Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса (с нарушением интеллекта).
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Рабочая программа рассчитана на работу со школьниками, обучающимися по адаптированной образовательной программе для учащихся с ОВЗ (с легкими интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа состоит из Приложения 1 (Пояснительной записки), Приложения 2 (Содержание программы), Приложения 3 (Тематическое планирование по предмету), списка методической литературы, учебников и учебных пособий.
В Пояснительной записке указано, на основании каких документов составлена Рабочая программа, изложены цели и принципы построения программы и перечислены задачи, которые решаются учителем.
Следующие разделы Пояснительной записки:" Коррекционная работа на уроке русского языка", "Содержательные линии", "Межпредметные связи", "Разделы курса", "Основные формы работы с учащимися", "Планируемые результаты (что учащиеся должны знать и уметь)".
В Приложении 2: Содержание программы (рассчитано на 5 часов в неделю). Учебно-тематичсекий план программы по основным разделам с количеством часов.
В Приложении 3: Тематическое планирование по предмету в виде таблицы со следующими столбцами: № урока (дата), тема урока, основные вопросы, словарь, наглядные пособия и оборудование, обратная связь.
В самом конце Рабочей программы - список методической литературы по предмету "Русский язык" и список учебников и учебных пособий для учащихся 5 класса с интеллектуальной недостаточностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русский язык 5 класс (ОВЗ) | 336.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
ГБОУ школа № 18 Центрального района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНА на заседании МО « ___» ____________ 2019г. | СОГЛАСОВАНА заместитель директора по УВР ____________________ Кинс О.А. « ___» _____________2019 г. | УТВЕРЖДЕНА директор ГБОУ школа № 18 Центрального района ______________________ Тихомирова А.В. « » __________ 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по предмету «Русский язык»
класс 5-а
учитель: Чикулина Ирина Юрьевна,
высшая квалификационная категория
2019-2020 учебный год
Русский язык
5 класс
Пояснительная записка
Программа рассчитана на работу со школьниками 5 класса, обучающимися по адаптированной образовательной программе для учащихся с ОВЗ (с лёгкими интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Закон РФ «Об образовании»
- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии. (Утверждено Постановлением правительства РФ от 12.03.97 №288)
- Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой раздел «Русский (родной) язык» автор В.В.Воронкова. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 г. – Сб. 1;
- Учебный план ГБОУ школы № 18 на 2019-2020 учебный год.
Учебным планом предусмотрено 5 часов русского языка в неделю. В этом учебном году это –164 часа всего.
Рабочая программа ориентирована на учебник: Якубовская Э.В. Русский язык. 5 класс: учеб.для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2014. – 223с.
В 5-х классах на уроках русского языка с учащимися с нарушением интеллекта осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Цель программы: создать условия для формирования у учащихся навыков грамотного письма, последовательного изложения мыслей в устной и письменной форме и коррекции высших психических функций.
Принципы построения программы:
-цикличность
-преемственность
-доступность
Учителем решаются следующие задачи:
-систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания (основными темами являются состав слова и части речи)
- изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова
- обогащение и активизация словаря, воспитание интереса к родному языку
-продолжение работы по звукобуквенному анализу
-формирование навыков построения простого предложения
-развитие устной и письменной речи; формирование навыков связной письменной речи (работа с деформированным текстом, деловое письмо)
-формирование чёткого и аккуратного письма
Коррекционная работа на уроках русского языка:
1. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:
-развитие зрительного восприятия при изучении частей речи и орфографических правил с опорой на схемы, таблицы, алгоритмы
- развитие зрительной памяти при изучении категорий времени, числа, рода, склонения, лица, спряжения и т.д.
- Развитие слухового восприятия и слухоречевой памяти:
-развитие слухового восприятия на задания со слов учителя и ответов учащихся;
- развитие механической и слуховой памяти при изучении правил грамматики;
- Развитие импрессивной речи:
- формирование умений слушать речь отвечающих и учителя;
- развитие умений выполнять определённые задания к упражнениям в устной форме и при разборе домашнего задания.
4. Формирование экспрессивной речи:
-устранять недоразвитие словаря через толкование новых и незнакомых слов;
-опора на контекст упражнений;
-подбор синонимов, антонимов;
-подбор родственных слов;
-обогащение словаря прилагательными, глаголами;
-работа над предложением;
- развитие коммуникативной функции речи.
5. Коррекция мышления:
- совершенствовать навыки и умения делать выводы по грамматике и орфографии;
- использовать развивающие упражнения, помогающие исключить или обобщить;
- обучать приёмам умственной работы (сравнение признаков, группировка материала, анализу изученного);
- развитие логического мышления на всех этапах урока.
6.Коррекция познавательной деятельности:
–активизировать познавательную деятельность развивающими вопросами, нестандартными заданиями:
-создание проблемных ситуаций, частичного поиска;
-вовлечение в творческую работу всего класса с учётом дифференцированного подхода к учащимся;
- использование ИКТ;
- вовлекать учащихся в творческие задания: отгадывание ребусов, кроссвордов, составление рассказов, сказок и т.д.
7. Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы:
-развитие эмоционально-волевой сферы учащихся при работе над знаками препинания при изучении простого и сложного предложения;
- релаксационные упражнения для мимики мышц и снятия эмоционального напряжения;
- критическая самооценка самого себя и своих одноклассников при участии в классной и домашней работе.
Содержательные линии:
С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Учащиеся овладевают правописанием значащих частей слова и различных частей речи. В процессе упражнений формируются навыки правописания гласных и согласных в корне слова. Части речи изучаются в том объёме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи. Большое значение уделяется формированию у школьников навыков построения простого предложения и связных устных и письменных текстов.
Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку.
Контроль и проверка знаний осуществляются в форме проверочных работ в течение четверти и итоговых контрольных работ (диктантов или тестов) в конце каждой четверти и в конце учебного года.
Межпредметные связи:
-чтение
-математика
-география
-биология
-история
Разделы курса:
1) Повторение. Звуки и буквы. Предложение.
2) Состав слова. Текст.
3) Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
4) Предложение. Текст.
5)Занимательная грамматика.
Основные формы работы с учащимися:
-фронтальная работа с привлечением наглядности, ИКТ, раздаточного дидактического материала
- задания по группам разного уровня сложности
-индивидуальный подход
Планируемые результаты (предполагаемые знания и умения учащихся).
Учащиеся должны уметь:
-различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме
-подбирать группы родственных слов (несложные случаи)
-проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова
-обозначать мягкость согласных буквой ь
-разбирать слово по составу (с помощью учителя)
-выделять имя существительное, имя прилагательное, глагол как часть речи
-строить простое распространённое предложение
-работать с деформированными предложениями
-пользоваться школьным орфографическим словарём
Учащиеся должны знать:
-алфавит
-способ проверки написания гласных и согласных (путём изменения формы слова)
-правильное написание изученных словарных слов
Приложение 2
Содержание программы
Учебно-тематический план программы
«Русский язык»
(5 ч/н x34=164 ч)
№ | Наименование тем | Кол-во часов | ||
теория | практика | Всего | ||
1 | Повторение. Звуки и буквы. Текст. | 15 | ||
2 | Повторение. Предложение. Текст. | 32 | ||
3 | Состав слова. Текст. | 32 | ||
4 | Части речи. Текст. | 52 | ||
Имя существительное. | ||||
Имя прилагательное. | ||||
Глагол. | ||||
5 | Предложение. Текст. | 9 | ||
6 | Повторение. | 7 | ||
7 | Контроль и проверка знаний. Работа над ошибками. | 8 | ||
8 | Занимательная грамматика. | 4 | ||
Итого: | 164 |
Приложение 3
Тематическое планирование по предмету «Русский язык»
5а класс
на 2019-2020 учебный год
№ урока | Тема урока | Основные вопросы | Словарь | Наглядные пособия, Оборудование | Обратная связь | ||
Первая четверть - 40 часов | |||||||
1 02.09. | День знаний. | ||||||
2 03.09. | Звуки речи: гласные и согласные. Алфавит. | Формирование умения различать звуки и буквы на письме. | Орфограмма - алфавит | Алфавит | Развитие фонематического слуха, концентрация внимания. | ||
3 04.09. | Гласные и согласные. Несовпадение звука и буквы в слове. | Формирование умения различать гласные и согласные звуки и буквы. | Гласные. Согласные. Буквы Ъ и Ь. - пассажир | Плакаты, доска, карточки для звукобуквенного анализа. | Коррекция фонематического восприятия. | Раздаточный материал «Знаки препинания». Наглядный материал к словарным словам. | |
4 05.09. | Твёрдые и мягкие согласные. | Формирование умения различать твердые и мягкие согласные. | - сентябрь | Плакат, доска, (пальцы на гортани…) | Коррекция фонематического слуха. | ||
5 06.09. | Твёрдые и мягкие согласные перед И, Е, Ё, Ю, Я. | Формирование умения обозначать мягкость согласных на письме гласными второго ряда и Ь | - хвастовство | Таблица твёрдости и мягкости согласных | Коррекция письменной речи. | ||
6 09.09. | Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова | Формирование умения различать функцию Ь на письме | - область | Плакат «Мягкий знак (Ь) на конце и в середине слова | Коррекция дисграфии. | ||
7 10.09. | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | Формирование умения писать слова с разделительным Ь | - деревья - Дарья | Упражнения и карточки-задания | Коррекция дисграфии | ||
8 11.09. | День здоровья. | ||||||
9 12.09. | Текст. Различие текста и не текста. | Формирование умения понимать смысловую связь между предложениями | - смысл | Дополнительные тексты и отдельные предложения. | Развитие языкового чутья. | ||
10 13.09. | Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слов. | Формирование умения применять алгоритм действий для проверки написания согласных на конце слов | - луК – луГ | Сомневаюсь – проверяю – пишу | Самопроверка, самоконтроль | Таблица твёрдости и мягкости согласных. | |
11 16.09. | Ударные и безударные гласные в слове. | Формирование умения различать ударные и безударные гласные. | Сомневаюсь. Проверяю. Пишу. | Предметные картинки. | Развитие внимания. Коррекция фонематического слуха. | ||
12-13 17.09. 18.09. | Проверка безударных гласных в слове. | Формирование умения использовать алгоритм действий для проверки безударной гласной. | Сомневаюсь. Проверяю. Пишу. | Таблица с алгоритмом проверки слов с безударной гласной. | Развитие внимания, мышления. | ||
14 19.09. | Текст. Определение темы текста. Заголовок. | Формирование умения определять тему текста и придумывать заголовок к тексту. | Главный вопрос: о чем? | Примеры текстов на карточках. | Развитие связной речи. | ||
15 20.09. | Звуки и буквы. Закрепление знаний. | Закрепление навыка проверки безударных гласных в слове и звонких-глухих согласных в слове. | Орфограмма. | Таблицы по безударным гласным и звонким и глухим согласным. | Самоконтроль. | ||
16 23.09. | Проверка знаний. Самостоятельная работа. | Самостоятельная работа по пройденным темам. | Словарные слова. | Таблицы по безударным гласным и звонким и глухим согласным. | Самопроверка. | ||
17 24.09. | Контрольные вопросы и задания. | Проверка знаний. | Алфавит. | Плакат «Алфавит».. | Самоконтроль, самооценка. | ||
18 25.09. | Предложение. Текст. Выделение предложения на письме. | Формирование умения находить предложение (по смыслу) на письме. | - точка -граница (предложения) | Плакаты с темой «Предложение». Деформированные предложения. | Развитие языкового чутья. | ||
19-20 26.09. 27.09. | Выражение в предложении законченной мысли. | Формирование умения находить в предложении смысл. | – мысль, смысл | Раздаточный материал «Предложение». | Развитие мышления. | ||
21 30.09. | Распространение предложений. Подробная мысль. | Формирование умения находить в предложении основное (о чём?) | - береЗки | Раздаточный материал «Предложение». | Расширение словарного запаса. | ||
22 01.10. | Составление текста по картинке. Признаки текста. | Формирование умения составлять текст по картинкам. | Точка - заглавная буква -смысл | Сюжетные картинки. | Расширение словарного запаса, развитие письменной речи. | ||
23 02.10. | Границы предложения. | Практическая работа: деформированный текст. | - точка - заглавная буква | Раздаточный материал: деформированные предложения. | Расширение словарного запаса. Развитие внимания. | ||
24-25 03.10. 04.10. | Порядок слов в предложении. | Формирование умения составлять предложения. | - интонация - вопрос | Карточки с набором слов. | Развитие языкового чутья | ||
26-27 07.10. 08.10. | Связь слов в предложении. | Формирование навыка составления предложений. | - смысл | Раздаточный материал | Развитие языкового чутья | ||
28 09.10. | Главные члены предложения. Сказуемое. Что обозначает сказуемое. | Формирование умения находить главные члены предложения и выделять сказуемое. | -действие -предмет | Задания разной степени сложности на карточках. | Развитие внимания, мышления, памяти. | ||
29 10.10. | Главные члены предложения. Сказуемое. Вопросы сказуемого. | Отработка умения находить по вопросам ГЧП и подчеркивать их. | вопрос: что делать? что сделать? | Раздаточный материал. Предметные картинки. | Развитие внимания, памяти. Повышение грамотности. | ||
30 11.10. | Главные члены предложения. Подлежащее. Что обозначает подлежащее. | Отработка умения находить по вопросам подлежащее и сказуемое | - одушевленный - неодушевленный | Упражнения в учебнике | Развитие языкового чутья | ||
31 14.10. | Главные члены предложения. Подлежащее. Вопросы к подлежащему. | Закрепление умения находить в предложении главные члены. | Подлежащее (предмет). Сказуемое (действие предмета). | Составление предложений с использованием словарных слов. | Развитие и воспитание культуры речи | ||
32-33 15.10. 16.10. | Второстепенные члены предложения. | Формирование умения различать главные и второстепенные члены предложения. | -речь - красота. | Карточки с заданиями. | Развитие связной речи. | ||
34-35 17.10. 18.10. | Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения. | Формирование умения осмысленного прочтения и понимания написанного. | - пауза | Пособия и наглядные материалы по теме «Предложение. Текст». | Расширение словарного запаса. | ||
36 21.10 | Словарный диктант. | Словарный диктант с грамматическим заданием по теме «Предложение». | Словарные слова. | Предметные картинки словарных слов. | Самоконтроль. | ||
37 22.10. | Подготовка к контрольной работе. | Закрепление знаний, умений и навыков по темам «Звуки и буквы», «Предложение». | Орфограмма. Главные члены предложения. | Раздаточный материал разной степени сложности. | Самопроверка, самооценка. | ||
38 23.10. | Контрольная работа за 1 четверть. Диктант. | Контрольный диктант за 1 четверть. | Диктант. | Контрольные тетради. | Развитие аккуратного и ответственного отношения к работе. | ||
39 24.10. | Работа над ошибками. | Фронтальная и индивидуальная работа над ошибками | - ошиБка | Образец выполнения работы над ошибками. | Самопроверка. | ||
40 25.10. | Занимательная грамматика. | Закрепление умений по правописанию слов с пройденными орфограммами. | Орфограмма. | Таблицы пройденных орфограмм, занимательный материал. | Развитие памяти. Коррекция дизорфографии, воспитание интереса и уважения к родному языку | ||
Вторая четверть – 39 часов | |||||||
1 05.11. | Проверка знаний. Самостоятельная работа. | Диктант слов и предложений с пройденными орфограммами. | Орфограмма. | Карточки с индивидуальными заданиями. | Развитие самоконтроля. | ||
2 06.11. | Наблюдение за знаками препинания в предложении. | Формирование умения находить и выделять знаки препинания в предложении. | -запятая - точка -вопросительный знак - тире - восклицание | Таблица «Знаки препинания». | Развитие интонационной стороны речи. | ||
3 7.11. | Повествовательные предложения. | Формирование умения находить повествовательные предложения в тексте. | - интонация | Примеры предложений на карточках. | Развитие связной речи. | ||
4-5 08.11. 11.11. | Вопросительные предложения. | Формирование умения различать и правильно задавать вопрос на письме | -вопрос (вопросительный знак). Словарь: здравствуй, до свидания, благодарю. | Примеры предложений на карточках. | Развитие интонационной стороны речи. | ||
6-7 12.11. 13.11. | Восклицательные предложения. | Формирование умения находить восклицательные предложения в тексте. | -восклицание (восклицательный знак) | Примеры предложений на карточках. | Развитие интонационной стороны речи. | ||
8 14.11. | Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. | Формирование умения различать повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения в потоке речи. | -точка -вопросительный знак -восклицательный знак Словарь: облако. | Тексты на карточках. | Развитие связной речи. | ||
9-10 15.11. 18.11. | Предложение. Закрепление знаний. | Закрепление умений по выделению предложений в тексте. | Смысл. Границы предложений. Знаки препинания. Словарь: каникулы. | Тексты на карточках. | Наблюдения в окружающем мире. Коррекция связной речи. | ||
11 19.11 | Проверка знаний. Самостоятельная работа. | Самостоятельные выполнения заданий по пройденным темам. | Предложение. | Деформированные предложения. Задания разной степени сложности на карточках. | Развитие связной речи. Самооценка. | ||
12 20.11. | Проверка знаний. Контрольные вопросы и задания. | Контрольные вопросы и задания по теме «Предложение». | Схема предложения. Главные члены предложения. Интонация. | Тестовые задания по теме «Предложение». | Самопроверка, самоконтроль. | ||
13 21.11. | Состав слова. Текст. Признаки текста. Диалог. | Знакомство с темой «Состав слова». Диалог. | Текст. Диалог. Грамматика. Корень. | Примеры текстов с диалогом на карточках. | Развитие наблюдательности. | ||
14-15 22.11. 25.11. | Корень и однокоренные слова. | Формирование умения выделять однокоренные слова из группы слов. | Родственные (однокоренные) слова. Корень. | Карточки с однокоренными словами. | Расширение словарного запаса. | ||
16 26.11 | День здоровья. | ||||||
17 27.11. | Общее и различия в значении однокоренных слов. | Формирование умения находить общее и различия у группы однокоренных слов. | Корень. Значение слова. | Однокоренные слова на карточках. | Расширение словарного запаса. | ||
18 28.11. | Основное значение слова. | Формирование умения называть основное значение слова. | Словарь: граница, охрана. | Предметные картинки. Карточки с заданиями. | Повышение грамотности. | ||
19-20 29.11 02.12 | Включение однокоренных слов в предложения. | Формирование умения включать однокоренные слова в предложения. | Корень. Однокоренные слова. Смысл. | Примеры текстов на карточках. | Развитие связной речи. | ||
21-22 03.12. 04.12. | Окончание – изменяемая часть слова. | Формирование умения находить и выделять окончание в слове. | Словосочетание. Окончание. | Примеры словосочетаний на карточках. | Развитие внимания, мышления. | ||
23 05.12. | Установление связи между словами с помощью окончания. | Формирование умения устанавливать связь между словами с помощью вопросов и окончаний. | Словосочетание – предложение. Вопрос – окончание. | Примеры словосочетаний и предложений на карточках. | Развитие внимания, мышления. | ||
24 06.12. | Приставка как часть слова. | Формирование умения находить приставку в слове. | Часть слова. Приставка. | Карточки со словами. | Развитие внимания, мышления. | ||
25-26 09.12. 10.12. | Изменение значения слова в зависимости от приставки. | Формирование умения образовывать новые слова с помощью приставок. | Приставка. Новое значение слова. | Карточки со словами и приставками. | Расширение словарного запаса. | ||
27-28 11.12. 12.12. | Приставка и предлог. | Формирование умения различать приставку и предлог на письме. | Приставка. Предлог. | Алгоритм действий по умению различать приставку и предлог на письме. | Развитие внимания, мышления. | ||
29 13.12. | Суффикс как часть слова. | Формирование умения находить суффикс в слове. | Часть слова. Суффикс. | Карточки со словами. | Развитие внимания, мышления. | ||
30 16.12. | Изменение значения слова в зависимости от суффикса. | Формирование умения изменять значение слова в зависимости от суффикса. | Суффикс. Новое значение. | Карточки со словосочетаниями. | Развитие памяти, внимания, мышления. | ||
31 17.12. | Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне. | Формирование умения изменять форму слова для проверки безударной гласной в корне. | Трудные орфограммы. Ударение. | Дидактические пособия по теме «Безударные гласные». | Повышение грамотности. | ||
32 18.12. | Единообразие написания гласных в корне однокоренных слов. | Наблюдение гласных в корне однокоренных слов. . | Однокоренные слова. Ударение | Карточки с однокоренными словами. | Развитие внимания, мышления. | ||
33 19.12. | Слово – корень с ударной гласной. | Формирование умения находить слова с ударной гласной в группе однокоренных слов. | Однокоренные слова. Ударение. | Карточки с заданиями | Развитие фонематического слуха. | ||
34 20.12. | Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов. | Формирование умения различать проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов. | Проверяемые слова (безударные гласные). Проверочные слова (ударные гласные). Словарь: север. | Карточки с однокоренным словами. | Самопроверка. | ||
35 23.12. | Подготовка к контрольному диктанту. | Наблюдение гласных в корне однокоренных слов. Закрепление пройденных знаний, умения и навыков | Орфограмма. | Карточки с однокоренными словами. Дидактические пособия по пройденным темам. | Развитие внимания, мышления. Самооценка. | ||
36 24.12. | Контрольный диктант за 2 четверть. | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Орфограмма. | Контрольные тетради. | Самоконтроль. | ||
37 25.12 | Работа над ошибками. | Фронтальная и индивидуальная работа над ошибками. | ОшиБка | Образец выполнения работы над ошибками | Самопроверка. | ||
38 26.12. | Проверка безударных гласных в корне слова. | Формирование навыка проверки безударной гласной в корне. | Ударный гласный. Безударный гласный. | Алгоритм действий по проверке безударной гласной в корне. | Самопроверка. | ||
39 27.12 | Занимательная грамматика. | Закрепление пройденных знаний, умений и навыков в игровой форме. | Безударная гласная. Однокоренные слова. | Занимательный наглядный и дидактический материал. | Повышение интереса к родному языку. | ||
III четверть – 48 часов | |||||||
1 13.01. | Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне. | Наблюдение за написанием парных звонких и глухих согласных в однокоренных словах. | Парные звонкие и глухие согласные. | Карточки со словами. | Развитие наблюдательности. | ||
2 14.01. | Правописание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов. | Наблюдение за единообразным написанием однокоренных слов со звонкими и глухими согласными в корне. | Корень. Однокоренные слова. | Карточки с однокоренными словами. | Развитие внимания, наблюдательности. | ||
3 15.01. | Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова. | Формирование умения проверять парные звонкие и глухие согласные в корне. | Проверочное слова. Проверяемое слово. | Алгоритм проверки на карточках. | Развитие внимания, мышления. Повышение грамотности. | ||
4 16.01. | Проверяемые гласные и согласные в корне. | Закрепление навыка проверки гласных и согласных в корне. | Сомнительные гласные и согласные. Проверочные слова. | Карточки с заданиями. | Развитие внимания, мышления. Повышение грамотности. | ||
5 17.01. | Непроверяемые написания в корне. | Наблюдение за непроверяемыми гласными и согласными в корне. | Словарные слова. | Наглядный материал к словарным словам. | Развитие внимания, памяти. | ||
6 20.01. | Единообразное написание корня в группе однокоренных слов. | Тренировочные упражнения по единообразному написанию корня в группе однокоренных слов. | Непроверяемые гласные и согласные. | Словарные слова. Карточки с заданиями. | Развитие памяти, внимания. Коррекция дизорфографии. | ||
7 21.01. | Состав слова. Закрепление знаний. | Закрепление знаний, умений и навыков по теме «Состав слова». | Пропущенные орфограммы. Словарь: библиотека. | Карточки со словами. | Развитие фонематического слуха. Коррекция внимания, памяти. | ||
8 22.01. | Проверка знаний. Самостоятельная работа. | Самостоятельное выполнение заданий по теме «Состав слова». | Орфограмма. Проверочное слово. | Алгоритм проверки безударных гласных в корне и звонких-глухих согласных. | Повышение самооценки. | ||
9 23.01. | Контрольные вопросы и задания. | Контрольные вопросы и задания по теме «Состав слова». | Состав слова. Однокоренные слова. Орфограммы. | Тесты с вопросами и карточки с заданиями разного уровня сложности. | Развитие внимания, памяти. Повышение грамотности. Самоконтроль. | ||
10 24.01. | Части речи. Текст. Признаки текста. | Знакомство со Словом (словами разных частей речи в тексте). | Слово. Грамматика. | Раздаточный наглядный материал по теме «Части речи». Тексты на карточках. | Наблюдения в окружающем мире. | ||
11 27.01. | Названия предметов, действий, признаков. | Формирование умения находить названия предметов, действий и признаков. | Предмет. Действие предмета. Признак предмета. | Раздаточный материал по частям речи. | Развитие внимания, мышления. | ||
12 28.01. | Понятие о частях речи. Существительное. | Имя существительное как часть речи. Формирование умения выделять имя существительное в потоке речи. | Части речи. Имя существительное. | Предметные картинки. | Наблюдения в окружающем мире. | ||
13 29.01. | Существительное. Словосочетания с существительным. | Наблюдения за словосочетаниями с существительным. | Словосочетание. | Словосочетания с существительными на карточках. | Развитие наблюдательности. | ||
14 30.01 | Глагол. Словосочетания с глаголом. | Наблюдения за словосочетаниями с глаголом. | Словосочетание. | Словосочетания с глаголами на карточках. | Развитие памяти. | ||
15 31.01. | Прилагательное. Словосочетание с прилагательным. | Наблюдения за словосочетаниями с прилагательными. | Словосочетание. | Словосочетания с прилагательными на карточках. | Развитие наблюдательности. | ||
16-17 03.02. 04.02. | Различение частей речи по вопросам и значению. | Формирование умения различать части речи по вопросам и значению. | Словарь: забота. | Плакат «Части речи». | Развитие внимания, памяти, мышления. | ||
18 05.02. | Употребление разных частей речи в предложении и тексте. | Формирование умения употреблять разные части речи в предложении и тексте. | Имя существительное, имя прилагательное, глагол. | Карточки с заданиями и текстами. | Развитие связной речи. | ||
19-20 06.02. 07.02. | Контрольные вопросы и задания. | Контрольные вопросы и задания по теме «Части речи. Текст». | Слово. Части речи. | Плакат «Части речи». Тесты разного уровня сложности. | Самопроверка. | ||
21 10.02. | Имя существительное как часть речи. | Знакомство с именем существительным. | Названия предметов. Кто? Что? | Карточки с заданиями. | Развитие внимания, мышления. Расширение словарного запаса. | ||
22 11.02. | Значение существительных в речи. | Формирование умения выделять существительные в потоке речи. | Значение предметности. | Предметные и сюжетные картинки. | Развитие наблюдательности. | ||
23 12.02. | Одушевлённые и неодушевлённые существительные. | Формирование умения различать одушевлённые и неодушевлённые существительные. | Одушевлённые. Неодушевлённые. | Предметные картинки. | Наблюдения в окружающем мире. | ||
24 13.02. | Собственные и нарицательные существительные. | Формирование умения различать собственные и нарицательные имена существительные. | Словарные слова – столица. | Карточки с заданиями. | Расширение активного словаря. | ||
25 14.02. | Правописание имён собственных. | Правописание собственных и нарицательных имён существительных. | Словарные слова – космос. | Карточки с заданиями. | Коррекция дизорфографии. | ||
26 17.02. | Текст. Тема и основная мысль текста. | Формирование умения выделять тему в тексте и основную мысль. | Тема. Основная мысль текста. | Карточки с текстами. | Развитие связной письменной речи. | ||
27 18.02. | Понятие о единственном и множественном числе. | Знакомство с единственным и множественным числом существительного. | Один предмет – единственное число. Много предметов – множественное число. | Предметные картинки. | Наблюдения в окружающем мире. | ||
28 19.02. | Употребление существительных в единственном и множественном числе. | Формирование умения употреблять существительные в единственном и множественном числе. | Словарь: ботинки. | Карточки со словами. | Развитие внимания, мышления. | ||
29 20.02. | Изменение существительных по числам. | Формирование умения изменять существительные по числам. | Словосочетание. | Карточки со словосочетаниями. | Развитие внимания, памяти. | ||
30 21.02 | День здоровья. | ||||||
31 25.02. | Знакомство с понятием рода. | Знакомство с понятием рода у имен существительных. | Он мой. Она моя. Оно моё. | Плакат «Род имен существительных». | Развитие внимания, мышления. | ||
32 26.02. | Существительные мужского рода. | Формирование умения определять мужской род существительных. | Он мой. Словарь: герой. | Карточки с заданиями. | Развитие памяти. Повышение грамотности. | ||
33 27.02 | Существительные женского рода. | Формирование умения определять женский род существительных. | Она моя. | Карточки с заданиями. | Развитие внимания, памяти. | ||
34 28.02 | Существительные среднего рода. | Формирование умения определять средний род существительных. | Оно моё. | Карточки с заданиями. | Развитие фонематического слуха. Коррекция дисграфии. | ||
35 02.03. | Различение существительных по родам. | Формирование умения различать существительные по родам. | Мужской, женский и средний род. | Плакат «Род имен существительных». | Самооценка. | ||
36 03.03. | Существительное. Закрепление знаний. | Задания для самостоятельной работы по теме «Имя существительное». Диктант словосочетаний и предложений по пройденной теме «Имя существительное». | Собственные и н нарицательные. Одушевлённые и неодушевлённые. Словарь: адрес, конверт. | Разноуровневые задания по теме «Имя существительное». | Самоконтроль. | ||
37 04.03. | Контрольные вопросы и задания. | Контрольный тест по теме «Имя существительное». | Имя существительное как часть речи.. Признаки существительного. | Плакат «Части речи». Контрольные вопросы и задания разного уровня сложности. | Самоконтроль. | ||
38-39 05.03. 06.03 | Имя прилагательное как часть речи. Названия признаков предметов и вопросы к ним. | Знакомство с частью речи – имя прилагательное. | Признак предмета. | Плакат «Части речи». | Наблюдения в окружающем мире. | ||
40 10.03. | Значение прилагательных в речи. | Формирование умения находить признаки предметов в речи. | Прилагательное. Признак предмета. | Предметные и сюжетные картинки. | Развитие наблюдательности. | ||
41 11.03. | Различение признаков, обозначаемых прилагательными. | Формирование умения различать прилагательные по признакам. | Словарь: огромный. | Предметные картинки. | Развитие наблюдательности. | ||
42 12.03 | Зависимость рода прилагательных от рода существительных. | Наблюдения за зависимостью рода прилагательного от рода существительного. | Словосочетание. | Карточки со словосочетаниями. | Развитие внимания, мышления. | ||
43 13.03. | Окончания прилагательных мужского рода. | Наблюдения за окончаниями прилагательных мужского рода. | Какой? Словарные слова – телефон, телевизор. | Таблица окончаний прилагательных. | Развитие внимания, мышления. | ||
44 16.03. | Окончания прилагательных женского рода и среднего рода. | Наблюдения за окончаниями прилагательных женского рода и среднего рода. | Какая? Какое? | Таблица окончаний прилагательных. | Развитие памяти, внимания, мышления. | ||
45 17.03. | Подготовка к контрольной работе. | Тренировочные упражнения по пройденным темам. | Карточки с заданиями разного уровня сложности. | Самопроверка. Самооценка. | |||
46 18.03. | Контрольный диктант за 3 четверть. | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Орфограмма. Части речи. | Контрольные тетради. | Самоконтроль. | ||
47 19.03. | Работа над ошибками. | Фронтальная и индивидуальная работа над ошибками. | Ошибка. | Задания на карточках. | Развитие памяти. Повышение грамотности. | ||
48 20.03. | Занимательная грамматика. | Занимательные упражнения и задания по пройденным темам. | Словарные слова. | Ребусы, кроссворды, шарады. | Воспитание интереса к родному языку. | ||
4 четверть – 37 ч | |||||||
1 30.03. | Окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода. | Формирование умения различать окончания прилагательных по вопросам. | Окончания прилагательных. | Таблица окончаний прилагательных. | Развитие наблюдательности. | ||
2 31.03 | Изменение прилагательных по родам. | Формирование умения изменять прилагательные по родам. | Род существительного = род прилагательного. | Предметные и сюжетные картинки. | Развитие внимания и мышления. | ||
3 01.04. | Прилагательное. Закрепление знаний. | Закрепление знаний по теме «Имя прилагательное». | Признак предмета. Грамматические признаки. | Плакат «Имя прилагательное». | Самопроверка. | ||
4-5 02.04. 03.04. | Контрольные вопросы и задания. | Контрольные вопросы и задания по теме «Имя прилагательное». | Предмет. Признак предмета. Словосочетание. | Карточки с заданиями разного уровня сложности. | Самоконтроль. | ||
6 06.04. | Глагол как часть речи. Названия действий и вопросы к ним. | Знакомство с частью речи – глагол. | Названия действий. Глагол. | Сюжетные картинки. | Развитие наблюдательности. | ||
7 07.04. | Значение глаголов в речи. | Формирование умения находить значение глагола по действию предмета. | Глагол. Действие предмета. | Словосочетания существительных с глаголами на карточках. | Наблюдения в окружающем мире. | ||
8 08.04. | Различение действий, обозначаемых глаголами.. | Формирование умения различать действия глаголов по их принадлежности. | Движение. Речь. Поступки. Трудовые процессы. | Карточки со словосочетаниями. Сюжетные картинки. | Развитие устной и письменной речи. | ||
9 09.04. | Настоящее время глаголов. | Наблюдения за глаголами настоящего времени. | Время глагола. | Дидактический и наглядный материал по теме «Глагол». | Развитие внимания. | ||
10 10.04. | Прошедшее время глаголов. | Наблюдения за глаголами прошедшего времени. | Время глагола. | Дидактический и наглядный материал по теме «Глагол». | Развитие мышления. | ||
11 13.04. | Будущее время глагола. | Наблюдения за глаголами будущего времени. | Время глагола | Дидактический и наглядный материал по теме «Глагол | Развитие памяти. | ||
12 14.04. | Различение глаголов по временам. | Формирование умения различать глаголы по временам. | Настоящее, прошедшее и будущее время. | Карточки с заданиями. | Развитие наблюдательности. | ||
13 15.04. | Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли. | Формирование умения подтверждать основную мысль текста фактами (примерами). | Текст. Основная мысль. Факты. | Неоконченные и деформированные тексты. | Развитие связной речи. | ||
14-15 16.04. 17.04 | Глагол. Закрепление знаний. | Закрепление знаний по теме «Глагол». | Действие предмета. Время глагола. | Плакат по теме «Глагол». | Самопроверка. | ||
16 20.04. | Контрольные вопросы и задания. | Контрольные вопросы и задания по теме «Глагол». | Глагол. Действие предмета. | Задания разного уровня сложности на карточках. | Самоконтроль. | ||
17 21.04. | Главные члены предложения. | Знакомство с главными членами предложения. | Подлежащее. Сказуемое. Словарь: лестница. | Раздаточный и наглядный материал. | Коррекция мышления. | ||
18 22.04. | Второстепенные члены предложения. | Знакомство с второстепенными членами предложения. | Главные и второстепенные члены предложения. | Карточки с предложениями. | Коррекция внимания. | ||
19 23.04. | Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам. | Формирование умения ставить вопросы от главных членов предложения к второстепенным членам. | Члены предложения. | Карточки с предложениями. | Развитие мышления. | ||
20 24.04. | Различение распространённых и нераспространённых предложений. | Формирование навыка различать распространённые и нераспространённые предложения. | Нераспространённое предложение. Распространённое предложение. | Сюжетные картинки. | Развитие связной речи. | ||
21 27.04. | Распространение предложений. | Формирование умения распространять предложения с помощью вопросов. | Словарь: победа. | Сюжетные картинки. | Развитие связной речи. | ||
22 28.04. | Знакомство с однородными членами. | Знакомство с однородными членами предложения. | Интонация перечисления. | Плакат «Однородные члены предложения». | Коррекция интонационной стороны речи. | ||
23 29.04 | Дополнение предложения однородными членами. | Формирование умения дополнять предложения однородными членами. | Словарь: однажды. | Карточки с предложениями. | Развитие связной речи. | ||
24 30.04 | День здоровья. | ||||||
25 06.05 . | Предложение. Закрепление знаний. | Закрепление знаний по теме «Предложение». | Словарь: шёл. | Деформированные тексты на карточках. | Развитие связной речи. | ||
26 07.05. | Повторение. Состав слова. | Повторение изученного по теме «Состав слова». | Корень, приставка, суффикс, окончание. | Карточки с заданиями | Самопроверка. | ||
27 08.05 | Повторение. Имя существительное. | Повторение изученного по теме «Имя существительное». | Орфограмма. Имена собственные. Род и число существительных. | Сюжетные картинки. Задания на карточках. | Наблюдения в окружающем мире. | ||
28 12.05. | Подготовка к контрольной работе | Подготовка к контрольной работе за 4 четверть. | Состав слова. Части речи. | Плакаты «Состав слова» и «Части речи». | Самопроверка. | ||
29 13.05. | Контрольная работа за 4 четверть. | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Диктант. Орфограмма. | Контрольные тетради. | Самоконтроль. | ||
30 14.05. | Повторение. Прилагательное. | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». | Признак предмета. Согласование с существительным. | Задания на карточках. | Наблюдения в окружающем мире. | ||
31 15.05. | Повторение. Глагол | Повторение изученного по теме «Глагол». | Действие предмета. | Задания на карточках. | Наблюдения в окружающем мире. | ||
32 18.05. | Подготовка к контрольному диктанту за год. | Подготовительные упражнения. | Словарные слова. Орфограммы. | Задания разного уровня сложности на карточках. | Самопроверка. | ||
33 19.05. | Годовой диктант. | Написание годового диктанта | Диктант. | Таблицы пройденных орфограмм. | Социализация. | ||
34-36 20.05. 21.05. 22.05 | Повторение. Предложение. Текст. | Повторение изученного по темам «Предложение. Текст». | Текст. Предложение. | Предложения и тексты на карточках. | Самопроверка. | ||
37 25.05. | Занимательная грамматика. | Занимательные вопросы и задания по русскому языку. | Занимательный. Увлекательный. Интересный. | Ребусы. Шарады. Кроссворды. Пиктограммы. | Воспитание интереса к предмету «Русский язык». Развитие любознательности. |
Методическая литература
(по предмету «Русский язык»)
5 класс
- Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: Просвещение, 1999.
- Аксёнова А.К. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя / А.К. Аксёнова, Н.Г.Галунчикова. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2004. – 143с.
- Бебешина Н.Н., Свириденков В.П. Развитие речи на уроках русского языка в V-IX классах вспомогательной школы. Из опыта работы. Под ред. З.Н.Смирновой. М., «Просвещение», 1978, 208с.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336с.
- Коррекция нарушений письменной речи: Учебно- методическое пособие/Под ред. Н.Н.Яковлевой. – СПб.:КАРО, 2009. – 208с. – (серия «Коррекционная педагогика»).
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Методическое пособие для учителя-логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.: ил. (Коррекционная педагогика).
- Леонович Е.Н. Учимся говорить и писать. – М.: Диктат, 1993.
- Леонович Е.Н. В мире языка и речи. – М.: Диктат, 1993.
- Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – Сб.1. – 232с.
- Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления: пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей/ И.Н.Садовникова. – М.: ПАРАДИГМА, 2011. – 279с.: ил. – (Специальная коррекционная педагогика).
- Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии».
- Журнал «Дефектология».
- Журнал «Коррекционная педагогика».
Список учебников и учебных пособий
(по предмету «Русский язык»)
5 класс
- Баханьков А.Е. и др. Толковый словарь русского языка / А.Е.Баханьков, И.М. Гайдукевич, П.П.Шуба.- М.: Парадокс, 1998. – 416с.
- Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2005.
- Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2005.
- Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2005.
- Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 4 по русскому языку. Глагол. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2005.
- Веркеенко И.В. Упражнения и проверочные задания по русскому языку: тетрадь для учащихся спец. (коррекц.) общеобр. учреждений VIII вида/ И.В.Веркеенко. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 96с.
- Волина В.В. Этимологический словарь: Популярное пособие для начальной школы.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.-96с.
- Козырева О.А. Читай! Размышляй! Пиши! : карт.- задания по рус.яз., чтению и развитию речи. / О.А.Козырева, К.А.Кутакова. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2006. -95с.
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Аквариум, 1997., 272с.
- Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь для учащихся средней школы. М. – «Просвещение», 1973.
12.Якубовская Э.В. Русский язык. 5 класс: учеб.для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова.–М.: Просвещение, 2014. – 223с.
13.Плакаты «Части речи», «Склонение имён существительных», «Склонение имён прилагательных», «Спряжение глаголов», «Состав слова», «Главные и второстепенные члены предложения», «Однородные члены предложения» и др.
14.Наглядный и иллюстративный материал к изучению словарных слов.
15.Дидактический и раздаточный материал по грамматике.
16.Иллюстрации русских художников к урокам развития речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса с родным (татарским) языком обучения
состоит из разделов: 1 пояснительная записка2 учебно-тематический план3 содержание учебного плана4 требования к уровню подготовки5 нормы оценки ЗУН6. календарно-тематический план7 перечень литера...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА ФГОС. Учитель русского языка и литературы Большакова Л.П.
рабочая программа ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе «Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий государственной итоговой аттестации по русскому языку»
Рабочая программа "Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий ГИА по русскому языку"...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа составлена на основе «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающ...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа составлена на основе «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающ...
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса (для учащихся с интеллектуальными нарушениями)
Русский язык как учебный предмет является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базо...