический

         духовный (связанный с внутренним миром человека),

         самоотверженный 

         гуманность, гуманный

  1. Актуализация знаний.   

     

1).Повторение стилей речи.

Вопросы классу:

1.Какие существуют стили речи?

2.Какова сфера их употребления?

3. Допустимо ли смешение стилей речи?     (Слайд №3)

2). Повторение типов речи.

Вопросы классу:

1.Перечислите типы речи.

2. Каковы особенности каждого типа речи?

            Описание – это такой тип речи, при котором перечисляются

                                  временные или постоянные признаки предметов(явлений).

                                   Объект описания всегда определён и раскрывается через

                                   перечисление признаков. Предмет описания статичен,

                     действия в описании практически нет. К тексту можно задать вопрос: какой?

        Повествование – тип речи со значением сообщения о развивающихся

                                              событиях, действиях или состояниях. Основное его

                                              свойство – динамичность, ведущая часть речи –

                                              глагол или слова со значением движения.

                                              Последовательность действий подчёркивается

                                               интонацией. К тексту можно задать вопрос: что произошло?

           Рассуждение – тип речи со значением сообщения, в котором наиболее

                                         важной частью является указание причины или

                                         следствий того или иного явления. Необходимым

                                         компонентом являются аргументы (доказательства).

                                         В ряде текстов – рассуждений нет ярко выраженного

                                         тезиса и доказательств, авторы обычно в них

                                         объясняют какое-либо явление.  К тексту можно задать вопрос:                                            почему?

                                                                                  (Слайд №4)

3. Возможно ли смешение типов речи? Какие возможны варианты такого совмещения?

  (повествование с элементом описания, описание с элементом повествования, повествование с элементом рассуждения, рассуждение с элементом повествования, рассуждение с элементом описания).

  1. Работа над построением сочинения - рассуждения.

Слово учителя: Итак, мы продолжаем работать над алгоритмом написания сочинения-рассуждения.

1). Повторение схемы сочинения-рассуждения: 

Вопросы классу:

1.Какова схема построения сочинения-рассуждения?

-Тезис.

-Аргументы (доказательства)

-Вывод.   

                                                                                         (Слайд № 5)

2. Что такое тезис?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

                                                                                   

                                                                                               (Слайд № 6)

2) Анализ текста.

Слово учителя: Итак, мы повторили основные понятия, необходимые нам для успешного выполнения нашей задачи.

                                                                         (Слайд №7 -№8– фотографии-кадры ВОВ)

  Готовясь  к сочинению – рассуждению, мы будем говорить сегодня о незабываемой героической странице истории – Великой Отечественной войне, тех людях, кто знал войну не по страницам учебника истории. Мы склоняем головы перед ветеранами Второй мировой, избавившими Европу от фашизма. Выбор темы не случаен. В мае 2015года исполняется  70 лет ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ.  Мы не имеем права забывать, какой дорогой ценой досталась нашему народу победа, забывать тех, кто ценой своей жизни отстоял право на жизнь будущих поколений.   Историческая память… Она уносит нас в прошлое, проходит через сознание каждого и рождает чувство гордости и патриотизма за наш великий народ и нашу Родину. Она становится нашей совестью и связывает поколения.

              Пусть всех имён не назову,

              Нет кровнее родни.

              Не потому ли я живу,

              Что умерли они?!

    Для анализа мы возьмём стихотворение поэта серебряного века Анны Андреевны Ахматовой «Мужество»

  1. Выступление учащихся:

1-ый ученик: (Слайд №9-11  фотографии  А.Ахматовой)

 Мне дали имя при рожденьи - Анна, Сладчайшее для губ людских и слуха...

      Так писала о себе, по определению М.Дудина, «Сапфо XX столетия».

Её называли «северной звездой», хотя родилась она на Черном море. Она прожила долгую и очень насыщенную жизнь, в которой были войны, революции, потери и очень мало простого счастья. Её знала вся Россия, но были времена, когда даже её имя было запрещено упоминать. Великий поэт с русской душой и татарской фамилией - Анна Ахматова. Поэзия Анны Ахматовой — это образец русской культуры. Королева «серебряного века»! Пользовалась огромным авторитетом и популярностью, как единственный лучший представитель настоящей поэзии в Советском Союзе и Европе. Ее Называют великим преемником Пушкина Сегодня поэзия великой и мудрой Анны Андреевны Ахматовой  помогает выжить русскому духу. Только великие народы рождают великих Поэтов. В дни Сталинградской битвы 23 февраля 1942 г. она написала: «Мужество» Анна Ахматова

 2-й ученик, подготовленный заранее, выразительно читает текст.

Мы знаем, что ныне лежит на весах(Слайд№12)

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

3-й ученик:

- Да, действительно, Анна Ахматова написала это стихотворение в 1942 году. Анна Ахматова жила в Ленинграде, теперь –Санкт Петербург.  В те  дни она, как и все ленинградцы, вносила посильный вклад  в  укрепление  обороны: шила мешки для  песка,  которыми  обкладывались  баррикады  и  памятники  на площадях. Об этой работе Ахматовой знали немногие. Ахматова  долго  отказывалась  от  эвакуации.  Даже  больная,  истощённая  дистрофией, она не хотела покидать любимый город. Только повинуясь  настойчивой  заботе  о  ней,  Ахматова,   наконец,   эвакуируется самолётом в Ташкент. Но и там под небом Средней Азии, мысленно  возвращалась она к терпящему  беды  вражеского  окружения  героическому  народу. И именно в Ташкенте пишет она это произведение. С быстротой  молнии по  бескрайнему   фронту   Великой   Отечественной   войны   разнеслось   её стихотворение «Мужество». Эти гордые и уверенные слова неоднократно  звучали в военные годы в концертных залах, на фронтовых  выступлениях.

2). Вопросы классу:

- Какова тема этого текста?  (Мужество). Находим ключевые слова.

- Назовите стиль данного текста. (Художественный).

- Какой тип речи использован в тексте? (Рассуждение).

3.Самостоятельная работа по анализу текста в формате ОГЭ:

1. Замените разговорное слово «ныне»  в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.(Задание ОГЭ№6) (Слайд№13)

  Ответ:--------

 2.Укажите, какое средство выразительности использовано в предложении :»Час мужества пробил на наших часах»(задание ОГЭ№3) (Слайд№14)

1) сравнительный оборот

2) фразеологизм

3) олицетворение

4)метафора

Ответ:____

3. .Замените словосочетание «русская речь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью  управление. Напишите получившееся словосочетание.(задание ОГЭ№ 7) (Слайд№15)

Ответ:_______________________________

4.Выпишите грамматическую основу предложения: « И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.»(задание ОГЭ№ 8)

Чем осложнено это предложение?(обращением)

Найдите предложение с однородным соподчинением(Слайд№16)

  1. - Обратите внимание на выделенные автором слова « что». Как вы понимаете смысл двух первых строк. (решается судьба страны, собирает все силы народ, надо всем объединиться)

- К чему призывает поэтесса своих соотечественников?

- Почему стихотворение названо «Мужество»?

6) Анализ произведения.

Прочитайте первую строку стихотворения.

Ахматова имеет в виду весы древнегреческой богини Фемиды.

СЛАЙД № 17

- Фемида-богиня правосудия. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки людей, их дела.

- Как вы думаете, что же лежит на весах правосудия?

- Почему это страшное военное время Анна Ахматова называет часом мужества?

- Как Ахматова описывает героизм наших людей?

- Ради чего, по мнению Ахматовой, совершался героизм?

- Какие эпитеты использует поэтесса, говоря о русском слове? (Великое, свободное, чистое)

- Почему она использует именно эти слова?

Прочитайте 5,6,7 строки,

- Какой звук повторяется в этих строчках? («р»)

- Зачем Ахматова использовала этот приём- повторение звука в словах(аллетирация)? Что хотела этим показать? (Твёрдость характера, стойкость русского духа.) Прочитайте строки, посвященные русской речи.

- Почему Ахматова завершает произведение клятвой сохранить «великое русское слово»?

( в речи, в родном слове «раскрывается» душа народа)

- Обратитесь с этим вопросом к родным.

- Почему на последней строке стоит только одно слово НАВЕКИ?

(Это слово подводит итог произнесенной клятвы, выделено несколькими приёмами:

-              на строке стоит лишь одно слово;

-              оно «выпадает» из рифмы, ни с чем не рифмуется;

-              после него стоит восклицательный знак)

- Как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: «Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет)

- Какова основная мысль текста? (Во время Великой Отечественной войны советские солдаты проявляли мужество и героизм, защищая Родину от врага. Они не щадили собственной жизни в сражениях за каждый город, за каждую пядь родной земли.)

 6. Слово учителя:

В ваших ответах на поставленные вопросы прозвучало слово МУЖЕСТВО. В сочинении - рассуждении нам предстоит работа именно над этим словом.

Посмотрим, каковы требования  задания 15.3 части 3.(слайд №18):

Как Вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО?

                                                                   

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мужество?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2(два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй -  из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полостью переписанный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

                                                                                               (Слайд №19)

1.Выдвижение тезиса.                                                                                              

Вопросы классу:

- Что значит дать определение слову? (Объяснить, что слово обозначает, т.е. его лексическое значение).

В данном случае тезисом будет являться лексическое значение слова МУЖЕСТВО.

- Откуда мы можем узнать лексическое значение слова? (Из толкового словаря).

Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. МУЖЕСТВО - …

- Подберём синонимы к слову МУЖЕСТВО. Обратимся к словарю синонимов -  (смелость, стойкость, присутствие духа, храбрость, героизм).

- Подберём антонимы к слову МУЖЕСТВО (трусость, малодушие).  

Комментарий к тезису.

Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

В данном случае это могут быть размышления по поводу того, где и при каких обстоятельствах может быть проявлено человеком мужество? Что может послужить причиной  проявленного мужества? И т.п.

Помните, что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

2. Аргументы + примеры.

1-й аргумент - из прочитанного текста (цитата или № предложения).

2-й  аргумент– из Вашего жизненного опыта

(жизненные наблюдения; пример из истории  посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.).

Слово учителя: В данном сочинении 2-м аргументом может служить пример из истори и нашего родной деревни и его жителей, ветеранов Великой Отечественной войны

Задание: Напишите 2-й аргумент, используя приведённые примеры.

3.Вывод.

Слово учителя: вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

4. Абзацное членение.

Вопросы классу:

- Сколько частей можно выделить в данном сочинении? (3-4 части).

                     (Слайд № 20 - заполнение таблицы-памятки):

V. Рефлексия.

  - Что нового и важного вы узнали на уроке?

  - Где вы  сможете применить полученные знания?

VI. Заключительное слово учителя.

                Память – бесценный человеческий дар.

Она ограждает нас от малодушия и жестокости. Вы должны знать историю своей страны, гордиться своим народом, его подвигом. И тогда Россия была, есть и будет великой страной со своим героическим прошлым.

                Ведь если факел памяти погаснет,

                Померкнет жизнь без этого огня,

                Окажется, что жертвы все напрасны,

                И ни тебя не будет, ни меня.

  1. Задание на дом: написать сочинение – рассуждение  на тему: «Что такое мужество?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2(два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного стихотворения а второй -  из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работая над сочинением,  подумайте над вопросами:

- О каком мужестве идёт речь в тексте А.Ахматовой?

- Какие примеры из текста и Вашего жизненного опыта Вы приведёте, объясняя значение слова МУЖЕСТВО?

                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе "Радость есть особая мудрость"(обучение написанию сочинения-рассуждения)

Закрепить понятие о типах речи текстов, обучить приемам разграничения описания, повествования, рассуждения ( прием вопроса к тексту, прием рисования текста).Расширить представления детей о таком...

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (выполнение задания части 3 (С)).

В пособии рассказывается, как подготовиться к выполнению задания части 3 (С) ЕГЭ по русскому языку - написанию письменной работы (сочинения) по данному тексту. Пособие рассчитано на выпускников средни...

Подготовка к сочинению -рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)

Урок русского языка, на котором отрабатывается алгоритм написания сочинения-рассуждения с речевыми клише по памятке....

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ...

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ...

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (задание 9.2) ОГЭ по русскому языку

материал представляет собой презентацию по подготовке написания сочинения-рассуждения в 9 классе...